Полезные ископаемые уголь проект 3 класса
- Доклады и сообщения
- География
- Уголь полезные ископаемые
Уголь – полезное ископаемое, образовавшееся вследствие разложения погибших растений. Углём пользовались ещё наши предки. И до сих пор это полезное ископаемое широко используется. Образно считают, что в чёрном камне законсервирована солнечная энергия.
Виды угля
Существует три вида угля. Все они залегают пластами в недрах Земли.
1. Антрациты. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
2. Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Им топят печки, из него получают искусственный графит, жидкое топливо, краски, смазочные масла. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
3. Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Методы добычи угля
Насколько глубоко под землёй находятся пласты, напрямую будет влиять на способ его добычи. Всего два способа:
- Открытый способ применяется, когда порода находится не глубоко. Перед тем, как приступить к добыче, проводится анализ почвы на твёрдость, выясняется, насколько выветриваема почва и толщина покрывающего слоя. Отталкиваясь от этого, пригоняется техника для копания. Бульдозеры и скреперы пригоняют для вскапывания мягкого грунта. Экскаваторы и драглайны для толстого слоя. Производят взрыв мощного слоя породы.
- Закрытый способ применяют, когда уголь находится глубоко. Для добычи строят штольни и шахты. Если глубина достигает более 45 метров, строят шахтные стволы. От неё ведут штольни – горизонтальные тоннели.
Такой способ имеет две системы добычи ископаемого: длинными очистными забоями или же камерно-столбовая. Вторая система менее экономична. Первая гораздо безопаснее и эффективнее. Благодаря ей можно извлекать до 79 процентов угля и равномерно доставить его на поверхность.
Происхождение полезного ископаемого
Когда давно на нашей планете был влажный тёплый климат, в котором развивалась разная растительность. Именно из неё и образовался каменный уголь. Под мощным прессом воды, пород и песка, растительность медленно разлагалась. Вся эта масса начала затвердевать под воздействием огромных температур, после чего всё превратилось в привычный для нас каменный уголь.
Крупные месторождения угля
Угольным бассейном называют место, где залегает уголь. Во всём мире насчитывается свыше 3,5 тыс. угольных бассейнов. Суммарно площадь всех бассейнов занимает 14,9 % земной суши. Страной, в которой больше всего находится залежей угля, является США. Мировой запас там составляет 23%. Следующей страной является Россия, в которой находится около 13% мирового запас. С 11 процентами следующим третьим лидером идёт Китай. В Соединённых Штатах, Аппалачский бассейн – место, с самыми крупными залежами во всём мире. 1600 миллиардов тонн – запасы этого месторождения.
В нашей стране самым большим бассейном является Кузнецкий. Место положения – Кемеровская область. По его запасам насчитывают около 640 млрд. тонн.
Использование угля
Область использования полезного ископаемого огромна
- Из него добывают свиней, серу, ванадий, цинк.
- Его применяют в качестве топлива.
- Расходуется для выплавки металлов.
- Из угля выводятся вещества, которые необходимы для производства лаков и красок, а так же других продуктов – бензол и ксилол.
- Его сжигают и получают жидкое топливо.
На сегодняшний день, в результате хим. обработки, изготавливают более 400 различных видов промышленных продуктов.
Доклад Уголь полезные ископаемые сообщение
Природное полезное ископаемое, такое как уголь, использовали, с древних времен и по сей, день в качестве незаменимого топлива. Цвет характерный ему от черного к серо-черному, иного преобладает глянцевый блеск. Размер и форма преобладает разнообразная от мелкого размера к крупному размеру угля.
Как образуется уголь?
Начало его лежит глубоко под землей. А начало образования угля произошло из-за остатков древних растений, которые находились очень глубоко под земле, это было более 300 миллионов лет тому назад. Так как растения находились, под толстым слоем земли без поступления воздуха и на него воздействовала, довольно большая температуры, постепенно эти растения начинали приобретать вид в торфа. По истечению не малого времени, торф терял влагу и газ, и подвергался прессованию, постепенно приобретал вид и свойства угля.
Из чего состоит уголь?
В состав угля входит углерод, водород, кислород, зола и сера. Уголь хоть и выглядит довольно крепким, но являться очень хрупким и легко разбивается на маленькие кусочки. Для того чтобы уголь дошел до людей, для этого понадобиться приложить не мало усилий и времени.
В случае если уголь расположен не глубоко под землей, а можно сказать что на поверхности, то его могли, добывать на поверхности не подгружаясь, под землю. Его вывозят при помощи специальной техники. А если уголь находиться на глубине более одного километра, то в таком случае его добывают при помощи подземных шахт, где с помощью шахтеров уголь добывается и отправляется в реализацию для дальнейшего его использования по назначению.
Делая вывод, можно сказать, что такое природное ископаемое как уголь, очень ценное и нужное. Его используют в бытовых условия для отопления многих помещений, а так же государственных предприятий, а так же это ископаемое применяют в металлургии и химической промышленности. Это черное золото для человечества просто незаменимое.
3, 4, 5 класс, окружающий мир
Уголь полезные ископаемые
Популярные темы сообщений
- Краснодарский край полезные ископаемые
Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.
- Троцкий Лев
Лев Троцкий появился на свет в далеком 1879 году. Местом его рождения стало село Янковка, которое расположено в Херсонской губернии. С самого первого дня жизни он был образцовым ребенком и вырос в еврейской семье
- История денег в России
С развитием торговых отношений возникла необходимость наличия предметов обмена за товар. Причем в разных странах эти средства обмена были различными. В девятом веке на Руси самой ценной для обмена считалась пушнина. Лоскуты ткани,
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к уроку по окружающему миру “Полезные ископаемые. Каменный уголь”. 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Научный центр 3-В класса
2 слайд
Описание слайда:
1 группа – экспериментаторы
2 группа – исследователи
3 группа – иллюстраторы
3 слайд
Описание слайда:
Правила работы в группе
4 слайд
Описание слайда:
Три царевны подземного царства Виктор Михайлович Васнецов, 1884 г.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
7 слайд
Описание слайда:
Цель исследования
Изучить свойства каменного угля
Где используют каменный уголь
Как добывают каменный уголь
Проблемный вопрос
Почему каменный уголь играет большую роль в жизни человека?
8 слайд
Описание слайда:
Найди лишнее
геолог
песок гранит вода почва уголь
9 слайд
Описание слайда:
Добыча полезных ископаемых
Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.
10 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь – источник тепла и энергии
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Творческое домашнее задание
Приготовить сообщение на тему
«Как из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет»
13 слайд
Описание слайда:
Рисунки, выполненные углём
14 слайд
Описание слайда:
Спасибо за урок!
15 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
16 слайд
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-490765
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Цель: Формирование у детей представления об
угле, его добыче и применении.
Задачи:
- Дать представление об угле, как полезном
ископаемом на основе практической работы. - Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
- Закреплять умение ориентироваться в
пространстве. - Познакомить с применением угля и его отходов в
различных отраслях народного хозяйства.
Оборудование:
- карта Кемеровской области, физическая карта
России, - карта г. Полысаево, атласы,
- образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек,
образцы угля с отпечатками растений, - слайды “Каменный уголь”,
- компьютер, проектор, магнитофон.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительная беседа.
– Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете,
что лежит в этом ящике.
(Звучит магнитофонная запись)
“Миллиарды лет назад я был высоким могучим
деревом и горделиво возвышался над моими
низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье.
Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в
болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие
годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в
твердое, холодное, черное вещество и думал, что в
таком состоянии придется находиться вечно.
Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и
взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья
превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я
обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю
моему другу лекарства, чтобы он был всегда
здоров”.
– Что же лежит в этом ящике?
(ответы ребят)
– Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.
(Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий,
превращается в угольную пыль, тяжелее воды,
горит).
– Почему уголь горит?
(Деревья поглощают солнечную энергию, затем
отмирают, оказавшись в почве затвердевают и
каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит –
выделяется солнечная энергия).
(Показ образцов окаменевших деревьев и угля с
отпечатками растений)
– Каменный уголь – остатки очень больших
растений, которые росли на земле очень давно,
когда людей еще не было, а жили огромные животные
– динозавры. Остатки растений накопили
солнечную энергию, которая выделяется при
горении.
Ученик:
“Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились”.
– Как по-другому можно назвать каменный уголь?
(солнечным камнем)
– Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250
лет назад. Но многие не знали, как его применять.
Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в
кострах на улице, а в некоторых городах углем
устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.
– Как вы думаете, где применяют уголь или
угольную смолу?
(ответы ребят)
III. Чтение текста в учебнике с. 50 – 51.
IV. Просмотр слайдов “Каменный уголь” через
мультимедийный проектор. Использую кадры о
применении каменного угля в народном хозяйстве.
– Что же можно изготовить из каменного угля?
(ответы ребят)
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое
количество угля.
– Как вы думаете, изменяется ли запас угля в
недрах Земли?
(угля становится меньше)
– В какую же группу можно отнести каменный
уголь?
(Ребята должны ответить, что уголь –
невозобновляемые природные ресурсы).
– А к какой группе относится солнечная энергия?
(неисчерпаемые природные ресурсы)
V. Работа с картой и атласами.
– Найдите по физической карте России, где
добывают каменный уголь?
– Месторождения полезных ископаемых, в
частности угля, истощаются.
Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз
использованный камень не рождается на наших
глазах.
Подсчеты геологов и минерологов показывают,
что угля на всей Земле хватит при современной
добыче лет на 70.
Человечество останется без природных богатств,
если будет по-прежнему расхищать природу.
– Чем можно заменить каменный уголь?
(Солнечной энергией)
VI. Работа по карте Кемеровской области.
– Очень богата углем Кемеровская область, глее
мы с вами живем.
– Как по-другому называют Кемеровскую область?
(Кузбасс)
– А кто знает, как расшифровывается “Кузбасс”?
(Кузнецкий угольный бассейн)
– Кузнецкий уголь был открыт тобольским
казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ
Верхотомского острога.
С этого открытия и начинается история
угольного Кузбасса.
Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его
именем названы один из угольных пластов
Кемеровского рудника, улица Рудничного района г.
Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой
площади стоит памятник первооткрывателю
Кузнецкого угля.
– Найдите по карте Кемеровской области города,
где добывают каменный уголь.
(Работают 4 бригады по четырем картам).
Задание 1 бригаде: “В каких городах на севере
области добывают уголь?”
Задание 2 бригаде: “В каких городах на
востоке центральной части Кемеровской области
добывают уголь?”
Задание 3 бригаде: “В каких городах на юге
области добывают уголь?”
Задание 4 бригаде: “В каких городах на западе
центральной части Кемеровской области добывают
уголь?”
После проведенной работы бригадиры
отчитываются.
VII. Работа по карте г. Полысаево.
– Посмотрите на карту г. Полысаево.
– Какие шахты расположены в черте города?
(ответы и показ)
VIII. Дифференцированная работа.
1 группа работает
самостоятельно.2 группа работает с
учителем.(Карты разделены на квадраты. Задание на
доске.)3 квадрата – на север
3 квадрата – на северо-запад
4 квадрата – на восток
2 квадрата – на северо-восток
6 квадратов – на запад
– К какой шахте мы пришли?
(ОАО “ш. Полысаевская”)
– В каком направлении от города
находится:а) ш. “Октябрьская”
б) ш. “Заречная”
в) ш. “Сибирская”
г) ОАО “Разрез Моховский”
д) ш. “Полысаевская”
IX. Работа с использованием материалов
экскурсии на шахту “Полысаевская”
– Мы с вами были на экскурсии на ш.
“Полысаевская”, но в шахту нас не пустили, т.к.
это запрещается инструкцией.
– А кто из вас хочет побывать в шахте?
– Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
X. Рассказ ученика с использованием таблицы
“Разрез шахты”.
“Под вышкой глубокий и широкий колодец. По
колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет
шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту
кабина опускается на глубину нескольких сотен
метров. Приехали – и вперед по подземному
проспекту. Он называется – штрек.
От “угольного проспекта” отходят в сторону
“угольные переулки” – лавы. В переулках тоже
светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них
для угля дорожки – самокатки.
Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На
пути встала сплошная угольная стена. Это забой.
Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь
комбайном.
Уголь черным потоком мчится по самоходным
дорожкам в обратную сторону, к “подземному
проспекту”, к “трамвайной остановке”
Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в
вагонетки, – и едет до самого лифта. А в лифте
поднимается на-гора.
– Ребята, отгадайте загадку:
“Какой из комбайнов никогда не видит
солнышка?”
(угольный)
– Из шахты в лифте поднимаются минералы угля.
Эти минералы часто спаяны с минералами пустых
пород или с минералами рудных образований.
Необходимо отделить их друг от друга. Такой
процесс разделения минералов выполняют на
специальных обогатительных фабриках,
расположенных поблизости от шахты.
Мы с вами побывали на обогатительной фабрике
шахты “Полысаевская”. Давайте вспомним:
С чего начинается разделение угля от минералов
других пород?
(1 – отмывка угля водой и магнетитом;
2 – просеивание;
3 – обогащение;
4 – отгрузка)
– А где еще кроме шахт добывают уголь?
(на разрезах)
– Что общего между шахтой и разрезом?
– Чем они отличаются?
(при добыче угля открытым способом
видоизменяется окружающая природа)
XI. Словарная работа.
– Разрезы должны проводить рекультивацию,
т.е. должны восстанавливать почву.
– Что вы можете предложить для восстановления
почв?
(высадка деревьев, кустарников, т.д.)
– Прочитайте слова А.М.Горького:
“Человек должен устраивать свою землю так,
как он привык устраивать свой дом, свое
жилье”
XII. Обобщение.
– Давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”
– Чем хорош уголь? – Чем плох уголь? а) топливо б) электричество
в) лекарства
г) краски
д) искусственные ткани
ж) бензин и т.д.
а) разрушается почва б) не
возобновляетсяв) копоть
г) сажа
д) загрязняет атмосферу
и т.д.
XII. Рефлексия.
У вас у каждого на столе 2 шахтера (один –
улыбается, а другой – хмурится). Выберите и
покажите того, чье эмоциональное состояние вы
испытали на уроке.
XIV. Домашнее задание.
- Найти загадки про уголь.
- Нарисовать схему, как используется каменный
уголь.