Полезные ископаемые родного края 4 класс

Полезные ископаемые родного края 4 класс thumbnail

hello_html_2a535f21.jpghello_html_m2998f022.jpg

Проект

«Полезные ископаемые»

hello_html_m6a4ca4cd.jpg

Содержание:

  • Что такое полезные ископаемые?

  • Что такое месторождение?

  • Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

  • Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

  • Загадки о полезных ископаемых.

  • Охрана полезных ископаемых

hello_html_m6e03e274.jpg

hello_html_4e4da5cd.jpgПолезные ископаемыеэто вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Месторожденияприродные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.

Поиском месторождений занимаютсягеологи.

Геологияэто наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)

  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)

  • Камнесамоцветное сырье  (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).

  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )

hello_html_m4dcaf0.jpgВ России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.

Отдельные виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые

Применение

Месторождения

Каменный уголь

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, 

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско – Ачинский угольные бассейны

Нефть и газ

 Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Газ

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Горючие сланцы

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Торф

Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Железные руды

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Гранит

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Известняк

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Песок

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. 

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? 
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят 
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?

Глина. 
2.Бела, кристаллическая, твердая порода, 
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
Мрамор. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 
Железо. 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» 
каменного угля. 
Торф. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого 
переводится как «зернистый»? 
Гранит. 
7. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
Мел. 
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – 
мел, мрамор. 
Известняк. 
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. 
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой  природе. Многие из них

образовались из остатков живых  организмов, которые  были на Земле миллионы лет назад. 

Существует тесная связь между живой и   неживой природой и   человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к  добыче полезных  ископаемых не по –   хозяйски, то они   могут совсем исчезнуть!

hello_html_d2aba29.jpg

Источник

Конспект урока

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Тип урока: Комбинированый

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Читайте также:  Перевод земель при добыче полезных ископаемых

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Формировать УУД:

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний;  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения:  слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения:  планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение;  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ход урока

Этап урока,

время этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Ученику всегда поможет

Простой девиз:

«Хочу все знать!!»

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

Приветствие.

Хочу все знать.

Ориентировочный этап

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

– Какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Какая цель нашего урока?

Давайте составим план нашего урока

  1. Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

  2. Разнообразие полезных ископаемых.

  3. Полезные ископаемые нашего края.

  4. Свойства полезных ископаемых.

– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Поисково-исследовательский этап

– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

– Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

-Почему?

– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где  на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Читайте также:  Для чего полезна арбуз и какие витамины она содержит

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Значки

Полезные ископаемые

Нет, они разные

Нет

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

Затрудняются ответить.

Оценивают.

Ответы детей

Практический этап

– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.  

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,
пироги печет. (Газ)

Выступление 2 группы

2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Выступление 3 группы

3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Выступление 4 группы

4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Выступление 5 группы

5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Выступление 6 группы

6.Белый камушек растаял.

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Геологи

Работа в группах, заполнение таблиц.

Рефлексивно-оценочный этап

-Какова была цель урока?

– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Для любознательных

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

Да.

Да.

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Нет

Хлопок

Хлопок

Хлопок

Хлопок

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.

Как ни лепи песок, он все рассыпается.

Читайте также:  Полезное печенье для детей рецепт с фото

На песке дом не построишь.

Глину не мять — горшков не видать.

Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.

Печаль точит человека, как ржавчина железо.

Железом добывают золото, а золотом железо.

Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).

Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).

Москва, что гранит, — никто Москву не победит.

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник