Полезные ископаемые практическая работа для 3 класса

                         Урок по теме: ”Полезные ископаемые”

  1. класс

Учитель: Страдухина М.А. 1 квалификационная категория

Дата проведения: 17.03.2011г

Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.

Задачи:

•        Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.

•        Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

•        Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент  

– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Проверка домашнего задания (тест)

На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.

   1. Три кита экономики – это:

А) транспорт                                        Г) капитал

Б) строительство                                 Д) труд

В) природные богатства

2. К природным богатствам относятся:

        А) одежда и обувь                         В) полезные ископаемые

       Б) игрушки                               Г) книги

3. К капиталу относятся:

        А) ферма                В) железные дороги

        Б) вода                                  Г) станки

4. К природным богатствам не  относятся:

        А) воздух                           В) почва

        Б) вода                             Г) завод

5. В каком утверждении содержится ошибка?

А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.

Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.

  1. Новая тема (слайд)

   Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин

Учитель.

      Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?

   Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.

     – Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?

Учитель: 

 – Откройте пропись на 26

  В прописях у вас есть таблица. Прочитайте.

Ребята  дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу

(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).

 Практическая работа учащихся.

Учитель:

– Я  вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.

 Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ваши одноклассники расскажут о полезных ископаемых, как бы от их лица.

1 ученик. Рассказывает о песке  (слайд)

   Я состою из мелких крупинок,  очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.

2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).

    Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая,   и из меня лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).

  Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

 Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель:

    Образовался из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).

  Да, я  маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких – то живых организмов.  

Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

III. Физкультминутка:

Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили –
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)

  Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь  в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь:  (гранит)

Читайте также:  Урок окружающий мир по теме полезные ископаемые 3 класс окружающий мир

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

6 ученик. Рассказывает о каменном угле.

   Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь,  как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей  смолы делают лекарство.

Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Взаимопроверка практической работы.

Название

Свойства

Использование

Песок

рыхлый

строительство, стекло

Глина

твердая, негорючая, непрозрачная

кирпич, посуда

Известняк

твёрдый, рыхлый, непрозрачный

строительство, мел, мрамор

Нефть

жидкая, горючая

бензин, керосин, масло, лекарство

Гранит

прочный, твёрдый, непрозрачный

строительство, памятники

Каменный уголь

твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий

отопление, лекарство

  1. Работа с учебником стр. 49

Для чего добывают полезные ископаемые?

Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.

– Все ли полезные ископаемые твёрдые?

– Как называется место, где хранят полезные ископаемые?

Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно

                        Игра

 – Какое  полезное ископаемое лишнее? Почему?

 Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.

Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.

V. Обобщение.

Учитель: 

Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) 

3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

6. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

  1. Подведение итогов ( слайд).

Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых , но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ

ИСКОПАЕМЫЕ 

 Как надо охранять полезные ископаемые?

  1.   Экономично использовать
  2. Оберегать от пожаров
  3. Соблюдать правила перевозки
  4. Заменять по возможности искусственными материалами
  1. Домашнее задание. 

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.

Источник

Тип урока: открытие новых знаний, урок-исследование.

Цель: познакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые.

Предметные результаты:

  • иметь представление о полезных ископаемых, значении,об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
  • наблюдать за свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

  • различать по внешнему виду минералы и горные породы;
  • различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;
  • извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;
  • исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах.

Личностные результаты:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека;
  • осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;
  • оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, электронное приложение, (УМК «Перспектива»); атлас-определитель, коллекция минералов, кусочки гранита, лупы, электронный микроскоп, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», карточки, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос

  1. Что такое экология? (Наука о нашем природном доме)
  2. Третья планета от Солнца. (Земля)
  3. Вещество – источник жизни на планете. (Вода)
  4. Какими свойствами обладает вода? (Прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая запаха. При нагревании расширяется а при охлаждении сжимается)
  5. Невидимое сокровище (Воздух)
  6. Какими свойствами обладает воздух? (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло)
  7. Какие красивые камни вы знаете?
  8. Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне, встречается в природе в виде камня? (Соль)

III. Самоопределение к деятельности. Мотивация к деятельности,определение темы урока

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух.

– О каких из перечисленных кладах мы говорили на предыдущих уроках? (О воде и воздухе).

– О каком же кладе природы мы узнаем сегодня? (О земле).

– Что же мы можем найти в земле?

Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Какой клад можно найти в земле)

Сформулируйте тему урока

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

Чтение 1 абзаца текста

– Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых Земли? (Минералы и горные породы)

Читайте также:  Чем полезны семена и масло льна

– Объясните значение слова минералы? (Природные вещества)

– Горные породы? (Природные соединения минералов)

– Какой минерал вы уже знаете? (Каменная соль)

В настоящее время известно около 3500 видов минералов. Однако, лишь около 70 из них широко распространены. Они входят в состав горных пород и называются породообразующими.

2. Работа с коллекцией минералов (Работа в группах)

Минералы бывают металлические и неметаллические.

К металлическим относятся красный железняк (железо), медная руда.

Найдите их в коллекции.

К неметаллическим относятся кварц, асбест.

 Найдите их в коллекции.

3. Работа по учебнику

Чтение 2 абзаца текста

4. Практическая работа. (Работа в группах)

1. Свойства минералов.

Рассмотрите внимательно минералы (кварц, слюда, полевой шпат).с помощью лупы, цифрового микроскопа

2. Опишите их свойства по плану в таблице:

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

– Прочитайте в Атласе-определителе сведения о минерале, дополните свои наблюдения.

Какая общая особенность у этих камней? (Однородность)

– Повторим: как называются камни однородные по составу? (Минералами)

5. Практическая работа (Работа в группах)

«Состав гранита» (по заданиям рабочей тетради)

– Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)

– Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)

– Какие инструменты и приборы нам помогут в работе? (Лупа, электронный микроскоп)

Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.

Самооценка. Оцените свои успехи по заданным критериям (в рабочих тетрадях)

6. Работа по учебнику

Чтение текста на стр.71.

– Какие полезные ископаемые вам известны?

– Для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно найти.

– Где можно найти полезные ископаемые?

– Любой человек может найти их?

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? (Геологи)

Чтение текста на стр.73-74

V. Динамическая пауза (Физминутка под музыку)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)

– Как вы поняли, что такое месторождение?

– Как добывают полезные ископаемые?

2. Работа с физической картой Республики Башкортостан (работа в парах)

– Какие полезные ископаемые добываются в Башкортостане?

(Нефть, газ, железные, медные, марганцевые руды, золото, поваренная соль, разнообразные строительные материалы)

3. Выполнение тестовой работы (индивидуально)

1.К какой природе относятся горные породы и минералы?
а) живой
б) неживой
с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?
а) драгоценный камень
б) ценное топливо
в) горная порода
г) минерал

3. Из чего состоит гранит?
а) полевой шпат, кварц, слюда
б) уголь, железо
в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?
а) встречаются только в горах
б) легко увидеть в горах
в) можно заметить только с большой высоты

5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности
а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек
б) в лесу
в) в болоте
г) в бескрайних полях

6. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) вода
в) полезные ископаемые

7.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) геологи
в) строители

4. Проверка выполнения теста по эталону.

VII. Подведение итогов работы

– О каких минералах и горных породах узнали?

– Где их используют?

– Какое значение в жизни человека имеют полезные ископаемые?

VIII. Рефлексия

Выскажите своё мнение об уроке:

  • Мне было интересно узнать о ………
  • Я обязательно найду дополнительную информацию о………….
  • Я поделюсь новыми знаниями с …….

XI. Домашнее задание

  1. Прочитать текст на стр.70-73; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.73.
  2. Выполнить задание 4 на стр.49 в рабочей тетради.

Источник

Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и показать
необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых
    и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками
    основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе
    анализа строить гипотезы, выводы,
    доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных
    ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого
    школьника в результат совместной учебной
    деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально
– групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый,
исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,
гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический
настрой.

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте
товарищу хорошего рабочего настроения на весь
урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам
желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и
разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства
находятся на поверхности Земли, другие спрятаны
глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах
пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
(слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной
теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где
находятся? Как люди используют в своей жизни? Как
надо охранять полезные ископаемые? Как их
добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему
полезные ископаемые играют большую роль в жизни
человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

– Как будем узнавать неизвестное о полезных
ископаемых? Как будем работать? (работая в
группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в
группах надо сделать, чтобы найти ответы на все
поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

– Исследование. Что такое “полезные” и
“ископаемые” (слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать
определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” – природные богатства,
которые люди добывают из глубины земли и её
поверхности и используют). (слайд7).

– Если мы знаем, что такое полезные
ископаемые, то чтобы знать как их использовать,
где применять, как вы думаете, что еще мы должны о
них знать? (свойства). (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким-
либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем
выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Читайте также:  Иван чай полезные свойства и противопоказания для беременных
НазваниеСостояниеЦветОсновное свойствоГде используют
НефтьЖидкое; легкая; маслянистаякоричневыйгорючестьтопливо
Каменный угольТвердое; тяжелыйчерныйгорючестьтопливо
ГранитОчень твердое
тяжелый
красный, серый, белыйпрочностьстроительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ
учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля.
Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого
свойства?

– Сравните эти два полезных ископаемых,
используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
Определите, какого цвета и из чего состоит?
Подумайте, на какой фрукт похож и почему
называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
узнать.

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
мы теперь можем узнать? (где используют и как
добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
Конверт №2. (см. в конце статьи)

– Как вы думаете, кто такие геологи?

– Сейчас каждая группа будет геологами –
разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
через несколько минут расскажите нам о способах
добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание.
Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
геологи только что вернулись с экспедиции….”
В
помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и
поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и
на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения)
(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую
схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

– Может ли наша экономика обойтись без
природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей
жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-
хозяйски использовать богатства подземных
кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые не возможно
восстановить. А как мы с вами будем бережно
использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока
узнать больше о полезных ископаемых и
подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
ископаемом Новосибирской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
предлагаю приготовить сообщение о любом
полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый
и его долгое время считали камнем. А на самом деле
уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных
ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой
маслянистой коричневатой жидкости. Например,
чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД,
содержащих различные металлы. Из руд чёрных
металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
Как правило, изделия изготавливают не из чистых
металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки,
кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы.
Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из
мельчайших частиц. Это продукт разрушения
твердых пород. Незаменим в стекольном
производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный
материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных
горных пород. В воде она намокает, становится
вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными
слоями. Обыкновенный камень белого или серого
цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник