Полезные ископаемые нерудного происхождения 4 класс
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.
Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ
Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Формы урока: групповая, классная
Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур –
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (руда)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
– Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
– Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)
– Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
– Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
– Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
Уголь медь глина
Торф алюминий известняк
гранит
мел
– Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
– Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)
– На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
– А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
– Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
– Проверьте свою работу. (слайд)
3. Сообщение темы урока.
– Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
– Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
– Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название | свойства | состав | использование |
ученик №1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
ученик №2. «Глина»
Я – твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я – осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
ученик №3. «Известняк»
Я – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
ученик №4 «Гранит»
Я – очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
– Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
– Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.
6. Проведение опытов:
– Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.
– Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.
Секретари не забудьте заполнять таблицу.
Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства |
Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть |
Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость |
Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется |
известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий |
ОПЫТ 1: – Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк – пропускает
– Не забывайте выводы заносить в таблицу.
ОПЫТ 2: – А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: – А теперь давайте определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
- Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
- В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
- Стучит твердым предметом по граниту.
Вывод: Гранит очень твердый, прочный
- Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
– Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.
Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)
Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!
9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.
10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
“Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне “Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие”.
– Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов :
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;
Во второй стакан – вам не очень интересно,
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.
Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.
тема | Нерудные полезные ископаемые. Урок 13 | ||
Цель | познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами | ||
Ожидаемы результат | способствовать формированию знаний о нерудных полезных ископаемых, их свойствах и применении; уметь различать полезные ископаемые; уметь собирать и систематизировать информацию, выполнять практическую работу; развивать логическое мышление, умение работать с текстом, выделять главную идею, задавать вопросы; | ||
№ | Этапы урока Время | Деятельность учителя: ? | Деятельность учеников: |
1. Создание коллаборативной среды. | Мне бы хотелось начать наш урок с рассказа притчи: В добрый путь! | Слушают притчу и высказывают свои мнения о необходимости получения знаний. | |
2. Деление на группы (рудные, горючие, нерудные.) | Предлагает повторить правила работы в группах. | Высказывают свое мнение о правилах. Некоторые ученики могут дополнить их своими пунктами. | |
3. 1.Работа в парах Стратегия «Верные, неверные утверждения»- повторение пройденного материала | – Мы сейчас с вами определим, какие утверждения о полезных ископаемых верные, а какие – неверные. Для этого у вас перед вами лежит карточка. – Если верное, ставим – плюс; – Неверное – минус. Правильные ответы выводятся на доску. Разгадайте кроссворд: По горизонтали: 1.Места разработки полезных ископаемых-месторождение 2. Горные породы, которые содержат металл-руда 3.Отделить пустую породу от металла – это значит обогатить 4. Из чугуна выплавляют – сталь 5.Месторождение железной руды –Аркалык 6. Алюминий получают из боксита 7.Голубовато-серый металл-цинк 8.Сплав меди и цинка – латунь 9. Место добычи угля в шахте –забой 10.Карагандинский угольный бассейн открыл Байжанов Задает вопрос: -Что объединяет все слова в кроссворде? Докажите. | Определяют верные и неверные утверждения | |
II. | Актуализация знаний ( 5 мин) | ||
2.Групповая работа. Стратегия «Кластер»- отразить все полученные знания по определённым видам полезных ископаемых. | – Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых. 1группа – рудные; 2группа – горючие; 3группа – нерудные. (Каждая команда представляет свой кластер). За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики. Спикеры защищают свой кластер и вывешивают на доску. НЕРУДНЫЕ полезные ископаемые *Работа по карточке горючие | рудные | нерудные |
Газ | Железо | Мрамор | |
Нефть | Золото | Песок | |
Уголь | Медь | Глина | |
торф | алюминий | Известняк | |
Гранит | |||
мел | |||
Каменная соль | |||
Ракушечник | |||
Асбест | |||
фосфориты |
-Прочтите, что вы отнесли к нерудным полезным ископаемым
Работают в группе, вспоминают все о группе полезных ископаемых, распределяют роли в выполнении данного задания.
Работают сообща. Помогают в составлении текста защиты кластера.
III.
Основная часть ( 15 мин.)
«Мозговой штурм»
-Какие три группы полезных ископаемых вы знаете?
-Какие полезные ископаемые мы относим к горючим?
-Какими свойствами обладает каменный уголь?
-Какими свойствами обладает нефть?
-Что получают из нефти?
-Какие месторождения называют нефтегазовыми?
-Как транспортируют нефть?
-Почему нефть не тушат водой?
Игра «Узнай полезное ископаемое по описанию»
Загадки о соли: меня не едят, но и без меня не едят
о песке: я сыпучее, белое и жёлтое, из меня детки куличи стряпают
о глине вязкая я, гончару очень нужная…
– Ребята, при выполнении работы по составлению кластера, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Ответы ребят. Определение темы урока.
3.Индивидуальная работа.
Стратегия «Тайна»- определить по описанию название полезного ископаемого.
У вас на парте лежат листы – задания. Вы должны определить названия полезных ископаемых по описанию, свойствам, внешнему виду.
1.Самый легкий из всех видов известняка, имеет белый цвет, легко крошится, и его можно расколоть руками.
2.Пористый известняк, состоящий из спрессованных раковин морских организмов, используют как строительный материал.
3. Очень твердая горная порода, образованная из известняка. Имеет различный цвет. Нередко бывает с красным узором. Легко добываются, используется для возведения памятников и украшения зданий
На выполнения данного задания – 5 минут.
Заполняют листы – задания, вспоминают свойства, внешний вид ископаемого.
IV.
Физминутка «Елочка»
( 3 мин.)
Предлагает ученикам смотреть как танцует елочка.
Выполнять танцевальные движения под музыку
1.Творческое задание
Групповая работа стратегия «Синквейн»- составить пятистишие о полезных ископаемых
– Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.
1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка – описание темы (2 прилагательных);
3-я строка – действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка – повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).
Работают в команде.
Предлагают прилагательные, синонимы к полезным ископаемым.
Дети выступают защищая свои творческие работы, остальные оценивают, высказывая свои мнения об оценке.
2.Индивидуальная работа.
Стратегия «Маршрутный лист»- обозначить на карте месторождения полезных ископаемых: медь, каменный уголь, бурый уголь, нефть, природный газ.
Вопросы для закрепление урока:
Назовите нерудные полезные ископаемые
-Где используют фосфориты, ракушечник, известняк?
-Как образуются залежи соли?
-Где человек использует соль?
***Напишите названия полезных ископаемых, которые использует человек
строительство
пища
удобрение
архитектура
Дети самостоятельно работают с контурной картой, где обозначают месторождения полезных ископаемых.
Рефлексия «Лестница успеха»
Сейчас мы с вами оценим свою работу и определим, на какой лестнице мы себя видим.
Зеленый круг – еще испытываю затруднения;
Желтый круг – усвоил хорошо;
Красный круг – у меня все отлично, можно двигаться дальше.
-Больше всего мне понравилось на уроке….
-Самым интересным было то…
-А я и не знал, что…
-Сегодня я понял…
Оценивают свою работу критично, на одну из ступеней приклеивают круг определенного цвета
VI.
Домашнее задание
(3 мин.)
1.Найти на контурной карте и обозначить нерудные полезные ископаемые;
2.Найти дополнительный материал по нерудным полезным ископаемым.
Записывают задания в дневник
VII.
Итог урока
( 2 мин.)
Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами
Подают дневники для выставления оценок.
Прощаются с учителем.