Полезные ископаемые при строительстве домов 2 класс

Полезные ископаемые при строительстве домов 2 класс thumbnail

Доброго всем дня, на протяжении многих веков своего существования созидающее человечество постоянно:

— строило себе уютные жилища и воздвигало величественные сооружения,

— сооружало великолепные дворцы и создавало монументальные архитектурные скульптуры,

которые невозможно было создать без прекрасного природного материала, поэтому, сегодня я расскажу вам о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве современных домов и отделочной облицовке административных зданий.

Именно натуральное минеральное сырье нашей земли, что дает нам щедрая природа используется в строительном деле в естественном или переработанном виде, в качестве разнообразных не рудных материалов, извлеченных из недр земли.

Расширенная классификация строительных ископаемых

Не рудные, а значит неметаллические полезные ископаемые горных пород и природных минералов, использовались человеком в виде строительного сырья с давних времен.Ископаемые горных пород

Из них он возводил стены своих домов и воздвигал величественные пирамиды, вырезая из белого известняка огромные и тяжелые строительные плиты, скрепляя их часто глиняным раствором.

И по сей день, наша строительная отрасль промышленности использует не только старинные строительные материалы наших древних предков, но и вновь освоенные материалы –

  1. белый известняк и рассыпной доломитовый щебень,
  2. сыпучий песок и осадочный каолин,
  3. отполированный гранит и крупнообломочный гравий,
  4. пластичная глина и полупрозрачный селенит,
  5. блестящий мрамор и сульфатный гипс,
  6. мраморный оникс и рыхлый торф,
  7. поваренная соль и горные листвениты,
  8. мелкая галька и алюмосиликат лабрадорит,
  9. каменный уголь и глинисто-карбонатный мергель,
  10. белоснежный мел и вулканическая пористая пемза


многие из этих природных натуральных материалов используются:

  • для изготовления бетона и цемента,
  • получения известковых растворов и скрепляющих смесей,
  • производства кирпича и стекла,

а такие распиленные и отполированные, красивые и строительные природные камни, имеющие узорчатую симпатичную расцветку и уникальные декоративные свойства, применяются для облицовки архитектурных сооружений и создания из мелких разноцветных фрагментов настенных мозаичных панно в виде картинных искусственных композиций, оживляющих прекрасным образом внешний и внутренний интерьер современных зданий.

Классифицируется эта строительная группа полезных ископаемых по двум основным направлениям — по области применения и по геологическому происхождению, поскольку один и тот же добытый природный материал может использоваться в различных отраслях промышленности.

Общие сведения по составу и объемам добычи строительных материалов

Состав большинства строительных материалов определяется объективными геологическими процессами, происходящими на протяжении длительного времени в земной коре, поэтому зависит от состава материала горных пород и видов минералов, содержащихся в них.Строительные материалы

В связи с чем, все горные строительные материалы имеют несколько физических состояний и образованных пород, в которых они могут находиться —

  1. твердое или плотное,
  2. мягкое или рыхлое,
  3. осадочные валунно-гравийно-песчаные, глинистые и органогенные ледниковые отложения,
  4. магматические или вулканические из полиминеральной породы гранита, габбро и лабрадорита,
  5. видоизмененные метаморфические из перекристаллизованных, то есть очищенных твердых разновидностей мрамора, кварцита и гнейса,

образованные в результате природных изменений, под влиянием физико-химических процессов, происходящих, как на поверхности, так и в толще земной коры.

Под влиянием этих природных факторов изменилась молекулярно-кристаллическая структура полезных ископаемых, атомные элементы которых в группах позволили придать им необычные свойства:

  • твердость и хрупкость,
  • огнеупорность и ковкость,
  • прочность и пластичность,
  • вязкость и долговечность,
  • спекаемость и легкоплавкость,
  • водоупорность и инертность,
  • адсорбирование и тугоплавкость,
  • морозоустойчивость и растяжение,
  • блеск и цвет,

позволяющие использовать их не только в строительной сфере, но и в других отраслях промышленности –

  1. стекольной и металлургической,
  2. бумажной и керамической,
  3. химической и парфюмерной,
  4. текстильной и нефтеперерабатывающей,
  5. пищевой и сельскохозяйственной.

Видимо поэтому объемы добычи не рудных строительных материалов за последние годы в несколько раз превысили добычу рудных полезных ископаемых.

Да и сам структурный состав не рудных строительных материалов может значительно видоизменяться не только от самих стандартных параметров, но и геологических месторождений, и даже от их расположения и перспективности разработки.

Прежде, чем осуществлять промышленную добычу того или иного природного материала необходимо произвести его объективную визуальную оценку возможностей применения в строительном или промышленном производстве.

Оттого в наши дни активно ведутся геологические поиски вновь открываемых месторождений строительных материалов, где ежедневно осваиваются и постоянно разрабатываются новые карьерные месторождения, бурятся глубокие скважины и строятся подземные шахты.

Поскольку для формирования всех полезных ископаемых на нашей огромной земле необходимо довольно продолжительное время и некоторые природные условия определенной температуры и давления, поэтому есть огромный смысл в бережном сохранении и рациональном использовании природных ресурсов.

Читайте также:  Какие полезные свойства калины и как правильно употреблять

Способы добычи и применения строительных ископаемых

На протяжении многих тысячелетий своего существования разумное человечество выработало несколько способов добычи ископаемых и главными из них являются:

  1. открытый,
  2. закрытый
  3. и комбинированный,

где первый из этих трех методов добычи является менее затратным, поскольку используется в открытом карьере с применением полностью механизированной техникой – карьерных бульдозеров, ковшовых экскаваторов и большегрузных автомашин.Механизированная техника

При этом способ добычи определяется:

  • экономическими условиями,
  • транспортными затратами
  • и глубиной залегания ископаемых.

В многовековом развитии человеческой цивилизации строительные полезные ископаемые сыграли важнейшую роль, поскольку этот прекрасный материал относительно легко поддается механической обработке –

  1. распиливанию на компактные прямоугольные блоки
  2. и их шлифованию с полировкой,

приобретая приятный внешний вид. А использовался этот натуральный природный материал:

  • в древнем Египте и средневековой Европе,
  • в античной Греции и экзотической Индии

Античная Грециядля создания знаменитых на весь мир древних пирамид и огромных статуй сфинксов, величественных дворцов и замков с многочисленными скульптурными композициями, мраморных мавзолеев и грандиозных по своей красоте соборных колонн, которые многие столетия своим грандиозным величием радуют нынешних современников, поскольку не подвержены никаким природным физико-химическим разрушениям.

Очень жаль, но эти прекрасные времена классического стиля, как и сама средневековая античность ушли в далекое прошлое и теперь натуральный строительный материал идет в основном на красивую внутреннею и внешнюю отделку в качестве декоративной облицовки. Для постройки современных зданий применяют –

  1. прочный керамзитобетон и теплый кирпич,
  2. дешевые пенобетонные блоки и надежный ракушечник,
  3. керамические блоки и пористый газобетон,
  4. легкий древесный арболит и прессованные шлакоблоки,


из которых сегодня возводятся высокие стены жилых домов и административных зданий. А крупный гравий и сыпучий щебень используют для строительства автомобильных и железных дорог.

В народном хозяйстве и промышленности строительных материалов активно используют дорожно-строительные материалы –

  • песчано-гравийные смеси и минеральные порошки,
  • естественные камни и асфальтобетонные блоки.


А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве домов и облицовке зданий. Может быть, вам приходилось использовать этот прекрасный природный материал или любоваться его превосходным видом, поделитесь вашими ощущениями с читателями блога в комментарии к статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник

Гаврилюк Елена Александровна

учитель начальных классов

                                                                                       МОБУ СОШ №1 г.Пушкино

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.

Задачи урока:

Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.

Наглядность: физическая карта России,  таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.

Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.

Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.

Слайд 2.

Повторение по теме: “Водоемы нашего края”.

Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы:

– Какие океаны омывают Россию? (Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны)

– Какие реки протекают в республике Башкортостан, в нашем районе? (река Белая, Дема, Ик ).

– Какие правила должны соблюдать люди, отдыхающие у водоемов? (Не бросать мусор в воду и не оставлять его на берегу водоема, не мыть транспортные средства у водоема, быть осторожными в воде).

1) Рассказ учителя о полезных ископаемых России.

О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны.

– Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них?

 – Какие материалы люди используют для строительства домов?

    (цемент, кирпич, бетон, лес, песок)

 – А для строительства дорог?

         (щебень, асфальт, бетон)

 – Для строительства мостов?

         (бетон, металл)

 – Чем люди отапливают дома?

         (дрова, уголь, газ)

 – Где люди берут эти материалы?

         (природа, земля)

 – уголь, газ, песок,  что это такое? (полезные ископаемые)

 – Все  полезные ископаемые можно разделить на три группы. Прочитайте по таблице на экране, какие это группы.

(работа с физической картой России).

   Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи.

   В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна.

   Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова.

   Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.

2) Работа учащихся в группах.

   Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помощник”, учебника,  вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:

1 группа – знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями,  “Помощник”)..

2 группа – изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”).

3 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164-165 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями,  “Помощник”).

Карточка “Помощник”.

Название.

Условное обозначение.

Свойства.

Применение.

Месторождение на территории Республики Башкортостан.

Группы работают самостоятельно.

Выступление каждой группы ребят.

По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.

1-ая группа:  известняк, гранит, песок, глина

2-ая группа:  торф, уголь, нефть, газ

3-я группа: железная руда

3) Составление таблицы “Полезные ископаемые”.

Проводится обсуждение изученного материала.

 – Найдите на карте России месторождения полезных ископаемых. Назовите их. Сейчас мы заполним таблицу-схему.  

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Медная руда

Гранит,

известняк,

песок, глина

Уголь, торф, нефть,

природный газ.

4) Физкультминутка.

По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли. (повороты туловища)
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.

5) Рассказ учителя о полезных ископаемых Республики Башкортостан. (работа с физической картой Башкортостана)

    В Башкортостане найдено около 3000 месторождений и проявлений различных видов минерального сырья. На базе открытых геологами крупных медно-колчеданных месторождений выросли современные города: Учалы, Сибай, Баймак.

       Химическая промышленность в Стерлитамаке использует месторождения известняка, гипса, каменной соли.

          Территория республики характеризуется большим набором различных видов полезных ископаемых. В их числе: углеводородные полезные ископаемые — нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, торф; руды, содержащие  медь, цинк, железо, марганец, алюминий, золото и  попутные редкие элементы; неметаллические полезные ископаемые, в том числе: сырье для химической промышленности (каменная соль, плавиковый шпат, известняк, барит, сера), агроруды (фосфорсодержащие породы, карбонатное сырье, цеолиты, глаукониты, торф, сапропель), строительные материалы (гипс, высокопрочный щебень и др.), облицовочные и поделочные камни, оптическое сырье.

В Башкортостане обнаружено более 200 месторождений нефти и газа. Наиболее крупными по запасам нефти являются Арланское, Шкаповское, Туймазинское, Серафимовское, Манчаровское и Сергеевское месторождения. Сегодня в регионе добывается более 11 миллионов тонн нефти и 360 миллионов кубометров газа в год. В нашем поселке тоже находится нефтеперекачивающая станция «Шкапово».  

Идёт перекачка нефти из посёлка Субканкулово Туймазинского района, через нашу станцию, в ЛПДС г.Салават.

         Основу сырьевой базы цветной металлургии Урала составляют медноколчеданные месторождения. На территории республики разведано 16 месторождений, из них четыре (Юбилейное, Подольское, Учалинское и Сибайское) относятся к числу крупнейших на Урале. 

      Запасы меди и цинка составляют 30 процентов и 48 процентов соответственно от запасов этих металлов по Уралу. Запасы золота в этих месторождениях исчисляются сотнями тонн. Медноколчеданные руды комплексные по своему составу. В них присутствует медь, цинк, сера, свинец, золото, серебро, кадмий, селен, теллур, индий, галлий, германий и другие. В эксплуатации находятся 8 месторождений. Руды перерабатываются на трех обогатительных фабриках.

     Производство строительных материалов в республике полностью обеспечено разведанными запасами кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийной смеси, строительных камней и песков, гипса, карбонатных пород для производства извести. Часть добываемого песчано-гравийного материала и щебня вывозится за пределы республики.

     Залежей кирпичной глины известно 170, а керамзитной — 12. Гипс добывается в 13 местах, известняк — в 31. Месторождений песчано-гравийной смеси насчитывается 121 — они находятся по берегам рек Белой, Уфы, Демы, Урала, Юрюзани, Ика, Ая. Все эти полезные ископаемые очень востребованы в строительстве жилья и дорог.

     В Белорецком и Учалинском районах имеется значительное количество проявлений декоративных яшм, строматолитовых и водорослевых известняков, габбро, долеритов, агатов, змеевиков, мрамора. Богатейшая палитра местных пород и минералов используется сегодня в камнерезных художественных мастерских Башкортостана. Ряд высокохудожественных изделий из местного камнецветного сырья демонстрируется в Музее геологии и полезных ископаемых Республики Башкортостан.

6) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.

     Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

– Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).

    Сделаем вывод:

-Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).

7) Решение кроссворда.

-Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд   и прочесть ключевые слова.

1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)

Слайд 3

Слайд 3 (1-ый щелчок)

Слайд 4

Слайд 5-7

Слайд 8-9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 11(1-ый щелчок)

Слайд 12

Слайд 13

(1-ый щелчок)

(2-ой щелчок)

(3-ий щелчок)

(4-ый щелчок)

(5-ый щелчок)

(6-ой щелчок)

(7-ой щелчок)

(8-ой щелчок)

(9-ый щелчок)

(10-ый щелчок)

Итог урока.

Выставление оценок. Вывод с. 169.

Домашнее задание.

С.159-170, вопросы “Проверь себя”.

 – Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Слайд 14

Слайд 15

Читайте также:  Чем полезен березовый сок при псориазе

Источник