Полезные ископаемые текст для 4 класса

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Окружающий мир
4 класс. 1 часть

   
   

  • По карте определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.
  1. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
  2. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.
  3. Результаты работы представьте классу. Выслушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Полезные ископаемые текст для 4 класса

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Торф

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Полезные ископаемые текст для 4 класса

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички…

Уголь

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Полезные ископаемые текст для 4 класса

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Полезные ископаемые текст для 4 класса

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Гранит

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Полезные ископаемые текст для 4 класса

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Полезные ископаемые текст для 4 класса

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Известняк

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

Полезные ископаемые текст для 4 класса

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?

Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Странички для любознательных

Памятники Санкт-Петербурга

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Источник

Образовательные
цели:

1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.

Воспитательные
цели:

1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.

Ход урока

1.
Постановка цели урока

– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

– Какие вы полезные ископаемые знаете?

– Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.

Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.

Полезные
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.

– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные
полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

Приложение
1

– Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Песок.


О песке нам расскажет…

Во
что превращается полевой шлам и слюда?

В
глину.


О глине нам расскажет…


Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.


Об известняке нам расскажет…

В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.

О железной руде расскажет…

Приложение 2


Кто же добывает полезные ископаемые?


Прочитаем о геологах.


Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.

О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…

– По опорному листку расскажет…

Приложение 3

В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

– О нефти расскажет…

– По ЛОС расскажет…

Приложение 4

Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Физкультминутка

Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.


Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

гранит

песок

глина

известняк

к
рудным полезным ископаемым?

железная
руда

и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?

каменный
уголь

нефть.


Физкультминутка


Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)

2.
Викторина

– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

Приложение 5

3.
Кроссворд

Отгадаем кроссворд

Приложение 6

По горизонтали

1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.

5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

По
вертикали

1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

4.
Беседа по прочитанному

– Для чего добывают полезные
ископаемые?

Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

– Прочитаем об этом на с.51 …

Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

5. Письменный опрос

а)
Тест «Полезные ископаемые».

Приложение
7

На листочках у детей.

1.
1)
2)
3)

2.
1)
2)
3)

3.
1)
2)
3)

4.
1)
2)
3)

5.
1)
2)
3)


Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

Проверка с доски

– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?

– Молодцы!

б)
Фронтальный письменный опрос.

– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.

2 вариант – свойства нефти и железной руды.

На листочках

1 вариант.

каменный уголь: 1, 4, 5,
7

песок: 2, 4, 6,10, 9;

2
вариант.

нефть:
1, 3, 8,11

железная
руда: 2, 4, 5, 14.

6. Составление таблицы

На парте полезные ископаемые.


Показывают образцы полезных ископаемых.

– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.

(показывают гранит)

Как называется это полезное ископаемое.

Основные его свойства?

(зернистый, твердый и прочный)

– Где используется?

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).

Каменный уголь

– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.

Нефть

– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.

Железная руда

– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.

– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

Песок

– В виде крупинок, сыпучий.

– Дороги, стекло.

(Приложение 8, Приложение 9)

7. Итог

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

Источник