Полезные ископаемые обладающие свойством горючести это

Тест 1 «Полезные ископаемые»

1. Кто основал Московский  университет

а) Пушкин   б) Ломоносов    в) Кутузов

2. Из чего состоят горные породы

а) из минералов     б) из камней       в) из воды и песка

3. Минералы – это…

а) тела, сделанные руками человека

б) природные тела, состоящие из кристаллов

в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц

4. Какие минералы имеют кристаллическое строение

а) алмаз         б) соль       в) золото       г) кварц    д) гранит

5. Горные породы могут быть:

а) твёрдые    б) воздушные  в) жидкие  г) хрупкие  д) газообразные

6. Полезные ископаемые – это

а) осадочные породы       в) органические вещества

б) горные породы и минералы, которые использует человек

7. Месторождения полезных ископаемых  – ………………………………

………………………………………………………………………………………………….

8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?

а) все полезные вещества     б) витамины    в) древние вещества

г) залегающие под землей природные вещества

9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое

а) каменный уголь   б) нефть   в) гранит    г) природный газ

10. Выдели лишнее:

а) кирпич   б) песок  в) железная руда   г)глина

11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?

а) песок   б) гранит    в) известняк   г) нефть

12. Отметь из перечисленных свойств каменного угля то, которое позволяет человеку его использовать

а) черный цвет   б) твердый   в) горючий  г) блестящий

13.Какое полезное ископаемое используется при производстве чугуна и стали?

а) каменная соль   б) железная руда   в) торф   г) гранит

ответы

1. Кто основал Московский  университет

а) Пушкин   б) Ломоносов    в) Кутузов

2. Из чего состоят горные породы

а) из минералов     б) из камней       в) из воды и песка

3. Минералы – это…

а) тела, сделанные руками человека

б) природные тела, состоящие из кристаллов

в) природные однородные тела, состоящие из мельчайших частиц

4. Какие минералы имеют кристаллическое строение

а) алмаз           б) соль            в) золото       г) кварц    д) гранит

5. Горные породы могут быть:

а) твёрдые    б) воздушные  в) жидкие  г) хрупкие  д) газообразные

6. Полезные ископаемые – это

а) осадочные породы       в) органические вещества

б) горные породы и минералы, которые использует человек

7. Месторождения полезных ископаемых  – это места, где находятся их большие скопления. 

8. Какие вещества называются «полезными ископаемыми»?

а) все полезные вещества   б) витамины    в) древние вещества

г) залегающие под землей природные вещества

9. Выдели НЕотносящееся к данной группе полезное ископаемое

а) каменный уголь   б) нефть   в) гранит    г) природный газ

10. Выдели лишнее:

а) кирпич   б) песок  в) железная руда   г)глина

11. Какое полезное ископаемое НЕ обладает твердостью?

а) песок   б) гранит    в) известняк   г) нефть

Тест 2   Наши подземные богатства.

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи                б) геологи                  в) строители

2. К полезным ископаемым относятся …

а) кирпич, бетон, бензин         б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются …

а) торф, железная руда, самоцветы    б) песок, глина, гранит

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из …

а) каменного угля, янтаря, мела   б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают…

а) нефть, природный газ          б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают …

а) известняк, ракушечник, гранит  

б) каменный уголь, железную руду

в) соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают …

а) известняк, песок, глину      б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

а) алмаз, графит, известняк

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, антрацит, торф

ответы

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

    а) археологи                б) геологи                              в) строители

2. К полезным ископаемым относятся …

а) кирпич, бетон, бензин         б) станки, вазы, ножницы

в) нефть, газ, глина

3. В строительстве используются …

а) торф, железная руда, самоцветы    б) песок, глина, гранит

в) мрамор, каменный уголь, малахит

4. Металлы получают из …

а) каменного угля, янтаря, мела

б) жемчуга, известняка, торфа

в) железной руды, медной руды

5. При помощи буровых установок добывают…

а) нефть, природный газ          б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит

6. В шахтах добывают …

а) известняк, ракушечник, гранит

б) каменный уголь, железную руду

в) соль, жемчуг, графит

7. В карьерах добывают …

а) известняк, песок, глину

б) золото, малахит, мрамор

в) нефть, торф, бурый уголь

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это …

а) алмаз, графит, известняк

б) железная руда, поваренная соль, мел

в) каменный уголь, антрацит, торф

Источник

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых
результатов
Учебные действияПланируемый уровень
достижений результатов обучения
Предметные ДИзучить свойства нефти и каменного
угля, торфа; познакомить со способами добычи
полезных ископаемых.
Уметь формулировать свойства

горючих
полезных ископаемых

метапредметныеПознавательные УУДОсуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебного задания;
пользоваться знаковыми символическими
средствами; анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков.
Уметь находить нужную информацию в

текстах
учебника, других источниках

Регулятивные УУДПринимать и сохранять учебную задачу,
планировать свои действия, оценивать совместно с
учителем результат своих действий.
Уметь работать по плану и оценивать

результат
своих действий

Коммуникативные УУДПринимать участие в работе парами,
группами, делать выводы, приходить к общему
решению в спорных вопросах и проблемных
ситуациях.
Уметь приходить к общему решению

в
спорных вопросах и проблемных ситуациях

ЛичностныеПроявлять учебную и коммуникативную
активность.
Уметь взаимодействовать в группе

в
соответствии с правилами, развитие
познавательных

интересов, учебных мотивов

Ход урока

I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

Тест. 1 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) гранит

Б) рубин

В) руда

3. Металлы – это:

А) соль, агат, базальт

Б) медь, алюминий, железо, олово

В) известняк, глина, песок

4. Из железной руды получают:

А) чугун, сталь

Б) алюминий, гранит;

В) бриллиант, малахит.

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

Тест. 2 вариант

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:

А) олово

Б) руда

В) гранит

3. Металлы – это:

А) известняк, глина, песок

Б) соль, агат, базальт

В) медь, алюминий, железо

4. Из железной руды получают:

А) олово, гранит

Б) чугун, сталь

В) малахит, бриллиант

5. Условное обозначение месторождения
железной руды:

– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают
)

О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску
)

– А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)

– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые
)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные
    ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие
    полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные
    ископаемые?

– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

1) Беседа. 1 минута

– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты
…)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф
)

– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:

    Каменный уголь

  • Торф
  • Нефть
  • Газ
  • Цель работы: Исследование свойств
    каменного угля, торфа, нефти.

    Ход работы:

    1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
    цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
    органы чувств.

    2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
    торфа. Определите их твёрдость и прочность.

    3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
    Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
    Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

    4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
    свойств природного газа, занесите данные в
    таблицу.

    5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
    напишите следующие характеристики: состояние:
    твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
    однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
    имеет запах, без запаха; горючесть.

    Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
    друг от друга?

    6. Найдите на Физической карте России (форзац
    учебника)
    обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
    приготовьтесь, из предложенных карточек, на
    доске и на карте показать их местонахождение.

    Полезное ископаемоекаменный угольторфнефтьгаз
    состояниетвердоетвёрдоежидкоегазообразное
    составоднороденоднороденсмесь веществсмесь веществ
    цветчёрныйкоричневый

    бурый

    чёрныйбесцветный
    запахбез запахабез запахарезкий запахбез запаха
    легче или тяжелее воды
    (воздуха)
    тяжелеелегчелегчелегче воздуха
    горючестьгоритгоритгоритгорит

    – Проверим результаты исследования. Слайд

    (Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
    карту вывешивают карточки-обозначения
    )

    V. Музыкальная физминутка.

    VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
    полезных ископаемых.

    – На какой вопрос ответили?

    (Узнали о свойствах горючих полезных
    ископаемых.
    )

    Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
    открывает, как добывают полезные ископаемые?)

    – Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

    – Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
    говорят
    )

    – Как добывают полезные ископаемые? (Дети
    могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

    – Ребята приготовили сообщенияи сейчас
    подробнее узнаем о том, как добывают полезные
    ископаемые и где их применяют.

    Торф слайды

    Презентация

    Образуется на дне болот. Здесь его и
    добывают. А образуется торф очень медленно – за
    год всего 1 мм!

    В старину торф называли “горючей землёй”.

    Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
    торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
    Подмосковье была построена Шатурская
    электростанция, которая до сих пор работает на
    торфе. Таких электростанций в России около 80.

    Старинный способ добычи торфа: лопата.

    Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

    Торф используется как

    Каменный уголь

    Основные залежи угля находятся в Сибири.

    Добывают уголь двумя способами: в карьерах
    (открытым способом) и в шахтах (закрытый
    способ).

    В старину уголь добывали киркой и лопатой.
    Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
    дробят пласты угля. На открытых месторождениях
    огромные шагающие экскаваторы сначала
    срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
    дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
    самосвалы.

    Уголь используется как

    Нефть и газ.

    Огромные запасы разнообразных полезных
    ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
    морей добывают нефть и газ.

    Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
    которым они поступают на поверхность, а затем по
    трубопроводам перекачиваются к местам
    переработки и потребления.

    Как используют

    VII..Закрепление.

    1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

    2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
    фронтально)

    – Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
    найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
    способы добычи полезных ископаемых
    )

    3 )Минутка безопасности.

    – Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

    – На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
    проговариваем)

    – Дома напомните родителям о безопасном
    использовании газа.

    -А как используют нефть? (бензин , керосин,
    дизельное топливо,даже духи
    )

    – Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
    как и где добывают полезные ископаемые.

    4) Беседа.

    – А теперь представьте себе, что на Земле
    закончились все запасы горючих полезных
    ископаемых? Что произойдёт?

    (ответы детей)

    -Что же должен делать человек, чтобы полезных
    ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
    и охранять
    )

    Каким образом человек может сберечь полезные
    ископаемые? (Ответы учащихся).

    3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

    Как нужно беречь полезные ископаемые?

    1. Экономно использовать.

    2. Оберегать от пожаров.

    3. Соблюдать правила перевозки.

    4. Заменять по возможности искусственными
    материалами.

    5. Собирать металлолом и макулатуру.

    • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
      руды.
    • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

    – Ребята, как вы можете помочь взрослым
    сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
    свет, тепло в квартире, в школе; бережно
    относиться ко всему,что нас окружает)

    IX. Итог урока.

    – Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
    нашей работы.

    – На какие вопросы мы ответили на уроке?

    • Какие свойства имеют горючие полезные
      ископаемые?
    • Кто и как открывают и добывают горючие
      полезные ископаемые?
    • Где они применяются?
    • Нужно ли охранять горючие полезные
      ископаемые?

    – Кому сегодняшний урок был полезен?

    – Какие маленькие открытия сделали?

    – Что ещё захотелось узнать?

    X. Домашнее задание.

    -Прочитать дополнительный материал по
    учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
    проверочной работе по теме “Полезные
    ископаемые”

    – № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

    – по желанию составить кроссворд “Полезные
    ископаемые”

    Источник

    Цели урока:

    • Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
    • Закрепить знания о полезных ископаемых, их применением, свойствами.
    • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, мыслить логически, высказывать свое мнение, умения проводить опыты.
    • Воспитывать самостоятельность, аккуратность, дружеские отношения.

    Оборудование: Физическая карта России, карта края, схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, раздаточный материал для тестирования, тест в Power Point.

    Приложение 1. Презентация к уроку.

    Приложение 2. Тест.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Сегодня на уроке мы пополним свои знания о нашей стране, о родном крае, которые тесно связаны с темой прошлого урока.

    – Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые края.)

    – Всё верно. Об этом мы и поговорим.

    II. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам. Тест (PowerPoint)

    а) Работа с классом, разгадывание кроссворда.

    – …. выполняет тест, … и …. работают по карточкам, которые лежат у вас на столе.

    – Давайте вспомним, какие полезные ископаемые вы знаете, перечислите.

    – А теперь разгадаем кроссворд по теме «Полезные ископаемые».

    Начнем разгадывать по горизонтали.

    СЛАЙД 1

    По горизонтали:

    1. Очень прочен и упруг,
      Строителям надежный друг.
      Дома, ступени, постаменты
      Красивы станут и заметны.

    Назовите главное свойство гранита? (Прочность.)

    – Из чего он состоит? (Полевого шпата, кварца и слюды.)

    1. Белый камешек растаял,
      На доске следы оставил.

    – Из чего изготавливают мел?

    1. Он очень нужен детворе.
      Он на дорожках во дворе,
      Он и на стройке, и на пляже,
      И он в стекле расплавлен даже.

    – Где применяют песок?

    1. На кухне у мамы
      Помощник отличный.
      Он синим цветком
      Расцветает от спички.

    – Расскажите где его использует человек. (Хим. промышленность, электростанции, котельные, заводы.)

    1. Без нее не побежит
      Ни автобус, ни такси,
      Не поднимется ракета.
      Отгадайте же, что это?

    Почему нефть называют «черным золотом»? (Получают жидкое топливо.)

    1. Не зря она варилась
      В доменной печи.
      На славу получились
      Ножницы, ключи…

    – Назовите главное свойство железной руды? (Плавкость.)

    – Что изготавливают из железной руды? (Чугун, сталь.)

    По вертикали:

    1. Если встретишь на дороге,
      То увязнут сильно ноги.
      А сделать миску или вазу,
      Она понадобится сразу.

    – Как образуется глина? (При разрушении гранита.)

    1. Покрывают им дороги,
      Улицы в селениях.
      А еще он есть в цементе.
      Сам он – удобрение.

    Где используют известняк? (В строительстве.)

    1. Росли на болоте растения,
      Стали топливом и удобрением.

    – Какое свойство торфа использует человек? (Горючесть.)

    1. Он несет в дома тепло,
      От него кругом светло,
      Помогает плавить стали.
      Делать краски и эмали.
      Он черный, блестящий,
      Помощник настоящий.

    Какое свойство угля использует человек? (Горючесть.)

    – Для чего использует каменный уголь? (Топливо, делают краски, пластмассу.)

    – Какие виды угля вы ещё знаете?

    (Ответы:

    • По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда.
    • По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.)

    – Вы хорошо справились. Спасибо за работу.

    – Посмотрите на карту, как же богата наша страна полезными ископаемыми.

    – А какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (никель, медь, золото, платину, каменный уголь, бурый уголь, марганец и т.д.)

    б) Работа по карте

    – Назовите и покажите на карте крупные месторождения полезных ископаемых в нашем крае начиная с севера на юг? (Талнахское (никель, платина, медь), Гулинское (слюда), Советское (золото), Нижнеангарское (железные руды), Тагарское (железные руды), Бородинское (каменный уголь))

    б) Индивидуальная работа по карточке.

    1. Опишите полезное ископаемое по плану:

    а) Название;

    б) Свойства;

    в)Способ добычи;

    г) Значение, применение.

    2. Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства.

    Нефть

    Жидкое

    Газ

    Горючее

    Железная руда

    Маслянистое

    Глина

    Газообразное

    С резким запахом

    Легче воды

    Тяжелее воды

    Пластичное

    Плавкое

    3) Работа с тестом (Рower Point)

    Тест «Наши подземные богатства»

    1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…
      а) археологи;
      б) геологи;
      в) строители.
    2. К полезным ископаемым относятся…
      а) кирпич, бетон, бензин;
      б) станки, вазы, ножницы;
      в) нефть, газ, глина.
    3. В строительстве используются…
      а) торф, железная руда, самоцветы;
      б) песок, глина, гранит;
      в) мрамор, каменный уголь, малахит.
    4. Металлы получают из…
      а) каменного угля, янтаря, мела;
      б) жемчуга, известняка, торфа;
      в) железной руды, медной руды.
    5. При помощи буровых установок добывают…
      а) нефть, природный газ;
      б) калийную соль, алмазы;
      в) мрамор, гранит.
    6. В шахтах добывают…
      а) известняк, ракушечник, гранит;
      б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
      в) поваренную соль, жемчуг, графит.
    7. В карьерах добывают…
      а) известняк, песок, глину;
      б) золото, малахит, мрамор;
      в) нефть, торф, бурый уголь.
    8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это…
      а) алмаз, известняк, графит;
      б) железная руда, поваренная соль, мел;
      в) каменный уголь, антрацит, торф.

    III. Изучение нового материала.

    а) Беседа.

    – Можно ли наш край назвать кладовой? А вот кладовая, в которой находятся полезные ископаемые, есть в названии темы нашего урока.

    – Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

    Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
    А я все терплю и добром плачу. (Земля.)

    – Верно, а тема нашего урока «Земля – кормилица».

    СЛАЙД 2

    – Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей».

    – Вспомните, как называется верхний слой земли. (Верхний слой земли называют почвой)

    Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Остатки старых сухих листьев. Остатки старой травы. Маленькие палочки. Остатки сухих насекомых.)

    Какого цвета почва? (Почва темного цвета.)

    Давайте выясним, что еще входит в состав почвы.

    СЛАЙД 3

    б) Практическая работа

    Опыт 1.

    – Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки.)

    О чем это говорит? (В почве есть воздух.)

    Опыт 2.

    – Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно.)

    Вывод? (В почве есть вода.)

    Опыт 3.

    – Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. (Вода в стакане стала мутной.)

    Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, а сверху – глина.)

    Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина.)

    Опыт 4.

    Нагреем немного почвы. Что вы видите? (Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.)

    Почему это происходит? (Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.)

    Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной – гумус.)

    Опыт 5.

    – Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

    – Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

    Совершенно верно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть сопи.)

    В ходе практической работы открывается схема «Состав почвы».

    в) беседа

    – Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

    – Как вы думаете почва везде одинаковая?

    – В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы.

    – Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (От количества перегноя.)

    – Давайте познакомимся с видами почв. В нашей стране выделяют несколько видов почв. Самые распространенные из них:

    СЛАЙД 4

    Тундровые, подзолистые, лесные, чернозём, болотные и луговые.

    СЛАЙД 5

    Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.

    – Какая почва характерна для тундры? (Тундровая.)

    – Какая почва распространена в тайге и смешанных лесах? (Подзолистая.)

    – Какая почва будет в лиственном лесу? (Серая лесная.)

    – В какой природной зоне – чернозём? (Степи.)

    – Где находятся луговые почвы? (Луга.)

    – Для чего характерны болотные почвы? (Болота.)

    – На территории нашей страны самые распространенные подзолистые почвы.

    – Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная? (Чернозем, в ней много перегноя.)

    – А какие почвы в нашем крае? (Все.)

    – А какая почва распространена на полуострове Таймыр? (Тундровая.)

    – Как вы думаете, можно ли ее назвать плодородной? (Нет.) Почему?

    – Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»

    – Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

    г) рассказ ученика

    – Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все уземли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

    – Что называют волшебной кладовой? (Землю.)

    – А почему? (Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т.д.)

    Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

    Да, и не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

    Мы с вами выяснили, почему землю называют кормилицей. И чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она – наша кормилица – нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет!

    IV. Физкультминутка

    По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
    И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
    По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
    На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах). Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте).

    а) Работа по учебнику и рабочих тетрадях.

    – Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 173 -174 и составим памятку «Как защитить почву на полях». Читать будем по абзацам.

    СЛАЙД 6

    б) Составление памятки.

    • Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве и добычи полезных ископаемых;
    • сажать полезащитные полосы;
    • проводить снегозадержание;
    • правильно распахивать;
    • умеренно поливать и употреблять удобрения.

    – Ещё раз повторим правила защиты почвы.

    VI. Закрепление изученного.

    СЛАЙД 7

    а) Тестирование.

    Вы хорошо работали на уроке, и сейчас я хочу узнать, как вы усвоили новый материал.

    – У вас на партах лежат тесты и листочки. Начинайте работать.

    Тест «Земля-кормилица» (почвы)

    1. Характерными почвами нашего края являются…
      а) черноземы;
      б) подзолистые почвы;

      в) тундровые почвы;
      г) серые лесные почвы.
    2. Черноземные почвы преобладают…
      а) в тундре;
      б) в лесной зоне;
      в) в степях;
      г) в пустынях.
    3. Плодородие почвы зависит от количества…
      а) песка;
      б) перегноя;
      в) глины;
      г) солей.
    4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются…
      а) вода;
      б) воздух;
      в) камни;
      г) соли.
    5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
      а) песок;
      б)глина;
      в) перегной;
      г) ил.
    6. В состав почвы входят…
      а) углекислый газ, известняк,воздух, вода;
      б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
      в) поваренная соль,песок, глина, вода, воздух.
    7. Для защиты почвы на полях необходимо…
      а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
      б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
      в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
    8. Один сантиметр почвы в природе образуется за…
      а) 100-150 лет;
      б) 5-10 лет;
      в) 250-300 лет;
      г) 1-2 года.
    9. Какое из высказываний верно?
      а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
      б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
      в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

    б) Взаимопроверка.

    – Сейчас вы сами проверите свою работу, обменяйтесь тестами, проверьте их и выставите оценки.

    – Кто не допустил ошибок?

    – Поднимите руки, кто выполнил работу на «4», кто допустил 3-4 ошибки? Выставите оценки в дневник.

    VII. Подведение итогов

    Выставление оценок.

    Домашнее задание

    Стр. 171-174, р. т. стр. 53-54

    Для 1 группы: ПОДОБРАТЬ ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ.

    Источник