Полезные ископаемые нашего края для 3 класса
Полезные ископаемые нашего края
«Шире, смелее дорогу камню в науку и технику,
в искусство, архитектуру и самую жизнь –
жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!»
А.Е.Ферсман
Выполнила
учитель начальных классов
Сулимова Л.М.
Кропачево, 2014 г.
Урал не случайно называют кладовой и сокровищницей нашей страны. На его территории открыты более 12 тысяч месторождений самых различных полезных ископаемых. У нас насчитывается около 200 видов полезных ископаемых. Особенно богата область железными, медными, алюминиевыми, никелевыми, золотоносными рудами, строительными и поделочными материалами и драгоценными камнями.
Полезные ископаемые – природные минеральные вещества, образовавшиеся в земной коре и необходимые в естественном виде или после переработки для различных отраслей промышленности.
Скопления полезных ископаемых в недрах земли образуют их месторождения.
Месторождение – большое количество полезных ископаемых, сосредоточенных в одном месте в земной коре и пригодных для их успешного извлечения и промышленной переработки.
Павел Иванович Отто – первооткрыватель ( он открыл два меднорудных месторождения), бывший начальник геологического отдела Челябинской геологоразведочной экспедиции, так описывает маршрут:
«Там, где мы сейчас живем, около двух миллиардов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и эта пустыня сменилась морем. На дне его отлагались обломки пород, снесенные с берегов. На смену морю приходили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы. Под действием внутренних сил Земли поднялись высокие горы. За более чем два миллиарда лет неумолимое время в содружестве с солнцем, водой, ветром и живыми организмами разрушило эти громады, превращая их в песок, глину, пыль. Снова возникали и моря, и вулканы, и горы, и снова все разрушалось. Наконец, наступил относительный покой, и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик.»
Малахит
Когда-то над хребтом Урала,
Соленой свежестью полна,
С камнями запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе,
И, гордо устремляясь в высь,
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Но легендарная природа
То море в памяти хранит:
В гранитных каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краев наполнен,
И, кажется, слегка подуть –
Отхлынут каменные волны
И морю вновь укажут путь.
Л.Татьяничева
Известняк – это обычно белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Известняк – горная порода. Вещество ( минерал) из которого она сложена, называется кальцит, от латинского слова «калькс» – известь. Известняк широко используется в строительстве.
Мрамор – видоизмененный известняк. Это одна из самых замечательных горных пород. Мрамор состоит из кальцита и различных примесей, которые придают ему разнообразную окраску. В необработанном мраморе хорошо заметны блестящие зерна. Недаром его название происходит от греческого слова, которое означает «блестящий». После полировки камень приобретает необычайно красивый узорчатый рисунок. Мрамор с древних времен широко применяется в скульптуре и строительстве.
Античных статуй вечная краса
Затмившая собою небеса…
Сей камень – настоящий образец.
Есть в нашем крае мрамор белее снега .Его добывают в Баландино и Коелге. Этот мрамор украшает стены Челябинского драмтеатра, Московское и Ташкентское метро, Дворец съездов и много других построек в нашей стране и по всему миру.
Мрамор из Верхнего Уфалея имеет голубоватый оттенок, под Златоустом – месторождения светло-зеленого мрамора с золотистыми прожилками.
Каменный уголь, бурый уголь, торф.
Эти полезные ископаемые, залежи которых есть в нашей области, тоже являются родственниками. Все они образовались много-много лет назад из отмерших древних растений. Именно поэтому в этих горных породах заключена энергия Солнца.
Самый старый из них – каменный уголь, самый молодой – торф.
Человек использует эту энергию, применяя уголь и торф в качестве топлива.
Залежами торфа богата болотистая местность на севере Челябинской области (с.Тюбук).
Бурый уголь на Южном Урале открыт в 1831 году И.И. Редикорцевым. Добыча его ведется с 1907 года. Коркино, Еманжелинск – добыча открытым способом, а в Копейске его добывают в шахтах.
Каменные угли выявлены в Полтаво-Брединском месторождении. Но запасы их незначительны и добыча не ведется.
Камень набережных и площадей,
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».
Наша область богата рудными полезными ископаемыми – это железные, медные, алюминиевые, никелевые руды. На сегодняшний день разведано более 20 месторождений железной руды. В первую очередь это Магнитогорское месторождение магнитного железняка. Более 200 лет обеспечивает металлургию Урала Бакальский железорудный район бурыми железняками. Месторождение красных железняков находятся недалеко от Кусы. Медные руды открыты в районе Верхнеуральска.
Камни, из которых делают украшения.
Малахит – один из самых знаменитых камней. На Урале малахит начали добывать больше 200 лет назад. И делали из него не только великолепные шкатулки, но и вазы, броши, запонки и много других изделий.
Ваза из халцедона
Ваза из яшмы
«Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
А.Е.Ферсман
Ценные природные ресурсы создали нашему региону славу богатейшего края. К сожалению, человек во все времена строил свое благосостояние за счет природы, полагая её ресурсы неисчерпаемыми. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов привела к их истощению. Происходит нарушение природных связей, порой необратимое. Относиться к природе бережно, лечить нанесенные ей раны, возвращать ей первозданный облик – таковы задачи благодарного и мудрого хозяина края. Чтобы стать им, надо знать свой край, жить заботами своей земли, не быть к ней равнодушным.
- Доклады и сообщения
- География
- Полезные ископаемые
Становление человеческой жизни на Земле прошло долгий путь. Люди приобрели многие знания и навыки. Теперь они привыкли жить хорошо и ни в чем не нуждаться. Чтобы улучшить свою жизнь, людям необходимо привлекать затраты и разнообразные ресурсы. Основная масса таких ресурсов добывается из недр планеты. Все добытые полезные ископаемые можно классифицировать и, конечно же, различать. Все ископаемые проходят классификацию по востребованности, ценности и способу залегания в недрах Земли.
Все полезные ископаемые – это либо минералы, либо разнообразные горные породы, которые применяются человеком в народном хозяйстве. Их так же различают по типу. Ископаемые могут быть твердыми, жидкими и даже газообразными. Отличаются они и по своему происхождению. Различают метаморфические, магматические и осадочные полезные ископаемые. Чтобы упростить их способы отличия, люди решили различать их на те, из которых получаются металлы, каменные руды и те, из которых получается топливо.
Такие ископаемые, как газ, нефть и уголь, человек использует как топливо. Именно эти ресурсы упрощают жизнь человека на Земле, и самое главное обеспечивают энергией всю нашу планету. Люди научились добывать уголь из шахт. Его достают кусками, а потом уже перевозят и используют. С помощью насосов из земли добывают газ и нефть. Это очень трудоемкий процесс. Для такой добычи необходимы не только наносы, но еще и специальные трубопроводы и станции. Так же шахтовым способом добывают и железные руды. Их добыча наносит огромный ущерб нашей природе. Огромного значения имеет добыча каменных руд. Ведь они очень ценятся и широко используются. Их добывают с помощью взрыва. В этом случае, в местах скопления руд закладывается взрывчатка. С помощью взрыва добывается огромное количество нужного материала, но большая его часть крошиться в процессе такой работы.
Из многих добытых богатств земли люди научились делать красивые вещи. К примеру, из гранита делается много всего, начиная плиткой, заканчивая красивой статуэткой. Из золота и алмазов делаются украшения и другие красивые ювелирные изделия. Слюда используется как хороший материал изоляции. Мрамор применяют в строительстве и ландшафтном дизайне. И это лишь небольшой список того, что люди научились правильно использовать.
Доклад Полезные ископаемые сообщение
Сегодняшний мой доклад касается полезным ископаемым, но прежде чем я начну читать его, хотелось бы в двух словах объяснить, что же такое полезное ископаемое.
Полезное ископаемое – это богатство природы, которое находится в недрах земли. Это минеральное и органическое соединение, которое встречается в земной коре. Полезные ископаемые – исчерпаемые и невозобновимые ресурсы Земли, т.е они когда-нибудь закончатся и их невозможно возобновить.
Полезные ископаемые делятся на несколько категорий: горючие, руды, строительные материалы и драгоценные камни и другие. Рассмотрим каждый пункт.
1.Горючие полезные ископаемые – это те минералы, которые в основном используются как топливо. Например: нефть, газ, уголь. Горючими полезными ископаемыми очень богата наша страна, Россия!
Нефть – природная горючая жидкость, состоящая из смеси углеводородов. Нефть в переводе с греческого означает “каменное масло”. Впервые нефть начали добывать еще в Древнем Мире, а именно у берегов реки Ефрат. По прогнозам учёных нефть еще хватит на 50 лет, а потом закончится. Именно поэтому уже строят машины, которые будут ориентированы на электричество. На сегодняшний день лидер по добычу нефти является Саудовская Аравия. Вслед за Саудовской Аравии идет Российская Федерация, а потом и Соединённые Штаты Америки. Здесь надо и отметить стран Персидского залива: Иран, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. По запасам нефти первое место занимает Венесуэла. Потом идут Саудовская Аравия, Канада, Иран, Ирак и Россия.
Природный газ – еще одно горючее ископаемое, это смесь различных газов. По запасам природного газа лидирует наша родина-Россия, Иран, большинство стран персидского залива, Канада, США, Норвегия. Из бывших стран советского союза можно отметить Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан. Природный газ по прогнозам хватит нам еще на 100 лет.
Уголь – горючее топливо, которое было образовано из частей древних растений. Уголь подразделяется на: каменный и бурый уголь. По мировым запасам угля лидирует Россия, США и Китай. По прогнозам уголь хватит человечеству дольше нефти и газа, целых 150 лет.
Торф, как и уголь, образован из частей древних растений. Более 50% содержания в составе угля – это углерод. Торф – рыхлая горная порода, так же является газоносным материалом.
2. Руды – это природные минералы, которые содержат металлы и их соединения. С течением времени круг используемых руд все расширяется и расширяется. Бывают различные виды руд: руды черных металлов и цветных.
В основном, руды используются в промышленности и металлургии. По запасам черных металлов лидирует Россия, Бразилия и Китай, а по запасам цветных металлов – США, Россия, Канада.
3. Строительные материалы – это материалы, нужные для постройки чего-либо. Например: кирпич, глина, песок, различные камни и т.п. Строительные материалы также делятся на два вида: естественные, т.е без изменения состава и внутреннего строения, т.е в естественном виде; и искусственные.
4. Драгоценные камни – это минералы, которые внешне очень красивы, их встретишь редко и, именно поэтому, так дороги. Эти самые драгоценные камни используют в ювелирном деле, коллекционеры и используются как банковские активы. Драгоценные камни: алмаз, изумруд, рубин и т.п.
Ну и в конце хочу рассказать о странах, которые богаты природными ресурсами.
Самой богатой страной по запасам природных ресурсов является Россия. Наша Родина лидирует по мировым запасам природного газа и древесины, вторая в мире по запасам угля и третья по величине месторождений золота. Общая стоимость всех ресурсов составляет 76 триллионов долларов.
На втором месте находятся Соединенные Штаты Америки. США богаты по запасам угля, золота, меди и природного газа. Общая стоимость составляет 45 триллионов долларов.
На третьем месте идет Саудовская Аравия. И все это благодаря нефти. Ожидается, что эта арабская страна скоро потеряет свою высшую позицию. А общая стоимость всех ресурсов составляет 35 триллионов долларов
Для 3, 4, 5, 7, 8, 9 класс, окружающий мир
Полезные ископаемые
Популярные темы сообщений
- Народные танцы
Народные танцы, по сути, являются одним из древнейших видов искусства. С давних времен, и, зачастую, неосознанно в сознании и мышлении человека возникали мысли выражать свои чувства и эмоции посредством движений тела.
- Профессия психолог
Человек является самой сложно организованной структурой из всех живых единиц. И каждый человек индивидуален. Слаженная работа организма это настолько тонкий механизм, что «неполадки» в какой-нибудь незначительной области могут привести
- Статуя Зевса
После того, как в Греции провели первые Олимпийские игры, прошло много лет. Теперь городу требовалось выйти на новый уровень. Первым делом приняли решение возвести в честь бога Зевса храм, который бы обозначал всю его мощь. Долго продолжалось
МБОУ «НОШ» г. Макарова Сахалинской области
Урок-исследование
предмет «Окружающий мир» 3 класс
Тема: «Полезные ископаемые родного края.
подготовила и провела:
учитель высшей категории
Трофимова Светлана Владимировна
Тема: «Полезные ископаемые родного края.
Цель:
- Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождением полезных ископаемых в Сахалинской области.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, учебники, тетради, тесты, карта Сахалинской области, карта Макаровского района.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель:
– Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка темы урока:
– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос:
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель:
– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей области?
Ответьте на вопросы:
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
Учитель:
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
Учитель:
– А почему они полезные?
– Молодцы! А сейчас откройте учебники и найдите, что же люди называют полезными ископаемыми и запишите его в домашние словарики.
Учитель:
– Все полезные ископаемые делятся на три группы:
горючие,
рудные (металлические)
нерудные (строительные).
А сейчас мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы, работая над образцами полезных ископаемых и заполнять таблицу.
Учитель:
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? (Ответы детей)
Учитель:
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (Ответы детей)
Учитель:
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Учитель:
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь.
Учитель:
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к следующей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе.
Работа по карте «Полезные ископаемые Сахалинской области» (под руководством учителя).
Физкультминутка.
« ПИЛЬЩИКИ»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
Практическая работа «Изучение свойств гранита».
Учитель: – А сейчас мы познакомимся с гранитом. На полях, в лесах лежат огромные камни (валуны) – это гранит. Вы, наверное, видели, когда отдыхали летом на берегу реки и моря мелкую гальку. Это тоже гранит. Для того, чтобы хоть что-то сделать из гранита, необходимо знать его свойства. Сейчас мы проведём практическую работу. Поможет нам в этом инструкция.
1. Определить цвет.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Масса.
Заполнение таблицы в тетрадях.
- Работа в группах.
Изучение свойств песка, глины, известняка, торфа, угля.
- Выступление каждой группы.
- Закрепление знаний, полученных в практической работе.
Словарная работа: месторождение, геолог.
Учитель: – А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу. Проверка.
Добыча полезных ископаемых.
Чтение по учебнику с комментированием:
- в карьере – песок, глину, известняк
- в шахте – уголь, руду
- в скважине – нефть, природный газ.
Работа в тетрадях. Работа с картой «Сахалинская область» (ученики работают самостоятельно).
Закрепление изученного материала.
Учитель:
– С чем мы познакомились на уроке?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– На какие группы делятся полезные ископаемые?
– Где их применяют?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Учитель:
– Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?
Работа по тестам.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Где и как можно использовать полезное ископаемое из приложения № 1?
а) в строительстве
б) как топливо
в) это не полезное ископаемое
Домашнее задание:
прочитать в учебнике о «Полезных ископаемых», в тетрадях выполнить задания к параграфу. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых Сахалинской области.
Приложение № 1