Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация thumbnail

Полезные ископаемые.
Окружающий мир
Какие полезные ископаемые вы знаете?

  • Какие полезные ископаемые вы знаете?
  • Расскажите о свойствах некоторых полезных ископаемых и о том где они используются.

Песок.

  • Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 0,05 до 2 мм. Цвета он бывает различного: чёрного, зелёного, красноватого, жёлтого , белого. Это зависит от того из какой породы он образовался.

Песок используют в стекольной промышленности. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Также используют песок при изготовлении кирпича.

  • Песок используют в стекольной промышленности. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавлении металла. Также используют песок при изготовлении кирпича.

Глина.

  • Глина – осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривания различных горных пород и осаждается на дне морей и озёр.

Глина – очень широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпич . Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

  • Глина – очень широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпич . Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Гранит

  • Гранит возникает из глинистых сланцев и песчаников. Верхняя часть земной коры сложена из гранита.

Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Красным гранитом облицованы набережные Невы в Санкт-Петербурге. Он широко применяется при облицовке станций метро и стен зданий.

  • Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников. Красным гранитом облицованы набережные Невы в Санкт-Петербурге. Он широко применяется при облицовке станций метро и стен зданий.

Железная руда.

  • Железная руда – природное минеральное образование. Она осаждалась в трещинах горных пород при остыва- нии магмы. Россия занимает первое место в мире по количеству запасов железных руд.
    • Назовите предметы которые сделаны из металла.

Каменный уголь.

  • Уголь образуется из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Затем торф превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь.

Уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, как сырьё для металлургической и химической промышленности

  • Уголь применяется как бытовое, энергетическое топливо, как сырьё для металлургической и химической промышленности

Нефть.

  • Нефть – жидкое полезное ископаемое. Происхождение нефти до конца не изучено. Одно очевидно – нефть образовалась из остатка каких-то живых организмов.

Нефть даёт тепло и свет-
Нефть даёт тепло и свет-
Ей замены просто нет.
Делают из нефти много:
И асфальтные дороги,
И костюмы , и рубашки,
Удивительные чашки.
Вспомните, как тепловоз
Вас когда-то к морю вёз…
В его топках нефть горела,
А без нефти что за дело?
И недаром в нашем крае,
С нетерпением её ждут,
Чёрным золотом зовут.
Известняк.

  • Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк (плотный камень белого или серого цвета) и мрамор.

Мелом пишут на доске, белят стены. Из обыкновен- ного известняка строят дома, мостят улицы. Мрамор используют для украшений.

  • Мелом пишут на доске, белят стены. Из обыкновен- ного известняка строят дома, мостят улицы. Мрамор используют для украшений.

Полезные ископаемые.
Спасибо за внимание.

Источник

Цель: знакомство с многообразием полезных ископаемых Новосибирской области и их месторождениями.

Задачи:

  • совершенствовать умение работать с картой, коллекционным материалом;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

Оборудование: презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, молоток, стакан с водой, лупы, гвоздь, индивидуальные оценочные листы

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский

Форма урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Термины и понятия: полезные ископаемые, месторождения, карьер, шахта.

Ход урока

I. Ориентировочно – мотивационный этап

а) организационный момент

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение (Слайд 2, приложение 3)

О чудесном нашем крае
Будет разговор
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем

– А что мы называем своим родным краем? (Место, где родился и вырос, Сибирь, город Новосибирск, Новосибирскую область)

б) подготовка к основному этапу урока (Слайд 3, приложение 3)

– Если посмотреть на карту России, то видно, что Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины.

(Слайд 4, приложение 3) Площадь территории области 178 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток — 642 км, с севера на юг — 444 км. Административный центр — город Новосибирск, в котором мы с вами и проживаем.

Читайте также:  Чабрец чем полезен для мужчин и как принимать

(Слайд 5, приложение 3) Наш город еще молод. Ему всего 118 лет. С каждым годом он становится все красивее, т.к. строятся новые современные дома, дороги, недавно была открыта новая станция метро «Золотая нива», возводится 3 мост через реку Обь. А как вы думаете, из чего все это делают? (из полезных ископаемых)

– А где добывают эти полезные ископаемые? (в России, в нашей Новосибирской области)

в) постановка цели и задач урока

– Вы уже догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О полезных ископаемых нашей области) (Слайд 6, приложение 3)

– Возьмите листочки, которые лежат у вас на парте. Прочитайте вопросы, определите, что вы знаете и чего не знаете по данной теме. Закрасьте в первой колонке прямоугольники соответствующими цветами. (Приложение 1; слайд 7, приложение 3)

– Итак, что же вы знаете по данной теме?

– Что предстоит вспомнить или узнать?

II. Операционно-исполнительский этап

а) выяснение значений слов: полезные ископаемые, месторождение

Сегодня на уроке мы будем говорить о полезных ископаемых. Давайте дадим определение что же это такое. Но для начала подберем для каждого слова синонимы. (Слайд 8, приложение 3)

– Полезные (необходимые, нужные)

– Ископаемые (добываемые, извлекаемые)

– Так как дадим определение, что же такое полезные ископаемые?

– А кто знает, как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение)

– Объясните значение этого слова. (Место, где рождается полезное ископаемое)

– На территории Новосибирской области располагается 523 месторождения различных полезных ископаемых, из которых 83 в настоящее время эксплуатируются, а остальные зарезервированы на будущее.

б) способы добычи полезных ископаемых

(Слайд 9, приложение 3) Какими способами добывают полезные ископаемые?

  • Открытым (карьеры)
  •  Закрытым (шахты, буровые установки)

– Добыл человек полезные ископаемые, а что дальше он с ними делает? (Использует в своих целях)

– Чтобы их правильно применить, что надо знать? (Свойства)

в) исследование свойств полезных ископаемых

– Каждое полезное ископаемое обладает определенными свойствами. Вот свойства некоторых из них вы сейчас и исследуете. (Каждая группа получает карточку, полезное ископаемое и исследует его) (Приложение 2)

Выступление групп

1 группа (Каменный уголь) (Слайд 10, приложение 3)

Физминутка(Слайд 11, приложение 3)

2 группа (Торф ) (Слайд 12, приложение 3)

3 группа (Мрамор) (Слайд 13, приложение 3)

д) загадки о полезных ископаемых

– Мы поговорили только о некоторых полезных ископаемых нашей области. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы, посовещавшись в группах, найдете его в своей коллекции и покажите вместе с условным обозначением.

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

– Обратитесь к карте полезных ископаемых Новосибирской области. В каких районах их добывают? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать маску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)

– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
(Известняк)

– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

– Где его добывают в нашем крае? (Показывают на карте) (Слайд 14, приложение 3)

– Посмотрите внимательно на карту Новосибирской области. О каких полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае, мы еще не говорили? (Нефть, природный газ…)

е) беседа о бережном отношении к полезным ископаемым

– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. А может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Да, может)

 Некоторые полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, которые жили очень давно и как видите, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в уголь, нефть, известняк, торф. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая неразрывная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком!

Читайте также:  Чем полезна талая вода как ее пить и как делать

– А как вы, ребята можете помочь в охране подземных богатств? (Слайд 15, приложение 3)

III. Рефлексивно-оценочный этап

– Возьмите свои карточки, которые заполняли в начале урока. Отметьте, что вы теперь знаете, в чем сомневаетесь и чего не знаете. (Дети начинают свое высказывание со слов: я узнал…., я вспомнил…, я теперь знаю…)

– На какие вопросы вы не нашли ответов?

– Какие новые вопросы у вас возникли, ответы на которые хотели бы вы получить по данной теме?

– Какие трудности испытывали на уроке?

– Какие моменты урока считаете наиболее интересными?

IV. Домашнее задание по выбору (Слайд 16, приложение 3)

  • Приготовить сообщение о полезном ископаемом нашей области
  • Составить кроссворд по данной теме
  • Нарисовать ребусы
  • Составить рассказ-загадку о полезном ископаемом

Источник

Источник

Полезные ископаемые Новосибирской области довольно многочисленны: на всей территории эксплуатируются 83 месторождения из 523 уже разведанных. Здесь есть каменный уголь – и коксующийся, и высококлассный антрацит, есть тугоплавкие глины. Очень много торфа, но он пока не добывается. Есть нефть, газ, цветные металлы и золото.

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Уголь

Только в Горловском бассейне разведано высококачественных антрацитов почти в миллиард тонн, а прогнозы ещё оптимистичнее – 5,6 миллиардов тонн. Ещё два угленосных бассейна – Доронинский и Завьяловский, где угля тоже очень много. С 2007-го года новосибирский уголь разведывают и разрабатывают по лицензиям ООО “Бест” и ОАО “Регион-Ойл”. Полезные ископаемые Новосибирской области по большей части законсервированы и ждут развития промышленности, чтобы начать добычу.

Месторождения антрацитного угля в Горловском бассейне – единственная сырьевая база для всех восточных регионов России, поскольку это сырьё необходимо электродной промышленности. Крупнейший российский завод – НовЭЗ (Новосибирский электродный завод). Такой уголь для предприятия добывает ЗАО “Сибирский антрацит”. Остальные месторождения полезных ископаемых в Новосибирской области, касающиеся угля, разрабатываются не так широко.

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Нефть и природный газ

Семь нефтяных месторождений открыто в северо-западных районах, но они из эксплуатации постепенно выводятся, несмотря на то, что там в изобилии представлены полезные ископаемые Новосибирской области. Список месторождений:

  • Верх-Тарское;
  • Восточно-Тарское;
  • Малоичское;
  • Ракитинское;
  • Тай-Дасское;
  • Восточно-Межовское:
  • Восточное.

Одно месторождение – Веселовское – газоконденсатное. Вся нефть, разведанная в области, высокого качества, близкого к марке Brent. Залегание самых продуктивных пластов – в среднем две с половиной тысячи метров. Самое крупное месторождение – Верх-Тарское, там более шестидесяти процентов всей нефти, которая есть в области. Эксплуатируются только два – Малоичское и Верх-Тарское, где прогнозируемые запасы – более ста тринадцати миллионов тонн.

Читайте также:  Чем полезен золотой ус при онкологии

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Другие полезные ископаемые

Новосибирской области повезло с запасами торфа – их более семи миллиардов тонн, но затраты на добычу и переработку слишком велики, поэтому торфяные месторождения почти не разрабатываются, скорее всего – пока.

Довольно крупное месторождение руды цветных металлов обнаружено в Новосибирской области, там приблизительно 1,7 миллиона тонн диоксида титана и 7,2 миллиона тонн диоксида циркония. Проводится разведка и разработка Филипповского участка (Ордынская циркон-ильменитовая россыпь).

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Золото

Золота в Новосибирской области по промышленным меркам немного – одно месторождение рудное и двадцать четыре рассыпных оцениваются всего в семнадцать тонн. Оба типа месторождений – и аллювиальные россыпи, и золотоносные коры выветривания – годятся для открытой добычи. Однако золотоносные полезные ископаемые Новосибирской области ими не исчерпываются: на территории есть коренное золото – золотокварцевое, золото-редкометальное, золото-полиметаллическое, если говорить о рудно-формационных типах.

Его разведано около сорока тонн, по прогнозам на северо-западе Салаирского кряжа (Егорьевский золоторассыпной район). Анализ этой сырьевой базы говорит о том, что практически все россыпи отработаны и разрабатываются, а в дальнейшем развитии золотодобычи необходимы поиски и оценки новых месторождений, которые наверняка есть. И, конечно, нужно осваивать месторождения золота остальных промышленных типов. Тем более что горнодобывающие предприятия обеспечены работой только на ближайшие несколько лет, дальнейшие перспективы сырьевой базы очень невелики.

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Мрамор, олово, алюминий

Высокодекоративный мрамор и другие дорогостоящие облицовочные камни повышенного спроса в количестве восьми с половиной миллионов квадратных метров содержат полезные ископаемые Новосибирской области. Названия месторождений:

  • Петенёвское (лучшее месторождение);
  • Шипуновское (мраморизированные известняки);
  • Серебренниковское (то же).

Месторождения разрабатываются ООО “Мрамор”.

Трудно перечислить, какие полезные ископаемые есть в Новосибирской области, поскольку их много, но далеко не все они будут разрабатываться. Например, два мелкорассыпных небольших месторождения олова – Барлакское и Колыванское – около шестисот тонн в общей сложности явно нерентабельны: среднее содержание в оловоносных россыпях кассерита составляет около полуграмма на кубометр. Стоят на кадастровом учёте и два месторождения бокситов – Октябрьское и Новогоднее, где по балансу запасы – 2068 тысяч тонн. Запасы алюминия в этой руде тоже невелики.

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Цемент, глины, стекло

На Чернореченском месторождении в Искитимском районе есть запасы цементного сырья: на Северном участке – 88900 тысяч тонн известняка, на Сланцевом участке – 22083 тысячи тонн глинистых сланцев, на Южном участке – 38163 тысячи тонн известняков первой категории и 223776 тысяч тонн – второй. Это месторождение разрабатывает ЗАО “Чернореченский карьер”.

Тугоплавкие и огнеупорные глины имеются на четырёх месторождениях: на Дорогинском, Евсинском и Вассинском – тугоплавкие, а на Обском – огнеупорные. Здесь работает ООО “Универсал” (Завод керамических изделий). Уже учтены три небольших по имеющимся запасам месторождения кварцевого песка, их примерно 8150 тысяч тонн первой категории и 875 тысяч тонн – второй. Право пользования этими недрами имеет ООО “Сибирский промышленный холдинг”, который передал это право своей дочерней компании ООО “Минерал Групп”.

Полезные ископаемые новосибирской области 4 класс презентация

Стройматериалы

Месторождения стройматериалов обычно самые общераспространённые. В Новосибирской области учитываются восемнадцать месторождений только строительного камня, тринадцать из них эксплуатируются. Годовая добыча – около двух с половиной миллионов тонн. Это диабазы, порфириты, граниты, известняки и другие скальные породы. О мраморе уже было сказано выше, как и о глинах. В общей сложности вся сырьевая база полезных ископаемых общего распространения здесь более чем достаточна для собственных нужд и для соседних областей. Организуются новые геологические поиски и разведка новых площадок этого сырья. Только строительные пески не будут разрабатываться, хотя месторождения богатые. Причины природоохранительные, поскольку все месторождения строительного песка находятся в долине и русле реки Оби.

Кроме того

В области весьма велики водные ресурсы: минеральные, термальные и пресные воды добываются из десяти тысяч скважин в количестве более полумиллиона кубометров ежедневно. Лесной фонд Новосибирской области насчитывает 4 490 000 гектаров, в том числе хвойные породы произрастают на территории в 977 300 гектаров. Общим запасом древесины главных лесообразующих пород можно гордиться – он оценивается в 278 800 000 кубометров.

Источник