Полезные ископаемые уголь газ 4 класс
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
- Доклады и сообщения
- География
- Уголь полезные ископаемые
Уголь – полезное ископаемое, образовавшееся вследствие разложения погибших растений. Углём пользовались ещё наши предки. И до сих пор это полезное ископаемое широко используется. Образно считают, что в чёрном камне законсервирована солнечная энергия.
Виды угля
Существует три вида угля. Все они залегают пластами в недрах Земли.
1. Антрациты. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
2. Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Им топят печки, из него получают искусственный графит, жидкое топливо, краски, смазочные масла. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
3. Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Методы добычи угля
Насколько глубоко под землёй находятся пласты, напрямую будет влиять на способ его добычи. Всего два способа:
- Открытый способ применяется, когда порода находится не глубоко. Перед тем, как приступить к добыче, проводится анализ почвы на твёрдость, выясняется, насколько выветриваема почва и толщина покрывающего слоя. Отталкиваясь от этого, пригоняется техника для копания. Бульдозеры и скреперы пригоняют для вскапывания мягкого грунта. Экскаваторы и драглайны для толстого слоя. Производят взрыв мощного слоя породы.
- Закрытый способ применяют, когда уголь находится глубоко. Для добычи строят штольни и шахты. Если глубина достигает более 45 метров, строят шахтные стволы. От неё ведут штольни – горизонтальные тоннели.
Такой способ имеет две системы добычи ископаемого: длинными очистными забоями или же камерно-столбовая. Вторая система менее экономична. Первая гораздо безопаснее и эффективнее. Благодаря ей можно извлекать до 79 процентов угля и равномерно доставить его на поверхность.
Происхождение полезного ископаемого
Когда давно на нашей планете был влажный тёплый климат, в котором развивалась разная растительность. Именно из неё и образовался каменный уголь. Под мощным прессом воды, пород и песка, растительность медленно разлагалась. Вся эта масса начала затвердевать под воздействием огромных температур, после чего всё превратилось в привычный для нас каменный уголь.
Крупные месторождения угля
Угольным бассейном называют место, где залегает уголь. Во всём мире насчитывается свыше 3,5 тыс. угольных бассейнов. Суммарно площадь всех бассейнов занимает 14,9 % земной суши. Страной, в которой больше всего находится залежей угля, является США. Мировой запас там составляет 23%. Следующей страной является Россия, в которой находится около 13% мирового запас. С 11 процентами следующим третьим лидером идёт Китай. В Соединённых Штатах, Аппалачский бассейн – место, с самыми крупными залежами во всём мире. 1600 миллиардов тонн – запасы этого месторождения.
В нашей стране самым большим бассейном является Кузнецкий. Место положения – Кемеровская область. По его запасам насчитывают около 640 млрд. тонн.
Использование угля
Область использования полезного ископаемого огромна
- Из него добывают свиней, серу, ванадий, цинк.
- Его применяют в качестве топлива.
- Расходуется для выплавки металлов.
- Из угля выводятся вещества, которые необходимы для производства лаков и красок, а так же других продуктов – бензол и ксилол.
- Его сжигают и получают жидкое топливо.
На сегодняшний день, в результате хим. обработки, изготавливают более 400 различных видов промышленных продуктов.
Доклад Уголь полезные ископаемые сообщение
Природное полезное ископаемое, такое как уголь, использовали, с древних времен и по сей, день в качестве незаменимого топлива. Цвет характерный ему от черного к серо-черному, иного преобладает глянцевый блеск. Размер и форма преобладает разнообразная от мелкого размера к крупному размеру угля.
Как образуется уголь?
Начало его лежит глубоко под землей. А начало образования угля произошло из-за остатков древних растений, которые находились очень глубоко под земле, это было более 300 миллионов лет тому назад. Так как растения находились, под толстым слоем земли без поступления воздуха и на него воздействовала, довольно большая температуры, постепенно эти растения начинали приобретать вид в торфа. По истечению не малого времени, торф терял влагу и газ, и подвергался прессованию, постепенно приобретал вид и свойства угля.
Из чего состоит уголь?
В состав угля входит углерод, водород, кислород, зола и сера. Уголь хоть и выглядит довольно крепким, но являться очень хрупким и легко разбивается на маленькие кусочки. Для того чтобы уголь дошел до людей, для этого понадобиться приложить не мало усилий и времени.
В случае если уголь расположен не глубоко под землей, а можно сказать что на поверхности, то его могли, добывать на поверхности не подгружаясь, под землю. Его вывозят при помощи специальной техники. А если уголь находиться на глубине более одного километра, то в таком случае его добывают при помощи подземных шахт, где с помощью шахтеров уголь добывается и отправляется в реализацию для дальнейшего его использования по назначению.
Делая вывод, можно сказать, что такое природное ископаемое как уголь, очень ценное и нужное. Его используют в бытовых условия для отопления многих помещений, а так же государственных предприятий, а так же это ископаемое применяют в металлургии и химической промышленности. Это черное золото для человечества просто незаменимое.
3, 4, 5 класс, окружающий мир
Уголь полезные ископаемые
Популярные темы сообщений
- Город Рязань
Город Рязань это не просто старый, а можно сказать, один из самых древних городов России. Он расположился на правом берегу реки Оки и входит в ближайшее кольцо больших городов, расположенных не очень далеко от Москвы.
- Бизон
На нашей планете есть очень много интересных животных. Одно из них – бизон. Где же он живет? Как он выглядит? Что кушает? Какой у него характер? С какими опасностями ему приходится сталкиваться? Есть люди, которые изучают бизонов.
- Осел (описание, чем питается, где обитает)
Домашний осел или как его по-другому называют ишаком. С древних времен, его использовали в качестве рабочей силы в хозяйственной жизни. Его до сих пор используют как средство передвижения во многих странах третьего мира,
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.
Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых результатов | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. | Уметь формулировать свойства горючих | |
метапредметные | Познавательные УУД | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | Уметь находить нужную информацию в текстах |
Регулятивные УУД | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. | Уметь работать по плану и оценивать результат | |
Коммуникативные УУД | Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. | Уметь приходить к общему решению в | |
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность. | Уметь взаимодействовать в группе в интересов, учебных мотивов |
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.
II. Проверка усвоения предыдущих знаний.
– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.
(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)
Тест. 1 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) гранит
Б) рубин
В) руда
3. Металлы – это:
А) соль, агат, базальт
Б) медь, алюминий, железо, олово
В) известняк, глина, песок
4. Из железной руды получают:
А) чугун, сталь
Б) алюминий, гранит;
В) бриллиант, малахит.
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
Тест. 2 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности
Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) олово
Б) руда
В) гранит
3. Металлы – это:
А) известняк, глина, песок
Б) соль, агат, базальт
В) медь, алюминий, железо
4. Из железной руды получают:
А) олово, гранит
Б) чугун, сталь
В) малахит, бриллиант
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!
III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают)
О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску)
– А вот ещё об одном ископаемом загадка:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)
– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)
– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые)
– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто открывает, как добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли беречь горючие полезные
ископаемые?
– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)
IV. Изучение нового материала.
1. Практика под руководством учителя.
1) Беседа. 1 минута
– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)
– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты …)
– Дополнительную информацию узнаем из учебника.
2) Работа с учебником. 2 минуты
Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)
– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф)
– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)
3) Практическая работа по группам.
Исследование свойств полезных ископаемых.
– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.
Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:
Каменный уголь
Цель работы: Исследование свойств
каменного угля, торфа, нефти.
Ход работы:
1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
органы чувств.
2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
торфа. Определите их твёрдость и прочность.
3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.
4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
свойств природного газа, занесите данные в
таблицу.
5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
напишите следующие характеристики: состояние:
твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
имеет запах, без запаха; горючесть.
Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
друг от друга?
6. Найдите на Физической карте России (форзац
учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
приготовьтесь, из предложенных карточек, на
доске и на карте показать их местонахождение.
Полезное ископаемое | каменный уголь | торф | нефть | газ |
состояние | твердое | твёрдое | жидкое | газообразное |
состав | однороден | однороден | смесь веществ | смесь веществ |
цвет | чёрный | коричневый бурый | чёрный | бесцветный |
запах | без запаха | без запаха | резкий запах | без запаха |
легче или тяжелее воды (воздуха) | тяжелее | легче | легче | легче воздуха |
горючесть | горит | горит | горит | горит |
– Проверим результаты исследования. Слайд
(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
карту вывешивают карточки-обозначения)
V. Музыкальная физминутка.
VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
полезных ископаемых.
– На какой вопрос ответили?
(Узнали о свойствах горючих полезных
ископаемых.)
Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
открывает, как добывают полезные ископаемые?)
– Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).
– Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
говорят)
– Как добывают полезные ископаемые? (Дети
могут сказать про нефтяные вышки, шахты)
– Ребята приготовили сообщенияи сейчас
подробнее узнаем о том, как добывают полезные
ископаемые и где их применяют.
Торф слайды
Презентация
Образуется на дне болот. Здесь его и
добывают. А образуется торф очень медленно – за
год всего 1 мм!
В старину торф называли “горючей землёй”.
Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
Подмосковье была построена Шатурская
электростанция, которая до сих пор работает на
торфе. Таких электростанций в России около 80.
Старинный способ добычи торфа: лопата.
Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.
Торф используется как
Каменный уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири.
Добывают уголь двумя способами: в карьерах
(открытым способом) и в шахтах (закрытый
способ).
В старину уголь добывали киркой и лопатой.
Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
дробят пласты угля. На открытых месторождениях
огромные шагающие экскаваторы сначала
срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
самосвалы.
Уголь используется как
Нефть и газ.
Огромные запасы разнообразных полезных
ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
морей добывают нефть и газ.
Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
которым они поступают на поверхность, а затем по
трубопроводам перекачиваются к местам
переработки и потребления.
Как используют
VII..Закрепление.
1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.
2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
фронтально)
– Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
способы добычи полезных ископаемых)
3 )Минутка безопасности.
– Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)
– На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
проговариваем)
– Дома напомните родителям о безопасном
использовании газа.
-А как используют нефть? (бензин , керосин,
дизельное топливо,даже духи)
– Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
как и где добывают полезные ископаемые.
4) Беседа.
– А теперь представьте себе, что на Земле
закончились все запасы горючих полезных
ископаемых? Что произойдёт?
(ответы детей)
-Что же должен делать человек, чтобы полезных
ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
и охранять)
Каким образом человек может сберечь полезные
ископаемые? (Ответы учащихся).
3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)
Как нужно беречь полезные ископаемые?
1. Экономно использовать.
2. Оберегать от пожаров.
3. Соблюдать правила перевозки.
4. Заменять по возможности искусственными
материалами.
5. Собирать металлолом и макулатуру.
- 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
руды. - 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!
– Ребята, как вы можете помочь взрослым
сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
свет, тепло в квартире, в школе; бережно
относиться ко всему,что нас окружает)
IX. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
нашей работы.
– На какие вопросы мы ответили на уроке?
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто и как открывают и добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли охранять горючие полезные
ископаемые?
– Кому сегодняшний урок был полезен?
– Какие маленькие открытия сделали?
– Что ещё захотелось узнать?
X. Домашнее задание.
-Прочитать дополнительный материал по
учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
проверочной работе по теме “Полезные
ископаемые”
– № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23
– по желанию составить кроссворд “Полезные
ископаемые”