Полезные ископаемые по природоведению 5 класс
Урок природоведения 5 класс.
Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.
Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения привести примеры использования горных пород и минералов человеком.
2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;
3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.
Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.
Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.
- “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
- Расшифруй в таблице слово.
- Отгадай ребусы.
“‘ “‘
П Е
- Индивидуальные задания.
А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» – строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.
Строительные П.И. | Горючие П.И. |
Торф | |
Каменный уголь | |
Песок | |
Мел | |
Поваренная соль | |
Гранит |
- Практическая работа
Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.
Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.
- Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с блеском, без блеска – матовые.
- Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.
- Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.
Название | Цвет | Прозрачность | Блеск | Излом | Твердость | Вес |
- Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.
Отличительные признаки | Гранит | Торф | Мел | Каменный уголь |
Цвет | Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета | светло-коричневый | белый | черный |
Прозрачность | непрозрачный | непрозрачный | непрозрачный | непрозрачный |
Блеск | с блеском | матовый | матовый | с блеском |
Твёрдость | твердый | хрупкий | твердый | Твердый, но хрупкий |
Вес | Тяжелый | легкий | легкий | Тяжелый |
- Подведение итогов урока.
1.Отгадать кроссворд
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
2. Тест «Полезные ископаемые».
1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?
А) геологи;
Б) археологи;
В) биологи;
Г) строители.
2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?
А) все полезные вещества;
Б) витамины;
В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;
Г) древние вещества.
3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:
А) каменный уголь;
Б) нефть;
В) гранит;
Г) природный газ.
4.Выдели лишнее:
А) кирпич;
Б) песок;
В) железная руда;
Г) глина.
5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина;
Б) гранит, торф;
В) каменный уголь, поваренная соль.
6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды;
Б) каменный уголь, природный газ;
В) графит, сера.
7.3ачем мы собираем металлолом?
А) мы сохраняем запасы руды;
Б) очищаем территорию от мусора;
В) участвуем в соревновании между классами.
8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?
А) из угля;
Б) из гранита;
В) из руды.
3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.
Гранит: ___________________________________________________________.
Глина:____________________________________________________________.
Известняк:________________________________________________________.
Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется
4. Резервное задание.
Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.
1 .горючее; 9. сыпучее;
2. твердое; 10. легче воды;
3. жидкость; 11. газообразное;
4. тяжелее воды; 12. белого цвета;
5. черного цвета; 13. пластичное;
6. желтого цвета; 14. плохо пропускает воду;
7. хрупкое; 15. коричневого или белого цвета.
8. имеет запах;
- Домашнее задание.
1.Творческое задание: нарисовать человечка, состоящего из любого полезного ископаемого, опиши какой у него характер.
Источник
Технологическая карта урока
Предмет: География
Тема: Полезные ископаемые
Цели: продолжить формировать систему знаний учащихся о литосфере; сформировать у обучающихся умения по внешним признакам определять минералы и горные породы; познакомить с понятием «полезные ископаемые» и их классификацией.
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: знать определения понятий и классификацию полезных ископаемых по происхождени, использованию, агрегатному состоянию.
Метапредметные: давать определения понятиям; осуществлять сравнение, классификацию; проводить наблюдение под руководством учителя.
Личностные: освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе); формировать потребность в самовыражении и самореализации.
Средства обучения:
Тип урока: комбинированный.
этапы
время
действия учителя
действия обучающихся
Организационный этап
эмоциональный настрой
Организация класса. Объявление темы урока.
Проверка готовности к урок. Запись даты и темы в тетрадь.
Проверка выполнения домашнего задания
актуализация знаний
Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы давайте вспомним изученный материал и ответим на вопросы.
1. Что такое минералы?
2. Что такое горные породы?
Мы с вами знаем, что горные породы и минералы делятся на группы по:
А) агрегатному состоянию
Б) происхождению
В) использованию.
Давайте вспомним их.
3. По агрегатному состоянию: …….
(пример).
4. По происхождению бывают: …….
5. И так на доске у нас с вами три группы горных пород и минералов по происхождению. На карточках примеры горных пород и минералов. Давайте распределим их по группам.
6. У нас с вами есть очень интересная группа – это метаморфические породы. Давайте вспомним, что такое метаморфизм?
Правильно! Превращение.
7. А какие горные породы получаются в результате этого процесса?
Вам предлагаются карточки, которые необходимо совместить из каких пород сформировались метаморфические породы.
Обучающиеся отвечают на вопросы. Обсуждают варианты ответов.
Мотивационно – целеполагающий этап
мотивация учебной деятельности
Вы уже знаете, что такое минералы и горные породы, что Земная кора в своих недрах содержит огромное их разнообразие. И наша с вами задача познакомиться, как их использует человек.
Деятельный этап (изучение нового материала)
постановка учебной задачи, целеполагания
Постановка цели урока: Так какая же цель сегодняшнего урока?
Обучающиеся формулируют цель урока – узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.
сообщение нового материала
И так. Земная кора содержит огромное количество полезных для человека веществ, которые составляют минеральные ресурсы литосферы.
Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем Крыме, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми? Почему?
Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:
Полезные ископаемые = горные породы и минеры + используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности
Давайте запишем это понятие в тетрадь.
Обучающиеся отвечают.
Обучающие записывают понятие в тетрадь.
эмоциональная или физическая разгрузка
БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
Вправо-влево 10 раз –
Отдохнул уставший класс…
Как пингвины полетели
И за парты тихо сели!
Дети встали, руки на поясе поднять руки вверх 5 хлопков руками поморгать глазами 3-4 сек.
потопать ногами 3-4 сек. наклон влево
встать прямо
наклоны влево-вправо по 5 раз
в каждую сторону
бег на месте, махая руками
сесть за парты
продолжение изучения нового материала
Давайте познакомимся, на какие группы делятся полезные ископаемые по использованию и составим схему «Полезные ископаемые». Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные.
Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых. Прежде, чем составить схему обратимся к учебнику (учебник стр.73, информация в жёлтой рамке).
Составляя схему называем группу, их свойства и особенности, приводим примеры, значки обозначения (топливные или горючие), рудные, нерудные (строительные (песок, глина, известняк, гранит, мрамор), химическое сырьё (каменная соль, сера, графит, фосфориты), минеральные воды и грязи, поделочные камни).
Сделаем вывод: стр. 73 в розовой рамке.
Россия занимает I место в мире по запасам полезных ископаемых.
Обучающие составляют схему в тетради
усвоение новых знаний
1. Сообщения обучающихся.
2. Отгадаем загадки и найдём угаданное полезное ископаемое.
3. По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?
4. Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте (топливные, рудные, строительные).
Обучающие слушают сообщения, отгадывают загадки, отвечают, ищут ошибку,
первичное закрепление
самопроверка
Работа со схемой. Обмен и проверка. Ответы на доске.
Взаимопроверка.
Оценочно – рефлексивный этап (подведение итогов урока)
рефлексия
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?
Называют тему и задачи урока, отмечают трудные и понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения. Отмечают успешные ответы.
оценка и самооценка деятельности обучающихся
Оценивание ответов.
Аргументация ответов и оценок
домашнее задание
§ 21 до конца, ответить на вопросы устно. Зад. №8 письменно, выучить обозначения полезных ископаемых (в атласе).
Запись в дневник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Карточки ( выбрать гор. породы по происхождению)
МАГМАТИЧЕСКИЕ: гранит, базальт, вулканический туф, пемза, габбро.
ОСАДОЧНЫЕ: галька, песок, глина, уголь, мел, газ.
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ: мрамор, гнейс, графит, кварцит.
2. Карточки (метаморфические породы)
мрамор (известняк), гнейс (гранит), графит (уголь), кварцит (песчаник)
3. Карточка
1. Полезные …………………… – это минеры и ………………… …………………, которые человек использует в …..……… …………………………….. …………………………. .
2. Полезные ископаемые делятся на топливные, ………………… и нерудные.
3. Россия занимает ……. место в ……….. по запасам ……………. …………………… .
4. Сообщения
Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.
Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.
Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.
Песок.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.
Глина.
Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.
Известняк.
Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Используют при строительстве домов.
Кремень
В древности осколки кремня́ использовались для высекания огня. Древним человеком кремень использовался для изготовления оружия и бытовых предметов (наконечники стрел, кремнёвые ножи и т. д.)
5. Загадки
А) Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь)
Б) Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)
В) Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль)
Г) Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)
Д) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (Песок)
Е) Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)
6. Это интересно
А) Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Ещё в древности люди говорили, что «без соли стол кривой» поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.
Б) В разных странах в разные времена гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов.
Источник
Урок природоведения в 5 классе
Тема урока: Полезные ископаемые
Цель
Образовательная: сформировать представление о классификации полезных ископаемых; Развивающая: развивать умения работать с горными породами, анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в паре
Тип урока: Комбинированный урок с элементами исследования
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, парная
Оборудование: коллекция рудных и нерудных полезных ископаемых, карта России, карта Костромской обл.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Перед вами лежат листочки с загадками. В этих загадках зашифрованы различные горные породы. Ваша задача рядом с загадкой написать отгадку (читают по одному)
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина)
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расправлен даже (песок)
Он чёрный и блестящий, помощник настоящий:
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло. (уголь)
Росли на болоте растения. Теперь это топливо и удобрения. (торф)
Порода горного царства, из шпата, слюды и кварца. (гранит)
– Какие 3 группы горных пород здесь представлены?
+ магматические, метаморфические и осадочные
– Соотнесите названия горных пород с их группами
(Каждый ученик называет по одной горной породе и объясняет причину его образования)
Это горные породы, которые используются человеком.
Может кто- то из вас знает как по – другому они называются?
+ Полезные ископаемые
ΙΙΙ. Сообщение темы и целей урока
+Тема урока: ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
– Какие цели поставим?
– Откройте тетради и запишите тему.
+……
Работа в тетради.
Полезные ископаемые
Все полезные ископаемые делятся на две группы: рудные и нерудные
Нерудные
Рудные
Горючие
Твёрдые
Перед вами лежат различные образцы полезных ископаемых
Рассмотрите их внимательно и постарайтесь самостоятельно разделить их на 2 группы
– По каким свойствам вы отнесли полезные ископаемые в 1 группу? Назовите эти пол. ископаемые.
– К какой группе они относятся: к рудным или нерудным
– По каким признакам вы отнесли полезные ископаемые во 2 группу? Назовите их.
– К какой группе они относятся?
Давайте проверим себя с помощью учебника.
Что содержится в рудных полезных ископаемых?
+ руда
Откройте учебник на стр. 108 и прочитайте, что такое руда?
(читают в слух)
– Как по – другому называются рудные полезные ископаемые?
+ металлические
– А почему?
ΙV. Исследовательская деятельность
Сейчас мы с вами побудем в роли исследователей
Наша страна огромная по своей площади .На территории России встречается большое количество полезных ископаемых. Все они обозначаются различными символами. По карте России назовите распространённые полезные ископаемые…
Но и в Костромской области тоже имеются полезные ископаемые. Перечислите их.
А теперь найдите Мантуровский район. Сегодня мы с вами говорим о рудных и нерудных полезных ископаемых.
А) Выдвижение гипотез
Какие 2 гипотезы можно выдвинуть о полезных ископаемых Мантуровского района?
1. На территории Мантуровского района находятся рудные полезные ископаемые.
2. На территории Мантуровского района находятся нерудные полезные ископаемые.
Кто поддерживает 1 гипотезу (поднимите руку)
Кто поддерживает 2 гипотезу
А вот какая из этих гипотез верна, мы выясним в результате исследовательской деятельной при выполнении лабораторной работы и использовании физической карты Костромской области
Б) Работа над гипотезами
Инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы.
Инструктивная карта
Лабораторная работа
Тема: Ознакомление с местными полезными ископаемыми, их физическими свойствами
Цель:
Оборудование: физическая карта Костромской области, полезные ископаемые своей местности
Ход работы:
Определите по физической карте Костромской области полезные ископаемые Мантуровского района.
Рассмотрите полезные ископаемые. Опишите их свойства.
Начертите и заполните таблицу.
Название
Цвет
Блеск
Сыпучее или несыпучее
Твёрдое или жидкое
Горючее или негорючее
Рудное или нерудное
1.
2.
4.Сделайте вывод о полезных ископаемых, которые встречаются на территории Мантуровского района.
V. Обобщение результатов исследования
-К каким выводам вы пришли
+………..
Какие же гипотезы оказались верны?
VΙ.Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
(На доске)
VΙΙ. Итог урока.
VΙΙΙ. Д/з §26 составить кроссворд по полезным ископаемым
Источник