Полезные ископаемые при строительстве домов 2 класс
Доброго всем дня, на протяжении многих веков своего существования созидающее человечество постоянно:
— строило себе уютные жилища и воздвигало величественные сооружения,
— сооружало великолепные дворцы и создавало монументальные архитектурные скульптуры,
которые невозможно было создать без прекрасного природного материала, поэтому, сегодня я расскажу вам о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве современных домов и отделочной облицовке административных зданий.
Именно натуральное минеральное сырье нашей земли, что дает нам щедрая природа используется в строительном деле в естественном или переработанном виде, в качестве разнообразных не рудных материалов, извлеченных из недр земли.
Расширенная классификация строительных ископаемых
Не рудные, а значит неметаллические полезные ископаемые горных пород и природных минералов, использовались человеком в виде строительного сырья с давних времен.
Из них он возводил стены своих домов и воздвигал величественные пирамиды, вырезая из белого известняка огромные и тяжелые строительные плиты, скрепляя их часто глиняным раствором.
И по сей день, наша строительная отрасль промышленности использует не только старинные строительные материалы наших древних предков, но и вновь освоенные материалы –
- белый известняк и рассыпной доломитовый щебень,
- сыпучий песок и осадочный каолин,
- отполированный гранит и крупнообломочный гравий,
- пластичная глина и полупрозрачный селенит,
- блестящий мрамор и сульфатный гипс,
- мраморный оникс и рыхлый торф,
- поваренная соль и горные листвениты,
- мелкая галька и алюмосиликат лабрадорит,
- каменный уголь и глинисто-карбонатный мергель,
- белоснежный мел и вулканическая пористая пемза
многие из этих природных натуральных материалов используются:
- для изготовления бетона и цемента,
- получения известковых растворов и скрепляющих смесей,
- производства кирпича и стекла,
а такие распиленные и отполированные, красивые и строительные природные камни, имеющие узорчатую симпатичную расцветку и уникальные декоративные свойства, применяются для облицовки архитектурных сооружений и создания из мелких разноцветных фрагментов настенных мозаичных панно в виде картинных искусственных композиций, оживляющих прекрасным образом внешний и внутренний интерьер современных зданий.
Классифицируется эта строительная группа полезных ископаемых по двум основным направлениям — по области применения и по геологическому происхождению, поскольку один и тот же добытый природный материал может использоваться в различных отраслях промышленности.
Общие сведения по составу и объемам добычи строительных материалов
Состав большинства строительных материалов определяется объективными геологическими процессами, происходящими на протяжении длительного времени в земной коре, поэтому зависит от состава материала горных пород и видов минералов, содержащихся в них.
В связи с чем, все горные строительные материалы имеют несколько физических состояний и образованных пород, в которых они могут находиться —
- твердое или плотное,
- мягкое или рыхлое,
- осадочные валунно-гравийно-песчаные, глинистые и органогенные ледниковые отложения,
- магматические или вулканические из полиминеральной породы гранита, габбро и лабрадорита,
- видоизмененные метаморфические из перекристаллизованных, то есть очищенных твердых разновидностей мрамора, кварцита и гнейса,
образованные в результате природных изменений, под влиянием физико-химических процессов, происходящих, как на поверхности, так и в толще земной коры.
Под влиянием этих природных факторов изменилась молекулярно-кристаллическая структура полезных ископаемых, атомные элементы которых в группах позволили придать им необычные свойства:
- твердость и хрупкость,
- огнеупорность и ковкость,
- прочность и пластичность,
- вязкость и долговечность,
- спекаемость и легкоплавкость,
- водоупорность и инертность,
- адсорбирование и тугоплавкость,
- морозоустойчивость и растяжение,
- блеск и цвет,
позволяющие использовать их не только в строительной сфере, но и в других отраслях промышленности –
- стекольной и металлургической,
- бумажной и керамической,
- химической и парфюмерной,
- текстильной и нефтеперерабатывающей,
- пищевой и сельскохозяйственной.
Видимо поэтому объемы добычи не рудных строительных материалов за последние годы в несколько раз превысили добычу рудных полезных ископаемых.
Да и сам структурный состав не рудных строительных материалов может значительно видоизменяться не только от самих стандартных параметров, но и геологических месторождений, и даже от их расположения и перспективности разработки.
Прежде, чем осуществлять промышленную добычу того или иного природного материала необходимо произвести его объективную визуальную оценку возможностей применения в строительном или промышленном производстве.
Оттого в наши дни активно ведутся геологические поиски вновь открываемых месторождений строительных материалов, где ежедневно осваиваются и постоянно разрабатываются новые карьерные месторождения, бурятся глубокие скважины и строятся подземные шахты.
Поскольку для формирования всех полезных ископаемых на нашей огромной земле необходимо довольно продолжительное время и некоторые природные условия определенной температуры и давления, поэтому есть огромный смысл в бережном сохранении и рациональном использовании природных ресурсов.
Способы добычи и применения строительных ископаемых
На протяжении многих тысячелетий своего существования разумное человечество выработало несколько способов добычи ископаемых и главными из них являются:
- открытый,
- закрытый
- и комбинированный,
где первый из этих трех методов добычи является менее затратным, поскольку используется в открытом карьере с применением полностью механизированной техникой – карьерных бульдозеров, ковшовых экскаваторов и большегрузных автомашин.
При этом способ добычи определяется:
- экономическими условиями,
- транспортными затратами
- и глубиной залегания ископаемых.
В многовековом развитии человеческой цивилизации строительные полезные ископаемые сыграли важнейшую роль, поскольку этот прекрасный материал относительно легко поддается механической обработке –
- распиливанию на компактные прямоугольные блоки
- и их шлифованию с полировкой,
приобретая приятный внешний вид. А использовался этот натуральный природный материал:
- в древнем Египте и средневековой Европе,
- в античной Греции и экзотической Индии
для создания знаменитых на весь мир древних пирамид и огромных статуй сфинксов, величественных дворцов и замков с многочисленными скульптурными композициями, мраморных мавзолеев и грандиозных по своей красоте соборных колонн, которые многие столетия своим грандиозным величием радуют нынешних современников, поскольку не подвержены никаким природным физико-химическим разрушениям.
Очень жаль, но эти прекрасные времена классического стиля, как и сама средневековая античность ушли в далекое прошлое и теперь натуральный строительный материал идет в основном на красивую внутреннею и внешнюю отделку в качестве декоративной облицовки. Для постройки современных зданий применяют –
- прочный керамзитобетон и теплый кирпич,
- дешевые пенобетонные блоки и надежный ракушечник,
- керамические блоки и пористый газобетон,
- легкий древесный арболит и прессованные шлакоблоки,
из которых сегодня возводятся высокие стены жилых домов и административных зданий. А крупный гравий и сыпучий щебень используют для строительства автомобильных и железных дорог.
В народном хозяйстве и промышленности строительных материалов активно используют дорожно-строительные материалы –
- песчано-гравийные смеси и минеральные порошки,
- естественные камни и асфальтобетонные блоки.
А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие полезные ископаемые используются в строительстве домов и облицовке зданий. Может быть, вам приходилось использовать этот прекрасный природный материал или любоваться его превосходным видом, поделитесь вашими ощущениями с читателями блога в комментарии к статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.
Гаврилюк Елена Александровна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1 г.Пушкино
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.
Задачи урока:
Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
Наглядность: физическая карта России, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.
Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.
Вот уже звенит звонок | Слайд 2. | |||||||||||
Повторение по теме: “Водоемы нашего края”. | ||||||||||||
Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы: – Какие океаны омывают Россию? (Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны) – Какие реки протекают в республике Башкортостан, в нашем районе? (река Белая, Дема, Ик ). – Какие правила должны соблюдать люди, отдыхающие у водоемов? (Не бросать мусор в воду и не оставлять его на берегу водоема, не мыть транспортные средства у водоема, быть осторожными в воде). | ||||||||||||
1) Рассказ учителя о полезных ископаемых России. О водоемах знаете вы, – Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них? – Какие материалы люди используют для строительства домов? (цемент, кирпич, бетон, лес, песок) – А для строительства дорог? (щебень, асфальт, бетон) – Для строительства мостов? (бетон, металл) – Чем люди отапливают дома? (дрова, уголь, газ) – Где люди берут эти материалы? (природа, земля) – уголь, газ, песок, что это такое? (полезные ископаемые) – Все полезные ископаемые можно разделить на три группы. Прочитайте по таблице на экране, какие это группы. (работа с физической картой России). Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи. В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна. Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова. Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов. 2) Работа учащихся в группах. Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помощник”, учебника, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых: 1 группа – знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”).. 2 группа – изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”). 3 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164-165 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”). Карточка “Помощник”. Название. Условное обозначение. Свойства. Применение. Месторождение на территории Республики Башкортостан. Группы работают самостоятельно. Выступление каждой группы ребят. По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых. 1-ая группа: известняк, гранит, песок, глина 2-ая группа: торф, уголь, нефть, газ 3-я группа: железная руда 3) Составление таблицы “Полезные ископаемые”. Проводится обсуждение изученного материала. – Найдите на карте России месторождения полезных ископаемых. Назовите их. Сейчас мы заполним таблицу-схему.
4) Физкультминутка. По дорожке шли, шли (шагаем) 5) Рассказ учителя о полезных ископаемых Республики Башкортостан. (работа с физической картой Башкортостана) В Башкортостане найдено около 3000 месторождений и проявлений различных видов минерального сырья. На базе открытых геологами крупных медно-колчеданных месторождений выросли современные города: Учалы, Сибай, Баймак. Химическая промышленность в Стерлитамаке использует месторождения известняка, гипса, каменной соли. Территория республики характеризуется большим набором различных видов полезных ископаемых. В их числе: углеводородные полезные ископаемые — нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, торф; руды, содержащие медь, цинк, железо, марганец, алюминий, золото и попутные редкие элементы; неметаллические полезные ископаемые, в том числе: сырье для химической промышленности (каменная соль, плавиковый шпат, известняк, барит, сера), агроруды (фосфорсодержащие породы, карбонатное сырье, цеолиты, глаукониты, торф, сапропель), строительные материалы (гипс, высокопрочный щебень и др.), облицовочные и поделочные камни, оптическое сырье. В Башкортостане обнаружено более 200 месторождений нефти и газа. Наиболее крупными по запасам нефти являются Арланское, Шкаповское, Туймазинское, Серафимовское, Манчаровское и Сергеевское месторождения. Сегодня в регионе добывается более 11 миллионов тонн нефти и 360 миллионов кубометров газа в год. В нашем поселке тоже находится нефтеперекачивающая станция «Шкапово». Идёт перекачка нефти из посёлка Субканкулово Туймазинского района, через нашу станцию, в ЛПДС г.Салават. Основу сырьевой базы цветной металлургии Урала составляют медноколчеданные месторождения. На территории республики разведано 16 месторождений, из них четыре (Юбилейное, Подольское, Учалинское и Сибайское) относятся к числу крупнейших на Урале. Запасы меди и цинка составляют 30 процентов и 48 процентов соответственно от запасов этих металлов по Уралу. Запасы золота в этих месторождениях исчисляются сотнями тонн. Медноколчеданные руды комплексные по своему составу. В них присутствует медь, цинк, сера, свинец, золото, серебро, кадмий, селен, теллур, индий, галлий, германий и другие. В эксплуатации находятся 8 месторождений. Руды перерабатываются на трех обогатительных фабриках. Производство строительных материалов в республике полностью обеспечено разведанными запасами кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийной смеси, строительных камней и песков, гипса, карбонатных пород для производства извести. Часть добываемого песчано-гравийного материала и щебня вывозится за пределы республики. Залежей кирпичной глины известно 170, а керамзитной — 12. Гипс добывается в 13 местах, известняк — в 31. Месторождений песчано-гравийной смеси насчитывается 121 — они находятся по берегам рек Белой, Уфы, Демы, Урала, Юрюзани, Ика, Ая. Все эти полезные ископаемые очень востребованы в строительстве жилья и дорог. В Белорецком и Учалинском районах имеется значительное количество проявлений декоративных яшм, строматолитовых и водорослевых известняков, габбро, долеритов, агатов, змеевиков, мрамора. Богатейшая палитра местных пород и минералов используется сегодня в камнерезных художественных мастерских Башкортостана. Ряд высокохудожественных изделий из местного камнецветного сырья демонстрируется в Музее геологии и полезных ископаемых Республики Башкортостан. 6) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств. Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании. – Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника). Сделаем вывод: -Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.) -В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ). 7) Решение кроссворда. -Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд и прочесть ключевые слова. 1. Он очень нужен детворе 2. Не зря она варилась 3. Белый камушек растаял 4. Очень прочен и упруг 5. Без нее не побежит 6. Он несет в дома тепло, 7. Если встретишь на дороге, 8. По трубе течет – 9. Росли на болоте растения – 10. Покрывают им дороги, А еще он есть в цементе | Слайд 3 Слайд 3 (1-ый щелчок) Слайд 4 Слайд 5-7 Слайд 8-9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 11(1-ый щелчок) Слайд 12 Слайд 13 (1-ый щелчок) (2-ой щелчок) (3-ий щелчок) (4-ый щелчок) (5-ый щелчок) (6-ой щелчок) (7-ой щелчок) (8-ой щелчок) (9-ый щелчок) (10-ый щелчок) | |||||||||||
Итог урока. Выставление оценок. Вывод с. 169. | ||||||||||||
Домашнее задание. С.159-170, вопросы “Проверь себя”. – Молодцы, ребята! Спасибо за урок! | Слайд 14 Слайд 15 |