Полезные ископаемые строительные материалы 4 класс

Автор: учитель начальных классов Зубова О.А.

Учебник: О.Т.Поглазова «Окружающий мир», часть1.-Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2014г.

Тема урока:Строительные материалы и их использование в народном хозяйстве.

Учебная: сформировать у учащихся представление о роли строительных полезных ископаемых, их применение и использование.

Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умение думать и размышлять, умения работать в группе.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, расширять кругозор обучающихся, прививать навыки самостоятельной работы.

– умение определять успешность своего задания.

– умение обобщать и классифицировать по признакам.

– умение слушать и понимать других;- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– умение оформлять свои мысли в устной форме.

Предполагаемый результат: к концу урока дети должны осознать значимость полезных ископаемых для жизни человека

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями, дополнительный текст, коллекция минералов.

Оборудование: образцы горных пород, проектор, презентация «Строительные материалы и их использование в народном хозяйстве».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Оргмомент.

Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

Настраиваются на урок, рисуют свое настроение.

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и мотивация познанию нового.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Мы о ней уже многое знаем,а о чем будем говорить сегодня, узнаете прочитав запись на доске.

Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее – горы, равнины, овраги.
На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) – ?

– Прочитайте внимательно текст. Как вы думаете, о чем идет речь?
– Что же нам предстоит выяснить сегодня?
– А что является богатствами, находящимися в недрах Земли?
– Что называют полезными ископаемыми?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Отвечают на вопросы

О нашей планете; о планете Земля…

Что находится в недрах Земли; о ее богатствах…

Полезные ископаемые

ПознавательныеУУД: поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные УУД

Строить высказывание в устной форме

 Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу.

3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока.

(7 минут)

1.Прочитайте слова на слайде.

железная руда

глина

медная руда

песок

геолог

гранит

алюминиевая руда

известняк

оловянная руда

– Все ли слова вам знакомы?
– Какое слово вы считаете лишним и почему? Кто такой геолог 

– Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?
Что объединяет слова первой группы?  На прошлом уроке мы познакомились с рудами металлов и узнали, что их замечательные свойства широко используют люди в промышленном производстве.

-А вот полезные ископаемые второй группы используются в других целях. Где можно использовать эти полезные ископаемые?

-Давайте попытаемся сформулировать тему урока, над которой будем работать?

-Какие учебные задачи вы бы хотели решить по этой теме?

-Значит наш сегодняшний урок будет не совсем обычным -это будет урок поисков, исследований и открытий. А мы с вами будем геологами, которые будут работать в группах, изучая свойства строительных полезных ископаемых

Высказывают свои предположения.

Геологи – люди, остальное – полезные ископаемые

Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых

(В результате работы на доске получается такая таблица)

железная руда                            песок

алюминиевая руда                    глина

медная руда                               известняк

оловянная руда                         гранит

руды металлов

Машины, механизмы

В строительстве

Строительные полезные ископаемые

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Совместное открытие знаний.

Проблемная ситуация

(10 минут)

-Посмотрите, перед вами шкатулка. Как вы думаете, какие богатства в я в ней приберегла для вас?

-Я загадаю вам загадки, а вы найдете в ней отгадки..

Загадки о полезных ископаемых

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок)

***

Если встретишь по дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

Он очень прочен и упруг,

Строителям надѐжный друг;

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

***

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещѐ он есть в цементе.

Сам он удобрение. (известняк)

***

-Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь предмет, который вы достали из шкатулки станет предметом вашего исследования.

С древних времен и до наших дней широко используют свойства строительных полезных ископаемых.

 – А вы знаете, для чего используют глину и песок?

– Какие свойства гранита используют строители?

Украшения

песок

глина

гранит

известняк

Делают вывод

Посуду, кирпич, дома

Прочность

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме

Практическая работа

– Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

– Кстати, кто такие исследователи?

– А можем ли мы назвать себя исследователями?

– Так что же будет предметом нашего исследования?

– А могут ли строители обойтись без этих строительных полезных ископаемых?

Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства и самостоятельно добывать информацию  на страницах учебника.с.88-91

Работаем по плану

1. Название, где добывают.

2. основные свойства.

3. Использование.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

-В вашей таблице должен быть записан предмет, представленный на демонстрационном  столе.

Каждая группа заполняет исследовательскую таблицу.. – Перед вами  коробка с материалами, информационные листы, инструкционные карты. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской  работе.

На исследования вам отводится 10 мин.

В результате вашего исследования у вас должна получиться таблица с заполненными графами. После этого  вы сможете сделать вывод о свойствах и применении в народном хозяйстве.

Отчет групп

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

Да, можем

Строительные полезные ископаемые

Узнаем

Работают в группах, читают материал в файлах, заполняют таблицу.

Приходят к выводу о необходимости строительных полезных ископаемых.

Познавательные УУД

Обобщать и классифицировать по признакам.

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Физминутка

(3 минуты)

Мы геологами станем 
Да? – да! ( хлопок над головой). 
Будут все гордится нами. 
Да? – да! ( хлопок над головой). 
Что ждет нас впереди? 
Высокая гора (показывают руками), 
Бурная река (показывают руками) 
Ее не обойдешь (топают ногами), 
Ее не проплывешь (плывут), 
Ее не пролетишь (крылья), 
Надо напрямик. 
Все мы сможем, все сумеем 
И своей достигнем цели. 
Да? – да! ( хлопок над головой). 

Выполняют действия за учителем

5. Применение знаний и умений.

(5 минут)

Помимо исследований, которые вы провели в группах свою работу проектную работу провела и Землянская В.Тема её работы «Глина и песок – это полезные ископаемые?»

-Какие ещё проекты подготовлены в группах

Наверное, если вы знаете какие полезные ископаемые есть на нашей Земле, то уж точно назовете, что добывают в нашем крае?

– Какие строительные полезные ископаемые есть в Ставропольском крае? – Как их используют?

 – В кладовой земли Ставропольской хранятся кварцевый песок, пресная вода, нефть, газ. Всего в крае выявлено около 300 месторождений полезных ископаемых. Самые ценные – это строительные материалы, их доля от всех подземных богатств около 42%. На втором месте – нефть и газ – 38%, причем львиная доля из них приходится на нефть – 32%. По 10% в потенциале Ставрополья занимают: титан, цирконий, стекольные пески, минеральные и теплоэнергетические воды.

Одним из главных природных богатств Ставрополья являются минеральные воды. Их целебные свойства принесли мировую известность городам – курортам Кавказских Минеральных Вод

– Скажите, что мы можем сделать, чтобы запасы полезных ископаемых не исчезли?

Выступает с проектом

Называют свои работы

Рассказывают и называют как используют

Бережно использовать

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Закрепление. Самостоятельная работа.

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку-тест для самостоятельной работы.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проекту. Команды называют ответы поочередно).

– А теперь переверните листы  и закрасьте свой « драгоценный камешек знаний» красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

А в заключении нашего урока я предлагаю Вам поиграть.
Игра: «Какое полезное ископаемое лишнее?» Почему?

Глина, песок, гранит, каменный уголь, известняк.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Минералы однородны по своему строению, а горные породы нет.

Прочность, пластичность, плавление.

Каменный уголь, железная руда, золото.

Оценивают свою работу

каменный уголь

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Итог урока, рефлексия.

(5 минут)

Над какой темой мы с вами работали?

Какие строительные полезные ископаемые запомнили?

-Что нового для себя узнали?

-Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Наш урок исследований завершен благодарю всех за хорошую работу.

– Нарисуйте свое настроение и покажите мне смайлики.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Д/з (2 минуты)

Учебник с. 88-91, р.т. с. 36, №1,3.

По желанию составить кроссворд на тему «Строительные полезные ископаемые».

Записывают задание

Источник

Урок окружающего мира по теме: «Строительные полезные ископаемые»

4 класс (разв.система  Л.В.Занкова)

ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности.
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
А что же мы о ней уже знаем? И о чем будем говорить сегодня?
Учитель открывает запись на доске.

Это планета Солнечной системы.
Имеет шарообразную форму.
Окружена воздушной оболочкой.
Поверхность ее – горы, равнины, овраги.
На поверхности – вода, почва, растительность, животные, люди.
Внутри (в недрах) – ?

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

– Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идет речь?
( О нашей планете; о планете Земля…)
– Как вы озаглавите текст? ( Земля). (на доске высвечивается  слово “Земля)”.
– Что же нам предстоит выяснить сегодня? (второй ?)
( Что находится в недрах Земли; как она устроена; что у нее внутри есть ядро, о ее богатствах…)
– А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые).
(высвечивается словосочетание “Полезные ископаемые”).

-Какие учебные задачи вы бы хотели решить по этой теме?
-Обратимся к словарю (дети читают термины по карточкам на доске).

железная руда

глина

медная руда

песок

геолог

гранит

алюминиевая руда

известняк

оловянная руда

– Все ли слова вам знакомы?
– Какое слово вы считаете лишним и почему? (Геологи – люди, остальное – полезные ископаемые). ?СЛОВАРЬ (Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых)
– Оставшиеся слова распределите на  две группы. Догадались, по какому признаку?
(В результате работы на доске получается такая таблица)

железная руда                            песок

алюминиевая руда                    глина

медная руда                               известняк

оловянная руда                         гранит

– Что объединяет слова первой группы?  На прошлом уроке мы познакомились с рудами металлов и определили, что в нашей стране есть рынок металлов, получаемых из руд и необходимых в промышленности. (показ контурной карты ? на Урале, в Сибири ).

-А вот полезные ископаемые второй группы являются представителями другого рынка полезных ископаемых. Какого? 

– Сегодня вы представляете 4 фирмы по добыче и переработке полезных ископаемых, представленных во второй группе. Наши гости-это представители нового рынка ( как он называется придется определить в дальнейшей работе), которым для бизнеса необходимы качественные  песок, глина, известняк, гранит.

-Какую учебную задачу мы ставим на урок?

III. Выявление места и причины затруднения.

– Работать мы будем в группах.  Каждая группа-фирма – это маленькая исследовательская лаборатория.

-Руководители каждой группы выберите для своей фирмы П.И. (жеребьевка по карточкам).

-Ваша фирма должна  убедить представителей нового рынка в качестве полезных ископаемых?

-Где возникло затруднение? Почему оно возникло?

IV. Построение  проекта выхода  из затруднения.

-Как  выйти  вашим фирмам  из затруднения?

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью информационного листа.

-Руководители фирм возьмите информационные листы.

(Фронтальное ознакомление с информационным листом)

1)Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

2)Исследование свойств П.И.

3) Добыча П.И.

4) Применение П.И.

5)Заполнение таблицы в нетбуке.

V. Реализация  проекта  выхода  из затруднения.

-Сможете  реализовать пункты плана? (нет, нет образцов, приборов, материалов)

(Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся.   Оформление результатов – таблица.)

Название полезного ископаемого

Свойства полезного ископаемого

Добыча полезного ископаемого

Применение полезного ископаемого

– Перед вами  коробка с материалами, информационные листы, инструкционные карты. Ознакомьтесь с ними и приступайте к исследовательской  работе.

(Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом,  осуществляют  исследовательскую работу: изучают свойства полезных ископаемых, способ добычи, использование, оформляют  результаты своей работы.)

VI. Включение в систему знаний.

  Презентация каждой группы.

– Расскажите о результатах своей работы.  Где можно использовать ваше полезное ископаемое?

-Итак, наши гости, представителями какого рынка оказались? (рынка строительных полезных ископаемых)

-Какое из строительных полезных ископаемых оказалось самым важным? (все важны)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Как вы думаете, что можно считать продуктом нашего урока? (таблицы,  знания, полученные на уроке)

-Подумайте,  если вы будете экскурсоводами на рынке строительных ПИ, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате-ПИ. Если уверены -– покажите зелёный цвет, сомневаетесь – жёлтый, не сможете – красный.

? Домашнее задание. Подготовить материалы для экскурсоводов, проводящих экскурсию по нашей выставке, найти загадки о полезных ископаемых.

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь – проводит опыты;

    оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

  1. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
  1. Рассмотрите образец  гранита. Определите,  какого цвета и из чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

 _____________ ___________________________________

  1. Определите твёрдость гранита.

                –  Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

                –  Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

                –  Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

                   только след от гвоздя.  

                Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

  1. Проверьте  прочность.  

      Заверните кусочек гранита в бумагу, ударьте  по нему молоточком. Сделайте выводы.   Подчеркните и запишите в таблицу.

                хрупкий     или      прочный

  1. Определите, гранит легче или тяжелее воды.

              –  Опустите кусочек гранита в стакан с водой.

               – Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

                 (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

                                легче воды     или      тяжелее воды

3. Откройте конверт №1. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         – Мы исследовали………………………. .

         – Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         – Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь– проводит опыты;

    оформитель– записывает  полученную информацию;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

  1. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.
  1. Высыпьте песок  и глину из стакана на лист бумаги. Что вы наблюдаете? Сделайте выводы. Подчеркните

          песок                                                               глина

плотный или рыхлый                                    плотная или рыхлая

прозрачный или непрозрачный           прозрачная или непрозрачная

 сыпучий или вязкий                                     сыпучая или вязкая

2)Рассмотрите песок и глину под микроскопом. Определите их цвет. Сделайте выводы.

Песок  ___________________, глина__________________________.

3)Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая?  Смочите малым количеством воды образцы глины и песка. Разомните песок и скатайте  шарик.  Разомните глину и скатайте шарик.  Сделайте выводы. Подчеркните нужное.

                                                   песок

 Плохо сохраняет форму          или       можно придать любую форму

                                                  глина

Плохо сохраняет форму         или         можно придать любую форму

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи песка и глины.

5. Прочитайте в информационном листе о применении песка и глины, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         – Мы исследовали………………………. .

         – Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         – Добывают в ( карьер, шахта)

Инструкционная карта.

1. Распределите роли в группе:

    чтец  – читает инструкционную карту;

    исследователь – проводит опыты;

    оформитель – записывает полученную информацию в таблицу;

    докладчик – выступает с отчётом о своей работе.

        2. Исследуйте свойства полезного ископаемого по плану.

1) Рассмотрите образец  известняка. Определите,  какого цвета и из чего состоит. Запишите на листе и в таблицу.

 _____________ ___________________________________

2) Определите твёрдость известняка.

                –  Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

                –  Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

                –  Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден

                   только след от гвоздя.  

                Запишите на листе и в таблицу______________________________ .

3) Проверьте  прочность.  

      Заверните кусочек известняка в бумагу, ударьте  по нему молоточком. Сделайте выводы.   Подчеркните и запишите в таблицу.

                хрупкий     или      прочный

4) Определите, известняк  легче или тяжелее воды.

              –  Опустите кусочек известняка  в стакан с водой.

               – Определите, он плавает на её поверхности или тонет?

                 (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

                                легче воды     или      тяжелее воды

3. Откройте конверт. Выберите значок полезного ископаемого.

4.  Прочитайте в информационном листе о способе добычи гранита.

5. Прочитайте в информационном листе о применении гранита, используя пометы.

6.Соберите весь подготовленный материал, разместите его в таблице.

7.Подготовьтесь защитить свою работу по плану:

         – Мы исследовали………………………. .

         – Имеет свойства………………………….

         -Применяют в ………………………..

         – Добывают в ( карьер, шахта)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  ЛИСТ

ГЛИНА И ПЕСОК

Применение песка: песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым. Из стекла делают стеклянную посуду, стеклянные изоляторы (ролики) на столбах, стеклоткань для обмотки теплоизоляции на трубах теплотрасс, стекловату – хороший изолирующий и утепляющий материал, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номера домов). Из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона, незаменим в строительстве дорог.

  1. Применение глины. С глубокой древности люди широко применяли глину, используя ее пластичность. Из нее делали посуду для хранения зерна и других продуктов, так как корзины из прутьев неплотны и плохая защита от мышей. Дети и взрослые лепили из глины игрушки, но даже высушенная глина была очень непрочной…Но однажды, сейчас мы не можем сказать кто, но каким-то образом (скорее нечаянно) обломок глиняной посуды или изделие из сырой глины попало в огонь костра – после, разгребая костер, люди наткнулись на этот обломок, он не сгорел – нет – он стал красным, но главное  – прочным. Это было открытие. С тех пор люди изделия из сырой глины сушили, а затем обжигали на жарком огне, получая прекрасную посуду, в которой можно варить пищу. Кроме того люди применяли глину при строительстве жилища, особенно там, где не было леса. Жилище делали из веток, а затем обмазывали глиной. Если жилище было из камней – их скрепляли глиной, ей же смазывали отверстия и трещины. Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома. Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго (200-300 лет). Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару. Глиняные трубы применяются для стока воды, орошения и осушения полей. Из белой глины делают фарфоровую посуду, изоляторы, облицовочную плиту.
  2. Добыча песка. Мы часто встречаемся в жизни с песком. Но почти никогда не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита – образуются песчинки. Песок есть везде, но его мало, проходят годы, столетия – вода ручьев, рек переносит песок и откладывает его на дне рек и по ее берегам (пляжи и косы) у берегов морей. Так образуются скопления песка – месторождения. Залегают они обычно глубоко – поэтому песок добывают, открыто в карьерах экскаваторами или со дна рек плавучими экскаваторами – землечерпалками.
  3. Добыча глины.         Месторождения глины образует текучая вода, принося  с собой глину. Обычно из глубокого потока сначала оседает песок – он тяжелее, а глину вода уносит немного дальше, и она оседает, образуя скопления. Глину, как и песок, добывают в карьерах экскаваторами.

Карьер – это открытый котлован.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ГРАНИТ

1.Применение гранита. Гранит в далеком прошлом использовался повсеместно. Из гранита изготавливались архитектурные сооружения. Всем известны средневековые гранитные замки в Европе. А чего стоят древние величественные китайские храмы из гранита! С самых древних времен гранит считался символом могущества. Сейчас  гранит весьма популярен. Ведь гранит является символом вечного дыхания природы, он теплый и живой. Гранит является одной из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно. Гранит никогда не стареет, не теряет своего внешнего вида, практически не загрязняется. Кроме того, гранит совсем не пропускает влагу и имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он хорош для мощения как внутри помещения, так и снаружи. Гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. Используется для изготовления памятников.

2.Добыча гранита. Гранит добывают из недр земли, на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов. Производят взрыв, затем экскаваторы подбирают куски гранита, дробильные машины измельчают его в щебенку, отправляют на завод, где обрабатывают.

Источник