Полезные ископаемые презентация 3 класс песок
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру .3 класс. Тема: ” Полезные ископаемые. Песок”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПЕСОК Автор : Ивашкина Елена Александровна, учитель высшей категории. МОУ « Гимназия № 9» г.о. Электросталь
2 слайд
Описание слайда:
Песок состоит из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой, он разного цвета, не имеет запаха, твердый, рыхлый, пропускает воду. Песок бывает желтый, серый, белый, бурый. Песок содержит разнообразные минералы. Основной элемент, составляющий песчинки – это кварц, но в разных количествах встречаются и другие минералы: руда, слюда, гранат, топаз.
3 слайд
Описание слайда:
Природный песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород. Когда прочная могучая скала в течение сотен лет пыталась выстоять под влиянием порывистых ветров, леденящего холода, сильного ливня, и других природных катаклизмов, она потихоньку разрушалась на крохотные кусочки, которые называются песком. Он выглядит, как мелкие крупинки, из которых состоят горные хребты.
4 слайд
Описание слайда:
МОРСКОЙ ПЕСОК Постоянные приливы воды и ее разрушительное влияние на горные породы, за счет постоянного соприкосновения, распад некоторых минеральных элементов в соленом море – все это способствует появлению песка. Морской песок считается самым востребованным и применяется практически везде.
5 слайд
Описание слайда:
РЕЧНОЙ ПЕСОК Речной песок добывается со дна водоемов и отличается природной чистотой
6 слайд
Описание слайда:
Песок есть и в пустынях. Большая его часть принесена ветрами. Известны такие случаи, когда пустыни появлялись там, где раньше простирались моря, но спустя тысячи лет вода ушла.
7 слайд
Описание слайда:
Существует и особый песок черного цвета. Причина такой окраски – вымывание светлых элементов, но в отличие от остальных видов песка, которые применяются в хозяйственных и промышленных целях, такой песок радиоактивен. Он непривычно блестящий и его можно встретить в разных уголках планеты. РАДИОАКТИВНЫЙ (МОНАЦИТОВЫЙ) ПЕСОК
8 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНОГО ПЕСКА 1. СТРОИТЕЛЬСТВО И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ основа для дорог, насыпей создания строительных растворов (кирпичная кладка, штукатурка, фундамент, бетон, тротуарная плитка, бордюры, кольца для колодцев) для декоративного украшения территорий (речной песок) отделочных работ внутри уже построенного здания фильтрация и очистка воды создание материалов для сварки (кварцевый песок)
9 слайд
Описание слайда:
Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии при температуре около 1700 градусов! Песок – основной компонент в выплавке стекла
10 слайд
Описание слайда:
2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие – размером с книгу.
11 слайд
Описание слайда:
Издавна люди лечились горячим песком, из мешочков с горячим песком делали грелки. По горячему песку полезно бегать босиком, из горячего песка делают ванночки для ног. В современной медицине есть целое направление лечения горячим песком – ПСАММОТЕРАПИЯ. Медицина
12 слайд
Описание слайда:
Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но и целый город. Даже птицы улетают подальше от зыбучих песков. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ пески в пустыне, перенасыщенные воздухом (газом или горячими парами), влагой, из-за чего способны засасывать вглубь попадающие на них предметы
13 слайд
Описание слайда:
ПОЮЩИЕ ПЕСКИ это необычное природное явление, песчинки скатываются по склонам песчаных дюн и создают необычные звуки, которые слышатся даже за километры В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются, то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. «Петь» может только сухой песок.
14 слайд
Описание слайда:
ОПЫТЫ Песок сыпучий Сухой песок хорошо пересыпается. Он не сохраняет форму. Но если песок намочить, то он хорошо держит форму.
15 слайд
Описание слайда:
Текучесть. Песок может двигаться Взять горсть песка и сыпать струйкой в одно место. Образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если песок сыпать долго, то возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
16 слайд
Описание слайда:
Свойства песка в воде Опустить немного песка в стакан с водой. Что произошло? Выводы: песок тяжелее воды тонет не растворяется
17 слайд
Описание слайда:
Для опыта понадобятся два стакана (один стакан пустой, второй стакан с водой), воронка, бумага. В воронку вложить бумагу, а сверху в воронку насыпать песок. Налить воду до краев воронок. Водопроницаемость песка Вывод: песок хорошо пропускает воду Эта способность связана с его строением.
18 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный материал предназначен для ознакомления с полезным ископаемым ПЕСОК на уроках окружающего мира в 3 классе по программе УМК ” Планета Знаний”
В презентации описаны: процесс образования песка, состав,свойства , использование.
Представлены опыты по выявлению свойств данного полезного ископаемого. Так же в конце презентации имеются вопросы для проведения рефлексии.
Общая информация
Номер материала:
ДБ-939620
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Конспект урока
Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.
Развивающая задача:
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Воспитательная:
Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.
Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.
Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование:
Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.
Памятка «Работа в паре, группе».
Памятка «Оцени свою работу».
Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.
Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.
Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.
Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.
Компьютерная презентация; ноутбук.
Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.
1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.
– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)
– Как вы понимаете эти слова?
– Значит, какой же урок у нас будет?
(Урок открытия нового знания)
2 этап. Мотивация и целепо
лагание.
Организа
ция работы по изуче
нию нового материала.
Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.
1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.
– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)
– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?
(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)
– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.
– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.
На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.
3 этап. Изучение нового материала.
Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.
1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):
Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.
Копать-
– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,
– отваливая землю, делать углубление
– отваливая землю, доставать, извлекать.
– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:
– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?
(его не добывают из недр земли, не откапывают)
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?
2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).
3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.
– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?
(Только там, где их много)
– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)
– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?
(Геологи – слайд 9, слово на доску).
4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.
Название полезно
го иско
паемого
Состоя
ние
Цвет
Запах
Пропус
кает ли воду
Другие свойства
Где залегает
Добыча
Использо
вание в хозяйстве
– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.
(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).
– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.
1 конверт:
Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
Понюхайте сухую глину и песок.
Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.
Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.
Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.
Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.
2 конверт:
Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.
Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.
Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.
Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.
Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.
Физминутка (слайд 10)
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.
– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.
(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)
4 этап. Закрепле
ние изученного.
Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.
1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.
– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:
1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.
2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.
3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?
(если затрудняются, можно прочитать сказку:
На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)
2. Индивидуальная работа узкой направленности.
– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:
1. Полезные ископаемые – это:
А. всё полезное, что выкапывают из земли
Б. динозавры, мамонты и другие древние животные
В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:
А. склад
Б. месторождение
В. карьер
3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:
А. биолог
Б. эколог
В. геолог
4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:
А. глина
Б. песок
В. гранит
5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:
А. известняк
Б. гранит
В. глина
– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)
5 этап.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.
1. Фронтальная работа. Беседа.
– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?
– Какие открытия для себя сделали?
-Что помогло нам в работе?
2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.
– Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»
(критерии оценивания на слайде 13).
– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?
3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).
– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.