Полезные ископаемые россии атлас 8 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.
1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.
- Граница России обозначена красной линией.
- Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка
- Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка
- Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка
- Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка
- Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка
- Выступы кристаллического фундамента — красная заливка
2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.
Равнины России:
- Восточно-Европейская (Русская) равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Азово-Кубанская равнина (1)
Низменности России:
- Прикаспийская низменность
- Северо-Сибирская низменность
- Яно-Индигирская низменность
- Колымская низменность
- Барабинская низменность
Горы России:
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- Уральские горы
- Алтай
- Саяны
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Верхоянский хребет
- хребет Черского
- Становой хребет
Нагорья России:
- Корякское нагорье
- Чукотское нагорье
- Алданское нагорье
- Становое нагорье
Плоскогорья России:
- Среднесибирское плоскогорье
- Анадырское плоскогорье
- Янское плоскогорье
Возвышенности России:
- Среднерусская возвышенность
- Приволжская возвышенность
- Северные Увалы
- Валдайская возвышенность
- Тиманский кряж
Плато России:
- Приленское плато
- Вилюйское плато
- Центрально-Тунгусское плато
- плато Путорана
3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.
Горные пики России (обозначены красными точками):
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- гора Эльбрус — 5642 м (2)
- гора Дыхтау — 5204 м (3)
- гора Казбек — 5032 м (4)
- Уральские горы
- гора Ямантау — 1638 м (5)
- гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
- гора Народная — 1895 м (7)
- Алтай
- гора Белуха — 4509 м (8)
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Ключевская Сопка — 4850 м (9)
- Кольский полуостров — 1200 м
- Среднерусская возвышенность — 471 м
- Среднесибирское плоскогорье — 1701 м
4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.
- Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
- Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
- Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
- Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по географии “Минеральные ресурсы России” (8 класс)
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ минеральные ресурсы России.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2 3 вопросы тест задания выход ресурсы Пономаренко Г.Н., учитель географии МБОУСОШ №12 г.Североморск
2 слайд
Описание слайда:
выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский Г.Подмосковный В.Донецкий 9. Перспективным нефтегазоносным бассейном является: А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана 10. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в: А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке В. Карелии Г. Якутии
3 слайд
Описание слайда:
Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматические и метаморфические Медные руды Алмазы Оловянные руды .. Никелевые руды Апатиты Бурый уголь Бокситы Назад .. Молибденовые руды ..
4 слайд
Описание слайда:
С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми складчатых областей выход Рудные полезные ископаемые Руды черных металлов Железная руда Марганцевая руда ( иногда к черным металлам относят Хромовые руды) Руды цветных металлов Бокситы (Al) Медные Полиметаллические Цинковые Золото
5 слайд
Описание слайда:
Месторождения – скопления полезных ископаемых. Бассейны – большие площади распространения полезных ископаемых. Уренгойское месторождение Западносибирский нефтегазоносный бассейн Далее выход
6 слайд
Описание слайда:
Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее месторождение – Бодайбо. Алмазы: Мирный (Якутия), Архангельская область. выход
7 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Далее выход
8 слайд
Описание слайда:
Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми платформ Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов выход
9 слайд
Описание слайда:
выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми. Сформулируйте вывод. Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Западно-Сибирская плита Балтийский щит Областьгерцинской складчатости
10 слайд
Описание слайда:
Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg- минерал на ладони https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8e6cad74dba3e93d0b7e346af8fa7e5c-11-144&n=24- нерудное сырье https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=768c61f6ecbce99c044c535fb1690947-04-144&n=24- полезные ископаемые https://www.tepka.ru/geografiya_8/18.jpg- область складчатости https://s2.bizwiz.ro/?mmid=4741513487470e00e8- добыча нефти https://f2.live4fun.ru/small_pictures/img_20221559_2771_1.jpg – апатит https://img-fotki.yandex.ru/get/4707/81324443.5b/0_74544_d04ab0b4_XL – известняк выход https://school.xvatit.com/images/3/36/Pict8.12-8.jpg- карта минеральных ресурсов РФ Схема «Строение платформы» – из презентации Безноговой О.Н. Тектоника
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель географии
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Разработка предназначена для изучения минеральных ресурсов России в курсе географии 8 класса.
Раскрыты понятия “полезные ископаемые”, “месторождения”, “бассейны полезных ископаемых”.
На основе уже сформированных ранее знаний о происхождении полезных ископаемых и анализе карты “Тектоническое строение и минеральные ресурсы России”, выявляются закономерности их размещения. Изучаются главные месторождения и бассейны полезных ископаемых России.
Для закрепления и контроля материала предусмотрены вопросы,тест, практическое задание.
Полученные знания являются базовыми для изучения межотраслевых комплексов в географии 9 класса.
Оставьте свой комментарий
Минеральные ресурсы России представлены различными видами полезных ископаемых, их месторождения располагаются во всех регионах. В статье представлен материал о минеральных богатствах страны.
Полезные ископаемые России
Классификация полезных ископаемых базируется на их промышленном применении. В соответствии с ней выделяются следующие виды ископаемых: горючие, рудные и нерудные.
Разберем, что такое полезные ископаемые России.
- Горючие – нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф – по объему запасов газа страна занимает 1-е место в мире, по нефти 7-е, по углю 3-е.
- Рудные, то есть соединения металлов – Россию сравнивают с таблицей Менделеева, говоря о том, что в стране имеются месторождения всевозможных металлов.
- Нерудные делятся на несколько типов: строительные материалы, самоцветы, драгоценные камни, сырье для химической промышленности, подземные воды.
Горючие полезные ископаемые концентрируются на равнинах (от низменностей Европейской части до плоскогорий Сибири), рудные – в горных регионах.
Горючие полезные ископаемые
Таблица горючих ископаемых
Название | Местоположение основных центров добычи |
Нефть | Западная и Восточная Сибирь, Европейский Север, Поволжье, Прикаспийская низменность, Сахалин, северный и восточный шельф |
Газ | |
Уголь | Подмосковье, южный Урал, южная Якутия, Таймыр, Прибайкалье, юг Сибири, Европейский Север, российская часть Донбасса |
Торф | Западная Сибирь, Северо-Западный район |
Горючие сланцы | Европейская часть, Якутия |
Рис. 1. Терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики».
Рудные полезные ископаемые
Таблица основных рудных ископаемых
Название | Местоположение основных центров добычи |
Железные руды | Европейская часть, горные регионы Сибири |
Титановые руды | |
Соединения меди | |
Алюминий | Урал, горные регионы Сибири, Кольский п-ов |
Вольфрам, молибден | Кавказ, горные регионы Сибири |
Никель, кобальт | Норильск, Европейский Север, Урал |
Олово | Горные регионы Сибири |
Полиметаллы (комплексные руды цинка, меди, свинца) | Урал, горные регионы Сибири |
Уран | Забайкалье |
Золото | Восточная Сибирь, Дальний Восток |
Серебро | Дальний Восток, Якутия |
Редкие металлы (тантал, бериллий, ниобий, германий) | Урал, Кавказ, Сибирь, Кольский п-ов |
Многие месторождения не разрабатывались из-за их расположения в труднодоступных районах и отсутствия дорог, сейчас началось их освоение; например, на Удоканском месторождении меди (Забайкальский край), открытом в середине ХХ века, стартовало строительство обогатительного комплекса, проложена дорога до БАМа, протягивается ЛЭП.
Рис. 2. Забайкалье, добыча золота.
Нерудные полезные ископаемые
Встречаются по всей территории страны. Месторождения алмазов – в Якутии, Архангельской области, в Пермском крае. Самоцветные камни (яшма, чароит, нефрит и другие) – в горных областях.
Рис. 3. Песчаный карьер.
Что мы узнали?
Мы узнали классификацию и места полезных ископаемых в России, поняли, какие природные богатства залегают в ее недрах. На вопрос «Каких полезных ископаемых нет в России?» можно смело ответить «таких нет».
Предыдущая
ГеографияГеохронологическая таблица по географии
Следующая
ГеографияЖивотные пустыни России, кратко о животном мире
Урок по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс
Цели урока для учащихся:
1.Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.
Задачи урока для учащихся:
1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.
2.Осуществлять разные виды контроля.
3.Учиться работать в парах.
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Технологии: элементы технологии развивающего обучения(проблемное обучение, решение развивающих задач)
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.
№ УЭ;
время
Учебный материал
Содержание занятия
Рекомендации
УЭ -0
(1 мин.)
Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знатьсостав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформироватьпредставления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.
Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы, учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал, технологические карты урока.
Внимательно прочитайте цели урока
УЭ – 1
(10мин.)
Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.
Географический диктант.
1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.
2.Выход на поверхность фундамента платформы.
3.Древний устойчивый участок земной коры.
4.Молодая платформа.
5.Молодые горы России.
6.Возрожденные горы России.
7.Эра новой жизни.
8.Карта, на которой показаны части земной коры.
9.Карта с информацией о возрасте пород.
10.Горы расположены в ….. областях.
11.Им соответствуют равнины.
12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.
Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;
10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;
6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;
Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».
Проанализируйте ошибки.
Работайте
самостоятельно
Ответы у учителя
(приложение №1)
УЭ – 2
(3 мин.)
Стр.40 учебника
Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».
Max оценка – 3 балла.
Работайте в паре
УЭ – 3
(5 мин.)
Стр.40-41 учебника
Тектоническая карта России в атласе и карта полезных ископаемых
Цель: изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.
I.Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)
Полезные ископаемые
?
в магматических г.п.
?
в осадочных г.п.
на платформе
железные, никелевые руды
?
медные, полимет-ие, алюм-ие
?
?
II. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.
III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)
Max – 5 баллов.
Работайте в паре
Работа в тетради
УЭ – 4
(12мин.)
Стр.42-43 учебника
(карта)
Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.
I.Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.
II.Полученные сведения зафиксируйте в таблице:
№
Полезные ископаемые
УЗ
на карте
Районы добычи
1
Железные руды
2
Никелевые руды
3
Полиметаллические
4
Медные
5
Алюминиевые
6
Апатиты
7
Калийные соли
8
Поваренная соль
9
Нефть
10
Газ
11
Каменный уголь
12
Бурый уголь
13
Алмазы
14
Золото
III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.
IV. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)
Max – 10 баллов.
Делайте записи в таблице (№ 1 -7)
Слайд 1 – 7
УЭ – 5
(5мин.)
Стр.45
Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.
I.Прочитайте текст учебника.
II. Установите причинно-следственные связи:
1.Открытая добыча руды …
2.Водооткачка и водозабор ….
3.Добыча строительных материалов – …
III. Оцените работу по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)
Max – 3 балла.
Работайте индивидуально
УЭ – 6 (5 мин.)
Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»
Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.
I.Работа по карте:
1.Месторождение золота.
2.Озеро в Поволжье.
3. Месторождение каменного угля.
4. Месторождение железной руды.
5. Месторождение газа.
6.Остров.
7.Полуостров апатитов.
II. . Проверьте правильность ваших ответов по приложению №5.
III. Оцените вашу работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.
Все закрыть
Работайте индивидуально
(значки на карте)
Проведите взаимопроверку
УЭ -7
(3 мин.)
Цель: подведение итогов.
Выходной контроль: занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично – итоговая оценка 5.
Набрали 34-39 баллов – работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.
Рефлексия:
1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
3.Что вызвало наибольшую трудность?
4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?
5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?
Работа в сводной ведомости
Устно
УЭ – 8
(1мин.)
Д/З:1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;
2)закончить таблицу (№7-14)
2) задание на к/к.: нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.
Приложение №1:
1.Геотектоника.
2.Щит.
3.Платформа.
4.Плита.
5.Кавказ.
6.Алтай, Урал.
7.Кайнозой.
8.Тектоническая.
9.Геологическая.
10.Складчатых.
11.Платформы, плиты.
12.Молодые горы.
Приложение №2:
Полезные ископаемые
Нерудные
(неметаллические)
в осадочных г.п.
Рудные (металлические)
в магматических г.п
на платформе (в фундаменте)
железные, никелевые руды
в складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые руды
химическое сырье (соли):
апатиты, калийные соли, поваренная соль
горючие:
нефть, газ, уголь
Приложение №3:
№
Полезные ископаемые
УЗ на карте
Районы добычи
1
Железные руды
КМА, Кольский пол-ов, Алданский щит, Ангарское месторождение
2
Никелевые руды
См.
Кольский пол-ов, район Норильска
3
Полиметаллические руды
карту
Алтай, Северный Кавказ, Приморский край
4
Медные
минер.
Урал, Забайкалье
5
Алюминиевые
ресурсов
Северный Урал, Красноярский край
6
Апатиты
Кольский пол-ов
7
Калийные соли
Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения)
Приложение №4:
1.Открытая добыча руд образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.
2.Водооткачка и водозабор – иссушение территории, обрушение и просадка грунта.
3.Добыча строительных материалов – образование карьеров.
Приложение №5:
1.Бодайбо.
2.Баскунчак.
3.Кузбасс.
4.КМА.
5.Уренгой.
6.Сахалин.
7.Кольский.
«Географический диктант»
Количество баллов.
Полезные ископаемые и тектонические структуры.
Особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Закрепление изученного материала.
Полученные баллы.
Сводная ведомость.