Полезные ископаемые республики коми конспект занятия
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
“Воркута” кар кытшлöн муниципальнöй юкöнса администрация
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ПРОГИМНАЗИЯ № 1» г.Воркуты
«1 №-а прогимназия» муниципальнöй сьöмкуд велöдан учреждение Воркута к.
“Путешествие в кладовые Коми – земли. Полезные ископаемые”
Воспитатель:
Инжуватова А.Е.
(базовая).
г. Воркута
2016 год
Задачи:
- Дать представление о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
- Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Оборудование:
- коллекция полезных ископаемых;
- иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
- Презентация в программе PowerPoint
Ход занятия
1. Орг. момент.
3. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “недра”? Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.
У. Ребята, а вы знаете, как добывают полезные ископаемые? Слайд 1,2, (добыча угля, нефти)
Рассматривание иллюстраций с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.
У. Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?
Д. Когда человек спускается в шахту.
У. Как вы думаете, почему?
Д. В шахте может произойти обвал.
У. Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском.
– А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 4. (схема расположения пород)
4. Работа по теме занятия. -У вас на столах разложены коллекции полезных ископаемых.
– Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?
5. Практическая работа детей.
На столах лежат образцы минералов
6. Знакомство с составом и свойствами гранита.
Слайд 5 –Гранит
– Что можно сказать про этот камень?
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
Где в нашем городе вы видели гранит
Ответы детей
Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.
СЛАЙД 5- уголь
каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь?
(В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
СЛАЙД 6 – ТОРФ
торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Слайд 7 – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое
Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
Слайд 8 – мел
Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде
Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Слайд 9 – нефть
А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)
– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
Слайд 10 – природный газ.
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
5.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
7.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
– Что нового вы узнали сегодня на занятии?
– Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?
ТЕМА.
Цели и задачи урока. Ознакомить с ФГП республики Коми, рассказать о природно – ресурсном потенциале, закреплять навыки работы с картами разной тематики, совершенствовать приёмы работы с контурными картами, текстом, контролировать произносительные навыки глухих учеников, на контроле звуки «з, с»
Инструктаж обучающихся по составлению сообщений на темы: экономика Коми, народы, населяющие республику, достопримечательности республики
Респу́блика Ко́ми (коми Коми Республика) — субъект Российской Федерации, республика в её составе[7]. Входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района.
География
Республика расположена к западу от Уральских гор, на крайнем северо-востоке Европейской частиРоссийской Федерации в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и ЮжногоТимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).
Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (между 59°12′ и 68°25′ северной широты), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рекПечоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке (между 45°25′ и 66°10′ восточной долготы).
Леса занимают более 70 % территории, болота — около 15 %.
На Северном Урале 32 800 км² покрыты девственными лесами. Уникальная территория — Печоро-Илычскийзаповедник. Таких девственных лесов, не подвергавшихся влиянию человеческой деятельности итехногенному воздействию, в Европе уже не сохранилось. В 1985 году заповедник был включен в списокбиосферных. Десять лет спустя, по решению ЮНЕСКО, Печоро-Илычский заповедник с охранной и буфернойзонами и национальный парк «Югыд Ва», объединённые под общим названием «Девственные леса Коми», были внесены в перечень объектов Всемирного культурного и природного наследия.
Столица — город Сыктывкар.
Образована 22 августа 1921 года как Автономная область Коми (Зырян), в 1936 году преобразованная в республику.
Государственные языки: коми и русский.
Административно-территориальное деление
Административное деление Республики Коми
В административно-территориальном отношении Республика Коми делится на следующие административно-территориальные единицы: 8 городов республиканского значения с подчинёнными им территориями (Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта) и 12 районов (Ижемский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский). Районы и территории, подчиненные городам республиканского значения, подразделяются на административные территории. Города республиканского значения могут подразделяться на районы в городах
Крайний Север Города Воркута, Инта, Усинск; районы: Ижемский, Печорский, Усть-Цилемский относятся к районам Крайнего Севера.
Города: Сыктывкар, Печора, Микунь и Ухта; районы: Вуктыльский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сосногорский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Усть-Вымский, Удорский, Усть-Куломский; село Усть-Лыжа Усинского городского округа приравнены к районам Крайнего Севера.
Муниципальное устройство
Городские округа
1. Сыктывкар;
2. Воркута;
3. Вуктыл;
4. Инта;
5. Усинск;
6. Ухта.
Муниципальные районы
7. Ижемский муниципальный район;
8. Княжпогостский муниципальный район;
9. Койгородский муниципальный район;
10. Корткеросский муниципальный район;
11. Муниципальный район Печора;
12. Прилузский муниципальный район;
13. Муниципальный район Сосногорск;
14. Сыктывдинский муниципальный район;
15. Сысольский муниципальный район;
16. Троицко-Печорский муниципальный район;
17. Удорский муниципальный район;
18. Усть-Вымский муниципальный район;
19. Усть-Куломский муниципальный район;
20. Усть-Цилемский муниципальный район.
Полезные ископаемые
По особенностям геологического строения можно выделить Полярно-Приполярно-Уральскую, Пай-Хой-Южно-Новоземельскую, Печорскую, Тиманскую и Вятско-Двинскую металлогенические провинции. Состояние общейгеологической изученности территории Республики Коми и степень разведанности позволяют пока выделять вкачестве наиболее значимых для народного хозяйства только ограниченный круг полезных ископаемых. К нимв частности относятся: уголь, нефть, природный газ, бокситы, золото и алмазы.
Горючие полезные ископаемые:
Угленосные отложения, подавляющее большинство месторождений находится в пределах Печорскогоугольного бассейна, геологические запасы составляют 213 млрд тонн, разведанные — 9 млрд тонн (19 % — бурые, 78 % — каменные и 3 % — антрациты).
Горючие сланцы, выделяется 4 бассейнах: Сысольский, Яренгский. Ижемский и Большеземельский.
Асфальтиты, промышленное месторождение находится на Тимане, в бассейне реки Ижмы, около деревниНямед. Тиманские месторождения одни из самых богатых в России.
Торф, торфяные болота занимают площаль более 10 % территории республики, запасы — 12 млрд тонн.
Нефть и природный газ. На площади 600 тыс км² располагается Тимано-Печорская нефтегазоноснаяпровинция, геологические запасы нефти достигают 4 млрд тонн, углеводородных газов — около 3 триллионовкубических метров.
Горно–химическое сырье:
Фосфориты известны в бассейне рек Сысолы, Выми, на Тимане, Полярном Урале и Пай-Хое. На Сысоле иТимане фосфориты связаны с осадками юрского возраста.
Сера, небольшое месторождение самородной серы известно на Южном Тимане на реке Северная Кельтма, где сера приурочена к пермским отложениям.
Каменная и калийная соль. Солеварение на территории Коми края известно с XII века. Промышленныезапасы месторождения у села Серёгово — 2,7 млрд тонн. Из него ежегодно добывалось до 6 тыс. тоннпищевой соли.
Барит. Самым крупным является Хойлинское месторождение, расположенное около города Воркуты. Запасыего около 40 млн тонн. Аналогичное Пальнинское месторождениение обладает запасами около 17 млн тонн.
Горнотехническое сырье:
Флюорит. Крупные залежи известны в пределах Урало-Новоземельской провинции: Южно-Новоземельский, Амдерминский, Южно-Пай-Хойский и Западно-Уральский равнины. Из разведанных месторождений самымкрупным является Амдерминское (оставшиеся запасы составляют более 1,5 млн тонн).
Горный хрусталь. Месторождения известны в горах Приполярного Урала (открыты в 1927 годуА. Н. Алешковым), где уже с начала 1930-х годов он успешно разрабатывается в качестве пьезооптическогосырья. Мелкие кристаллы встречаются в агатовых миндалинах на Северном Тимане.
Природные каменные материалы:
Известняки и доломиты. Наиболее крупным среди разрабатывающихся месторождений является Бельгопское(Ухтинский район) с запасами более 15 млн м³.
Гипсы. На Ижемском месторождении запасы превышают 150 млн тонн, а на Усть-Цилемском — 70 млн тонн.
Песчаники, кварциты, кристаллические породы. Большими запасами кварцевых стекольных песчаниковкаменноугольного возраста обладает Войское месторождение на Средней Печоре.
Камнесамоцветное сырье:
Ограночные камни — кварц, рубины, гранаты, прениты, янтарь. Ювелирные разности кварца известны наПриполярном Урале. Рубины встречаются на Полярном Урале. Прениты обнаружены на Северном Тимане, где они часто заполняют пустоты в девонских базальтах.
Поделочные камни — агаты, яшма, мраморы, нефрит, жадеит, серпентиниты. Агаты известны на Тимане иПолярном Урале, где разведанные запасы их составляют несколько сот тонн. Яшмы в небольших установленына Пай-Хое (полосчатые разности, запасы ок. 20 млн т). Мраморы в составе отложений протерозойской ипалеозойской эр встречаются на Приполярном и Полярном Урале и на Тимане; серые мраморы в районежелезной дороги Сейда-Лабытнанги (запасы ок. 4 млн т), серые и желтоватые мраморы около станцииХальмер-Ю и на Южном Тимане. Нефрит и жадеит: их месторождения известны на Полярном Урале. Проявления серпентинитов установлены на Приполярном Урале в бассейне рек Вангыр, Б. Паток и Косью.
Алмазы — эти минералы в Республике Коми встречены в девонских палеороссыпях, реже в совр. россыпях наСреднем и Северном Тимане, единичные находки известны на Северном Урале. Ведутся поиски коренныхисточников алмазов.
Рудные полезные ископаемые:
Титановые руды. Наиболее разведанным месторождением является Ярегское. Содержание лейкоксенадостигает 20—30 %, мощность — от 6 до 100 м. Общие запасы руды в месторождениях Республики Комисоставляют 30 % от запасов СНГ.
Алюминиевые руды. За последние годы на Южном и Среднем Тимане открыта крупная бокситоноснаяпровинция. Месторождения связаны с каменноугольными отложениями.
Руды благородных металлов. Золотопроявления широко распространены на Приполярном и Полярном Уралеи на Тимане. Известны как коренные, так и россыпи. Особенно интересны промышленные россыпи золота вбассейне реки Кожым (где в 1989 году началась добыча россыпного золота) и на Тимане в верховьях рекЦильмы, Пижмы, Нившеры (По данным Н. М. Карамзина, в 1497 была отчеканена монета из золота, добытого на реке Цильме. Эту монету, с изображением Святого Николая, Иван III подарил своей дочериФеодосии).
Ирина Тукова
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Богатство Коми края»
Конспект открытого занятия для подготовительной к школе группы.
«Богатство Коми края».
Цель: познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира республики, ландшафтов, вызвать восхищение красотой родного края. Развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам;
2. Закреплять знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
3. Закреплять навыки самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами;
4. Закрепление основных геометрических понятий;
5.Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления, активизация мыслительных процессов;
6. Совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
Оборудование: ноутбук, презентация «Богатство Коми края»; цветная бумага, клей.
Ход занятия.
«Тихие, задумчивые сосны,
И под снегом сон тетеревов,
И фонтаны в крае нефтоносном,
И огни растущих городов.
В новых селах – древние былины,
Золотые скирды на полях –
Это Север, край неповторимый,
Край отцов
И Родина моя!
Ребята вам понравилось стихотворение?
Прочитав стихотворение, воспитатель сообщает детям, что эти замечательные строки коми поэт Альберт Ванеев посвятил нашей родине – Коми краю. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по родному краю, интересуется, какой вид транспорта они бы выбрали для путешествия. А на чем еще можно путешествовать? Выслушав ответы детей, соглашается с мнением тех,кто предложил лететь на вертолете: «Край наш так велик, что даже на вертолете нам придется лететь несколько часов! Ребята, представьте себе, что мы сели в вертолет, пристегните ремни безопасности. И вот мы оторвались от земли и полетели!»
– Посмотрите в иллюминаторы – под нами как будто море колышется зеленого цвета. Что это? Тайга! Без конца и без края! Почти вся территория нашей республики покрыта тайгой.
– А вы помните, дети, что обозначает слово «тайга»? Правильно, это непроходимый лес.
В тайге растет огромное количество деревьев:
Ель
Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
Пихта
Пихта – это дерево, которое относится к вечнозеленым деревьям.
Береза
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
Осина
Под осинкой у ворот
Подосиновик растёт.
Рябина
Хоть зима свои перины
Расстелила у рябины,
И вокруг морозом веет,
Ярко ягода алеет!
-Ребята, посмотрите быстрее в иллюминаторы,
– Что за зверь идет большой,
Да с рогатой головой? лось
А вот на поляне скачут зайцы
– А этот Рыжий маленький зверёк
Орешки на сосне грызёт
Быстрая, как стрелка
Ну конечно белка.
– Неподалеку мелькнул рыжий хвост, кто это? да это лиса.
-Посмотрите, а тут неторопливо гуляет медведь – хозяин тайги.
– А здесь кто то строит платину
Вечно мокрый – как вода,
Плавает туда-сюда –
Это трудится бобёр:
Строит под водой забор.
-А теперь отгадай те загадку?
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется олень!
А это что за зверек? (деревьям лазает рассомаха)
По деревьям верх без страха
Может лазать рассомаха.
Сверху хищнице видней,
Чем полакомиться ей.
Ребята, смотрите, а вот пробежала рысь.
Ребята, видите, какой богатый животный мир в нашей тайге.
– А что это за голубые блестящие ленточки пролегают сквозь тайгу (слайд) – это реки. Их бесчисленное множество. А вы какие знаете реки Коми Республики? Есть у нас широкие, неторопливые, несущие свои воды к океану, есть совсем маленькие, теряющиеся среди тайги. Самые большие реки края – Печора, Мезень, Вычегда.
– А чем богаты наши реки? Наши реки богаты рыбой.
– Ребята, а каких рыб вы знаете?
Водятся у нас семга, хариус, щука, окунь, платва, сиг.
– Ребята а теперь мы совершим посадку и посмотрим какие дары природы есть в тайге.
– Смотрите сколько ягод.
– Ребята, какие ягоды есть в наших лесах?
Клюква, брусника, морошка, черника, голубика, красная и черная смородина, черемуха, малина.
– Ребята, как вы думаете северные ягоды полезны? А чем они полезны?
-Все северные ягоды очень полезны для здоровья, в них много витамин.
– А еще чем богаты наши леса?
Белый гриб (боровик, подберезовик (красноголовик, подосиновик, волнушки, маслята.
– Все грибы очень вкусные и полезные.
– В лесах Коми края водится очень много птиц.
– Каких птиц вы узнали?
Воробей, Ворона, Глухарь, Дятел, Кулик, Сова,Тетерев, Рябчик.
– А теперь, ребята, нам пора лететь дальше, садимся в вертолет, пристегните ремни.
– Давайте попросим летчика повернуть на восток, туда, где встает солнце. Смотрите! Перед нами горы.
– Вы знаете как они называются? Называются они – Уральские горы. Даже летом вершины гор покрыты снегом.
– А сейчас повернем на север. Тайга становится все реже и реже.
Вот деревья совсем исчезли. Кругом простирается тундра.
– Вы знаете, что такое тундра?
– А чем тундра отличается от тайги?
– Почему нет деревьев? (потому, что местность болотистая) вечная мерзлота, много воды, почва глубоко промерзает и растения не растут. Самое большое – это карликовая береза. Почти вся территория тундры покрыта мхом (ягелем). Посмотрите прямо под нами стадо оленей, олени питаются ягелем. А вот бежит песец, а неподалеку пробежал лемминг, песец охотится на лемминга. Еще в тундре много волков, они ходят стаями. А на дереве сидит полярная сова, она белого цвета и ее трудно рассмотреть на снежных деревьях. А вот прячется в снегу куропатка.
Видите ребята на сколько богат животный мир тундры.
– Каких животных тундры вы запомнили?
– Ребята, когда мы летели над нашим краем, вы заметили внизу множество огоньков? Это города, поселки, села. Мы обязательно в них побываем. А сейчас наше путешествие заканчивается. Посмотрите, за бортом виднеется наш город. Вертолет идет на посадку. Отстегните привязные ремни.
– Ребята, вам понравилось путешествие?
А теперь давай те немного разомнемся и поиграем в старинную коми игру «Воробей».
По считалочке выбирается водящий – воробей. Ему завязывают глаза. Он стоит в центре круга, поворачиваясь то в одну сторону, то в другую.Остальные ходят по кругу вокруг него и поют:
Прилетел к нам воробей
И запел как соловей.
– Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
Все замолкают. Кто –нибудь скажет: «мяу, мяу», – стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Если не угадает, то продолжает водить далее.
– Ребята, я вас приглашаю вас в интересный уголок к мольберту.
Давайте мы с вами станем картографами.
Как вы думаете кто это картографы?
Правильно это люди которые составляют карты.
Мы летели над Вуктыльским районом и видели его с высоты птичьего полета. Давайте сделаем карту Вуктыльского района? Вот посмотрите у меня на ватмане нарисована река. Какая река протекает на территории нашего района? Правильно Печора.
Город наш находится на правом берегу Печоры, а на левом берегу Печоры тайга. Сегодня мы начнем оформлять нашу карту и начнем мы ее оформлять с левого берега Печоры – Тайги.
А Я вам предлагаю сделать оригами елочка.
-Ребята посмотрите а наши гости может тоже хотят стать картографами? Давайте их пригласим. Они будут оформлять правый берег Печоры это Вуктыл.
(дети раздают приглашения).
Ребята садитесь за стол.
Елочка будет состоять из двух частей, верхняя часть поменьше и нижняя побольше. Берем нижнюю часть елочки, белой стороной вверх, складываем по диагонали, уголок к уголку, сгибы хорошо проглаживаем, развернули, теперь другую сторону, развернули и перевернули цветной стороной вверх, складываем пополам, теперь развернули и по намеченным линиям прячем уголки внутрь, теперь от уголка загибаем углы, с одной стороны и с другой стороны, верхнюю часть делаем так же, теперь две части склеиваем.
Оригами елочки.
Молодцы! (Прикрепить елочки на ватман).
И в заключении занятия я хочу вам прочитать стихотворение Вуктыльского автора Валерия Михайлова, которое называется «Мой край».
В ЛУЧАХ ПОЛЯРНОГО СИЯНЬЯ,
ПОД СВОДОМ ЯРКИХ, СИНИХ ЗВЁЗД,
ЛЕЖИТ МОЙ КРАЙ, НЕ ЗНАЯ КРАЯ,
СРЕДИ ОЗЁР, БОЛОТ, БЕРЁЗ…
НА КРЫЛЬЯХ ЛЕТНЕЙ БЕЛОЙ НОЧИ,
ЗДЕСЬ ВИДНО СОЛНЦЕ И ЛУНУ.
И ТОЛЬКО ПЕСНИ ПТИЦ И ВЕТРА,
ЗДЕСЬ НАРУШАЮТ ТИШИНУ…
– Спасибо вам гости за помощь.