Полезные ископаемые поволжья на контурной карте

Полезные ископаемые поволжья на контурной карте thumbnail
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Страница 12. Поволжье - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 14, 15, 21, 43 и 50.

1. Подпишите крупные формы рельефа на право- и левобережье реки Волги; наиболее крупные притоки Волги; водохранилища.

Формы рельефа правобережной Волги:

  • Восточно-Европейская равнина
  • Приволжская возвышенность
  • возвышенность Ергени
  • Прикаспийская низменность

Формы рельефа левобережной Волги:

  • Восточно-Европейская равнина
  • Бугульминско-Белебеевская
  • возвышенность
  • возвышенность Общий Сырт
  • Прикаспийская низменность

Наиболее крупные притоки Волги:

  • Правые притоки:

    • Ока
    • Сура
    • Свияга
    • Терешка
    • Волго-Донской канал
  • Левые притоки:

    • Ветлуга
    • Большая Кокшага
    • Кама
    • Большой Черемшан
    • Сок
    • Большая Кинель
    • Самара
    • Чапаевка
    • Большой Иргиз
    • Еруслан
    • Ахтуба

Водохранилища:

  • река Волга:

    • Горьковское водохранилище
    • Чебоксарское водохранилище
    • Куйбышевское водохранилище
    • Саратовское водохранилище
    • Волгоградское водохранилище
  • река Кама:

    • Нижнекамское водохранилище
    • Воткинское водохранилище
  • река Дон:

    • Цимлянское водохранилище

Страница 12. Поволжье - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

2. Цветом покажите природные зоны. Подпишите значения среднемесячных температур января и июля, среднегодовое количество осадков, коэффициент увлажнения в каждой природной зоне.

Природные зоны:

  • Смешанные леса
  • Широколиственные леса
  • Лесостепи
  • Степи
  • Полупустыни и пустыни

Страница 12. Поволжье - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Для удобства составим таблицу, данные для которой возьмём из карт атласа на странице 14 и 15, а также из карт, размещённых на страницах учебника.
  • Коэффициент увлажнения — это частное от деления среднегодового количества осадков на годовую величину испаряемости.

Природная зона

Среднемесячная температура в январеСреднемесячная температура в июлеСреднегодовое количество осадковГодовая величина испаряемости

Коэффициент увлажнения

Смешанные леса-16ºС +20ºС600 мм500 мм1,2
Широколиственные леса-12ºС  -16ºС+20ºС600 мм450 мм1,3
Лесостепи-12ºС  -16ºС+20ºС  +24ºС500 мм600 мм0,83
Степи-12ºС   — 16ºС+24ºС400 мм800 мм0,5
Пустыни и полупустыни-8ºС  -12ºС +28ºС200 мм800 мм0,25

Страница 12. Поволжье - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

3. С помощью условных знаков покажите месторождения полезных ископаемых.

Природные ископаемые Поволжья:

  • Нефть — Прикамье, Бугульминско-Белебеевская возвышенность, возвышенность Общий Сырт, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Каспийское море.
  • Природный газ — Прикамье, Бугульминско-Белебеевская возвышенность, возвышенность Общий Сырт, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Каспийское море.
  • Каменный уголь — Цимлянское водохранилище, река Дон.
  • Горючие сланцы — Самарская область, возвышенность Общий Сырт.
  • Железные руды — Саратовская область.
  • Никелевые руды — река Хопёр.
  • Сера — города: Оренбург, Самара, Волгоград.
  • Поваренная соль — бассейн реки Ахтуба, возвышенность Общий Сырт.
  • Калийные соли — Цимлянское водохранилище.
  • Цементное сырье — река Медведица, Саратовское водохранилище, окрестности города Уфа.

Страница 12. Поволжье - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

4. Подпишите города-миллионеры.

Города — миллионеры:

  • Нижний Новгород
  • Казань
  • Самара
  • Волгоград
  • Уфа

Страница 12. Поволжье - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Источник

Регионы России > Поволжье

Простираясь с севера на юг примерно на 1 500 км, Вместе с тем меняются и почвенно-растительные
пояса — от хвойных (еловых) лесов с подзолистыми почвами на севере Горьковской
(Нижегородской) и Кировской
областей до полупустыни со светлобурыми почвами и с включением песков и
солончаков у берегов Каспийского
моря.

С различиями в природной среде и положении, а также в исторических судьбах
связаны значительные различия в производственном направлении сельского хозяйства
и в условиях для развития промышленности.

Поэтому, чтобы ближе познакомиться с территорией Поволжья, следует разделить
её на три широтные зоны, а именно:

  • Лесное Поволжье, куда входят области: Горьковская (Нижегородская), Кировская
    и Марийская АССР (Марий Эл).
  • Лесостепное Поволжье (или Среднее), куда входят АССР: Татарская (Республика
    Татарстан), Чувашская
    и Мордовская, и области:
    Пензенская, Ульяновская
    и Куйбышевская (Самарская).
  • Степное Поволжье (или Нижнее), куда входят области: Саратовская,
    Сталинградская (Волгоградская)
    и Астраханская.

Лесное Поволжье расположено по обе стороны широтного течения Волги
(на отрезке от впадения Оки
до впадения Суры),
между Промышленным Центром на западе и Уралом
на востоке. Северная его граница (с Северо-Востоком) определяется водоразделом
между левыми притоками Волги и реками, текущими в Северный Ледовитый океан.

Поверхность — слегка всхолмленная равнина, несколько приподнятая (до 300 м)
на северо-востоке, где проходят Северные Увалы.

Климат Поволжья

  • Средняя температура января на севере (Киров)
    — 14,9°, а на юге (Астрахань)
    —7,1°
  • средняя июля соответственно +18,1° и -f- 25,2°. Среднегодовое количество
    осадков убывает от 554 мм в Кирове до 162 мм в Астрахани.

Суровость климата возрастает в направлении с юго- запада (средняя годовая+4°),
на северо-восток (средняя годовая +1°). Южная граница леса проходит южнее Оки
и эатем по Волге, так что основной массив территории (по Оке и за Волгой) лежит
в лесной зоне с лесистостью до 60%. На левобережье Волги, по Ветлуге
и Вятке,
где лежат большая часть Горьковской области, вся Кировская область и Марийская
АССР, преобладают хвойные еловые леса с подзолистыми почвами. Лесостепь с чернозёмными
почвами и дубовыми лесами занимает лишь небольшую часть территории на правобережье
Оки и Волги (юг Горьковской области). Лесов здесь гораздо меньше, но зато это
леса более ценные, дающие поделочную древесину.

Полезные ископаемые Поволжья

Из полезных ископаемых имеются: железо в двух местах — на юго-западе по Оке
и на северо-востоке на водоразделе Вятки и Камы,
у г. Омутнинска; торф на больших пространствах в Горьковской и Кировской областях;
сланцы и фосфориты на северо-востоке, где и железо; это одно из лучших в СССР
фосфоритных месторождений.
Ведущую роль в хозяйственном развитии Поволжья играла и продолжает играть его
географический юго-западная часть с Нижним
Новгородом, лежащим по средине великого волжского пути, у впадения в Волгу
Оки и недалеко от впадения Камы; Ока ведёт к центру страны — Москве,
Кама — к Уралу с его горными богатствами.

Читайте также:  Пять полезных продуктов для сердца и

История Поволжья

Поволжье в целом имело в дореволюционном своём виде ряд общих недостатков,
как бы «болезней», лечить которые надо было общими же средствами, по единому
плану:

  • недостаток глубин на перекатах Волги для водного транспорта;
  • недостаток энергоресурсов;
  • недостаток осадков для сельского хозяйства (особенно на юго-востоке).

Недостатки эти изживаются расчисткой фарватера, постройкой ряда плотин с гидростанциями,
полезащитными лесонасаждениями на засушливом юго-востоке, искусственным орошением,
новейшими успехами геолого-разведочных работ.

В советское время в пределах Поволжья (и соседнего с ним Приуралья) разведаны
месторождения нефти, а также природных газов и сланцев. Новый нефтеносный район,
получивший название «Второго Баку», в настоящее время усиленно развивается.
Железнодорожные линии вдоль правого и левого берегов Волги усилены, так что
теперь сплошной рельсовый путь имеется и по правому берегу от Сталинграда (Волгограда)
до Зелёнодольска (у Казани)
и по левому от Астрахани до Куйбышева (Самары).
Эти линии усилили и транспортное значение Волги.

За годы Отечественной войны промышленность Поволжья сильно выросла за счёт
эвакуированных сюда предприятий; в связи с этим обострилась нужда в энергии.

Одно из главных заданий Поволжью на пятилетие 1946—1950 гг. заключалось в
развитии собственной энергетической базы; это достигнуто развитием добычи нефти
и натурального газа, а также строительством гидростанций. Добыча нефти в Поволжье
сильно выросла и за годы войны (с 1941 по 1945 г.) и за послевоенную пятилетку.

Развивается производство тракторов, автомобилей, локомобилей; расширяется
лёгкая промышленность (текстильная, обувная). Намечены большие работы по обеспечению
устойчивых урожаев. Развёртываются мелиоративные работы в Волго-Ахтубинской
пойме. В южных частях Поволжья широко развёртываются работы по полезащитному
лесоразведению.

Главными новостройками ближайших лет, согласно правительственным постановлениям
1950 г., являются гигантские гидроэлектростанции Куйбышевская и Сталинградская
и сопряжённые с ними работы по сооружению оросительных каналов. Новостройки
эти будут иметь громадное значение для всего народного хозяйства Поволжья, так
как обеспечат и энергию для промышленности и воду для плодородных, но часто
страдавших от засухи степей Заволжья.

С постройкой Куйбышевской и Сталинградской электростанций, которые будут крупнейшими
в мире и значительную часть своей энергии будут отдавать Центру, Поволжье из
района, недостаточного по энергодобыче, превратится в район избыточный по вырабатываемой
электроэнергии.

Источник

Практические работы на контурных картах для 9 класса

Раздел «Федеральное устройство России». Практическая работа №1. 1.1) Задание а контурной карте, стр 2-3. Пользуясь картами атласа, стр 10-11, на контурную карту нанести : а границу России; страны и их столицы, с которыми граничит Россия, границу России; б) соседей первого, второго порядка- штриховкой; в) крупные города – морские порты – синим цветом; 1.2) Задание на контурной карте, стр 4-5. Пользуясь картой атласа, стр 10-11 на контурную карту нанести, стр 10-11 на контурную карту нанести: а)республики Р.Ф и их столицы; б) границы и названия автономных округов и их центры; в)Республику Татарстан и столицу – город Казань; г) федеральные округа и их центры.

Раздел «Население». Практическая работа №2. 2.1)Задание на контурной карте, стр 6-7. Пользуясь картой атласа, стр 42-43, «Плотность населения», на контурную карту нанести: а)Плотность сельского населения ( использовать цветные карандаши); б)Число жителей в городах ( использовать черную шариковую ручку); 2.1)Задание на контурной карте, стр 8-9.Пользуясь картой атласа, стр 42-43, «Природные условия жизни населения», «Рождаемость», «Смертность», « Естественный прирост», на контурную карту нанести: а)Природные условия жизни населения (использовать цветные карандаши); б)Коэфициэнты рождаемости ( использовать цветные карандаши); в) регионы с распространение ислама, буддизма, традиционных верований.

Раздел «Межотраслевые комплексы России».

Практическая работа №3 – «Лесная промышленность», « Легкая промышленность», «Пищевая промышленность». 3.1)Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести центры лесной промышленности: а) по производству целлюлозы, бумаги, картона; б) промышленные центры, лидирующие по производству целлюлозы, бумаги, картона; 3.2) Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести отрасли и промышленные центры легкой промышленности: а)хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, трикотажная, швейная, кожевенная и обувная, меховая; б) промышленные центры крупнейшие и прочие. 3.3) Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести отрасли и центры пищевой промышленности: а)сахарная, масложировая, плодоовощных консервов, мясная, маслосыродельная и молочная, рыбная, крупяная и мукомольная; б) промышленные центры крупные и прочие.

Практическая работа №4 – Топливно Энергетический комплекс. 4.1) Пользуясь картой атласа , стр 46 – «Нефтяная промышленность», «Газовая промышленность» а контурную карту, стр 10, нанести : а)Центры добычи и переработки нефти; нефтеэкспортирующие порты; б)Центры добычи и переработки газа, заводы по сжижению газа. 4.2) Пользуясь картой атласа, стр 47 – «Угольная промышленность», «Электроэнергетика» на контурную карту, стр 11, нанести : а)Основные районы добычи угля: каменного, энергетического, бурого; б)ТЭС, ГЕС,АЭС, геотермальные электростанции.

Практическая работа №5 – Металлургический комплекс. 5.1) Пользуясь картой атласа, стр 48 – «Черная металлургия», на контурную карт, стр 12, нанести производство(центры): а): чугуна, стали, проката( полного цикла);б) стали, проката(предельное); в) стали, проката (бездоменное); в)Трубопрокатное. 5.2) Пользуясь картой атласа, стр 48 – «Цветная металлургия» на контурную карту, стр 13 нанести производство( центры): а)алюминия, глинозема, меди, цинка, олова, магния, титана, никеля, свинца, проката цветных металлов; б) добычи хромитовых, марганцевых, алюминиевых, оловянных руд, цинка, свинца, золота.

Практическая работа №6 – Химическая промышленность». 6.1)Пользуясь картой атласа, стр 49 – «Химическая промышленность» на контурную карту, стр 14, нанести центры производства: а)синтетического каучука, б)синтетических смол и пластмасс; в) химического волокна, г) шин; 6.2) Пользуясь картой атласа, стр 49 – «Производство минеральных удобрений», на контурную карту, стр 15, нанести: а)производство минеральных удобрений – азотных, фосфорных, калийных, комплексных; б)добыча апатитов, фосфоритов, серы, калийных солей.

Читайте также:  Чем полезна баня какой веник полезен

Практическая работа №6 – Машиностроительный комплекс. 7.1) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству тяжелого машиностроения: а)оборудования для горнорудной, нефтегазовой и металлургической промышленности; б)энергетического оборудования; 7.2) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству железнодорожного машиностроения и судостроения: а)локомотивов; б) пассажирских вагонов; в) грузовых вагонов; г) вагонов метро; д) морского и речного судостроения. 7.3) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству автомобилей: а) грузовых; б) легковых, в)автобусов, г)центры сборки автомобилей.

Раздел « Европейский Север». Практическая работа № 8 . Пользуясь картой атласа, стр 66, «Европейский Север» на контурную карту, стр 18-19, нанести: а) все субьекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Европейский Северо – Запад». Практическая работа№ 9. Пользуясь картой атласа, стр 67-«Европейский Северо-Запад», на контурную карту, стр 21 нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Центральная Россия». Практическая работа №10. Пользуясь картой атласа, стр 68-69 – «Центральная Россия», на контурную карту, стр 22, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности.

Раздел «Европейский Юг». Практическая работа №11. Пользуясь картой атласа, стр 72- «Европейский Юг», на контурную карту, стр 24, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Поволжье». Практическая работа №12. Пользуясь картой атласа, стр 70 – «Поволжье», на контурную карту, стр 26, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Урал». Практическая работа №13. Пользуясь картой атласа, стр 74- «Урал», на контурную карту, стр 27, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности.

Раздел «Западная Сибирь». Практическая работа №14. Пользуясь картой атласа, стр 74 – «Западная Сибирь», на контурную карту, стр 28, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Восточная Сибирь». Практическая работа №15. Пользуясь картой атласа, стр 78 – «Восточная Сибирь», на контурную карту, стр 29, нанести а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел Дальний Восток. Практическая работа №16. Пользуясь картой атласа, стр 80 – «Дальний Восток», на контурную карту, стр 30, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

:

.

Источник

12.03.2018

Самоанализ урока по теме

«Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы»

В 9 классе обучается 9 человек: 4 девочки и 5 мальчиков, один из них систематически не посещает занятия. Класс со средними способностями, на твердую «4» в классе занимаются 4 человека. На занятии отсутствовали 2 ребенка. Ребята хорошо работают с текстом учебника, картами атласа. Бывают невнимательны на уроках. Предмет преподается на базовом уровне.

Данный урок является сорок седьмым в поурочно-тематическом планировании и девятым в разделе. Тема предполагает получение новых знаний о таком экономическом районе, как Поволжье, а также первичное закрепление полученного материала в виде беседы. Также вначале урока был проведен географический диктант для проверки уровня усвоения полученных на предыдущем уроке знаний.

Цель: Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики, показать роль Волги в развитии экономики.

Использовались частично-поисковый и наглядно-иллюстративный методы, применялись разнообразные источники приобретения знаний: учебники, карты атласа, мультимидийные средства.

Вначале урока был проведен географический диктант по предыдущей теме, ребята показали достаточный уровень знаний, затруднения возникли при ответе на вопросы, связанные с сельским хозяйством.

Изучение темы было начато с состава Поволжья и нанесения субъектов на контурной карте. Данное задание не вызвало трудностей у ребят, но в предложенное время не уложились Денисов Д., Девятых О. Самостоятельное определение отличительных черт ЭГП Поволжья вызвало затруднение у класса, сделать вывод самостоятельно за определенное время им не удалось, только с помощью учителя.

Природные условия и ресурсы Поволжья определяли самостоятельно, но без предварительной подготовки, используя карты атласа, учебник и материал презентации. Дать оценку различным природным ресурсам и сделать вывод о разнообразии природных ресурсов ребятам удалось в лучшей форме, чем в начале урока. Заполнение таблицы практически не вызвало трудностей.

Считаю, что основные цели и задачи урока были достигнуты. Урок был насыщен информацией, интересной и доступной для учащихся. Ученики были достаточно внимательны. На уроке присутствовала рабочая дисциплина. Достоинства данного урока заключаются, в привлечении самих учащихся к изучению нового материала. На уроке большинством школьников в значительной степени усвоены все основные компоненты, включенные в содержания данного урока. Основная рекомендация – более плодотворно использовать рабочее время, больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся. Однако в целом урок прошел хорошо.

Читайте также:  Полезен ли киви при сахарном диабете

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы Поволжья

Цели: Показать роль Волги в развитии экономики. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение экономики. Сформировать представление о населении Поволжья.

Оборудование: Политико-административная и физическая карты России, экономическая карта Поволжья.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Географический диктант:

1. Северный Кавказ … район России (многонациональный).

2. Впишите столицы республик:

Северная Осетия – Алания – столица … (г. Владикавказ, г. Дзауджикау);

Ингушетия – столица … (г. Магас);

Адыгея – столица … (г. Майкоп);

Дагестан – столица … (г. Махачкала).

3. Большая часть равнин района занята природной зоной … (степей).

4. Почвы в Предкавказье – … (черноземы).

5. Следствием уникальных климатических условий является специализация района на … (рекреационном хозяйстве), а также возделывании … (субтропических) культур.

6. Крупным морским портом Северного Кавказа является – … (г. Новороссийск), «воротами Кавказа» называют … (г. Ростов-на-Дону).

7. Отраслями специализации района являются:

1) … (АПК);

2) … (рекреационное хозяйство);

3) топливная промышленность.

8. Религия горских народов – … (ислам), исключение составляют православные … (осетины).

9. Центр курортного побережья Черного моря – … (г. Сочи).

10. Основная сельскохозяйственная культура – … (озимая пшеница).

11. В Ростове-на-Дону и Таганроге производят … (комбайны).

12. В районе находится восточная часть … (Донецкого) угольного бассейна.

III. Изучение нового материала

– Поволжский экономический район вытянут с севера на юг вдоль природной оси – реки Волги. Определим состав Поволжья и отметим области и республики на контурной карте.

Ученики отмечают на карте области и республики, входящие в состав Поволжья. (По «госплановскому» районированию в состав Поволжья входят Татарстан – столица г. Казань; Калмыкия – столица г. Элиста; Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская и Пензенская области. По уч. А. в состав социально-экономического района Поволжья включены дополнительно к «госплановскому» составу Чувашия, Марий Эл и убраны Пензенская область – она включена в состав ЦЧР и Калмыкия, которую автор учебника отнес к Северному Кавказу.)

Задание:

– Оцените ЭГП Поволжья, определите отличительные черты ЭГП и сделайте вывод. На самостоятельную оценку – 3 минуты.

1. Главной осью Поволжья является Волга.

2. Волга – связующее звено республик и областей района и районов Европейской части. Субъекты «нанизаны» на Волгу как бусинки на нить.

3. Район вытянут с севера на юг, а это значит климатические условия севера и юга различны.

4. Поволжье находится между индустриальными ядрами России – Центральной Россией и Уралом.

5. Поволжье – приграничный район. (Он имеет «прозрачную» границу с Казахстаном. (Из Средней Азии и Казахстана – наркотики).

6. Сосед на юге Северный Кавказ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами).

7. Транспортное положение района благоприятно:

1)    судоходная река;

2)    транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (Поволжье железная дорога). По Волге выход в моря – Азовское (Черное, Каспийское).

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

– Определим природные условия и ресурсы Поволжья:

1) рельеф – равнинный.

2) климат – умеренно-континентальный, на юге континентальный; теплое, на юге – жаркое лето, увлажнение на севере достаточное, на юге – недостаточное, возможны засухи – причина неурожаев.

3) природные зоны – широтная зональность, ярко выражена: район вытянут с севера на юг более чем на тысячу километров:

смешанные леса – Татарстан;

лесостепи – Ульяновская и Самарская области;

степи – Саратовская и Волгоградская области;

полупустыни – Астраханская область.

– В геологическом отношении Поволжье – это осадочный чехол древней Русской платформы.

Задание:

– Определите природные ресурсы Поволжья. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам Поволжья. Сделайте вывод.

Учащиеся могут выбрать вид работы:

1) Работа по контурной карте.

По карте Поволжья (атлас) учащиеся определяют, что в Поволжье:

1. Минеральные ресурсы:

а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области);

б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак;

в) строительные материалы.

2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условие для развития АПК).

3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги.

4. Рыбные ресурсы – это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря.

2) Заполнение таблицы.

Природный ресурс

Отрасль специализации

Промышленные центры

1. Нефть, газ

топливная, нефтепереработка

2. Поваренная соль

пищевая

3. Рыбные

рыбная (пищевая)

4. Агроклиматические, земельные

АПК (сельское хозяйство, пищевая)

Колонка «Промышленные центры» заполняется на следующем уроке по теме «Хозяйство Поволжья».

3) Логическая опорная схема.

Вывод: Природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье:

1)  АПК (сельское хозяйство, пищевая);

2)  химическую промышленность;

3)  нефтепереработку (нефтяную и газовую).

– Население Поволжья.

IV. Закрепление

– Назовите субъекты РФ, входящие в состав Поволжья?

– Назовите основные черты ЭГП Поволжья?

– Улучшится ли ЭГП вашей области, республики, если она окажется на месте Самарской области?

– Оцените природные условия Поволжья для жизни людей и развития экономики района.

– Природные ресурсы Поволжья отличают следующие черты (дополнить): преобладание нерудных ископаемых, среди которых нефть (истощение запасов), газ, соль.

– Назовите народы Поволжья.

– Какова история заселения Поволжья немцами? Почему немцы эмигрируют в Германию?

– Каков религиозный состав населения Поволжья?

Домашнее задание

Рефлексия

Источник