Полезные ископаемые окружающий мир 3 класс рабочая

Тип урока: открытие новых знаний, урок-исследование.

Цель: познакомить с понятиями «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые.

Предметные результаты:

  • иметь представление о полезных ископаемых, значении,об их использовании человеком, о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;
  • наблюдать за свойствами полезных ископаемых.

Метапредметные результаты:

  • различать по внешнему виду минералы и горные породы;
  • различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам;
  • извлекать из источников дополнительный материал о полезных ископаемых;
  • исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах.

Личностные результаты:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека;
  • осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых;
  • оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, электронное приложение, (УМК «Перспектива»); атлас-определитель, коллекция минералов, кусочки гранита, лупы, электронный микроскоп, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», карточки, тест.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

II. Актуализация знаний

Блиц-опрос

  1. Что такое экология? (Наука о нашем природном доме)
  2. Третья планета от Солнца. (Земля)
  3. Вещество – источник жизни на планете. (Вода)
  4. Какими свойствами обладает вода? (Прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая запаха. При нагревании расширяется а при охлаждении сжимается)
  5. Невидимое сокровище (Воздух)
  6. Какими свойствами обладает воздух? (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло)
  7. Какие красивые камни вы знаете?
  8. Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне, встречается в природе в виде камня? (Соль)

III. Самоопределение к деятельности. Мотивация к деятельности,определение темы урока

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух.

– О каких из перечисленных кладах мы говорили на предыдущих уроках? (О воде и воздухе).

– О каком же кладе природы мы узнаем сегодня? (О земле).

– Что же мы можем найти в земле?

Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (Какой клад можно найти в земле)

Сформулируйте тему урока

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику.

Чтение 1 абзаца текста

– Какие понятия нужно различать, чтобы говорить о кладовых Земли? (Минералы и горные породы)

– Объясните значение слова минералы? (Природные вещества)

– Горные породы? (Природные соединения минералов)

– Какой минерал вы уже знаете? (Каменная соль)

В настоящее время известно около 3500 видов минералов. Однако, лишь около 70 из них широко распространены. Они входят в состав горных пород и называются породообразующими.

2. Работа с коллекцией минералов (Работа в группах)

Минералы бывают металлические и неметаллические.

К металлическим относятся красный железняк (железо), медная руда.

Найдите их в коллекции.

К неметаллическим относятся кварц, асбест.

 Найдите их в коллекции.

3. Работа по учебнику

Чтение 2 абзаца текста

4. Практическая работа. (Работа в группах)

1. Свойства минералов.

Рассмотрите внимательно минералы (кварц, слюда, полевой шпат).с помощью лупы, цифрового микроскопа

2. Опишите их свойства по плану в таблице:

Название

Цвет

Прозрачность

Блеск

Однородность

– Прочитайте в Атласе-определителе сведения о минерале, дополните свои наблюдения.

Какая общая особенность у этих камней? (Однородность)

– Повторим: как называются камни однородные по составу? (Минералами)

5. Практическая работа (Работа в группах)

«Состав гранита» (по заданиям рабочей тетради)

– Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию гранита)

– Какова цель нашего исследования? (определить, какие минералы входит в состав гранита)

– Какие инструменты и приборы нам помогут в работе? (Лупа, электронный микроскоп)

Проведите исследование, сформулируйте и напишите вывод о составе гранита.

Самооценка. Оцените свои успехи по заданным критериям (в рабочих тетрадях)

6. Работа по учебнику

Чтение текста на стр.71.

– Какие полезные ископаемые вам известны?

– Для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно найти.

– Где можно найти полезные ископаемые?

– Любой человек может найти их?

Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? (Геологи)

Чтение текста на стр.73-74

V. Динамическая пауза (Физминутка под музыку)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Добыча полезных ископаемых (информация с электронного приложения к уроку)

– Как вы поняли, что такое месторождение?

– Как добывают полезные ископаемые?

2. Работа с физической картой Республики Башкортостан (работа в парах)

– Какие полезные ископаемые добываются в Башкортостане?

(Нефть, газ, железные, медные, марганцевые руды, золото, поваренная соль, разнообразные строительные материалы)

3. Выполнение тестовой работы (индивидуально)

1.К какой природе относятся горные породы и минералы?
а) живой
б) неживой
с) сделаны руками людей

2. Что такое гранит?
а) драгоценный камень
б) ценное топливо
в) горная порода
г) минерал

3. Из чего состоит гранит?
а) полевой шпат, кварц, слюда
б) уголь, железо
в) мрамор, изумруды

4.Почему горные породы так называются?
а) встречаются только в горах
б) легко увидеть в горах
в) можно заметить только с большой высоты

5.Где можно увидеть горные породы в равнинной местности
а) на обрывистых склонах оврагов, по берегам рек
б) в лесу
в) в болоте
г) в бескрайних полях

6. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) камни
б) вода
в) полезные ископаемые

7.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи
б) геологи
в) строители

4. Проверка выполнения теста по эталону.

VII. Подведение итогов работы

– О каких минералах и горных породах узнали?

– Где их используют?

– Какое значение в жизни человека имеют полезные ископаемые?

VIII. Рефлексия

Выскажите своё мнение об уроке:

  • Мне было интересно узнать о ………
  • Я обязательно найду дополнительную информацию о………….
  • Я поделюсь новыми знаниями с …….

XI. Домашнее задание

  1. Прочитать текст на стр.70-73; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.73.
  2. Выполнить задание 4 на стр.49 в рабочей тетради.

Источник

Тема: Полезные ископаемые.

Цели:

1. Сформировать представление учащихся
о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных
ископаемых и областями их добычи, применения.

3. Раскрыть значение полезных
ископаемых  для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность
детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего
задания.

Рабочая тетрадь на печатной основе 
с. 25№3,4.

Слайд1

II. Сообщение темы и целей урока.

-Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами
из коллекции минералов.

-Как назвать все эти отгадки?

– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».

Слайд 2

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных
ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие
полезные ископаемые.

Слайд 3-7

Железная руда. Свойства, цвет,
использование.

Слайд 8-10

Нефть

Нефть занимает ведущее место в
мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире
химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается
не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника
ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, 
красителей и др.

Во что превратилась бы наша
цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?

В первую очередь, нам пришлось бы
отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог
бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное
транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве
топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин,
самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо,
кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не
будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее
перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним
автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового
покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.

Из нефти делают типографские краски —
значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало
бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти.
Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они —
продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения,
фотографии — вот что такое мир без нефти.

Для современных модниц отсутствие
нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении
косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде,
туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые
колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из
нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин
магазинов.

Да и в повседневном быту современный
человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и
полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки,
нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых
производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный
мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.

Слайд 11-13

Гранит

Гранит является одной из самых
плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве
облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и
высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для
мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется
также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Слайд 14-15

Каменный уголь

Способ добычи угля зависит от глубины
его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина
залегания угольного пласта не превышает 100
метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного
карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным
способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории
Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200
метров.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как
бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической
промышленности. Очень перспективным является сжижение  угля с
образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т
каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя
топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный
графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий
на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Слайд 16-18

Известняк

Осадочная горная порода
органического,  происхождения. состоит преимущественно из раковин морских
животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества
способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под
действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.

Известняк широко применялся в
качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали
для создания скульптур.

Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до
сего времени применяемый в строительстве.

Слайд 19- 22

Глина

В смеси с водой глина образует
тестообразную  массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от
места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно
использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы
получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Техническая керамика – большая группа керамических изделий и
материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического
состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества,
которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
 Производство цемента

Глина используется в медицине,
например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных
средств

В косметике глина является основой
масок, некоторых мазей.

Лечебные глины
и грязи широко используются в курортолечении
кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в
качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара
известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам,
которые они очень любят).

Слайд 23

Проверь себя.

Работа в рабочей тетради на печатной
основе  с. 26№2,3,5.

Д/з стр.27 №4,6.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке
минералы!

Снежинки – это же
кристаллы!

Фольга, скрывавшая
конфету –

Металл такой же, как в
ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о
камень,

Не думай, что виной
булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких
богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое 
тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время
считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым –
добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он
обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие
сиропы.

2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к
единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков,
превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости.
Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти
получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома
и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят
глубокие скважины.

3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные
металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия
изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе,
самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов!
А металлы получены из РУД, добытых в природе.

4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это
продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве,
строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич
делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она
намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный
камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в
строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве
домов.

6. Бережное использование.

– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей
Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать
богатства подземных кладовых.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой
другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным 

Источник

Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и показать
необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых
    и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками
    основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе
    анализа строить гипотезы, выводы,
    доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных
    ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого
    школьника в результат совместной учебной
    деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально
– групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый,
исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,
гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический
настрой.

– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте
товарищу хорошего рабочего настроения на весь
урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам
желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и
разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства
находятся на поверхности Земли, другие спрятаны
глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах
пойдет сегодня речь?

– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
(слайд 4).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной
теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где
находятся? Как люди используют в своей жизни? Как
надо охранять полезные ископаемые? Как их
добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему
полезные ископаемые играют большую роль в жизни
человека?) (слайд5).

– Для чего нам необходимо это знать?

– Как будем узнавать неизвестное о полезных
ископаемых? Как будем работать? (работая в
группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

– Какой первый шаг, для слаженной работы в
группах надо сделать, чтобы найти ответы на все
поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

– Исследование. Что такое “полезные” и
“ископаемые” (слайд6).

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать
определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” – природные богатства,
которые люди добывают из глубины земли и её
поверхности и используют). (слайд7).

– Если мы знаем, что такое полезные
ископаемые, то чтобы знать как их использовать,
где применять, как вы думаете, что еще мы должны о
них знать? (свойства). (слайд8).

– Каждое полезное ископаемое обладает каким-
либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем
выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

НазваниеСостояниеЦветОсновное свойствоГде используют
НефтьЖидкое; легкая; маслянистаякоричневыйгорючестьтопливо
Каменный угольТвердое; тяжелыйчерныйгорючестьтопливо
ГранитОчень твердое
тяжелый
красный, серый, белыйпрочностьстроительство

Нефть (слайд9). Исследование. Показ
учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля.
Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого
свойства?

– Сравните эти два полезных ископаемых,
используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
Определите, какого цвета и из чего состоит?
Подумайте, на какой фрукт похож и почему
называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Выводпо таблице о граните.

– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
узнать.

– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
мы теперь можем узнать? (где используют и как
добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
Конверт №2. (см. в конце статьи)

– Как вы думаете, кто такие геологи?

– Сейчас каждая группа будет геологами –
разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
через несколько минут расскажите нам о способах
добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание.
Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
геологи только что вернулись с экспедиции….”
В
помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и
поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и
на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения)
(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

– Теперь по вашим рассказам составим небольшую
схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

– Может ли наша экономика обойтись без
природных богатств?

– Полезные ископаемые – это источник нашей
жизни.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-
хозяйски использовать богатства подземных
кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые не возможно
восстановить. А как мы с вами будем бережно
использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока
узнать больше о полезных ископаемых и
подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
ископаемом Новосибирской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
предлагаю приготовить сообщение о любом
полезном ископаемом.

Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый
и его долгое время считали камнем. А на самом деле
уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных
ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой
маслянистой коричневатой жидкости. Например,
чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД,
содержащих различные металлы. Из руд чёрных
металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
Как правило, изделия изготавливают не из чистых
металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки,
кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы.
Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из
мельчайших частиц. Это продукт разрушения
твердых пород. Незаменим в стекольном
производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный
материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных
горных пород. В воде она намокает, становится
вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными
слоями. Обыкновенный камень белого или серого
цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
Белят стены. Используют при строительстве домов.

Источник