Полезные ископаемые песок глина гранит известняк 3 класс
Конспект урока
Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.
Развивающая задача:
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Воспитательная:
Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.
Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.
Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование:
Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.
Памятка «Работа в паре, группе».
Памятка «Оцени свою работу».
Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.
Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.
Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.
Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.
Компьютерная презентация; ноутбук.
Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.
1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.
– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)
– Как вы понимаете эти слова?
– Значит, какой же урок у нас будет?
(Урок открытия нового знания)
2 этап. Мотивация и целепо
лагание.
Организа
ция работы по изуче
нию нового материала.
Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.
1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.
– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)
– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?
(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)
– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.
– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.
На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.
3 этап. Изучение нового материала.
Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.
1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):
Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.
Копать-
– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,
– отваливая землю, делать углубление
– отваливая землю, доставать, извлекать.
– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:
– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?
(его не добывают из недр земли, не откапывают)
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?
2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).
3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.
– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?
(Только там, где их много)
– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)
– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?
(Геологи – слайд 9, слово на доску).
4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.
Название полезно
го иско
паемого
Состоя
ние
Цвет
Запах
Пропус
кает ли воду
Другие свойства
Где залегает
Добыча
Использо
вание в хозяйстве
– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.
(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).
– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.
1 конверт:
Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
Понюхайте сухую глину и песок.
Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.
Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.
Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.
Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.
2 конверт:
Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.
Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.
Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.
Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.
Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.
Физминутка (слайд 10)
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.
– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.
(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)
4 этап. Закрепле
ние изученного.
Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.
1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.
– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:
1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.
2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.
3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?
(если затрудняются, можно прочитать сказку:
На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)
2. Индивидуальная работа узкой направленности.
– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:
1. Полезные ископаемые – это:
А. всё полезное, что выкапывают из земли
Б. динозавры, мамонты и другие древние животные
В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:
А. склад
Б. месторождение
В. карьер
3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:
А. биолог
Б. эколог
В. геолог
4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:
А. глина
Б. песок
В. гранит
5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:
А. известняк
Б. гранит
В. глина
– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)
5 этап.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.
1. Фронтальная работа. Беседа.
– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?
– Какие открытия для себя сделали?
-Что помогло нам в работе?
2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.
– Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»
(критерии оценивания на слайде 13).
– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?
3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).
– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.
Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.
Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Этап урока
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологи
ческий настрой.
1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.
– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» Слайд 2
– Как вы понимаете эти слова?
– Значит, какой же урок у нас будет?
(Урок открытия нового знания)
2 этап. Мотивация и целепо
лагание.
Организа-
ция работы по изуче
нию нового материала.
- Фронтальная работа. Подводящий диалог.
-В некотором волшебном царстве, в подземном государстве жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы и получить её дары? Слайд 3
– Сегодня на уроке я хочу, чтобы мы с вами стали настоящими мастерами путешествий и разгадали все ее тайны.
-Хозяйка Медной горы прислала нам малахитовую шкатулку, в которой лежит очень много интересного и полезного. Она приготовила нам несколько посланий и заданий, которые мы должны выполнить.
– На урок вам будет выдана настоящая «Карта мастера» (приложение 1), в которую вы будете записывать свои ответы на эти тайны.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? Слайд 4
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” Слайд 5.
Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок, гранит, известняк.
– Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Этот урок нам покажет, можно ли считать песок, глину, известняк и гранит сокровищем.
– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?
(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)
– Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в паре или группе.
На слайде памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение. Слайд 6
3 этап. Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Постараемся ответить на первую загадку нашего путешествия.
Учитель достаёт из шкатулки первое задание:
1. Что такое «полезные ископаемые»?
Прочитаем определение из учебника с.
– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:
-Молодцы вы справились с первым задание.
– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?
(его не добывают из недр земли, не откапывают)
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?
Выпишем определение полезных ископаемых в свою карту.
2. Фронтальная работа. Подводящий диалог. Слайд 7
– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?
(Только там, где их много)
– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями.
– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?
(Геологи – это…) Слайд 8
3.Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.
-Сейчас мы с вами станем настоящими геологами и посмотрим, где же в нашей Саратовской области преобладает самое большое количество таких полезных ископаемых, как песок и глина.
-В этом нам поможет Карта полезных ископаемых Саратовской области. Нам необходимо условные обозначения на карте, как они правильно обозначены. (приложение 2) Слайд 9
-Вам нужно красным карандашом обвести ту местность, где преобладает глина, а зеленым карандашом песок. Выполняем задание в паре.
-Достаем следующее задание из нашей шкатулки. И здесь ребята, целое послание.
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств.
Физминутка Слайд 10
Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Слайд 11
Название полезно го иско паемого | Состоя ние | Цвет | Запах | Пропус кает ли воду | Другие свойства | Где залегает | Добыча | Использо вание в хозяйстве |
– Работать будете в парах плану, который дан в послании.
Послание 1.
- Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
- Понюхайте сухую глину и песок.
- Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.
- Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.
- Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.
Послание 2
- Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
- Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.
- Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу
- Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.
5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.
– Продолжаем работу. Каждая пара представит полученные результаты.
(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)
Молодцы, ребята, вы справились с посланием Хозяйки Медной горы.
4 этап. Закрепле
ние изученного.
.
1. Индивидуальная работа узкой направленности. Слайд 12
– Прежде, чем подводить итог нашего путешествия, раскрытия всех тайн и посланий, я предлагаю вам выполнить небольшой тест, в котором мы точно с вами станем настоящими мастерами и получим свои заслуженные дары.
1. Полезные ископаемые – это:
А. всё полезное, что выкапывают из земли
Б. динозавры, мамонты и другие древние животные
В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:
А. склад
Б. месторождение
В. карьер
3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:
А. биолог
Б. эколог
В. геолог
4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:
А. глина
Б. песок
В. гранит
5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:
А. известняк
Б. гранит
В. глина
– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А Слайд13
5 этап.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
1. Фронтальная работа. Беседа.
– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?
– Какие открытия для себя сделали?
-Что помогло нам в работе?
2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.
– Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело» Слайд 14
– Посмотрите, ребята, тайны все разгаданы и Хозяйка готова поделиться с вами своими дарами и богатствами.
(раздаю детям конфеты , похожие на алмаз)
3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития Слайд 15
– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25. Сравните свойства любых двух полезных ископаемых.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.
Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:
Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?
На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)-отдельно