Полезные ископаемые руды 4 класс окружающий мир

Полезные ископаемые руды 4 класс окружающий мир thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе

УМК «Планета знаний»

Тема: «Богатство недр»

 Цели:

  1. Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и применением, показать значение использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей.

  2. Развивать познавательно-информационную компетенцию (учить самим добывать информацию, анализировать, обобщать, делать выводы).

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формировать у детей чувство гордости за свою республику.

Ход урока:

I.Организационный момент:

– Поприветствуйте друг друга улыбкой, поздоровайтесь с гостями.

– Я желаю вам открытия новых знаний и отличных отметок!

II. Проверка усвоения предыдущих знаний

Повторим тему прошлого урока

1.Как называют возвышенность имеющую вершину высотой выше 200 м? (Горы)

2.Что такое насыпь?(Искусственная возвышеннось)

3.Для чего служили валы и рвы?

4.Что ниже горы или холмы?

5.Как образуются барханы?

-Так над какой темой мы работали на прошлом уроке?Как деятельность человека изменяет поверхность суши.»)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

-я предлагаю вам отгадать загадки. (слайд 1)

***
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
***

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички.(Природный газ)

– Молодцы!

-О чем эти загадки?

-как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? (Полезные ископаемые)

-А где добывают полезные ископаемые?(В земле)

-А как по- другому мы можем назвать землю? (недра)

-Что такое недра? Как вы понимаете это слово?

– Найдите научное определение этого слова в словаре.

Недра-часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, простирающаяся до глубин доступных для геологического изучения и освоения.

– Сегодня мы будем говорить о богатстве недр- полезных ископаемых.

Что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые –это природные

богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в хозяйстве.)

-Как вы думаете, что мы можем узнать сегодня о полезных ископаемых?

-(Какие еще бывают Пи)

(Где и как добывают?)

(О свойствах ПИ)

(О том, где применяют Пи)

– А мне бы было очень интересно узнать какие Пи добывают в нашей республике?

В 3 классе мы уже говорили о Пи, назовите, какие Пи вы знаете.( гранит

известняк, глина, песок, мел, мрамор, алмазы, малахит, уголь, нефть.

Молодцы, ребята

-Как много Пи вы знаете!

-Какой вывод о богатстве недр нашей Родины вы можете сделать?

-мы с вами живем в Башкортостане, наша республика очень богата ПИ.

Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. Еще в 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой развитой нефтяной и химической промышленности.

– Ребятам подготовили, интересные факты о полезных ископаемых.

Варя- нефть,

Тимур-уголь,

Булат-торф,

Эмилия-природный газ

-Что интересного вы узнали?

-Изучим свойства этого Пи –природный газ.

Для этого заполним вот такую таблицу.

Заполняем таблицу: 1.Состояние: газообразное

2.Состав: смесь веществ

3.Цвет: бесцветный

4. Запах: без запаха

5. легче или тяжелее воды (воздуха): легче воздуха

6. горючесть: горит

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным.

III. Практическая работа

Исследование свойств полезных ископаемых

Мы с вами попробуем стать исследователями и изучим свойства полезного

Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию полезных ископаемых, таблица для записи результатов исследований и сведения о полезных ископаемых:

1 группа-изучает свойства ТОРФа

2 группа-изучает свойстваНЕФТИ

3 группа-изучает свойства Каменного угля

4 группа-работает с атласом Башкирии, находит каким условным значком обозначают это Пи.

5. группа-изучает где применяются эти ПИ

Цель работы: Исследование свойств каменного угля, торфа, нефти.

коричневый

бурый

чёрный

бесцветный

запах

без запаха

без запаха

резкий запах

без запаха

легче или тяжелее воды
(воздуха)

тяжелее

легче

легче

легче воздуха

горючесть

горит

горит

горит

горит

IV Проверка работы:

По одному человеку из группы и рассказывают, листочки на доску, рассказывают в районах какие ископаемые добывают и какими усл.знаками обозначают.

Какое общее свойство у этих полезных ископаемых? (Они горят– (горючесть)

-На картах они обозначаются так:

– Итак, мы познакомились с горячими ПИ.

-Давайте отдохнем!

Физминутка.

-Давайте отдохнем!

-Если я говорю песок, приседаем,

-гранит –поднимаем руки вверх!

-торф-наклоны вперед

-уголь-подпрыгали.

– кто не запутается,молодец!

-Молодцы!

V.Работа по учебнику с.47

-Кроме горючих ПИ есть и другие ПИ, это руды.(слайд 2)

-Откроете учебники, познакомимся с ними и ответьте вот на такие вопросы (Слайд 3).

Руды делятся на две группы:

Железные и цветные…

МЫ можем сделать вывод:

Железная руда:

– твердое, непрозрачное, очень плотное, темно-коричневого цвета;

– негорючее, основное свойство – плавкость;

– выплавляют железо и его сплавы (чугун –> сталь > железо –> металл )(в доменных печах)

(КРАСНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК, МАГНИТНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК, БУРЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК)

Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.

Цветные руды:

Цветные руды называются цветными, т.к. имеют разнообразную окраску. Из них получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, и многие другие металлы.

(БОКСИТ, МЕДНЫЙ КОЛЧЕДАН, ГАЛЕНИТ)

-О том где в нашей республике добываются эти руды расскажут:

Железная руда

В Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в Белорецком районе, близ поселка Тукан.

Из этой руды Белорецкий сталепроволочный комбинат варит сталь и делает различную по толщине проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза, а тросом можно тащить танкер и даже нефтяную вышку.

Цветные руды:

В Башкортостане найдено около 3000 месторождений и проявлений различных видов минерального сырья. На базе открытых геологами крупных медно-колчеданных месторождений выросли современные города: Учалы, Сибай, Баймак

– Мы познакомились с еще одной группой полезных ископаемых- это руды.

-Полезные ис-е делятся на три группы:

ГОРЮЧИЕ, РУДЫ И соли и апатиты

С двумя группами вы познакомились, а с 3 группой вы познакомитесь самостоятельно, дома и ответите на вопросы в конце учебника.

-Мы сегодня много говорили о Пи,а как вы думаете,могут ли ПИ закончится?

– Ведь многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Человек получил в дар подземные богатства и использует их.

-Какой уникальный памятник природы есть совсем рядом с нами?

Шиханы

В Шиханах находятся залежи известняка. Это объясняется тем, что сами по себе эти горы — это остатки коралловых рифов. возраст от 250 до 300 миллионов лет. Известняк используют для производства соды.

Известный певец,наш земляк Юрий Шевчук и другие уфимские рок-музыканты опубликовали в сети видеоклип на песню «Шиханы должны жить».

Песня сочинена и записана в защиту Шиханов — уникального Башкирского памятника природы. Возраст этих гор около 300 миллионов лет, и образовались они из древних коралловых рифов, находившихся в прошлом на дне Пермского моря. Однако, несмотря на это, последние несколько лет над природным комплексом висит угроза – промышленные компании, стремящиеся получить разрешение на разработку массива в целях получения сырья.

Шиханы Юрактау и Торатау стали претендентами на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

.

Какой вывод мы можем сделать послушав эту песню?

VI Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу.

-какие знания вы сегодня получили?

-Какие открытия сделали?

-Что нового узнали?

Оценивание детей.

VII Домашнее задание.

-Прочитайте о 3 группе полезных ископаемых- на стр.47.

-Проверьте свои знания, ответив на вопросы учебника на стр.48

На доске вы видите символ Башкортостана- цветок курая, а у вас на столах лежат кружочки :

Если вы сегодня получил новые знания и вам было все понятно и интересно прикрепите к цветку «золотые» кружочки, если у вас еще остались вопросы-зеленые,а если вам сегодня было скучно и неинтересно, то белые кружочки.

-Спасибо за урок!

.

Источник

Слайд 1

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

Слайд 2

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

Слайд 3

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Слайд 4

Полезные ископаемые – горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Слайд 5

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Слайд 6

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Слайд 7

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Слайд 8

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Слайд 9

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Слайд 10

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Слайд 11

Угольный карьер

Слайд 12

Уголь

Слайд 13

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Слайд 14

Работа шахтёров по добыче угля

Слайд 15

Глина

Слайд 16

Песок

Слайд 17

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют “самоцветы”, относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Слайд 18

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Слайд 19

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Слайд 20

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Слайд 21

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Слайд 22

Солёное озеро в Африке

Слайд 23

Соль

Слайд 24

Добыча соли

Слайд 25

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

Слайд 26

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Слайд 27

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » – больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Слайд 28

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Слайд 29

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты… Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Слайд 30

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка… Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров… Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Слайд 31

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Слайд 32

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

Слайд 33

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Слайд 36

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Слайд 37

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

Источник