Полезные ископаемые о глине 3 класс
- Доклады и сообщения
- География
- Глина – полезное ископаемое
Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей среды (выветривания). Она состоит их очень мелких частичек – не более 0,01мм, поэтому в сухом виде похожа на пыль.
Основные составляющие вещества этой горной породы – оксиды алюминия и кремния, а также вода. Глина бывает разного цвета: от привычной желтой и красноватой до зеленой, черной и даже белой. Это зависит от того, какие именно вещества входят в ее состав. Например, красная глина имеет такой цвет из-за высокого содержания в ней железа.
Осадочные глины формируются за счет их переноса в другое место и скопления там. Бывают морские глины, сформировавшиеся на дне мора, а также континентальные, осевшие на материке. Остаточные глины – результат выветривания горных пород, преобразования лавы и пепла.
У глины есть особые свойства. При смешивании с водой, она образует очень пластичную массу, похожую на тесто. Ей можно придать любую форму, которая после высыхания сохраняется. А после обжига глиняное изделие становится твердым и при этом не пропускает воду. Это свойство материала издавна использовалось и сейчас применяется для производства глиняных изделий: посуды, водопроводных труб, вазонов, ваз и кувшинов, статуэток, свистулек и т.д. Глину можно расписывать или же покрывать лаком. В Индии сейчас можно встретить даже одноразовую посуду из глины. После использования такую чашку просто разбивают. Ведь недостатка в этом материале нет, а на палящем солнце сформированные изделия быстро сохнут.
В давние времена люди писали перьями на глиняных табличках. Ее использовали вместо мыла при купании (оттирали кожу), а также для бальзамирования мумий в Древнем Египте. Еще одно свойство глины – это способность связывать вещества, склеивать их. Она обладает хорошей укрывистостью. Поэтому глиной раньше обмазывали дома и печи в деревнях, сараи.
Из пластичной глины делают свои работы скульпторы, а уж затем только их отливают из гипса или бронзы. Яркоокрашенные глины можно использовать как краски.
Из легкоплавкой глины получают черепицу, плитку. Каолин – белая разновидность глины является основным сырьем для изготовления фарфоровых и фаянсовых предметов. Фарфор получают обжигом при очень высоких температурах смеси из глины, полевого шпата и кварца.
Из вспененной глины получают гранулы керамзита, он является отличным изоляционным материалом, сохраняет тепло и не пропускает шум. Любят керамзит и цветоводы: его насыпаю на дно горшка, чтобы сделать дренаж и не допустить загнивания корней растений.
Глина – это уникальный природный сорбент: она поглощает различные вещества. Поэтому на ее основе производят лечебные препараты, выводящие токсины из организма. Полезными считаются грязевые ванны. Нашла свое применение глина и в косметологии, особенно виде масок и обертывания. Также при помощи глины можно удалить загрязняющие вещества из воды, например нефть. Глину как сорбент используют и при производстве продуктов питания для очистки соков, вин, пива, а также растительного масла.
Добывать глину не сложно, ведь она залегает неглубоко пластами, между которыми находятся слои песка. Ее добывают в специальных карьерах и на берегах озер и рек. Но это очень тяжелый материал и перевозить ее дорого. Поэтому заводы по производству кирпича (еще одно важное применение глины) строят недалеко от места ее добычи. Такой кирпич отличается огнеупорностью, поэтому из него строят доменные печи, в которых плавят металлы.
Доклад Глина – полезное ископаемое сообщение
Глина считается, с древних времён и по сей, день полезным и нужным природным ископаемым. Окрас глины может быть разным от белого, голубого и до красного. В сухом виде глина похожа на сыпучие вещество, но стоит слегка намочить ее, и она приобретает, форму пластилина, и с нее можно лепить все что угодно. После высыхания сохраниться готовая изготовленная фигура. Место образования глины произошло от разрушения скальных пород. Так же найти ее можно под небольшим слоем земли и у высохших водоемом.
Прежде чем появилась бумага, человечество писала на созданных из глины табличках, писать приходилось заточенными острыми тоненькими палочками, а после того как написали, им приходилось, сушить на солнце. Археологи, будучи на раскопках находили не мало таких написанных табличек, и в наше время мы их можем увидеть в музеях.
По сегодняшний день глину довольно широко используют, практически во всех направления строительства, а скульпторы создают просто шедевры из глины, и поэтому она считается нужным и полезным ископаемым. Большой плюс этому ископаемому, что высокие температуры ее не пугают. Так же глину за ее полезные свойства применяют в медицине. Вообще глина практически везде добавляется и без нее не обойтись.
Глину хорошо добывать в местах, где когда-то протекали реки. Для того чтобы добыть это полезное ископаемое роют экскаваторами целые карьеры. Сначала удаляют верхних слой земли, а потом уже добывают саму глину, ее можно добывать не зависимо от времени года. Только в зимний период стоит карьер утеплять при помощи торфа и опилок. Далее глина поступает на перерабатывающие заводы, где ее подвергают особым процессам очистки, и, придав, нужный вид и состояние ее выпускают, в реализацию.
Поэтому это нужный и полезный природный ископаемый, который нам подарила планета и его следует использовать по уму.
3, 4 класс
Глина – полезное ископаемое
Популярные темы сообщений
- Краснодарский край полезные ископаемые
Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.
- Бабочка-лимонница
Во время наступления весны из спячки выходит много животных. Бабочка-лимонница не является исключение среди остальных живых существ. Лимонница, как и другие насекомые тоже пробуждается в период оттепели, но делает она это намного раньше
- Теплопроводность
Тепловодность – это своеобразный процесс, при котором более нагретые тела либо частицы отдают свою энергию «собратьям» с гораздо меньшим нагревом, можно сказать, делятся своим теплом ради того, чтобы другие тела либо частицы могли
- Доклады
- Окружающий мир
- Глина полезное ископаемое
Глина – древнейшее и, пожалуй, одно из самых распространенных полезных ископаемых, которое использовалось Человечеством на протяжении всей своей истории. Это мелкозернистая субстанция, сформировавшаяся за миллионы лет за счет осадочных горных пород. Как ресурс она существует в сухом состоянии и приобретает пластичность при увлажнении.
Типичными и самыми распространенными находками археологических раскопок были и остаются осколки глиняной посуды. Обжигание глиняных изделий в огне стало визитной карточкой первобытно-общинного строя. Из глины первые люди делали не только посуду. Используя глину, люди строили стены своих хижин и черепицу, а наши предки научились изготавливать из глины игрушки-свистульки.
Но разве только этим огранялось использование глины в древние времена? Отнюдь, ведь уже несколько тысяч лет глина служит исходным материалом для создания кирпича-сырца, а на глиняном растворе и в XXI веке ведется печная кладка. Интересно, что в районах первых очагов распространения человечества глина использовалась также в качестве глиняных табличек, на которых писались первые законы, литературные произведения, делались первые карты и рисунки.
В настоящее время глина используется в радиотехнике. Из глины выпекается множество радиодеталей или комплектующих к ним. Глина получила широкое распространение в медицине и косметологии – на ее основе изготавливаются лечебные мази, маски, а из белой глины производятся даже противоядия от многих болезней.
Еще одно, очень важное в современном мире использование глины, это, конечно строительство. Мало того, что глина является основой для изготовления красного кирпича, из которого строятся дома, печи, различные здания и сооружения, так еще глина является составной частью цементного раствора. Ее присутствие в этой смеси может достигать 25%.
В настоящее время известно множество разновидностей глиняных расцветок, среди которых наиболее популярной остается коричневая, однако, встречаются также красная, зеленая, белая и даже черная глина.
Этот ресурс невероятно дешев, универсален и распространен, что его можно найти практически везде.
Сообщение 2
Глина распространена повсеместно. На ее долю припадает почти половина всех осадочных пород. Сухая глина представляет собой пыль из мельчайших частиц размером около 0,01 мм. Образуется это полезное ископаемое в результате выветривания горных пород, преобразований пепла и лавы после извержений вулканов. Цвет ее зависит от того, из какого минерала она состоит. В природе встречается не только привычная красная и желтая, но белая и даже зеленая глина, бывает она и черного цвета.
Основными веществами, из которых состоит полезное ископаемое, являются оксиды кремния и алюминия, вода. Существуют морские глины, они образуются на дне морей и океанов, а также континентальные, осевшие на материках. Осадочные глины формируются при переносе их и оседании (скоплении) в определенных местах.
Как материал глина высоко ценится за ее способность с водой образовывать пластичную массу, которая после высыхания застывает. После обжига изделия становятся твердыми, могут удерживать воду. Поэтому и ранее, и сейчас из глины делают различную посуду, вазы, кувшины, цветочные вазоны. Такие изделия хорошо покрываются красками и лаком. Из глины всегда делали игрушки, свистульки. Белая глина служит сырьем для получения фарфора и фаянса.
Глиняные таблички когда-то использовали вместо бумаги для записей. В Древнем Египте этот материал применяли при бальзамировании мумий. Раствор глины можно использовать как клей или штукатурку, дома и печи в деревнях ранее обмазывали глиняным раствором.
Полезное ископаемое нашло применение для получения плитки, черепицы. Из глины делают керамзит – пористые шарики, которые добавляют в цветоводстве в горшки, чтобы не застаивалась вода. Также керамзит выступает в роли утеплителя и изоляционного материала против шума в строительстве. Еще один популярный строительный материал – кирпич невозможно представить без глины. Он отличается огнеупорностью, поэтому из такого кирпича возводят доменные печи для выплавки металлов.
Глина способна поглощать токсические вещества, поэтому на ее основе производят медицинские препараты – сорбенты. Используют вещество и в косметологии для масок, чтобы очищать кожу. Сквозь специальную пищевую глину фильтруют соки, пиво, вина, растительное масло, чтобы удалить из них нежелательные примеси и взвеси.
Глину как полезное ископаемое добывать легко, ее залежи находятся неглубоко. Она располагается пластами с прослойками песка. Добычу производят в карьерах, в т.ч. на побережьях водоемов. У глины есть один недостаток: порода очень тяжелая, перевозить ее не выгодно. Поэтому кирпичные заводы стараются строить возле места добычи полезного ископаемого.
3, 4 класс
Картинка к сообщению Глина полезное ископаемое
Популярные сегодня темы
- Волк
Волки относятся к хищным млекопитающим, представляющим семейство псовых. Популяция волков получила широкое распространение на территории Канады и Гренландии, России, Китая, Средней Азии, Цент
- Мамонт
Североамериканские подвиды мамонтов, достигавшие более пяти метров в высоту и имевшие массу тела 12-13 тонн, считаются почти в два раза крупнее современного африканского слона
- Сера
Сера является элементом периодической таблицы Менделеева, в которой она обозначена символом S и имеет атомный номер 16. Этот неметалл обладает полиморфизмом, не имеет запаха
- Морской леопард
Морские леопарды – удивительные существа, которые живут в воде и вне ее и играют уникальную роль в экосистемах Антарктики.
- Британская кошка
Британская кошка принадлежит к короткошерстным породам. Ростом взрослое животное около 33 см, весит 6 – 12 кг.
- Детство Пушкина
Пушкин Александр Сергеевич родился 26 мая 1799г (6 июня по новому стилю) в семье помещиков, в Москве. Его отец, Сергей Львович, вел праздный образ жизни, и мало жаловал и свою службу в Москов
Конспект урока
Тема урока: «Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)».
Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, для осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых.
Развивающая задача:
Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения структурировать информацию; умения составлять схемы, таблицы; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Воспитательная:
Создать условия для осознания причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности, для формирования ценностного отношения к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.
Возраст учащихся: 3 класс, 9 лет.
Программное обеспечение: курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина является составной частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». Курс обеспечивается учебником «Окружающий мир. 3 класс» и рабочей тетрадью «Окружающий мир. 3 класс» авторов И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Оборудование:
Карточки на доску с названиями: девиза урока, темы, основополагающих вопросов, основных понятий, названий и свойств полезных ископаемых.
Памятка «Работа в паре, группе».
Памятка «Оцени свою работу».
Таблицы для изучения свойств полезных ископаемых – 2 штуки.
Конверты с планом проведения опытов – 2 штуки.
Индивидуальные карточки для проведения теста; эталоны для проверки.
Образцы для проведения опытов: песок, сырая глина, кусочки сухой глины, гранита, известняка; лупы, стеклышки, стакан с водой, молоток, кусок ткани, подкладная доска, уксусная кислота, пипетка.
Компьютерная презентация; ноутбук.
Цель: включение в учебную деятельность на личност-нозначимом уровне.
1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка.
– Посмотрите, ребята, друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д.Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» (слайд 2)
– Как вы понимаете эти слова?
– Значит, какой же урок у нас будет?
(Урок открытия нового знания)
2 этап. Мотивация и целепо
лагание.
Организа
ция работы по изуче
нию нового материала.
Цель: формулировка темы, постановка цели деятельности; разработка совместного плана действий.
1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.
– Посмотрите на нашу Землю (слайд 3, ссылка на видеоролик). Богата и разнообразна природа нашей планеты. Одни богатства находятся на её поверхности, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (Слайд 4, тема на доску)
– Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку?
(На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?)
– Для работы по изучению нового материала я предлагаю разделиться на группы по5 человек.
– Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в паре или группе.
На слайде 5 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.
3 этап. Изучение нового материала.
Цель: подкрепление и усиление возникшей мотивации; сообщение информации о предмете знания.
1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Вам помогут значения этих слов из словаря (слайд 6):
Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.
Копать-
– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,
– отваливая землю, делать углубление
– отваливая землю, доставать, извлекать.
– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:
– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?
(его не добывают из недр земли, не откапывают)
– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?
2. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60 (слайд 7).
3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.
– Везде ли ведется добыча полезных ископаемых?
(Только там, где их много)
– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах называются месторождениями. (слайд 8, слово на доску)
– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?
(Геологи – слайд 9, слово на доску).
4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.
– Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то можем переходить к изучению их свойств. Сейчас мы эти свойства будем выявлять – исследовать и заносить в таблицу.
Название полезно
го иско
паемого
Состоя
ние
Цвет
Запах
Пропус
кает ли воду
Другие свойства
Где залегает
Добыча
Использо
вание в хозяйстве
– Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.
(Конверт№1 для первой группы, конверт №2 – для второй).
– 1 группа изучает и записывает в таблицу свойства песка и глины; 2 группа изучает свойства гранита и известняка.
1 конверт:
Рассмотрите речной песок и глину через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
Понюхайте сухую глину и песок.
Слегка смочите песок и глину водой. Сравните запах. Вывод запишите в таблицу.
Слепите из сырого песка и влажной глины шарики. Что лучше сохраняет форму? О каком свойстве глины идёт речь? Ответ запишите в таблицу.
Вылепите их глины чашку и налейте в неё воду. Пропускает ли чашка воду? Запишите вывод.
Прочитайте материал учебника на странице 61 и дополните таблицу.
2 конверт:
Рассмотрите гранит и известняк через лупу. Определите их состояние и цвет. Запишите ответы в таблицу.
Понюхайте гранит и известняк. Запишите ответ в таблицу.
Попробуйте разломить кусочки гранита и известняка. Вывод запишите в таблицу.
Ударьте по кусочку гранита молотком. Что произошло. Вывод запишите.
Попросите учителя капнуть на известняк уксусной кислоты. Что произошло? Сделайте вывод. Запишите его в таблицу.
Прочитайте материал учебника на странице 62 и дополните таблицу.
Физминутка (слайд 10)
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!
5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.
– Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.
(учитель вывешивает заполненные учащимися таблицы на доску)
4 этап. Закрепле
ние изученного.
Цель: усвоение нового материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания.
1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог.
– Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях:
1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться.
2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление.
3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить?
(если затрудняются, можно прочитать сказку:
На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.)
2. Индивидуальная работа узкой направленности.
– Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест:
1. Полезные ископаемые – это:
А. всё полезное, что выкапывают из земли
Б. динозавры, мамонты и другие древние животные
В. горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
2. Место, где залегают полезные ископаемые, называется:
А. склад
Б. месторождение
В. карьер
3. Кто отыскивает месторождения полезных ископаемых:
А. биолог
Б. эколог
В. геолог
4. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду:
А. глина
Б. песок
В. гранит
5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота:
А. известняк
Б. гранит
В. глина
– Проверьте себя по эталону: В, Б, В, Б, А (слайд 11)
5 этап.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирова-ние дальнейших шагов.
1. Фронтальная работа. Беседа.
– Вернемся к девизу нашего урока (слайд 12). Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях?
– Какие открытия для себя сделали?
-Что помогло нам в работе?
2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.
– Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»
(критерии оценивания на слайде 13).
– Посмотрите, ребята, на таблицу. Вся ли она заполнена? Что же еще интересного вы узнаете о полезных ископаемых?
3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития (слайд 14).
– Дома, ребята, вы выполните задание №58 в тетради на странице 25: сравните свойства любых двух полезных ископаемых.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них.