Полезные ископаемые подмосковья материал для дошкольников

Полезные ископаемые подмосковья материал для дошкольников thumbnail

Город Москва и его окрестности являются не только, как говорят, «на семи холмах построенным» местом, столицей самой большой страны мира и просто большим и богатым городом. Также «стольный град» и Московская область являются сокровищницами с полезными ископаемыми.

Экскурс в историю

Вся обширная территория Московской котловины содержит в своих недрах полезные ископаемые в отложениях с ярко выраженным ледниковым происхождением четвертичного и дочетвертичного периодов. Это, в свою очередь, означает, что территорию современных Москвы и области периодически покрывали просто огромные объемы воды и льда. Последнее оледенение, к примеру, было свыше 11 тысяч лет назад. Так или иначе, но именно благодаря таким «мокрым» процессам, происходящим в далекие времена, Москва сейчас может похвастаться наличием в своих недрах бурых углей, гжельской глины, доломитов, кварцевых песков, песчаников, фосфоритов и т.д.

Полезные ископаемые Московской области

Так как на территории Москвы и области не найдено рудных ископаемых в достаточном для промышленных масштабов количестве, о них говорить не будем. Перейдем сразу к нерудным ископаемым.

Нерудные ископаемые

Около города Егорьевск, что расположен в Московской области, ведется добыча фосфоритов. Фосфоритами зовутся полезные ископаемые, в веществе которых содержатся соединения с фосфором. Данные полезные ископаемые активно применяются в хозяйственной сфере для производства обогащающих почву удобрений. Еще фосфоритами богаты Воскресенский, Зарайский и Коломенский районы.

Также имеются «строительные» ископаемые, вроде доломита, известняка, мела, мергеля.

Известняк добывают для создания цементного раствора, гашеной извести. Кстати, белый известняк также пригоден в роли материала для строительства стен. В частности, московский Кремль в прошлом был построен именно из этого светлого материала. Отсюда и название «белокаменная».

Полезные ископаемые Московской области

Доломиты применяют в металлургии, в качестве флюса, как огнеупорный материал, также в стекольной промышленности и даже как средство от насекомых. Интересный факт, что смесью, содержащей в том числе и доломит, в свое время засыпали четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС после произошедшей там катастрофы для ликвидации последствий.

Добываемый мел, в свою очередь, отходит в стекольную, спичечную, строительную, бумажную и пищевую отрасли.

Мергель – это горная порода смешанного типа. В его составе также можно обнаружить и довольно большой процент глин. В наше время основная сфера его применения – участие в создании портландцемента. Хотя в античности греки также использовали мергель, как удобрение.

Пески и глины

Звенигородский район, вместе с Клинским, Люберецком Сергиево-Посадским, а также Истринским делят славу «добытчиков стекла». Ведь именно здесь находятся крупные залежи кварцевых песков, из которых делают стекла. Лыткаринский завод оптики использует, например, пески, добытые в Люберецком районе. Качество добываемого материала соответствует сфере применения. То есть – крайне велико.

В отличие от кварцевого, строительный песок, хоть и обретается в тех же местах, где и его собрат, но предназначен вовсе не для стекольной индустрии. Его используют для создания асфальта, бетона, в дорожных работах и для производства силикатных кирпичей.

Полезные ископаемые Московской области

Тысячи жилых домов были бы далеко не такими комфортными, если бы на их крышах не было черепицы. А для того, чтобы она все-таки была, необходимо ее основное сырье – глина. Домодедово, Одинцово, Сергиев Посад, Клин – все эти города связаны с добычей глины. Отдельными списком стоит Шатурский район, где было обнаружено в свое время месторождение глин, обладающих огнеупорными свойствами (сопротивление жару вплоть до температуры в 1600оС). Населенный пункт Гжель издавна известен своей керамикой на основе тех самых огнеупорных глин.

Среди вышеуказанных материалов проще всего добывать песок, но с юридической точки зрения все одинаково сложно. Ведь для того, чтобы частному лицу начать добычу, необходимо оформить разрешение, лицензию и собрать пакет необходимых документов.

Водные ресурсы

Населенные пункты Клин, Звенигород и Серпухов изобилуют источниками с минеральными водами. Кроме того, имеется информация о подземных минеральных водах, расположенных в 300-500 метрах под уровнем земли.

Полезные ископаемые Московской области

В самой Москве продается «Московская минеральная», которая там же и добывается на глубинах свыше 300 м. По своей структуре и свойствам ближайшим аналогом «Московской» является известная «Ессентуки №20»

Горючие ископаемые

Все-таки львиную долю полезных ископаемых Подмосковья и Москвы составляют ресурсы горючего типа. А именно – торф. Более полутора тысяч месторождений этого растительного топлива и удобрения расположено по области. Две тысячи квадратных километров – такова общая их площадь. По оценкам ученых, на этой площади лежит запас торфа общим весом в 1 миллиард тонн. В Щелковском районе, к примеру, довольно богатые месторождения торфа протянулись на площадь в 8,5 квадратных километров.

Полезные ископаемые Московской области

Бурый уголь в столичной области также имеется, но его залежи настолько незначительны, что добычи в промышленных масштабах не ведется.

Минералы

Среди тех минералов, что могут встретиться искателям на территории Московской области, найти драгоценные будет очень сложно. Однако, полудрагоценных или поделочных камней здесь более, чем достаточно.

Агат, коралл и холцедон применяются, чаще всего для изготовления поделок предметов декорирования.

Полезные ископаемые Московской области

Флюорит используют в металлургии, оптике, керамике и в ювелирном деле. Поделки и украшения с флюоритом раньше ценились даже больше, чем само золото из-за красивого внешнего вида камня и особого свойства – он светится при нагреве.

Читайте также:  Кому полезна минеральная вода ессентуки 4

Теперь, поговорим о кремне. Кроме своей прочности, ставшей притчей во языцех, он знаменит еще и другими своими «делами». Его также используют в ювелирных изделиях, для производства комплектующих вычислительной техники.

Подводя итог

Озираясь на все вышесказанное, можно смело утверждать, что Московская область весьма щедра на довольно большой перечень полезных ископаемых. И пусть в здешних горных породах, как и в минералах, мы не найдем рудных ресурсов. Но что касается остального, то здесь есть все, чтобы можно было разжечь огонь, построить дом, вставить в него стекла и удобрить грядку.

Источник

Полезные ископаемые Московской области Выполнил ученик 4 класса Б Школы № 30...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные ископаемые Московской области Выполнил ученик 4 класса Б Школы № 30

Описание слайда:

Полезные ископаемые Московской области Выполнил ученик 4 класса Б Школы № 30 Кузнецов Михаил Проверила: Гордеева Вера Васильевна

2 слайд

Торф лидирует по запасам Торф лидирует по запасам Всего в регионе известно ок

Описание слайда:

Торф лидирует по запасам Торф лидирует по запасам Всего в регионе известно около восьми сотен мест, где «накопления прошлых эпох» извлекаются на поверхность и перерабатываются. В первую очередь (по использованию и по запасам) – это торф, месторождения которого общим числом около 1700 выявлены главным образом в Дмитровском и Мытищинском районе, а также рядом с Мытищами. Торф представляет собой горючий материал, который образуется из остатков мхов в условиях болот (вот здесь-то и «пригодились» низменности Подмосковья). Растительность в условиях заболоченности разлагается не полностью, что позволяет получить вещество, наполовину состоящее из углерода, которое дает теплоту сгорания 24 МДж на один килограмм, может использоваться как удобрение, теплоизоляция и др. Такое полезное ископаемое Московской области, как торф, добывается преимущественно фрезерным способом (гофры срезаются параллельно поверхности земли и подвергаются высушиванию). Другой способ – экскаваторный – применяется реже. Россия занимает второе место по запасам торфяников (150 млн. тонн), которые, к тому же, могут возобновляться (около 260 млн. тонн в год), поэтому у отрасли есть определенные перспективы.

3 слайд

Песок для строительства Другое полезное ископаемое Московской области – это п

Описание слайда:

Песок для строительства Другое полезное ископаемое Московской области – это песок (гравийно-песчаные материалы) без которого не может обойтись ни один строительный процесс. Ископаемые материалы в Подмосковье добывают в природных и искусственных карьерах, получая мытый или речной песок высокого качества и карьерный песок в чистом виде. Последний содержит много примесей в виде органики, глины, пыли, зерен кварца, поэтому используется для дорожного строительства и др. Мытый и речной песок с меньшим количеством посторонних элементов применяют при изготовлении бетона, кирпича, для смесей, применяемых при отделочных работах и др.

4 слайд

Сырье для высококлассной оптики Полезные ископаемые Московской области включа

Описание слайда:

Сырье для высококлассной оптики Полезные ископаемые Московской области включают в себя еще и так называемый «стекольный песок» (на севере Люберецкого района). В нем наблюдается повышенное количество оксида кремния (кремнезема), который позволяет изготавливать стекла высокой чистоты, в том числе оптические. Стекольные пески являются достаточно редким природным явлением, поэтому сырье для промышленности чаще получают путем обогащения более простых материалов (промывка, оттирка, электромагнитное разделение).

5 слайд

Немного железа, бурого угля и титана Полезные ископаемые Московской области,

Описание слайда:

Немного железа, бурого угля и титана Полезные ископаемые Московской области, список которых невелик, включают в себя небольшие месторождения железных руд и титана (Серебрянопрудский и Серпуховский районы). Руда представлена здесь в основном «болотным железом», которое формировалось на окраинах древних болот или в поймах рек. Здесь в толще глин насыщенные железом воды застаивались и под воздействием железобактерий превращались в прослои толщиной от нескольких сантиметров до метра, которые сегодня можно извлечь и обработать. Кроме того, древние болота, в которых разложились деревья и торфообразующие растения, сформировали также определенные запасы бурого угля, однако они невелики, не имеют промышленной ценности и на данный момент не разрабатываются. Хотя бурый уголь также является горючим материалом, содержит до 70 процентов углерода, может быть сырьем для химической промышленности.

6 слайд

Глины в Подмосковье много, и она разная Другое распространенное полезное иско

Описание слайда:

Глины в Подмосковье много, и она разная Другое распространенное полезное ископаемое Московской области – это глина. Она бывает кирпичной (имеется в Подмосковье практически везде) и огнеупорной (встречается преимущественно на востоке). Первый вариант глин представляет собой землистую породу, неоднородную по химическому составу и гранулометрии, обладающую высокой связностью, клейкостью, набуханием в воде, способностью принимать любую форму и сохранять ее после температурной обработки. Из таких веществ делают кирпич, черепицу, стеновые блоки, керамзит и др., их добавляют в бетоны, применяют как гидроизолирующий материал в плотинах. Пестрые образцы железистых глин могут быть использованы для извлечения минеральных пигментов для последующего приготовления красок. Крупные месторождения этого сырья имеются в Вознесенском, Зарайском, Домодедовском районах и др.

7 слайд

Ископаемые, которые могут быть бесценными Полезные ископаемые Московской обла

Описание слайда:

Ископаемые, которые могут быть бесценными Полезные ископаемые Московской области и их переработка позволяют изготовить предметы, которые являются визитной карточкой России. В первую очередь это гончарные глины Гжельского месторождения, из которых выполняют фарфор с росписью кобальтом по белому фону. Гжельские карьеры, помимо разноцветных фарфоровых глин, известны нахождением в них раковин белемнитов, аммонитов, а также известняков, в которых встречаются брахиоподы, части древних морских лилий, небольшие кораллы. Здесь встречаются древние кремни с синей окантовкой и серединой из множества коричнево-шоколадных оттенков, приближающиеся по качеству к халцедонам, красивые жеоды мелкокристаллического кварца, халцедоны. Эти элементы не добываются в больших масштабах, хотя и представляют собой некоторым образом полезные ископаемые Московской области. Но для таких образцов стоимость даже небольших кусочков в некоторых случаях может быть существенной, а иногда и бесценной с археологической точки зрения.

Читайте также:  Чай в пакетиках полезные свойства и противопоказания

8 слайд

Информация о презентации: Информация взята из интернет-ресурса: https://fb.ru/

Описание слайда:

Информация о презентации: Информация взята из интернет-ресурса: https://fb.ru/article/170186/poleznyie-iskopaemyie-moskovskoy-oblasti-dobyicha-poleznyih-iskopaemyih-moskovskaya-oblast Фотографии взяты из интернет-ресурса: https://yandex.ru/images/

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые подмосковья материал для дошкольников

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые подмосковья материал для дошкольников

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые подмосковья материал для дошкольников

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые подмосковья материал для дошкольников

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-198714

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,

тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496) 540-65-58

Email: dou351960@yandex.ru

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

«ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ТЕМА «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОДМОСКОВЬЯ»

Подготовили:

воспитатель 1 квалификационной категории – Махова Е.А.

учитель-логопед высшей квалификационной категории – Силаева В.Е.

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории – Пикунова Н.Н.

старший воспитатель – Нежданова З.А.

г. Сергиев Посад

28 апреля 2017 г.

Программное содержание

  1. Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  2. Формировать первичные представления о полезных ископаемых Подмосковья (песок, глина, известняк, торф), их свойствах (форме, цвете и др.), применение в жизни человека;
  3. Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки полезных ископаемых; умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие обобщения;
  4. Развивать диалогическую, монологическую формы речи;  
  5. Формировать элементарные экологические представления;
  6. Воспитывать умения правильно вести себя в природе, воспитывать любовь к родной природе, желания беречь охранять и защищать ее;
  7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение объединяться для совместной поисково-исследовательской деятельности, учить работать в паре;
  8. Воспитывать уважение к людям труда, связанные с поиском и добычей полезных ископаемых;

Оборудование:

  1. ТСО (проектор, экран) для показа презентации;
  2. приспособления для исследовательской деятельности (проведение опытов):
  • микроскопы,
  • белые халаты для детей,
  • лупы,
  • воронки,
  • пластиковые стаканчики разного размера,
  • одноразовые пластиковые тарелки, ложечки,
  • глина,
  • песок,
  • шапки магистров (для физминутки)

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром на электронную почту нашей группы пришло необычное письмо. Это не просто письмо, а приглашение. Нас всех вместе приглашают для участия в научной конференции. Тема ее: «Полезные ископаемые Подмосковья».

Принимаем приглашение?

(ответы детей)

Воспитатель: Я с вами полностью согласно, это очень интересно!

Ребята, а вы знаете, что это такое – научная конференция?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

Все правильно, это место, где собираются очень умные люди, которые занимаются наукой.

Воспитатель:

Ребята, а как вы думаете, как, по-вашему, называют людей, которые занимаются наукой?

(ученые)

Воспитатель:

Совершенно верно. Сегодня я предлагаю вам выступить в роли юных ученых.

Воспитатель:

Проходите, пожалуйста, уважаемые ученые  в наш конференц-зал.

Итак, сегодня мы будем с вами говорить о  «Полезных ископаемых Подмосковья».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карту.

(предполагаемые ответы детей)

Обратите внимание, какой большой наш Подмосковный регион – это наш край!

В Подмосковье очень много районов, среди них есть и наш, как он называется?

(ответы детей)

Вы его, наверное, сразу узнали, на карте он отмечен ярко зеленым цветом, а как вы думаете, почему?

(ответы детей)

Воспитатель:

Сейчас я предлагаю вам пройти в наш конференц-зал, занимайте удобные для вас места, я предлагаю посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья.

Подмосковный край, как и другие регионы России очень богат полезными ископаемыми.

Вспомните, пожалуйста, мы с вами уже говорили об этом, какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

А мне бы хотелось узнать у вас, почему такое интересное название «полезные ископаемые»?

(предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

Где они находятся в природе?

(под землёй, на поверхности земли)

Воспитатель:

Поэтому их еще можно назвать по – другому?

(сокровища земли, кладовая земли, хранилище земли)

А как, по-вашему, люди узнают, что в этом месте есть залежи, полезных ископаемых, кто занимается их поиском?

(ответы детей)

Воспитатель:

Давайте еще раз уточним, кто такие геологи?

Дети: (специалисты, которые изучают полезные ископаемые)

Воспитатель:

Ребята, профессия геологов – непростая, им часто приходится сталкиваться с различными трудностями, преодолевать большие расстояния, уметь хорошо ориентироваться на местности, знать особенности строения земли. Порой на поверхности земли ничего не видно, учёным приходится много работать, чтобы определить, где найти полезные ископаемые.

И вот когда найдено месторождение полезных ископаемых, их надо из земли извлечь, как то достать. Подумайте, как из земли извлечь полезные ископаемые?

Читайте также:  Чем полезны овощи и фрукты стихи

Дети: на помощь человеку приходят машины.

Воспитатель: Какие?

Ребята, теперь расскажите более подробно, где и для чего используют полезные ископаемые?

песок используют в строительстве, для изготовления стекла  и зеркал.

из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы, делают игрушки

Видите, как много пользы приносят человеку полезные ископаемые, но иногда в природе происходят такие явления как: возгорание торфяников в жаркую погоду, тогда всему живому приходится очень трудно: сильные пожары порою уничтожают не только леса, но и животных, птиц, насекомых, постройки людей.

Человеку необходимо бережно относиться к природе, охранять ее богатства.

Воспитатель:

Мы просмотрели с вами научный фильм, узнали много интересного, пришло время немножко отдохнуть.

Музыкальная физминутка «Песня первоклассника»

Воспитатель:

Я вам предлагаю пройти в научную лабораторию, где мы проведем с вами опыты по изучению свойств некоторых полезных ископаемых.

Воспитатель.

Проходите, занимайте рабочие места.

Сотрудники лаборатории обязательно работают в белых халатах.

Для каждого из вас подготовлено специальное научное оборудование. Обратите внимание: перед вами пять подписанных стаканчиков по количеству опытов.

Скажите, с помощью какого предмета мы будем рассматривать мелкие частички.

(лупа)

Еще что вы видите перед собой?

(микроскоп)

Для чего он нужен?

(чтобы получать увеличительное изображение мелких предметов, частиц)

Воспитатель.

Ребята, в каждой лаборатории есть главный научный сотрудник,  сегодня таким буду – я. И  чтобы наши опыты прошли успешно, нужно соблюдать правила безопасности. Поэтому без моего указания мы ничего не трогаем. Договорились?

1 опыт: Рассматривание песка и глины через лупу

  1. поставьте перед собой стаканчики с цифрой 1 и 2;
  2. возьмите лупу и рассмотрите, что лежит внутри?

(ответы детей)

  1. чем отличается песок и глина?

(ответы детей: цветом, внешним видом, песок состоит из песчинок, глина похожа на пластилин)

  1. а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп?
  2. с микроскопом мы будем работать в паре.
  3. с этим прибором мы уже работали, не торопитесь, рассмотрите внимательно.
  4. на что похожи песчинки? (на мелкую крупу, бусинки, бисер, соль, …)

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные.

  1. опыт. Исследование плотности песка и глины
  1. продолжаем работу с этими же стаканчиками.
  2. возьмите 2 лабораторные палочки, будьте осторожны они острые и попытайтесь проткнуть одной палочкой песок, другой глину.
  3. вы заметили разницу?
  4. почему сквозь песок палочка проходит легче, чем сквозь глину?

Вывод: частички глины плотнее связаны между собой, поэтому сквозь глину палочка проходит труднее, чем сквозь песок. Вот почему на глинистых почвах растения растут хуже, т.к. росточек не может прорасти сквозь плотную глину.

Воспитатель: Вам интересно? Продолжаем наши опыты?

  1. опыт. Исследование водопроницаемости песка и глины
  1. теперь поставьте перед собой стаканчики с цифрами 3 и 4;
  2. что в них находится?
  3. из 1 мерного стаканчика аккуратно налейте воды в стаканчик с песком
  4. из 2 мерного стаканчика аккуратно налейте воды в глину
  5. давайте понаблюдаем, что происходит, вы заметили разницу?

Вывод: глина плотнее песка, её частички сильнее связаны между собой, через песок вода проходит быстрее и легче. Это еще раз доказывает то, что глина плотный материал.

Воспитатель: Ребята, у  нас с вами впереди остались еще 2 самых интересных опыта.

  1. опыт. Клеящие свойства воды
  1. сейчас пододвиньте к себе тарелочку с цифрой 5
  2. обратите внимание, что в ней лежит? (песок)
  3. какой? (мокрый)
  4. как вы догадались? (он темный)
  5. у меня на тарелке тоже песок, чем он отличается от вашего?

(ответы детей)

  1. посмотрите, что я сейчас буду делать (воспитатель через трубочку дует на сухой песок)
  2. возьмите трубочку и попробуйте теперь вы подуть на него
  3. что происходит?
  4. какой песок легче сдувается ветром –  влажный или сухой? почему сухой песок сдувается легче? чем склеены частички влажного песка?

Вывод: Вода способна «склеивать» песчинки. Вспомните так же происходит, когда мы играем в песочнице, только из мокрого песка могут получиться разные постройки и даже интересные и красивые скульптуры (картинка скульптуры из песка)

   Вот юные исследователи и завершились наши опыты, и научная конференция подходит к концу.

   Вы показали сегодня хорошие знания, организованность, молодцы.

Когда вы вырастите, возможно, кто – то из вас станет ученым, а может быть геологом или рабочим и будет изучать проблемы, связанные с полезными ископаемыми и тогда вы вспомните, о чем мы говорили сегодня. А пока расскажите своим родителям и друзьям про то чем мы сегодня занимались в лаборатории, я думаю им будет интересно.

   И в заключении, уважаемые гости и ребята, у меня к вам большая просьба: берегите природу родного края.

Литература

  1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2017г.;
  2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью, старшая и подготовительная группа»;
  3. Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения в детском саду» – М., 2007г.;
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Детство-Пресс, 2011г.;
  5. Рыжова П. «Игры с водой и песком», 1997г.;
  6. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Воронеж, 2004 г.;
  7. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», М., 1991 г.;

Источник