Полезные ископаемые пермского края для дошкольников
Наличие достаточных запасов полезных ископаемых является гарантом успешного развития промышленности и экономики. От залежей минеральных солей, нефти, природного газа, алмазов, металлов и угля зависит процветание региона. Благополучие Пермского края напрямую связано с темпами добычи полезных ископаемых. Их в регионе насчитывается более 500 наименований.
Представлены доломиты, гипсы, известь, мрамор, ангидрит, мергель, хромовые руды. А также минеральные пигменты, песок, керамзит, глина, стронций. Полезные ископаемые Пермского края, которые имеют первостепенное значение для региона:
- соли;
- нефть.
Помимо них, земли изобилуют рядом других востребованных минералов, химических элементов и металлов:
- железная руда;
- уголь;
- торф;
- алмазы;
- золото;
- волконскоит;
- рубидий;
- бром;
- йод:
- стронций;
- платина;
- ангидрит;
- известняки;
- гипс;
- уваровит.
Добыча черного золота на территории Приволжья была начата относительно недавно, примерно сто лет назад. Бурение первых скважин происходило под руководством ученого и геолога Павла Ивановича Преображенского. Работы проводились в нескольких километрах от границы сельского поселения Верхнечусовские Городки. В 1929 году из скважины была получена первая нефть.
Чуть позже полезные ископаемые в Пермском крае были обнаружены в районе населенных пунктов Куеды, Добрянки, Краснокамска и Полазны. Самые масштабные залежи нефти расположены вблизи Чернушек и Ос. Некоторые месторождения до сих пор подлежат разработке.
Черное золото
Здешняя нефть отличается насыщенным угольным цветом. Она тягучая и густая. Залегает на большой глубине. Поэтому добыча столь ценного полезного ископаемого в Пермском крае сопряжена с колоссальными финансовыми вложениями. Геологи считают, что залежи черного золота появились в этих местах во времена девонского периода.
Преимущества приволжской нефти:
- отличные химические показатели;
- высокое качество;
- продукты ее переработки могут быть использованы в авиационной промышленности.
На сегодняшний день на территории области завершены разведочные работы на 200 месторождениях. Ведется добыча нефти и газа.
Минеральные соли
Первую соль жители региона стали получать сотни лет назад. Ученые и историки до сих пор гадают на счет точной даты начала промысла полезных ископаемых в Пермском крае. Имя человека, которому принадлежит идея выварки соли, тоже остается неизвестным. Только в письменных документах упоминаются некие купцы Калинниковы, которые специализировались на выварке соли.
Их ремесло переняли Строгановы, которым удалось вытеснить с российского солевого рынка продукцию из Балашихи и Вычегды. В регионе получают не только поваренную, но и калийную соль. Согласно информации из учебника по окружающему миру для 4 класса, полезные ископаемые в Пермском крае сосредоточены в Верхнекамском, Красновишерском районе. Земли близ населенных пунктов Березняки и Соликамска изобилуют калийными солями.
Местные предприятия химической промышленности специализируются на их переработке и производстве минеральных удобрений. Выпускают техническую и пищевую соль. Поставляют сырье для титаномагниевого комбината.
Руды
Этот вид ископаемых в Пермском крае добывают в нескольких километрах от поселка Сараны. Он является единственным на всей территории региона. В Приволжье высоко ценят продукцию местных рудодобывающих предприятий.
Железные руды добывают в этих краях на протяжении больше двух сотен лет. Разрабатывать здешние месторождения начал Петр I. Его геологи тщательно исследовали предгорья Урала. Ими было получено 500 000 пудов железа. Руды – востребованные минералы и горные породы Пермского края. Только в петровскую эпоху из них было отлито огромное количество ружей, пушек, ядер и другие боевых припасов.
Торф и уголь
Крупнейшим месторождением этого минерала является территория, прилегающая к поселку Шабуничи. Она обеспечивает топливом порядка 230 промышленных предприятий региона. Разработка карьеров ведется более 70 лет. Также торф имеется в Красновишерске, Гайнах, Ныробе, Кочево, Частинском муниципальном районе.
Колоссальные залежи торфа в этих местах – стратегический гарант благополучия топливной промышленности Поволжья. В списке полезных ископаемых, добываемых в Пермском крае, числится также уголь. Но его количество на территории региона невелико.
Алмазы
Доля добычи драгоценных камней в недрах региона составляет не более 0,2 %. Их стоимость превышает 20 % совокупной оценки всей алмазной продукции, получаемой на территории Российской Федерации. Пермские камни отличаются высоким качеством. Восемь из десяти алмазов, добытых в Приволжье, используется в ювелирной промышленности.
Драгоценные ископаемые Пермского края не имеют ярко выраженного оттенка. Они обладают высокой степенью прозрачности. Их грани отличаются плавными, закругленными краями. Пятнадцать лет назад на территории региона был обнаружен алмаз в 35 карат. Длина самой большой его стороны составляет 20 мм. Размер другой части равен 17 мм.
Согласно сведениям, опубликованным на страницах «Пермского регионального сервера», полезные ископаемые сегодня добывают в следующих районах:
- Красновишерский.
- Горнозаводский.
- Чердынь.
- Краснокамск.
- Александровск.
Волконскоит
Приволжье – единственный регион в мире, земли которого обладают промышленными залежами этого природного материала. Кроме России, волконскоит встречается на территории африканского континента. Этот камень используется для производства ярко зеленой краски. Она не выгорает на солнце, со временем не теряет своих потребительских свойств, не коробится и не деформируется.
Пигмент показывает стойкость к воздействию кислот, щелочей и минеральных масел. Свой первоначальный цвет она сохраняет на протяжении столетий. У волконскоита масса поклонников. Самый именитый – живописец Пабло Пикассо. Он активно использовал краски, изготовленные из этого минерала.
Области применения волконскоита:
- смягчение жесткой воды;
- очистка масел;
- рафинирование;
- изготовление эмали;
- производство глазури;
- керамическое ремесло;
- гончарное дело.
Минеральный камень был найден в начале XIX века. Его залежи обнаружили в окрестностях населенного пункта Ефимят. Существует сразу несколько версий происхождения такого необычного наименования камня. Считают, что природный минерал был назван в честь Марии Николевны Волконской, супруги декабриста Сергея Волконского. Если верить этой версии, то жена революционера два раза пересекала территорию Пермского края.
Рубидий
Это полезное ископаемое является попутным и добывается в местах разработки месторождений калийных и магниевых солей. Его получают на территории Березниковского, Ново-Соликамского, Быгельско-Троицкого, Соликммского участков. В настоящий момент промышленная добыча рубидия считается нерентабельной.
Бром
Главное месторождение этого химического элемента находится на территории Верхнекамского района. Также залежи брома имеются и в землях Краснокамского муниципалитета.
Особенности ландшафта
Разнообразие рельефа региона объясняет наличие стольких видов природных ископаемых. На территории края соседствуют равнины и горные массивы. Соли и другие осадочные породы появились в землях Поволжья в период существования Пермского моря. Водоем находился на территории региона больше 300 миллионов лет назад.
Его исчезновение связано с активным ростом Уральских гор. Каменные плато раздробили Пермское море, что привело к постепенному высыханию водоема. Вода исчезла, а минеральные вещества сохранились. Сегодня их добывают и используют в различных областях промышленности.
Россия – самая богатая страна в мире по залежам полезных ископаемых. Многие ее территории хранят в своих недрах месторождения природного газа, нефти, руды и т. д. Одной из таких областей, которая славится своими подземными богатствами, является Пермский край.
Общие сведения о Пермском крае
Пермский край является составляющей Приволжского федерального округа. Был образован 1.12.2005. Раньше назывался Пермской областью, к которой был присоединен Коми-Пермяцкий автономный округ.
На языке коми край называется словом «Парма», что означает возвышенность, которая покрыта еловым лесом. Есть мнение, что название «Пермь» происходит от слова «Парма». Жители края зовутся пермяками.
Географически Пермский край относится к Западному Уралу и расположен на стыке Европы и Азии. Его площадь – 160 600 кв. км, что примерно 1% от площади России.
Общие сведения о подземных богатствах Пермского края
Сложный рельеф горной и равнинной территории края объясняют богатство его недр. Полезные ископаемые Пермского края активно добываются и удовлетворяют сырьевые потребности как региона, так и всей страны. На просторах края обнаружено и разведано почти 1400 месторождений различных видов полезных ископаемых, которых насчитывается более 49 видов.
От наличия полезных ископаемых зависит жизнь любого российского региона. Они используются для развития отраслей промышленного производства, сельского хозяйства, в строительстве. Какие полезные ископаемые есть в Пермском крае?
Недра края содержат различные руды, природный газ, соли, нефть, торф, золото и даже алмазы, известняк, строительные материалы, а также многое другое.
Разведка полезных ископаемых – нелегкий кропотливый труд. Этим занимаются геологи. Во всем мире известно геологическое понятие «пермский период». Его открыл ученый из Англии Родерик Мурчисон, совершивший в 1841 г. экспедицию на берега р. Егошихи и впервые обнаруживший отложения древних горных пород.
Месторождения солей
Полезные ископаемые Пермского края славятся месторождениями солей. Верхнекамское соляное месторождение по своим запасам занимает 2-е место в мире. Оно расположено недалеко от г. Соликамска и г. Березники. Мощные солевые пласты здесь находятся на разных глубинах от 90 до 600 м. Верхний слой – каменная соль, следом находится калийно-магниевая, а самый нижний образует калийная, сочетающаяся с каменной.
Наличию подобного месторождения соли мы обязаны морю, которое находилось на территории Пермского края 200 млн лет назад и затем исчезло.
Добыча полезных ископаемых в Пермском крае началась много веков назад. В XV веке первый солевой промысел был организован новгородскими купцами Калинниковыми. Позднее добычу соли заметно расширили промышленники Строгановы, которые вывозили ее на продажу в другие регионы и за границу.
В начале XX века были обнаружены калийные и магниевые соли. В Пермском крае встречаются соли калия розоватого цвета, которые называются сильвинита. Это сырье для производства удобрений, стекла и т. д. Добываются соли оранжевого цвета и темно-красного цвета, из которых получают ценный металл магний, используемый в самолето- и судостроении.
Горючие полезные ископаемые
Горючие полезные ископаемые Пермского края представлены многообразием видов.
Первая нефть в Прикамье была обнаружена в 1929 году. Это произошло рядом с селом Верхнечусовские Городки и стало сенсацией. Второе месторождение нефти Краснокамское открыто в 1934 г. Позднее она была найдена и в других районах края. Пермская нефть славится своим высоким качеством.
Сегодня в крае известно около 160 месторождений углеводородного сырья, среди которых разрабатываются 3 газовых, 89 нефтяных, 18 газонефтяных. Основная добыча ведётся в южных и центральных районах. Наиболее разработанными месторождениями являются Краснокамское, Полазненское, а также Осинское, Куединское, Чернушинское.
Богат Пермский край и залежами каменного угля. Его добывали в двух районах: Кизел и Губахи. Кизеловский каменноугольный бассейн долгое время был источником этого топлива для большей части России.
Согласно геологическим исследованиям, в Пермском крае много торфа – около 2 млрд тонн.
«Драгоценные» полезные ископаемые
В Красновишерском районе региона добывают алмазы. Алмазные месторождения обнаружены в Горнозаводском районе в бассейне р. Койва. Первый алмаз в России был найден именно в Пермском крае, в 1829 году.
В регионе более ста лет в бассейне р. Вишеры ведется добыча золота. Самым крупным месторождением является Чувальское, которое было открыто в 1898 г., а также Поповская сопка. Найдены месторождения мрамора, кварца, цитрина, селенита и уваровита.
Строительные полезные ископаемые
Выше было рассмотрено, какими полезными ископаемыми богат Пермский край. Однако это еще далеко не весь перечень. Большим многообразием отличаются строительные полезные ископаемые Пермского края.
Здесь много всевозможных минералов, которые используются в красителях. Есть месторождения волконскоита, применяемого в производстве красок и эмалей. Основные его залежи находятся в Частинском районе. Железный сурик представлен Соловинским, Шудьинским, Пальтинским месторождениями.
Насчитывается 42 места добычи охры, расположенных в Косинском, Березовском, Кунгурском, Горнозаводском и других районах. В регионе активно добывается известняк, который используется для производства обычной строительной извести. Известны 7 месторождений: Гора Матюковая, Чикалинское, Северо-Шарашинское, Больше-Сарсинское, Всеволодо-Вильвенское, Шарашинское, Губахинское.
Имеются залежи доломита, гипса, ангидрита в Ординском и Уинском районах, а также насчитывается 37 объектов керамзитовых глин. Самые крупные из них – Санаторское и Костаревское месторождения.
Залежи глин расположены почти в каждом административном районе. Есть месторождения песков-отощителей, песчано-гравийные смесей и т. д.
Переработка полезных ископаемых края
Геологическая карта региона поражает своим разнообразием и богатством подземных недр. Выше описано, какие полезные ископаемые добывают в Пермском крае. Осталось узнать, как используется сырьевая база. Переработка полезных ископаемых в Пермском крае осуществляется целым рядом промышленных отраслей. Среди них – машиностроение, нефтеперерабатывающая, топливная, металлургическая, химическая, нефтехимическая, газовая промышленность и др.
Эффективно функционирует современный комплекс предприятий по добыче и переработке газа и нефти.
97% всех калийных удобрений России производится в Пермском крае.
На российском рынке регион является лидером по целому ряду промышленных перерабатывающих производств.
Тема: Полезные ископаемые ( урок – исследование)
Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, хранитель времени, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
– Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют).
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать.
Свойства полезных ископаемых.
Соль. Исследование. Показ учителя опытов.( План исследования в приложении)
Работа с таблицей. Найди лишнее. Вывод .
Соль
сыпучая
жидкая
твёрдая
белая
серая
чёрная
растворяется в воде
не растворяется в воде
Песок.
Исследовать по плану. ( План исследования в приложении)
Работа с таблицей. Найди лишнее. Вывод .
Песок
сыпучий
твёрдый
рыхлый
жёлтый
коричневый
зелёный
горючесть
негорючесть
Известь.
Исследовать по плану. ( План исследования в приложении)
Работа с таблицей. Найди лишнее. Вывод
твёрдый
тяжёлый
жидкий
белый
чёрный
прочность
горючий
оседает в воде
Каменный уголь.
Исследовать по плану.
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого свойства?
Работа с таблицей. Найди лишнее. Вывод
твердое;
тяжелый
мягкий
черный
зелёный
горючесть
негорючесть
Нефть.
Исследовать по плану. ( План исследования в приложении)
Работа с таблицей. Найди лишнее. Вывод.
жидкая;
легкая;
маслянистая
тяжёлая
коричневая
белая
горючесть
негорючесть
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа с текстом и картой.
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам где на карте ведутся добычи полезных ископаемых в Пермском крае..
У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями:
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок”- вывод.
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Мы их изучим на следующих уроках.
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод .
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
Проверим. Игра «Хлопни, если услышишь полезное ископаемое».
Каменный уголь, стол, солнце, соль, бумага, известь, дорога, нефть, газ, вода, песок .
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
10 этап. Домашнее задание
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Приложение.
Исследование соли.
1. Рассмотрите образцы .Определить его цвет.
2. Проведите ногтем по породе.
• Если остался след – то порода мягкая;
• Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
• Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
3. Налейте воду. Кристаллы плавают на поверхности воды?(Да – значит легче воды, нет – значит тяжелее воды)
4.Растворяется в воде? Значит растворимость в воде хорошая.
План исследования песка.
1. Рассмотрите образцы .Определить его цвет.
2. Проведите ногтем по породе.
• Если остался след – то порода мягкая;
• Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
• Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
3. Налейте воду. Песчинки плавают на поверхности воды?(Да – значит легче воды, нет – значит тяжелее воды)
4.Растворяется в воде или осел на дно?
План изучения свойств известняка
1. Рассмотрите образцы .Определить его цвет.
2. Проведите ногтем по породе.
• Если остался след – то порода мягкая;
• Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
• Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
3. Налейте воду. Кусочки плавают на поверхности воды?(Да – значит легче воды, нет – значит тяжелее воды)
4.Растворяется в воде или размягчается?