Полезные ископаемые песок глина гранит известняк 3 класс

Полезные ископаемые песок глина гранит известняк 3 класс thumbnail

Конспект урока

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.

Развивающая задача:

  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитательная:

  • Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.

Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование:

  1. Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.

  2. Памятка «Работа в паре, группе».

  3. Памятка «Оцени свою работу».

  4. Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.

  5. Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.

  6. Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.

  7. Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.

  8. Компьютерная презентация; ноутбук.

Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)

– Как вы понимаете эти слова?

– Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)

– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.

– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.

На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

отваливая землю, делать углубление

– отваливая землю, доставать, извлекать.

– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)

– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слайд 9, слово на доску).

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.

Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание в хозяйстве

– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).

– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.

1 конверт:

  1. Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте сухую глину и песок.

  3. Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.

  4. Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.

  5. Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

2 конверт:

  1. Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.

  2. Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.

  3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.

  4. Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.

  5. Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.

  6. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

Физминутка (слайд 10)

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)

4 этап. Закрепле

ние изученного.

Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.

1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.

– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.

2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.

3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

(если затрудняются, можно прочитать сказку:

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)

2. Индивидуальная работа узкой направленности.

– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:

1. Полезные ископаемые – это:

А. всё полезное, что выкапывают из земли

Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

А. склад

Б. месторождение

В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

А. биолог

Б. эколог

В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

А. глина

Б. песок

В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

А. известняк

Б. гранит

В. глина

– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.

1. Фронтальная работа. Беседа.

– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

– Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 13).

– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).

– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Источник

Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их  основных свойствах.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Этап урока

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологи

ческий настрой.

1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.

– Посмотрите, ребята,  друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд»  Слайд 2

– Как вы понимаете эти слова?

– Значит, какой же урок у нас будет?

(Урок открытия нового знания)

2 этап. Мотивация  и целепо

лагание.

Организа-

ция работы по изуче

нию нового материала.

  1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

-В некотором волшебном царстве, в подземном государстве  жила Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная ,а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите побывать в этом царстве, узнать про сокровища Хозяйки медной горы  и получить её дары?  Слайд 3

– Сегодня на уроке я хочу, чтобы мы с вами стали настоящими мастерами путешествий и разгадали все ее тайны.

-Хозяйка Медной горы прислала нам малахитовую шкатулку, в которой лежит очень много интересного и полезного. Она приготовила нам  несколько посланий и заданий, которые мы должны выполнить.

– На урок вам будет выдана настоящая «Карта мастера» (приложение 1), в которую вы будете записывать свои ответы на  эти тайны.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? Слайд 4

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”   Слайд 5.

 Учитель достает из шкатулки  кусочек глины и песок, гранит, известняк.

– Что же это за сокровище? Он блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Этот урок нам покажет, можно ли считать песок, глину, известняк и  гранит  сокровищем.

– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?

(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)

– Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила работы в паре или группе.

На слайде    памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.  Слайд 6

3 этап. Изучение нового материала.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Постараемся ответить на первую загадку нашего путешествия.

Учитель достаёт из шкатулки первое задание:

1. Что такое «полезные ископаемые»?

Прочитаем определение из учебника с.

– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова.              На доске: 

-Молодцы вы справились с первым задание.

– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например,  дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

Выпишем определение полезных ископаемых в свою карту.

2. Фронтальная работа. Подводящий диалог.  Слайд 7

– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями.

– Может быть,  кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – это…)  Слайд 8

3.Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

-Сейчас  мы с вами станем  настоящими геологами и посмотрим, где же  в нашей Саратовской области преобладает самое большое количество таких полезных ископаемых, как песок и глина.

-В этом нам поможет Карта полезных ископаемых Саратовской области. Нам необходимо условные обозначения на карте, как они правильно обозначены. (приложение 2)   Слайд 9

-Вам нужно красным карандашом  обвести ту местность, где преобладает глина, а зеленым карандашом песок. Выполняем задание в паре.

-Достаем следующее задание из нашей шкатулки. И здесь ребята, целое послание.

– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств.

Физминутка  Слайд 10

Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Слайд 11

Название полезно

го иско

паемого

Состоя

ние

Цвет

Запах

Пропус

кает ли воду

Другие свойства

Где залегает

Добыча

Использо

вание  в хозяйстве

– Работать будете в парах  плану, который дан в послании.

Послание 1.

  1. Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
  2. Понюхайте сухую глину и песок.
  3. Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.
  4. Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.
  5.  Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.

Послание 2

  1. Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
  2. Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.
  3. Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу
  4. Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

– Продолжаем работу. Каждая пара представит  полученные результаты.

 (учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)

Молодцы, ребята, вы справились с посланием Хозяйки Медной горы.

4 этап. Закрепле

ние изученного.

.

1. Индивидуальная работа узкой направленности.  Слайд 12

– Прежде, чем подводить итог нашего путешествия, раскрытия всех тайн и посланий, я предлагаю вам выполнить небольшой тест, в котором мы точно с вами станем настоящими мастерами и получим свои заслуженные дары.

1. Полезные ископаемые – это:

   А. всё полезное, что выкапывают из земли

   Б. динозавры, мамонты и другие древние животные

   В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве

2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:

  А. склад

  Б. месторождение

  В. карьер

3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:

  А. биолог

  Б. эколог

  В. геолог

4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:

  А. глина

  Б. песок

  В. гранит

5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:

  А. известняк

  Б. гранит

  В. глина

– Проверьте себя по эталону:  В, Б, В, Б, А  Слайд13

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

1. Фронтальная работа. Беседа.

– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?

– Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

– Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»   Слайд 14

– Посмотрите, ребята, тайны все разгаданы и Хозяйка готова поделиться с вами своими дарами и богатствами.

(раздаю детям конфеты , похожие на алмаз)

3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития   Слайд 15

– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25. Сравните свойства любых двух полезных ископаемых.

–  Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых.  Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.

Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых,  и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:

Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?

   На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо  деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на  остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на  остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)-отдельно

Источник