Полезные ископаемые рабочая тетрадь по окружающему миру 3 класс
Практическая работа
1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.
Учитель выдал для практической работы уголь.
2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это ископаемое или нет.
Свойства угля: твёрдый, непрозрачный, чёрного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.
Уголь — горючее ископаемое.
3. Подумайте, где применяется это ископаемое. На каких свойствах основано его применение?
Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.
Его применение основано на горючих свойствах.
Каких известных тебе ископаемых нет в этом списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?
Среди известных мне ископаемых есть ещё железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.
Проверь себя
1. Расскажи о разнообразии полезных ископаемых.
Они бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.
Могут быть горючими.
2. Для чего люди добывают ископаемые? На чём основано их применение?
Люди добывают их, чтобы получить нужные им продукты.
Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.
Глина используется в производстве посуды и алюминия, известняк в строительстве.
Применение этих материалов основано на их свойствах.
3. Какие способы добычи ископаемых тебе известны:
Их добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ из недр земли с помощью бурения.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: месторождение, геолог.
Месторождение — это природное скопление полезных минералов.
Геолог — человек, занимающийся разведкой месторождений.
2. В краеведческом музее узнайте, какие ископаемые добывают в вашей местности.
В нашей местности добывают много ископаемых минералов.
В основном это нефть и природный газ.
В меньшей степени уголь и металлические руды.
Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.
3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).
Сообщение “Полезные ископаемые” о железной руде для 3 класса
Эта руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.
В природе она встречается в древних горных породах.
Железная руда твёрдая и имеет чёрный цвет.
Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.
Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад. Тогда в морях и океанах было много растворенного железа. Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось. Постепенно возникли залежи руды, которые в результате горообразования оказались на суше.
Железная руда считается одним из основных ископаемых используемых в экономике.
Ведь из неё делают железо, а без него невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.
Человек научился добывать и перерабатывать руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.
Сейчас добыча руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые месторождения.
На следующем уроке:
Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?
Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.
Это могут быть растения, которые используются в пищу, например, зерновые культуры или овощи. Это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например, хлопок или лён. Это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как, например ,подсолнечник. А могут быть растения, из которых получают сахар, например, тростник или свёкла
Весной растения сеют, для чего сначала пашут землю.
Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.
Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.
Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.
Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.
Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.
Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.
ГДЗ рабочая тетрадь Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Н. А. Плешакова. ФГОС. Н. А. Соколовой. Издательство Экзамен. Серия Учебно-методический комплект. Состоит из двух частей (1 часть – 80 страниц, 2 часть – 80 страниц).
В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с одной из самых любимых и понятных дисциплин — Окружающим миром. Формирование целостной картины мира, познание его ценностей с точки зрения науки и человека, непосредственное общение с природой и, как следствие, духовно–нравственное развитие личности человека, школьника станут важными результатами изучения предмета. В процессе изучения ребята поймут суть устройства окружающего их мира, разберутся с ролью человека в обществе, его отличительными чертами и видами хозяйственной деятельности, оказывающими непосредственное влияние на природу. Изучение дорожных знаков, правил дорожного движения, обязанностей пешеходов станет очень важными и практически применимыми знаниями. Знакомство с понятиями: деньги, цена товара, услуги, а также семейным и государственным бюджетом – даст понимание основ экономики, за счет которых функционирует государство и общество.
Выполнение готового домашнего задания ГДЗ по окружающему миру – довольно интересный процесс, показывающий комплекс жизненных знаний третьеклассника и навыков, полученных на уроке.
Часть 1
Как устроен мир. Природа
1 2 3 4 5 6 7
Проект — Богатства, отданные людям
Человек
1 2 3 4 5 6
Общество
1 2 3 4 5 6 7 8
Что такое экология
1 2 3 4 5
Природа в опасности!
1 2 3 4
Проверим свои знания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы
1 2 3 4 5 6 7
Разнообразие веществ
1 2 3 4 5
Воздух и его охрана
1 2 3 4 5 6
Вода
1 2 3 4 5 6
Превращения и круговорот воды
1 2 3 4 5
Берегите воду!
1 2 3
Что такое почва
1 2 3 4 5 6
Разнообразие растений
1 2 3 4 5 6
Солнце, растения и мы с вами
1 2 3 4
Размножение и развитие растений
1 2 3 4 5 6
Охрана растений
1 2 3 4 5
Разнообразие животных
1 2 3 4 5 6
Кто что ест
1 2 3 4 5
Размножение и развитие животных
1 2 3 4 5 7
Охрана животных
1 2 3
В царстве грибов
1 2 3 4 5
Великий круговорот жизни
1 2 3
Проверим свои знания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Мы и наше здоровье. Организм человека
1 2 3 4
Органы чувств
1 2 3
Надежная защита организма
2 3 4
Опора тела и движение
1 2 3 4 5
Наше питание
1 2 3 4
Проект — Я — Кулинар
Дыхание и кровообращение
1 2 3 4
Умей предупреждать болезни
1 2
Здоровый образ жизни
1 2
Проверим свои знания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Часть 2
Наша безопасность. Огонь, вода и газ
1 2 3 4 5 6
Чтобы путь был счастливым
1 2 3 4
Дорожные знаки
1 2 3 4
Проект — Мои защитники
Опасные места
1 2 3 4
Природа и наша безопасность
1 2 3 4 5 6
Экологическая безопасность
1 2 3
Проверим свои знания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Чему учит экономика. Для чего нужна экономика
1 2 3 4 5
Природные богатства и труд людей – основа экономики
1 2 3 4
Полезные ископаемые
1 2 3 4 5 6
Растениеводство
1 2 3 4 5
Животноводство
1 2 3 4 5 6
Какая бывает промышленность
1 2 3 4 5 6 7 8
Проект — Экономика моего края
Что такое деньги
1 2 3 4 5 6
Государственный бюджет
1 2 3 4
Семейный бюджет
1 2 3 4
Экономика и экология
1 2 3
Проверим свои знания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Путешествие по городам и странам. Золотое кольцо России
1 2 3
Наши ближайшие соседи
1 2 3 4 5
На севере Европы
1 2 3 4 5 6
Что такое Бенилюкс
1 2 3 4
В центре Европы
1 2 3 4 5
По Франции и Великобритании
1 2 3 4 5 6 7
На юге Европы
1 2 3 4 5
По знаменитым местам мира
1 2 3
Проверим свои знания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Часть 1
Стр. 12-13. Проект «Богатства отданные людям»
Стр. 17-18. Что такое экология
Стр. 18-21. Природа в опасности!
Стр. 23-24. Тела, вещества, частицы
Стр. 25-26. Разнообразие веществ
Стр. 27-29. Воздух и его охрана
Стр. 33-34. Превращение и круговорот воды
Стр. 35-36. Берегите воду!
Стр. 36-38. Что такое почва
Стр. 39-41. Разнообразие растений
Стр. 42-44. Солнце, растения и мы с вами
Стр. 45-46. Размножение и развитие растений
Стр. 47-49. Охрана растений
Стр. 50-54. Разнообразие животных
Стр. 58-59. Проект «Разнообразие природы родного края»
Стр. 60-62. Размножение и развитие животных
Стр. 63-66. Охрана животных
Стр. 66-68. В царстве грибов
Стр. 69. Великий круговорот жизни
Стр. 71-73. Организм человека
Стр. 73-74. Органы чувств
Стр. 75-76. Надёжная защита организма
Стр. 76-77. Опора тела и движение
Стр. 80-81. Проект «Школа кулинаров»
Стр. 82-84. Дыхание и кровообращение
Стр. 84-85. Умей предупреждать болезни
Стр. 86-87. Здоровый образ жизни
Часть 2
Стр. 3-5. Огонь, вода и газ
Стр. 6-9. Чтобы путь был счастливым
Стр. 9-11. Дорожные знаки
Стр. 12-13. Проект «Кто нас защищает»
Стр. 14-15. Опасные места
Стр. 16-19. Природа и наша безопасность
Стр. 19-21. Экологическая безопасность
Стр. 23-25. Для чего нужна экономика
Стр. 26-27. Природные богатства и труд людей – основа экономики
Стр. 28-31. Полезные ископаемые
Стр. 32-34. Растениеводство
Стр. 34-37. Животноводство
Стр. 38-41. Какая бывает промышленность
Стр. 42-43. Проект «Экономика родного края»
Стр. 44-46. Что такое деньги
Стр. 46-48. Государственный бюджет
Стр. 48-50. Семейный бюджет
Стр. 51. Экономика и экология
Стр. 53-59. Золотое кольцо России
Стр. 60-61. Проект «Музей путешествий»
Стр. 62-66. Наши ближайшие соседи
Стр. 67-72. На севере Европы
Стр. 73-75. Что такое Бенилюкс
Стр. 76-79. В центре Европы
Стр. 80-86. Путешествие по Франции и Великобритании
Стр. 86-90. На юге Европы
Стр. 91-95. По знаменитым местам мира
Тема: Полезные ископаемые.
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4.
Слайд1
II. Сообщение темы и целей урока.
-Отгадайте загадки:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
7.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
8.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
10.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».
Слайд 2
III. Работа по теме урока.
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.
Слайд 3-7
Железная руда. Свойства, цвет, использование.
Слайд 8-10
Нефть
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Слайд 11-13
Гранит
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Слайд 14-15
Каменный уголь
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Слайд 16-18
Известняк
Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
Слайд 19- 22
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Слайд 23
Проверь себя.
Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5.
Д/з стр.27 №4,6.