Полезные ископаемые нашего края 3 класс
Полезные ископаемые нашего края
«Шире, смелее дорогу камню в науку и технику,
в искусство, архитектуру и самую жизнь –
жизнь яркую, красочную, полную труда и творчества!»
А.Е.Ферсман
Выполнила
учитель начальных классов
Сулимова Л.М.
Кропачево, 2014 г.
Урал не случайно называют кладовой и сокровищницей нашей страны. На его территории открыты более 12 тысяч месторождений самых различных полезных ископаемых. У нас насчитывается около 200 видов полезных ископаемых. Особенно богата область железными, медными, алюминиевыми, никелевыми, золотоносными рудами, строительными и поделочными материалами и драгоценными камнями.
Полезные ископаемые – природные минеральные вещества, образовавшиеся в земной коре и необходимые в естественном виде или после переработки для различных отраслей промышленности.
Скопления полезных ископаемых в недрах земли образуют их месторождения.
Месторождение – большое количество полезных ископаемых, сосредоточенных в одном месте в земной коре и пригодных для их успешного извлечения и промышленной переработки.
Павел Иванович Отто – первооткрыватель ( он открыл два меднорудных месторождения), бывший начальник геологического отдела Челябинской геологоразведочной экспедиции, так описывает маршрут:
«Там, где мы сейчас живем, около двух миллиардов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и эта пустыня сменилась морем. На дне его отлагались обломки пород, снесенные с берегов. На смену морю приходили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы. Под действием внутренних сил Земли поднялись высокие горы. За более чем два миллиарда лет неумолимое время в содружестве с солнцем, водой, ветром и живыми организмами разрушило эти громады, превращая их в песок, глину, пыль. Снова возникали и моря, и вулканы, и горы, и снова все разрушалось. Наконец, наступил относительный покой, и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик.»
Малахит
Когда-то над хребтом Урала,
Соленой свежестью полна,
С камнями запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе,
И, гордо устремляясь в высь,
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Но легендарная природа
То море в памяти хранит:
В гранитных каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краев наполнен,
И, кажется, слегка подуть –
Отхлынут каменные волны
И морю вновь укажут путь.
Л.Татьяничева
Известняк – это обычно белый или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Известняк – горная порода. Вещество ( минерал) из которого она сложена, называется кальцит, от латинского слова «калькс» – известь. Известняк широко используется в строительстве.
Мрамор – видоизмененный известняк. Это одна из самых замечательных горных пород. Мрамор состоит из кальцита и различных примесей, которые придают ему разнообразную окраску. В необработанном мраморе хорошо заметны блестящие зерна. Недаром его название происходит от греческого слова, которое означает «блестящий». После полировки камень приобретает необычайно красивый узорчатый рисунок. Мрамор с древних времен широко применяется в скульптуре и строительстве.
Античных статуй вечная краса
Затмившая собою небеса…
Сей камень – настоящий образец.
Есть в нашем крае мрамор белее снега .Его добывают в Баландино и Коелге. Этот мрамор украшает стены Челябинского драмтеатра, Московское и Ташкентское метро, Дворец съездов и много других построек в нашей стране и по всему миру.
Мрамор из Верхнего Уфалея имеет голубоватый оттенок, под Златоустом – месторождения светло-зеленого мрамора с золотистыми прожилками.
Каменный уголь, бурый уголь, торф.
Эти полезные ископаемые, залежи которых есть в нашей области, тоже являются родственниками. Все они образовались много-много лет назад из отмерших древних растений. Именно поэтому в этих горных породах заключена энергия Солнца.
Самый старый из них – каменный уголь, самый молодой – торф.
Человек использует эту энергию, применяя уголь и торф в качестве топлива.
Залежами торфа богата болотистая местность на севере Челябинской области (с.Тюбук).
Бурый уголь на Южном Урале открыт в 1831 году И.И. Редикорцевым. Добыча его ведется с 1907 года. Коркино, Еманжелинск – добыча открытым способом, а в Копейске его добывают в шахтах.
Каменные угли выявлены в Полтаво-Брединском месторождении. Но запасы их незначительны и добыча не ведется.
Камень набережных и площадей,
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зерна – это полевой шпат, сверкающие – кварц, черные – слюда. Зерно по латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».
Наша область богата рудными полезными ископаемыми – это железные, медные, алюминиевые, никелевые руды. На сегодняшний день разведано более 20 месторождений железной руды. В первую очередь это Магнитогорское месторождение магнитного железняка. Более 200 лет обеспечивает металлургию Урала Бакальский железорудный район бурыми железняками. Месторождение красных железняков находятся недалеко от Кусы. Медные руды открыты в районе Верхнеуральска.
Камни, из которых делают украшения.
Малахит – один из самых знаменитых камней. На Урале малахит начали добывать больше 200 лет назад. И делали из него не только великолепные шкатулки, но и вазы, броши, запонки и много других изделий.
Ваза из халцедона
Ваза из яшмы
«Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
А.Е.Ферсман
Ценные природные ресурсы создали нашему региону славу богатейшего края. К сожалению, человек во все времена строил свое благосостояние за счет природы, полагая её ресурсы неисчерпаемыми. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов привела к их истощению. Происходит нарушение природных связей, порой необратимое. Относиться к природе бережно, лечить нанесенные ей раны, возвращать ей первозданный облик – таковы задачи благодарного и мудрого хозяина края. Чтобы стать им, надо знать свой край, жить заботами своей земли, не быть к ней равнодушным.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 152» КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.
(метод проекта и проектной деятельности)
Учитель первой квалификационной категории
Пилишкина Ольга Александровна
2015г.
Пояснительная записка.
Данный урок разработан в системе уроков окружающего мира по рабочей программе, составленной в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального образования нового поколения в рамках УМК «Планета знаний» по учебнику Г.Г. Ивченковой , И.В. Потапова «Окружающий мир» с применением метода проекта и проектной деятельности.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Проектная деятельность младших школьников способствует:
· обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
· развитию творческих способностей и активности учащихся;
· адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
· формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
· Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Урок проведен в рамках городского семинара «Методический портфель заместителя директора по учебной работе как оценка деятельности учителя» 27.11.2014.
Тема урока: Полезные ископаемые. Их использование, добыча и защита.
Цели урока: способствовать формированию представлений о полезных ископаемых, их значении в жизни человека;
создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, памяти, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс;
учить представлять свой труд в виде презентации (в устной форме и в электронном виде);
воспитание интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
воспитание любви к родному краю и познанию его истории
Задачи: активизация, актуализация и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Полезные ископаемые».
Планируемые результаты:
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении темы, понимают цель выполняемых заданий, ставят учебную задачу под руководством учителя;
Намечают план выполнения заданий на уроках и во внеурочной деятельности (под руководством учителя)
Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдения, опыты), сравнивают различные объекты, сопоставляют их свойства по одному или нескольким признакам, обобщают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют работать в группе, слушают, понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются, приходят к общему решению.
Мотивация учебной деятельности (орг. момент)
Мне сегодня весело с самого утра, напеваю песенку про свои дела.
А дела прекрасные – все мне по плечу,
И скажу не хвастая горы сворочу.
Никогда не теряй, не теряй своей мечты.
Твердо верь, твердо знай: все на свете можешь ты!
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
– На прошлом уроке мы с помощью наблюдений во время практической работы узнали о свойствах самых распространенных полезных ископаемых глины и песка. Вспомнив результаты опытов и выводы, сделанные в ходе работы, мы сможем продвинуться дальше.
Отчет групп по проделанным опытам в практической работе (Презентация «Практическая работа «Песок и глина») приложениепрактическая работа.pptx
Отчет 1-ой группы по опыту № 1.(слайд №2,3,4)
Цель опыта: определить цвет песка и глины, описать их внешний вид.
Вывод: песок – твердое вещество желтого цвета, состоит из мелких крупинок, рыхлый, сыпучий
Отчет 2-ой группы по опыту №2 (слайд №5,6)
Цель опыта: определить наличие запаха у песка и глины
Вывод: песок не имеет запаха, сухая глина без запаха, влажная глина имеет запах.
Отчет 3-ей группы по опыту № 3 (слайд № 7,8)
Цель опыта: выявить способность песка и глины пропускать воду
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает.
Отчет 4-ой группы по опыту №4 (слайд № 9,10)
Цель опыта: проверить вязкость песка и глины
Вывод: шарики из песка быстро рассыпались, шарики из глины остались прочными и твердыми.
Вывод: (слайд 11) Свойства песка и глины:
– Как человек использует все эти свойства песка и глины?
3. Постановка учебной задачи.
-Сегодня пройдет форум творческих групп, которые постараются ответить на вопросы:
– Что такое песок и глина?
– Как человек использует эти полезные ископаемые?
– Каким способом их добывают?
– Какое месторождение полезных ископаемых находится на территории нашего поселка?
4. Защита проектов (выступление творческих групп).
Проект «Песок и глина» (группа Колсановой Юли) (электронная презентация) приложениеКолсанова Юля.pptx
Вопрос группы классу: Что можно сделать из песка?
Проект « Песок и глина» (группа Куренковой Саши)
устная презентация приложениеКуренкова Саша.docx
Вопрос группы классу: Как используют песок и глину в строительстве?
Проект « Песок» (группа Каримуллиной Эльзы) электронная презентация приложениеКаримуллина Эльза.ppt
Вопрос группы: какими способами получают изделия из стекла?
Проект «Глина» (группа Паленова Максима) (электронная презентация) приложениеПаленов Максим.pptx
Вопрос группы классу: какие виды глины вы запомнили?
Проект «Ярмарка» (проект-выставка изделий из глины) (группа Хакимуллиной Софии) под фонограмму песни «Гармошка» выходят участники группы и представляют изделия из глины, рассказывая об их применении.
Проект « История песчаного карьера поселка Юдино» (группа Фоменко Алеши) (электронная презентация)приложениеФоменко Алеша.pptx
Вопрос группы классу: Какие полезные ископаемые добывали в нашем поселке?
-Как образовалось озеро Изумрудное?
Экологический проект «Сохраним наше озеро» (группа Потапова Васи) (проект-стенгазета)
Вопрос группы классу: что можем сделать МЫ, чтобы наше озеро и лес вокруг него оставались чистыми?
5. Рефлексия и саморефлексия учебной деятельности.
– Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось ли решить ее?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще вы хотели бы поработать?
МБОУ «НОШ» г. Макарова Сахалинской области
Урок-исследование
предмет «Окружающий мир» 3 класс
Тема: «Полезные ископаемые родного края.
подготовила и провела:
учитель высшей категории
Трофимова Светлана Владимировна
Тема: «Полезные ископаемые родного края.
Цель:
- Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождением полезных ископаемых в Сахалинской области.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, учебники, тетради, тесты, карта Сахалинской области, карта Макаровского района.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель:
– Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка темы урока:
– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос:
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель:
– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей области?
Ответьте на вопросы:
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
Учитель:
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
Учитель:
– А почему они полезные?
– Молодцы! А сейчас откройте учебники и найдите, что же люди называют полезными ископаемыми и запишите его в домашние словарики.
Учитель:
– Все полезные ископаемые делятся на три группы:
горючие,
рудные (металлические)
нерудные (строительные).
А сейчас мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы, работая над образцами полезных ископаемых и заполнять таблицу.
Учитель:
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? (Ответы детей)
Учитель:
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (Ответы детей)
Учитель:
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Учитель:
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь.
Учитель:
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к следующей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе.
Работа по карте «Полезные ископаемые Сахалинской области» (под руководством учителя).
Физкультминутка.
« ПИЛЬЩИКИ»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
Практическая работа «Изучение свойств гранита».
Учитель: – А сейчас мы познакомимся с гранитом. На полях, в лесах лежат огромные камни (валуны) – это гранит. Вы, наверное, видели, когда отдыхали летом на берегу реки и моря мелкую гальку. Это тоже гранит. Для того, чтобы хоть что-то сделать из гранита, необходимо знать его свойства. Сейчас мы проведём практическую работу. Поможет нам в этом инструкция.
1. Определить цвет.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Масса.
Заполнение таблицы в тетрадях.
- Работа в группах.
Изучение свойств песка, глины, известняка, торфа, угля.
- Выступление каждой группы.
- Закрепление знаний, полученных в практической работе.
Словарная работа: месторождение, геолог.
Учитель: – А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу. Проверка.
Добыча полезных ископаемых.
Чтение по учебнику с комментированием:
- в карьере – песок, глину, известняк
- в шахте – уголь, руду
- в скважине – нефть, природный газ.
Работа в тетрадях. Работа с картой «Сахалинская область» (ученики работают самостоятельно).
Закрепление изученного материала.
Учитель:
– С чем мы познакомились на уроке?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– На какие группы делятся полезные ископаемые?
– Где их применяют?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Учитель:
– Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?
Работа по тестам.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Где и как можно использовать полезное ископаемое из приложения № 1?
а) в строительстве
б) как топливо
в) это не полезное ископаемое
Домашнее задание:
прочитать в учебнике о «Полезных ископаемых», в тетрадях выполнить задания к параграфу. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых Сахалинской области.
Приложение № 1