Полезные ископаемые полярного и приполярного урала

Полезные ископаемые полярного и приполярного урала thumbnail

“Терра инкогнито” полезных ископаемых или Урал полярный глазами геолога

 2 ноября в Уральском государственном горно-геологическом университете прошла международная научно-практическая конференция, посвященная современным технологиям поиска и разведки полезных ископаемых. Главный вопрос, вынесенный на повестку, – пути реализации масштабного проекта “Урал промышленный – Урал полярный”. В эти же дни 85-летний юбилей отмечает старейшая кафедра УГГГУ – геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Именно она внесла (и сейчас активно работает над этим) огромный вклад в освоение Полярного Урала.

Что будут добывать на Полярном Урале, какие цели должны ставить перед собой разработчики “Урала промышленного – Урала полярного”, как, когда и кто осваивал этот регион, где пройдет железная дорога в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал заведующий кафедрой геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых УГГГУ, научный руководитель Северной экспедиции на Полярном Урале Владимир Душин.

Вопрос: Можно ли сейчас сказать, за какими полезными ископаемыми будущее Полярного Урала?

ФотоВладимир Душин: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть несколько факторов. Во-первых, геология – специфическая наука. Для геолога сказать, что территория не перспективна – это большая ответственность, для этого необходимо обладать гораздо большей информацией, чем, например, для того, чтобы заявить, что на территории (любой) что-то есть. Потому что отрицание – это всегда закрытие территории на очень большой срок. Вторая сторона вопроса – изученность территории. Нельзя забывать, что территория Среднего Урала и Северного Урала, допустим, Свердловская и Челябинская области, изучены в десятки раз интенсивней территории Полярного и Приполярного Урала. По разным оценкам на Полярном Урале один – два погонных метра бурения на км2, тогда как на Среднем Урале – это десятки и сотни метров. Активные исследования на Среднем Урале ведутся с петровских времен.

Полярный и Приполярный Урал – это “терра инкогнито” с точки зрения полезных ископаемых.

Для справки: Душин Владимир Александрович. Родился 7 августа 1947 г в Норильске. Специалист в области геологии, магматизма и металлогении подвижных поясов; доктор геолого-минералогических наук, профессор. Окончил Свердловский горный по специальности “Геология и разведка месторождений редких и радиоактивных металлов”, горный инженер-геолог. После окончания института работал в геологоразведочной партии № 53 Березовской экспедиции первого главного геологоразведочного управления министерства геологии СССР (1970-1973). Автор и соавтор металлогенических, прогнозно-металлогенетических карт и карт магматических формаций. Разрабатывает концепцию Фотогеодинамического развития и металлогении Арктического сегмента Евразии, изучает глубинное строение Западно-Сибирской плиты и Большеземельской тундры, проводит специализированные исследования по проблемам развития минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Член УМО по высшему геологическому образованию, Уральского регионального экспертного совета, редколлегии ПГО “Полярноуралгеология” по составлению сводных геологических и металлогенических карт Награжден знаком “Отличник разведки недр”, “Почетный разведчик недр”, заслуженный работник высшей школы РФ. С 1986 г по настоящее время – научный руководитель Северной экспедиции. Заведующий кафедрой геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых УГГГУ.

Вопрос: Какие цели и задачи, на Ваш взгляд, сейчас стоят перед разработчиками проекта?

Владимир Душин: Сейчас в этом регионе необходима разведка, которая, естественно, требует больших капиталовложений. И “Урал промышленный – Урал полярный” – это транспортная структура, которая преследует несколько целей, одна из которых – создание сырьевого задела для отраслей, в том числе металлургических и энергетических, Среднего и Южного Урала – нашего промышленного “сердца”. И железнодорожная ветка, параллельно которой пойдет и автомобильная дорога, преследует и эту цель. Другая цель – это безопасность страны, в том числе и энергетическая. К тому же это выход к океану, выход к газовой, газоконденсатной и нефтяной энергетике, месторождениям, расположенным на шельфе арктических морей. Плюс вовлечение уже сейчас имеющихся печерских углей, отрабатываемых еще с военных времен.
Фото: parovoz.comЧто касается месторождений железных, хромовых и марганцевых руд, то, например, марганцевые месторождения уже начали разрабатываться, добычу там, если я не ошибаюсь, довели до 400-600 тыс. т. И сейчас потоки идут по ветке Лабытнанги – Котлас – Киров – Екатеринбург. Как говорят, семь верст киселя хлебать. Пока объемы не очень велики, но дальше они будут возрастать, и, естественно, строительство дороги будет оправдано.
Не надо также забывать, что к югу от месторождения Центрального есть масса рудопроявлений и проявлений минерализации тех же хромитовых руд, которые весьма выгодно отличаются от всех других проявлений в том плане, что его перспективы очень высоки и интересны. И они находятся в зоне влияния проектируемой ветки. На самом севере есть месторождения железных руд.

В 50-е годы эти запасы разведывались, и сейчас, благодаря новым технологиям, новым аэрогеофизическим и наземным геофизическим данным, можно получить новую информацию о полезных ископаемых и их объемах.

Вопрос: Можно ли говорить о каких-то конкретных сроках начала добычи на Полярном Урале? Сколько времени проходит от начала разведки до начала промышленной добычи?

Владимир Душин: Технологии и механизмы выигрывания конкурса на ведение работ, получение лицензии, защита и прохождение экспертизы проекта “убивают” много времени. Поэтому быстрого, моментального результата здесь не получится. Это не мелкие золотые “рассыпушки”, где можно за сезон работы получить прибыль. Здесь нужны серьезные региональные работы: обобщение, оценка и разведка.
Вообще, по срокам есть статистика. Например, такое ликвидное полезное ископаемое как алмазы. С момента находок до разработки проходит не менее десяти лет. В отношении железных руд это время увеличивается. Вот, к примеру, Качканар. Геологи знали о нем еще в 30-е годы, а разработку начали в конце 50-х.
Конечно, сейчас ситуация изменилась: мы обладаем другими технологиями, ресурсами. Но все равно это многие годы.

Вопрос: Уже более 30 лет Северная экспедиция работает на Полярном Урале. А когда вообще началось освоение этого региона.

Владимир Душин: Первые сведения появились еще в допетровские времена. Затем были экспедиции географического общества в начале и середине XIX века, волна исследований в 1905-1909 годах: экспедиции братьев Кузнецовых, Паласовские экспедиции. Это были первые географические и геологические экспедиции.

Вопрос: Строительство железной и автомобильной дорог – проект, требующий серьезного изучения почв. С какими сложностями предстоит столкнуться строителям при прокладке железнодорожного и асфальтового полотна?

Владимир Душин: По моей информации, есть пять или шесть вариантов прокладки железной дороги. Вообще история этой ветки не вчера началась. Еще в 60-е годы тоже была программа, которой активно занимался институт экономики, и наша академия подключалась, и академия наук в целом. Тоже были разговоры и споры: прокладывать дорогу по западному склону Урала или по восточному. Тогда “повезло” западному склону, а работы на востоке отложили.
Как я уже сказал, сейчас существует несколько вариантов прокладки дороги, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Первый вариант: прокладка ближе к горам, по предгорному плато. Там очень хорошее основание, но масса истоков рек, которые требуют наведения мостов. Но, опять же, на твердом основании мосты строить легко. Если проводить дорогу по средней части, то там грунт будет уже несколько иной. Но зато он будет ближе к рудным объектам. Есть еще вариант прокладки железной дороги вообще вдоль Оби, по низине западносибирской плиты. Но это, во-первых, очень далеко от объектов интереса, то есть месторождений. А во-вторых, сам грунт не очень хороший и долина реки Оби – весьма серьезный природный объект, который требует внимательного отношения.

Мне кажется, что самый оптимальный вариант – ближе к горам. Мы с институтом экономики, НПЦ “Мониторинг” (ХМАО) и департаментом природных ресурсов ХМАО работали над этим вопросом, и пришли именно к такому выводу.

Вопрос: С какими проблемами приходится сталкиваться специалистам при освоении и разведке на Полярном Урале?

Фото: foto.chukotken.ruФото: foto.chukotken.ru

Владимир Душин:

Для справки: Старт осуществлению грандиозного проекта по созданию новой минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО в мае 2005 г в Челябинске. На этом совещании Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что задача развития транспортной инфраструктуры страны является национальным приоритетом, ее эффективность напрямую влияет на темпы экономического роста. Поэтому развитие транспортной системы в Уральском округе должно отвечать долгосрочным интересам всей российской экономики.
Прогнозный потенциал по хромовым рудам оценивается здесь в 850 млн т. Подготовленная сырьевая база позволяет добывать порядка 1,5 млн т хромовых руд в год, что в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем всю ферросплавную промышленность страны.
Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране и по прогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. По некоторым оценкам, он превышает 1 млрд т. А годовая потребность промышленности России оценивается всего в 5 млн т.
Проведенные в ограниченном объеме поисковые, геологоразведочные работы на медь уже позволяют оценить прогнозный ресурсный потенциал Полярного и Приполярного Урала в 17 млн т меди при годовой потребности всей промышленности России в 1,4 млн т.
Фото: foto.chukotken.ruНа Полярном Урале уже разведано Софроновское месторождение фосфоритов, руды которого являются богатейшими среди российских аналогов. Геологические предпосылки дают основание уверенно прогнозировать здесь еще 10, подобных Софроновскому, месторождений. Общие ресурсы региона превышают 500 млн т. И это в перспективе позволит в значительной степени ликвидировать дефицит данного вида сырья в России, потребности которой оцениваются сегодня примерно в 8,4 млн т.
Прогнозный железорудный потенциал Полярного и Приполярного Урала оценивается в 5,6 млрд т. На Полярном и Приполярном Урале подтверждены запасы хромитов, свинца, золота, редких металлов, пьезооптического кварцевого сырья в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений. Так, в пределах Полярного Урала прогнозные ресурсы бокситов оцениваются в 1,2 млрд т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала могут достичь 0,5 млн т.
На Приполярном и Полярном Урале возможна рентабельная разработка энергетических углей, их прогнозные ресурсы – 25,5 млрд т. Они являются более качественными, чем импортные – экибастузские.
С высокой степенью вероятности учеными даны прогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, цинка, вольфрам-молибденовых руд, горно-технического сырья (бариты), минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья, камнесамоцветов, строительных материалов, бентонитовых глин.
По данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка $290 млрд. При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открываются возможности создания новой горнорудной базы России, способной обеспечить потребности российской промышленности на период до 2050 г и далее.

Во-первых, это удаленность территории. Здесь чисто экономические проблемы. Удаленность от инфраструктуры. Во-вторых, это климатические условия. И нельзя забывать о том, что на Полярном и Приполярном Урале масса родовых угодий. Важным является и то обстоятельство, что в этом регионе много нерестовых рек. То есть у разработчиков должны быть природоохранные технологии. Кроме того, бурение возможно только в зимний период.

Источник

Особенности Уральских гор

Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров. Образовавшиеся на стыке двух тектонических плит – Русской и Западносибирский, Уральские недра оказались богатой природной кладовой. Географически Урал разделяют на Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный. Добыча полезных ископаемых на Урале началась несколько столетий назад. В 20 веке 48 из 55 самых необходимых полезных ископаемых разрабатывались именно на Урале.  Северные широты Урала мало освоены из-за своей труднодоступности и климатических условий. Средний Урал более изучен, разработан и заселен. Наш регион богат рудами черных и цветных металлов, драгоценными и редкими минералами.

Природное разнообразие Урала объясняется происхождением местности. Деятельность древнего вулкана и моря (в палеозойский период) стала источником богатства базальтов, диабазов, порфиритов, долеритов, липаритов и других минералов данного региона в настоящее время. Урал представляет также и археологическую ценность – древние металлурги и отпечатки различных существ на добываемых камнях.

Природные ресурсы Урала богаты и разнообразны. В регионе найдено около тысячи различных видов минерального сырья, более 12 000 бассейнов полезных ископаемых. Почти все элементы таблицы Менделеева найдены на Урале. Регион богат также нерудными природными ресурсами – нефть, газ, соль, известняк, уголь, горючие сланцы.

Полезные ископаемые Урала

На Урале добываются металлические и неметаллические руды, драгоценные и редкие химические ископаемые, образовавшиеся благодаря метаморфическим и магматическим изменениям:

  • Железные;
  • Хромовые;
  • Медные;
  • Никелевые;
  • Алюминиевые;
  • Асбестовые руды;
  • Драгоценные металлы;
  • Поделочные камни.

Руды Урала часто содержат много компонентов. За счет этого добыча природных уральских ресурсов очень выгодна.  

Железные руды Урала

Уральский хребет славится богатыми месторождениями магнитного железняка. Магнетит необходим для изготовления чугуна, стали, различных металлических сплавов. Красный железняк, гематит и железная слюда также добываются на Урале (Богословский рудник). В этом районе добывают также никелевые руды и глинозем (источник алюминия и кремнезема). Многие образцы содержат хром, никель и кобальт. Бакальское месторождение одно из крупных по разработке данных руд с содержанием железа более 40%.

В Волковском месторождении в породах обнаружили большое количество меди, никеля, алюминия, фосфора, и ванадиевых руд. В Красноуральском медеплавильном комбинате из них выделяют медный и апатитовый концентраты.

Цветные металлы Урала и медь

Разработку ценных цветных руд и меди ведут крупные предприятия России. «Медные» предприятия на сегодняшний день являются ведущими среди остальных стран. Среди них:

  • Медногорский,
  • Красноуральский,
  • Среднеуральский,
  • Кировоградский

Руды цветных металлов перерабатываются и образуются другие ценные металлы: золото, кадмий, селен, кадмий, платина, цинк, свинец, серебро. Из меди делают заготовки для дальнейшей обработки.

Алюминий и никель

В недрах Уральского региона много бокситов. Североуральский рудник и Богословский завод – основные поставщики алюминиевых заготовок на сегодняшний день. Местные руды содержат до 30% этого металла. На Среднем Урале залежи более истощены на сегодняшний день.

Ржевское месторождение одно из крупных на сегодняшний день по добыче никеля. Данные залежи образовались под воздействием ветра, воды и вулканической активности.

Драгоценные камни Урала

Уральские самоцветы принесли краю большую славу. О драгоценных камнях и легендах знают во всем мире. Большинство видов драгоценных камней образовалось вследствие вулканической активности. Другие виды камней (малахит, яшма, циркон, опал) образуются путем наслоения твердых пород, а также благодаря выветриванию поверхности.

Полудрагоценный камень аметист образуется под воздействием давления и высокой температуры в породах с содержанием марганца и железа. Рудники по добыче аметиста находятся на Южном Урале. Урал богат изумрудами, топазами, алмазами, розовым кварцем. Данные камни, добываемые на Урале, высокого качества, что особенно ценят ювелиры. Однако, природные запасы не бесконечны. Ранее богатое месторождение александритов истощилось, и разработки закрыли.

Уральский край настоящая кладовая различных ископаемых, уникальный природный памятник нашей страны.

Источник

Приполярный Урал

Горный регион России

Приполярный Урал — участок Урала от реки до реки, хотя совершенно точной границы этой области не существует. Размеры этой части Урала совсем невелики, чуть более 200 км, и выделен он в отдельную область как переходная зона между Полярным Уралом и Северным Уралом.
Высоко поднимающаяся осевая часть Приполярного Урала сложена кварцитами и кристаллическими сланцами. Западный и восточный склоны состоят из метаморфических и осадочных пород: песчаников, известняков.
Значительная часть этой области покрыта ледниками современного происхождения (здесь находится крупнейший на Урале ледник Гофмана), а также снежниками.
От подножия до высоты 500 м склоны гор заросли таежными лесами: ель, лиственница, береза. Выше простираются горные тундры, где даже кустарник — уже большое растение, а так — везде скалы да каменные россыпи.
Приполярный Урал — самый высокий участок Уральских гор, здесь находится самая высокая точка всего Урала — гора Народная высотой около двух километров. Так назвал гору геолог A.H. Алешков в 1927 г. во время экспедиции в Уральские горы.
Примечательно, что географы до сих пор не уверены: где ставить ударение в названии горы — Народная и Народная? Первый вариант — по реке Народы у подножия горы реки. Второй — в честь советского народа, что было распространено в 1920-1930-е гг.
В самой горе Народной ничего удивительного нет. Куда причудливее выглядит гора Манарага, чья вершина представляет собой сильно рассеченный гребень с 5-7 следами словно от когтей гигантской лапы. Да и название ее совершенно точно определяет ее внешний вид: на ненецком языке «мана» — «передняя лапа медведя», «раха» — «подобный», то есть «подобная медвежьей лапе».

Приполярный Урал — часть Урала от широтного участка реки Щугор (бассейн Печоры) до верховьев реки Хулга (бассейн Оби).
С целью охраны природы Приполярного Урала создан национальный парк Югыд-Ва.
В пределах Приполярного Урала, на юго-востоке Республики Коми, находится часть национального парка Югыд-Ва (в переводе с языка коми «светлая вода»), созданного в 1994 г. Территориально входит в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми»: это самые большие девственные леса в Европе общей площадью 32 600 км2. Одних только птиц фауна лесов включает более 200 видов.
Появляются сообщения, что национальному парку Югыд-Ва угрожает неконтролируемая золотодобыча на приисках, что ведется здесь в нарушение международных и российских законов.
Вести какую-либо хозяйственную деятельность в этих местах — рискованное занятие. Климат здесь суровый: зимний температурный минимум равен -55°С, дует сильный ветер, скорость которого иногда достигает 40-50 м/сек.
Зато дикий мир природы приспособился: по богатству и разнообразию животного мира эта часть Урала стоит едва ли не на первом месте в горной системе. Здесь более 40 видов млекопитающих, есть исчезающие и редкие: европейская норка, соболь, северная пищуха. Самые распространенные: заяц-беляк, летяга, олень северный, горностай, выдра, лось, лиса, волк, росомаха, медведь, лесная куница, ласка, белый песец. Много птиц, около 200 видов, редкие — краснозобая казарка, скопа, беркут, кречет, сапсан, орлан-белохвост. В реках Приполярного Урала — более 20 видов рыбы: семга, хариус сибирский, пелядь, таймень, сиг, чир, золотой карась.
Рыбы много в озерах, да и самих озер здесь и не сосчитать, и среди них — Манси, самое глубокое на Приполярном Урале: 38 м.
На Приполярном Урале много полезных ископаемых, их добыча затруднена естественными условиями. Единственный относительно большой город — Инта (Республика Коми), он отстоит всего на 50 км к югу от Северного полярного круга и возник как центр добычи угля. Шахты, транспортную инфраструктуру строили и собственно добычу осуществляли заключенные лагерей ГУЛАГа: Интинского и Минерального («политического» Особлага № 1).

Приполярный Урал на карте

Общая информация

Местонахождение: северная область между Европейской частью России и Сибирью.
Хребты: Саблинский, Неприступный, Исследовательский, Народно-Итьинский, Западные и Восточные Саледы, Малды-Нырд.

Ледники: Гофмана, Варсонофьевой.

Административная принадлежность: к востоку от главного водораздела — Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области, к западу — Республика Коми.

Ближайший населенный пункт: город Инта — 27 723 чел. (2015 г.).

Языки: русский, комизырянский, ненецкий.

Этнический состав: русские, украинцы, коми, ненцы, зыряне, ханты.

Религии: православие, шаманизм.
Денежная единица: рубль.

Реки: Косью, Кожим, Вишера, Уса, Кара.

Озера: Манси, Торговое.

Цифры

Площадь: более 32 000 км2.

Ледники: общее количество — 50, общая площадь — около 7,5 км2.
Население: около 30 000 чел. (2014 г.).
Плотность населения: 0,9 чел/км2.
Возраст: 250-300 млн лет.

Протяженность с северо-востока на юго-запад: 230 км.

Ширина: 150 км.

Самая высокая точка: гора Народная (1895 м).

Прочие вершины: гора Карпинского (1878 м), Защита (1808 м), Свердлова (около 1800 м), Манси-Ньёр (Дидковского) (1778 м), Комсомола (1729,4 м), Колокольня (1724 м), Манарага (1662 м), Сабля (1497 г.).

Климат и погода

Резко континентальный.

Длинная морозная зима, короткое прохладное лето.
Средняя температура января: на юге -18°С, на севере -21°С.
Средняя температура июля: на юге +14°С, на севере +11°С.
Среднегодовое количество осадков: на возвышенностях западного склона — 1500 мм, на возвышенностях восточного склона — 800 мм, на равнине — 500 мм.

Относительная влажность воздуха: 60-70%.

Экономика

Полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, горючий газ, торф, каменная и калийная соль, горный хрусталь, железо, медь, сурьма, золото, алмазы, свинец.

Промышленность: горно-добывающая.

Лесная промышленность: заготовка ценных древесных пород (лиственница, ель, сосна, кедр).
Речное судоходство (в низовьях).

Охота на пушного зверя (белка, горностай, выдра, песец), речное рыболовство.

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Природные: горы Народная и Манарага, национальный парк Югыд-Ва, ледники, снежники.

Любопытные факты

■ В разных источниках северной границей Приполярного Урала называется то река Хулга, то река Ляпин. Ошибки нет в обоих случаях: сливаясь с рекой Щекурья, Хулга, текущая в южном направлении, образует реку Ляпин в 151 км от ее устья.
■ Горы Дидковского и Карпинского названы в честь исследователей Приполярного Урала: геолога и революционера Бориса Дидковского (1883-1938 гг.) и геолога-академика Александра Карпинского (1846-1936 гг.).
■ Геолог А.Н. Алешков не оставил письменных свидетельств о том, где ставить ударение в названии горы Народная. Профессор П.Л. Горчаковский, лично знавший Алешкова, настаивал, что тот ставил ударение на втором слоге. Тем не менее начиная с 1958 г. во всех учебниках как единственно правильный вариант приводится: Народная. В литературе Республики Коми утверждается, что название реки и, следовательно, горы — от названия на языке коми «Нйрода» или «Нйрода-Из», но они были придуманы в период между 1930 и 1950 гг.
■ Поданным на 2006 г., национальный парк Югыд-Ва являлся самым большим национальным парком России.
■ В 2009 г. одна из безымянных горных вершин Приполярного Урала в Республике Коми получила имя «гора Святителя Стефана Пермского», став первой в России, носящей имя православного святого.
■ Ледники Урала питаются в основном навеянными снегами: вечных снегов на Урале нет.

Источник