Полезные ископаемые торф нефть 3 класс
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: ” Полезные ископаемые. Торф”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
Описание слайда:
Что такое торф?
Торф — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением отмерших частей деревьев, кустарников, трав и мхов, в условиях повышенной влажности и ограниченного доступа кислорода. Содержит 50—60 % углерода.
3 слайд
Описание слайда:
Торф по условиям образования делится на:
4 слайд
Описание слайда:
состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовательных к пище и воде.
состоит из белых мхов, пушицы, багульников и других растений, мало требовательных к пище и воде.
5 слайд
Описание слайда:
К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощи и древесные породы.
К низинному торфу относятся разложившиеся зеленые мхи, осоки, тростники, хвощи и древесные породы.
6 слайд
Описание слайда:
Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. На переходных болотах растут сфагновые и зеленые мхи (низинные и верховые), осока, пушица, багульник и др.
Переходный торф занимает промежуточное положение между верховым и низинным. На переходных болотах растут сфагновые и зеленые мхи (низинные и верховые), осока, пушица, багульник и др.
7 слайд
Описание слайда:
Добыча торфа
8 слайд
Описание слайда:
Применение торфа
Применение торфа
9 слайд
Описание слайда:
Торф под микроскопом
10 слайд
Описание слайда:
ОПЫТ № 1
Что легче торф или песок?
11 слайд
Описание слайда:
ОПЫТ № 2
Тонет ли торф?
12 слайд
Описание слайда:
Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и песка.
Вывод: торф темно-коричневого цвета, состоит из остатков полусгнивших растений, который легко можно отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и песка.
13 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-939625
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
МАОУ Селятинская сош № 2
Наро-Фоминский район Московская область
Учитель начальных классов
Афанасьева Наталья Георгиевна
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Полезные ископаемые.
УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.
Цели:
1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.
2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка проблемы на уроке:
– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.
1) Фронтальная беседа:
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
2) Работа по учебнику и тетради.
– Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.
3) Беседа.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо?
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).
Физкультминутка.
4) Практическая работа. Работа в группах.
(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)
– А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Масса.
6. Состав, однородный или нет.
7. Где можно использовать, применить.
Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.
– А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу, тетрадь стр. 26, № 3.
Проверка.
4. Добыча полезных ископаемых.
1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием.
2) Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;
в шахте – уголь, руду;
в скважине – нефть, природный газ.
3) Словарная работа: месторождение, геолог.
4) Работа в тетрадях (с. 28 № 5).
5. Работа с картой.
Посмотрите на карту Московской области. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).
6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).
7. Закрепление изученного материала. (Можно провести разными вариантами, в зависимости от оставшегося времени на уроке).
Можно дать вопросы по группам.
1) – С чем мы познакомились на уроке?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– На какие группы делятся полезные ископаемые?
– Где их применяют?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Проверка ответов.
3) Можно дать группам задания повышенной сложности.
Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.
* Можно дать одинаковое количество времени на работу. Это хороший соревновательный игровой момент на уроке. За каждый правильный ответ команда получает балл. Максимально можно получить 5 баллов.
Задание на отдельных листах для каждой группы:
Найди ошибки в следующих утверждениях.
- Большинство полезных ископаемых жидкие.
- Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
- Нефть добывают в карьерах.
- Как удобрение для растений используется каменный уголь.
- Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.
Ответы:
- Жидкие твёрдые
- Хранят залегают
- В карьерах в недрах земли
- Каменный уголь торф
- Биологи геологи
8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:
– Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
– А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?
9. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
- Доклады и сообщения
- География
- Нефть – полезное ископаемое
Становление, а также развитие нашего общества зависит от многих вещей. Конечно, не обходится и без добычи полезных ископаемых, которые люди научились добывать благодаря долгому и кропотливому процессу. Самым ключевым энергетическим источником на нашей планете Земля является такое полезное ископаемое, как нефть. Наверное, нет ни в одной стране отрасли промышленности, в которой бы не использовали и не применяли нефтяную продукцию. Роль нефти в жизни многих стран достаточно велика.
Сама по себе нефть – это полезное ископаемое, располагающееся глубоко в недрах Земли. Нефть представляет собой горючую масляную жидкость. Ее залежи можно обнаружить только при помощи специальных установок и приспособлений. Даже сегодня это самое важное топливное сырье по всему миру. Нефть имеет свой цвет, и даже запах. Она может быть как светло-желтая, так и темно-коричневая. Встречается еще бесцветная, и даже черная нефть. Смотря сколько в состав нефти, входит кислорода, серы и азота, ее запах может быть похож на запах мазуты или солярки. Чаще всего нефть добывают с помощью буровых установок, но бывает такое, что в некоторых местах нефть пробивается через поверхность, это получило название нефтяной источник.
Самый важный показатель, которым должна обладать нефть – это ее плотность. Чем легче нефть, тем больше она имеет ценность. Кроме этого у нефти есть своя температура кристаллизации, определенная вязкость и даже электропроводимость. Специалисты отнесли нефть к ресурсам, которые не возобновляются. Всего несколько стран, которые могут похвастаться месторождениями нефти на их территории. В первую очередь это Саудовская Аравия, Иран, Канада и Ливия. На восьмом месте будет находиться Россия. Сложного процесса занимает добыча нефти. Всего существует несколько видов добычи нефти. В том случае, если нефть под собственным давлением поднимается на поверхность земли, специалисты устанавливают там насосы и выкачивают ее.
Добытая нефть проходит специальную переработку. Ее очищают от воды, газов и других пород путем очень сложных операций. Оказываются, имеются сведения, что нефть использовали еще древние люди. Сегодня без нее очень трудно обойтись. Это очень важное полезное ископаемое, благодаря которому продолжает держаться экономика в мире.
Доклад-сообщение Нефть – полезное ископаемое
Нефть – полезное ископаемое, которое, является невозобновляемым. Это жидкая маслянистая смесь черного цвета, которая залегает в подземных резервуарах на глубине 5-6 километров.
По предположениям ученых, нефть образовалась миллионы лет назад. Однако, точно сказать, как она сформировалась – сложно. Есть два мнения по этому поводу. Одни считают, что нефть формировалась из останков древних животных и растений. Эту теорию выдвинул М.В.Ломоносов. Д.И.Менделеев считал, что нефть получается в результате химических реакций в недрах Земли.
Еще несколько сотен лет назад основным источником топлива для масляных фонарей и других вещей, которым для работы требовался огонь, служил китовый жир. Каждый месяц китобои выходили в море и убивали китов, собирая их жир и продавая как ценное топливо. С каждым годом популяция китов все больше уменьшалась и их находили все реже и реже. Они могли навсегда исчезнуть с лица Земли, если бы люди вовремя не отыскали нефть, которая полностью изменила жизнь цивилизации.
Сейчас из нефти делается практически все, что нас окружает. Это не только бензин и керосин. Из продуктов переработки нефти делают пластмассу, а это детские игрушки, садовая мебель, корпуса мобильных телефонов и компьютеров и еще много чего разного. Подумайте сами, что еще делается из пластмассы?
Кроме того, из продуктов переработки нефти делается битум, который используется в дорожном строительстве. А знаете ли вы, что из нефти получается резина? А это не только школьный ластик, но и покрышки автомобилей, шасси самолетов, различные уплотнители и много всякой всячины!
Нефтепродукты применяют в медицине, сельском хозяйстве, строительстве. Из продуктов нефтепереработки делают так же ракетное топливо, на котором космические корабли взлетают в космос. Страшно представить, но из нефти уже научились делать даже продукты питания!
Из-за универсальности этого сырья цена на нефть достаточно высока, поэтому люди называют ее «черное золото». А такая универсальная нефть потому, что в ней содержится около 1000 различных веществ, которые можно использовать по их назначению!
Самая богатая по запасам нефти страна – Саудовская Аравия. Далее идут Канада и Иран. Россия занимает лишь 8 место в этом списке, хотя наша страна одна из самых продающих нефть.
Нефть разделяют на три различных типа – легкую, среднюю и тяжелую. Все они отличаются своей плотностью. Чем плотнее она – тем качественнее.
Добыча нефти – сложный процесс. После того, как бурят скважину, нефть начинает фонтаном бить наружу. На этом месте ставят нефтяную вышку и качают нефть. Затем, когда напора не хватает, в нефтяную скважину ставят насос, который начинает выкачивать нефть принудительно, опустошая резервуар. Далее нефть нагревают, она становится более жидкой. Так выкачиваются последние остатки нефти из резервуара.
Далее идет переработка нефти. Это сложный процесс, которым руководят химики и физики. Нефть сначала очищают от газов, воды и разных примесей, а затем доставляют на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее получают необходимые продукты.
Нефть не пропускает через себя кислород. Это бывает опасным, если ее разлить в океане во время транспортировки. «Черное золото» растекается тонкой пленкой по поверхности моря, не пропуская кислород, которым дышат рыбы и они умирают. Работая с нефтью, нужно соблюдать много мер предосторожности.
И, тем не менее, открытие нефти человечеству дало возможность сделать колоссальный рывок вперед. Теперь отказаться от ее добычи невозможно, потому что без этого сырья дальнейшее развитие Цивилизации на данный момент невозможно. Поэтому надо помнить, что это невосполнимый ресурс и надо экономно и бережно относиться к нему.
3, 4 клас окружающий мир, кратко
Нефть – полезное ископаемое
Популярные темы сообщений
- Обитатели океана
Довольно сложной системой в мире является океан. Именно в нем взаимодействует солнце с землей, а воздух с водой. В океанских водах живет столько всего интересного. Жизнь в океане идет своим чередом, не подвластным никаким законам.
- Ель
Ель относится к семейству сосновых. Это – вечнозеленое дерево, символ Нового Года. Ель может вырастать в высоту до пятидесяти метров, а жить до трехсот лет. В США растет ель, возраст которой – восемьсот пятьдесят два года.
- Город Якутск
Якутск – это столица Якутии. На якутском языке название города звучит как «Дьокуускай». Это крупнейший среди городов, находящихся на территории многолетней мерзлоты.