Полезные ископаемые смоленской области презентация для 3 класса

Слайд 2

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Цели урока: продолжить знакомство с полезными ископаемыми, с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; воспитывать бережное отношение к природе; учиться экономно использовать богатства нашей планеты.

Слайд 3

Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? Проблема.

Слайд 4

Фронтальный опрос по изученному материалу. – Что такое полезные ископаемые? – Какие по свойствам бывают полезные ископаемые? – Для чего добывают полезные ископаемые?

Слайд 5

Добыча полезных ископаемых Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Отыскивают месторождения геологи.

Слайд 6

Каменный уголь Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

Слайд 7

Как добывают каменный уголь Уголь добывают в шахтах. В открытых котлованах- карьерах. Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

Слайд 8

Железная руда Выплавляют сталь и чугун, а из них делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин и многое другое.

Слайд 9

ЧТО ИЗГОТАВЛИВАЮТ ИЗ СПЛАВОВ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД? Алюминиевая кастрюля Стальные ножницы Чугунная сковорода Медный таз Серебряные монеты Золотое кольцо

Слайд 10

Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах , по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры .

Слайд 11

Чтобы извлечь из-под земли нефть, люди строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.

Слайд 12

НЕФТЬ Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски , лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей

Слайд 13

Природный газ – очень хорошее топливо. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Слайд 14

ПЕСОК ИЗВЕСТНЯК ГЛИНА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Глину формуют и обжигают – получается кирпич. Известняк используется в строительстве , мелом пишут в школе. Песок используют в строительстве , для изготовления стекла .

Слайд 15

Неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, специальных пил, взрывных устройств, мощных водометов. Так добывают песок, глину, гранит, известняк. Перевозят по железным дорогам в вагонах. КАК ДОБЫВАЮТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

Слайд 16

На территории нашего села идёт добыча песка открытым способом с помощью экскаваторов.

Слайд 20

Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли. Добывать природные богатства становится всё труднее. Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места. Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти. Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!

Слайд 21

1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Слайд 22

Рефлексия Обобщение знаний. Много еще полезных ископаемых на земле. Одни учеными изучены хорошо, другие еще изучаются. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

Слайд 23

Домашнее задание Учебник стр. 48-52.

Слайд 24

Презентацию выполнила Учитель начальных классов МКОУ « Удобенская СОШ» Нестерова Наталья Владимировна

Источник

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Гайдаржийская Татьяна Александровна, первая категория, МБОУ СОШ №15 г. Смоленска

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Учебник (УМК): А.А. Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: Полезные ископаемые Смоленской области

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

познавательными УУД:

  • выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащихся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с основными полезными ископаемыми Смоленской области.

Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить детей с полезными ископаемыми Смоленской области, их некоторыми свойствами, способами добычи, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Развивающая:

  • коррекция произношения, формирование навыков употребления слов в соответствии с их лексическим значением, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие зрительной памяти, ассоциативной памяти, мышления детей, развитие моторики пальцев рук, учить сравнивать, обобщать, развивать умение выделять главное, развивать познавательную активность детей.

Воспитывающая:

  • прививать понятие о необходимости бережного отношения к природе,

  • воспитывать толерантность, самостоятельность, преодоление замкнутости, чувство коллективизма.

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

повторить ранее изученный материал

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса:

Фронталь-ная индивиду-альная

1.Проводит беседу о том, что знают о важности полезных ископаемых.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Делятся мнениями на поставленную проблему

2. Нахождение значков полезных ископаемых на карте.

3. Формулируют и задают вопросы.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

• организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

Регулятивные УУД:

планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

• организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная, индивидуальная

1. Сообщает 1 часть информации по теме урока

2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.

3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает схему для изучения полезных ископаемых.

4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.

1. Слушают новый материал.

2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.

3. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

Читайте также:  Потери полезных ископаемых при их разработке

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

Практический этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Групповая, фронталь-ная

1. Дает изображение первого полезного ископаемого.

2. Помогает вспомнить название данного полезного ископаемого.

3. Коррекция действий учащихся.

4. Задает вопросы о результатах исследования

1. Выполняют задания,

2. Сообщают о результатах.

3. Полученную информацию оформляют в соответствии с заданной схемой.

4. Отвечают на поставленные вопросы

Предметные УУД:

Различать полезные ископаемые, знать их свойства и применение. Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, высказывание

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому обучающемуся выполнить тест

3. Организация обмена мнениями обучающими о работе на уроке

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

  1. Выполняют тест

  1. Высказывания обучающихся

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

Выполнять задания в тесте

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Дата: Подпись учителя:

Ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел звонок, дружок!

Пригласил нас на урок.

Вы тихонечко сидите,

На учителя глядите.

Мы начинаем нашу работу, и помните, рядом с каждым из вас надежные друзья, которые поддержат вас в любую минуту и с удовольствием разделят ваши радости.

И я всегда помогу вам в вашем нелегком деле – учёбе.

Обучающиеся готовы к началу работы.

Этап повторение

А сейчас мне понадобится ваша помощь.

Мы начинаем урок…

Это урок, на котором мы….

На прошлом уроке мы вели речь о…

И познакомились с их…

Проверим, как вы запомнили условные обозначения полезных ископаемых

Обучающиеся продолжают фразу

– окружающего мира

– изучаем окружающий нас мир

– полезных ископаемых

– условными обозначениями

Дети по очереди выходят к доске и соединяют значок полезного ископаемого с его названием.

Этап актуализация знаний.

Учитель читает сказку о споре полезных ископаемых

– Кто спорил в этой сказке?

– А почему они затеяли этот спор?

– О чем шла речь в споре?

– Какова будет тема нашего урока?

– А если вспомнить, что мы на уроке окружающего мира сейчас работаем над разделом…

– то тема урока будет звучать…

– Все ли названные полезные ископаемые можно встретить у нас в области?

– Как узнать какие?

– Итак, в ходе нашей работы над темой мы должны будем выяснить…

Слушают

Ответы обучающихся

Высказываются о своих целях

– наш край

– полезные ископаемые Смоленской области

Работа с картой

– свойства полезных ископаемых и их применение в хозяйственной деятельности человека.

Этап изучения нового

материала

  1. Рассказ учителя о полезных ископаемых Смоленской области.

  2. Распределение полезных ископаемых по группам в зависимости от их назначения.

– Я приглашаю вас в геологическую экспедицию.

Слушают

Физпауза

По дорожке шли, шли

Много камушков нашли.

Сели, собрали

И дальше пошли.

Выполняют упражнение

Практический этап

– В нашей экспедиции снаряжение нам будет служить ручка и дневник геолога. Заполнять дневник геолога мы будем в соответствии со схемой.

  1. Показывает изображение первого полезного ископаемого (глина)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 1 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Дети разрабатывают схему изучения полезных ископаемых

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 1, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

Великанами все стали.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение второго полезного ископаемого (известняк)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 2 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 2, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

К речки быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение третьего полезного ископаемого (торф)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 3 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 3, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение четвертого полезного ископаемого (бурый уголь)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 4 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 4, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки –

Белки – ловкие малышки

Мы под елками сидим

И на белочек глядим.

Выполняют упражнение

Этап закрепление изученного материала

Предлагает выполнить тест (приложение 5)

Предлагает выполнить самопроверку

Выполняют тест

Проверяют

Этап подведение итогов.

1.

– Сегодня на уроке мы работали над темой…

– Начиная свою работу, мы определились с вами, что в ходе неё мы…

– Получилось?

– Легко ли вы справлялись со всеми заданиями?

– Где вы испытывали затруднения?

2.

узнал

Я смог

запомнил

Ответы ребят

Ребята дают анализ своей работе

Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

1 уровень – знать информацию о полезных ископаемых из дневника геолога

2 уровень – найти дополнительную информацию о рассмотренных полезных ископаемых.

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

Дата: Подпись учителя:

Источник

Слайд 1

Растения Смоленской области

Слайд 2

На какие группы можно разделить растения по внешнему признаку? Чем отличаются травянистые растения от деревьев и кустарников? Какое значение в жизни человека имеют растения?

Читайте также:  Где самый полезный мед в россии

Слайд 3

Растения леса Растительный мир нашего края богат и разнообразен. Так как наша область расположена в зоне лесов. Лес занимает ½ всей площади области. Леса состоят из хвойных и лиственных пород. Лиственных деревьев больше, чем хвойных. В наших лесах растут: берёзы, осины, ольха, клён, дуб, липа, ясень, рябина, вяз, ива. Много в лесах и кустарников: малина, ежевика, орешник, калина, крушина, шиповник. Кроме того в лесах обилие трав: герань лесная, василистник малый, дудник лесной, любка двулистная, сныть обыкновенная, копытень европейский, ландыш майский и другие. Из хвойных: ель, сосна, лиственница. В хвойных лесах растут: черника, голубика, брусника, кислица обыкновенная, папоротник обыкновенный, майник двулистный, зелёные мхи, можжевельник, вереск, кошачьи лапки, лишайники и другие виды растений.

Слайд 4

Растения леса

Слайд 5

Растения луга На лугу растут только травы. Здесь мы не встретим кустарников и деревьев. Этим луг отличается от леса. Луга занимают 1/5 территории области. Луга бывают: заливные, низинные, суходольные. Заливные луга – расположены в долинах больших рек (костёр береговой, одуванчик лекарственный, тимофеевка луговая, лисохвост луговой, пырей ползучий, овсяница луговая, мятлик луговой, ежа сборная, чина луговая, мышиный горошек, щучка дернистая, клевер, герань луговая, колокольчик раскидистый). Низинные луга – расположены в низких местах рельефа нашей местности (заболоченные луга) (осока, злаки) . Суходольные луга – расположены на высоких участках рельефа (белоус торчащий, ромашка непахучая, манжетка обыкновенная, зверобой продырявленный, тысячелистник обыкновенный) .

Слайд 6

Растения луга

Слайд 7

Растения болот В нашей области много болот. Большинство из них торфяные. Расположены в основном на северо-западе области. Среди болот различают верховые и низинные болота. Верховые болота расположены на более высоких местах. Почва содержит малое количество питательных веществ. Произрастают: белый или сфагновый мох, клюква, брусника, багульник. Низинные болота образуются в пониженных местах. Почва .тих болот богаче, чем верховых. Покрыты зелёными мхами и травянистыми растительностью. Растут: тростник обыкновенный, осока дернистая, осока пузырчатая, таволга вязолистная, хвощ болотный, мхи и т.д.. Изредка можно встретить кустарниковые заросли ив.

Слайд 8

Растения болот

Слайд 9

Найди лишнее название Тростник обыкновенный, мох сфагнум, мышиный горошек, клюква. Ясень, ель, рябина, вяз. Берёза, клён, сосна, дуб. Подосиновик, сыроежка, мухомор, груздь.

Слайд 10

Определи, что к чему относится

Слайд 11

Разгадай ребус

Слайд 12

Домашнее задание Подготовь сообщение о растении одной из изученных зон по плану: Название. К какой группе растений относится? Как выглядит растение (фото, рисунок)? Где оно распространено? Как его можно использовать? Подготовь сообщение о растительном мире нашей местности по плану: Разнообразие растений. Использование их человеком. Охрана растений. Твоё впечатление от полученной информации. Твои предложения по охране растений нашей местности . Представь себя художником и нарисуй (на выбор) лес, цветущий луг, болото . Ответь на вопросы: В какой природной зоне расположена Смоленская область? Какие деревья, кустарники, травы можно встретить в наших лесах? Какие луга встречаются в нашей области? Какие растения растут на этих лугах? Какие болота характерны для нашей области? Какие растения встречаются на болотах Смоленской области?

Источник

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Гайдаржийская Татьяна Александровна, первая категория, МБОУ СОШ №15 г. Смоленска

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Учебник (УМК): А.А. Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Тема урока: Полезные ископаемые Смоленской области

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, мультимедийное оборудование

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов;

познавательными УУД:

  • выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.

У учащихся недостаточно сформированы:

коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Цели урока:

Познакомить обучающихся с основными полезными ископаемыми Смоленской области.

Задачи урока:

Образовательная:

  • познакомить детей с полезными ископаемыми Смоленской области, их некоторыми свойствами, способами добычи, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Развивающая:

  • коррекция произношения, формирование навыков употребления слов в соответствии с их лексическим значением, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие зрительной памяти, ассоциативной памяти, мышления детей, развитие моторики пальцев рук, учить сравнивать, обобщать, развивать умение выделять главное, развивать познавательную активность детей.

Воспитывающая:

  • прививать понятие о необходимости бережного отношения к природе,

  • воспитывать толерантность, самостоятельность, преодоление замкнутости, чувство коллективизма.

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

повторить ранее изученный материал

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса:

Фронталь-ная индивиду-альная

1.Проводит беседу о том, что знают о важности полезных ископаемых.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Делятся мнениями на поставленную проблему

2. Нахождение значков полезных ископаемых на карте.

3. Формулируют и задают вопросы.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировоч-ный этап

• организовать самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

Регулятивные УУД:

планировать,т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследователь-ский этап

• организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная, индивидуальная

1. Сообщает 1 часть информации по теме урока

2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.

3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает схему для изучения полезных ископаемых.

4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.

1. Слушают новый материал.

2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.

3. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

Читайте также:  Что полезно для роста и укрепления ногтей

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

Практический этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Групповая, фронталь-ная

1. Дает изображение первого полезного ископаемого.

2. Помогает вспомнить название данного полезного ископаемого.

3. Коррекция действий учащихся.

4. Задает вопросы о результатах исследования

1. Выполняют задания,

2. Сообщают о результатах.

3. Полученную информацию оформляют в соответствии с заданной схемой.

4. Отвечают на поставленные вопросы

Предметные УУД:

Различать полезные ископаемые, знать их свойства и применение. Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, высказывание

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому обучающемуся выполнить тест

3. Организация обмена мнениями обучающими о работе на уроке

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

  1. Выполняют тест

  1. Высказывания обучающихся

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

Выполнять задания в тесте

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании

Дата: Подпись учителя:

Ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел звонок, дружок!

Пригласил нас на урок.

Вы тихонечко сидите,

На учителя глядите.

Мы начинаем нашу работу, и помните, рядом с каждым из вас надежные друзья, которые поддержат вас в любую минуту и с удовольствием разделят ваши радости.

И я всегда помогу вам в вашем нелегком деле – учёбе.

Обучающиеся готовы к началу работы.

Этап повторение

А сейчас мне понадобится ваша помощь.

Мы начинаем урок…

Это урок, на котором мы….

На прошлом уроке мы вели речь о…

И познакомились с их…

Проверим, как вы запомнили условные обозначения полезных ископаемых

Обучающиеся продолжают фразу

– окружающего мира

– изучаем окружающий нас мир

– полезных ископаемых

– условными обозначениями

Дети по очереди выходят к доске и соединяют значок полезного ископаемого с его названием.

Этап актуализация знаний.

Учитель читает сказку о споре полезных ископаемых

– Кто спорил в этой сказке?

– А почему они затеяли этот спор?

– О чем шла речь в споре?

– Какова будет тема нашего урока?

– А если вспомнить, что мы на уроке окружающего мира сейчас работаем над разделом…

– то тема урока будет звучать…

– Все ли названные полезные ископаемые можно встретить у нас в области?

– Как узнать какие?

– Итак, в ходе нашей работы над темой мы должны будем выяснить…

Слушают

Ответы обучающихся

Высказываются о своих целях

– наш край

– полезные ископаемые Смоленской области

Работа с картой

– свойства полезных ископаемых и их применение в хозяйственной деятельности человека.

Этап изучения нового

материала

  1. Рассказ учителя о полезных ископаемых Смоленской области.

  2. Распределение полезных ископаемых по группам в зависимости от их назначения.

– Я приглашаю вас в геологическую экспедицию.

Слушают

Физпауза

По дорожке шли, шли

Много камушков нашли.

Сели, собрали

И дальше пошли.

Выполняют упражнение

Практический этап

– В нашей экспедиции снаряжение нам будет служить ручка и дневник геолога. Заполнять дневник геолога мы будем в соответствии со схемой.

  1. Показывает изображение первого полезного ископаемого (глина)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 1 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Дети разрабатывают схему изучения полезных ископаемых

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 1, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

Великанами все стали.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение второго полезного ископаемого (известняк)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 2 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 2, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Мы к лесной опушке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

К речки быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение третьего полезного ископаемого (торф)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 3 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 3, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Выполняют упражнение

Практический этап

  1. Показывает изображение четвертого полезного ископаемого (бурый уголь)

  2. Предлагает найти его в коллекции

  1. Просит изучить приложение 4 и выбрать необходимую информацию для заполнения дневника геолога.

Отвечают на вопросы

Изучаю полезное ископаемое

из коллекции

Читают приложение 4, выбирая необходимую информацию для заполнения дневника геолога

Физпауза

Белки прыгают по елкам,

Собирают белки шишки.

Не пугают их иголки –

Белки – ловкие малышки

Мы под елками сидим

И на белочек глядим.

Выполняют упражнение

Этап закрепление изученного материала

Предлагает выполнить тест (приложение 5)

Предлагает выполнить самопроверку

Выполняют тест

Проверяют

Этап подведение итогов.

1.

– Сегодня на уроке мы работали над темой…

– Начиная свою работу, мы определились с вами, что в ходе неё мы…

– Получилось?

– Легко ли вы справлялись со всеми заданиями?

– Где вы испытывали затруднения?

2.

узнал

Я смог

запомнил

Ответы ребят

Ребята дают анализ своей работе

Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

1 уровень – знать информацию о полезных ископаемых из дневника геолога

2 уровень – найти дополнительную информацию о рассмотренных полезных ископаемых.

Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

Дата: Подпись учителя:

Источник