Полезные ископаемые на уроке окружающего мира

Полезные ископаемые на уроке окружающего мира thumbnail

Тема урока: Полезные ископаемые.

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

Задачи:

– образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

– формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

– коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

– воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная – атмосфера, водная – гидросфера, твердая – литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

– Где строители берут материалы для построек – песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания – жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин – экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие – жидкие или газообразные (газ).

Заполним схему:

строительные

жидкие

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

топливные

газообразные

рудные

Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

– Какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? (Добыча угля открытым способом. В с Пушкино добывают уголь. В с. Лесопильное – глину.)

5. ФИЗМИНУТКА “Диктант в ладоши”.

Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.

6. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. (Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина – это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли. Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.)

  • Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

  • Какие полезные ископаемые ты знаешь?

  • Для чего людям нужны полезные ископаемые?

  • Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

  • Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

  • Как используют собранный металлолом?

  • Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

  • Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (……, а живая природа – это то что дышит, питается, размножается)

– Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? :

1. Что такое полезные ископаемые? Природные горные породы.

2. Почему они ископаемые? Добываются и из недр Земли.

3. Почему они полезные? Они полезные потому, что человек их использует в хозяйстве.

7. Рефлексия.

Рефлексивное обсуждение. Беседа о полезных ископаемых.

– Что вам было уже известно?

– А какая информация оказалась для вас новой?

– О чем бы вы хотели узнать больше?

8. Итог

– Какую тему сегодня изучали?

– Что такое полезные ископаемые?

– Почему они ископаемые?

– Почему они полезные?

– Какой из этапов работы вам понравился больше всего?

– Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

– Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

– Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие – то вопросы у вас, это дает нам возможность продолжить наши исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

9. Домашнее задание

учебник стр. 24-27

Источник

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, нефти, гранита, известняка, каменного угля, железной руды.

Задачи урока:

. Предметные.

– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «геологи»

– формировать представления учащихся о свойствах глины, нефти, гранита, известняка, каменного угля, железной руды и их применении.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

– формировать умение работать с коллекционным материалом.

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

2. Регулятивные УУД:

– формировать умение концентрировать внимание

– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность.

3. Коммуникативные УУД:

– формировать умение работать в паре

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности в паре

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

– формировать положительную мотивацию к обучению.

– развивать познавательную активность, мышление и речь детей

– формировать чувство уважения к товарищу.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: парнаяиндивидуальная,фронтальная.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, глина, железная руда, каменный уголь) (на каждую парту);

  • карточки для самостоятельной работы;

  • статьи из энциклопедии;

  • карта красноярского края.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

– Дети, вам тепло? (Да)
– В классе светло? (Да)
– Прозвенел уже звонок? (Да)
– Уже закончился урок? (Нет)
– Только начался урок? (Да)
– Хотите учиться? (Да)
– Значит можно всем садиться…

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Начнем мы его со знакомства с гномами, которые живут в горах и знают множество удивительных историй, одну из которых, они сегодня нам расскажут.

(1 слайд)

Внимательно послушайте историю гномов и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Чего только нет на нашей земле!

А когда-то, давным-давно,

на земле очень многого не было.

2 слайд

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров и многих других предметов, которые теперь мы называем предметами первой необходимости.

3 слайд

Раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из под земли.

4 слайд

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы… Самолёты и звездолёты…

5 слайд

Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли. Правда не в готовом виде.

6 слайд

Необычную историю рассказывают гномы…

Разве можно из-под земли добыть самолет?

Давайте проверим, правы ли мы.

Давайте послушаем, что было дальше.

Под землёй всё спрятано в виде полезных ископаемых!

7 слайд

Попробуйте сформулировать тему урока

8 слайд «Полезные ископаемые»

III. Работа над темой урока

1.Анализ терминов

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке?

– Что это такое? 
– Какие они бывают? 
– Где и как добываются? Есть ли в нашем крае? 
– Как применяются? 

Давайте ответим на вопрос, что такое полезные ископаемые, почему их так назвали? Подберите синонимы к словам.

9 слайд

Переверните карточки, которые лежат у вас на столах и прочитайте верно ли мы с вами дали определение полезным ископаемым.

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.

Карточки на столах.

2.Практическая работа

Знакомиться с полезными ископаемыми мы будем, работая в парах. Вам придется читать статью, проводить опыты и делать выводы. Выполняйте свои обязанности старательно, добросовестно, потому что от результатов вашей работы будут зависеть результаты работы ваших товарищей.

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки, которая лежит на ваших столах.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Добывают или нет в нашем крае_________________________

Ответ на последний пункт плана вы сможете найти на карте.

10 слайд

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Гранит.

11 слайд

Известняк.

12 слайд

Нефть.

13 слайд

Каменный уголь.

14 слайд

Железная руда.

15 слайд

Глина.

16 слайд

Вы исследовали полезные ископаемые. А вы знаете, как их добывают? И кто отыскивает где производить добычу?

17 слайд

Вывод. Решение проблемной ситуации.

– Полезные ископаемые очень нужны людям. Территория России богата полезными ископаемыми. Но людям необходимо использовать их очень экономно. Почему?

– Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)

Рефлексия.

Давайте вспомним вопросы, которыми мы задавались в начале урока. Как вы думаете ответили мы на них или нет? Что помогло нам в работе?

Домашнее задание.

Много ещё полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить сообщение о любом полезном ископаемом, которое мы не изучили.

– Как вы думаете, нужны Красноярскому краю люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в университетах нашего края. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными заданиями с которыми вы прекрасно справились.

Приложение.

Название полезного ископаемого________________________________________________________

Твёрдое или жидкое ___________________________________________________________________

Цвет ________________________________________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)____________________________________________________

Горючее или негорючее _______________________________________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)_____________________________

_____________________________________________________________________________________

Добывают или нет в нашем крае_________________________

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.

Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.

Известняк. У известняка нет блеска, он обычно светло-серого цвета, но может быть белым или тёмным, почти чёрным; голубоватым, желтоватым или розовым, в зависимости от состава примесей.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур. Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.

Нефть- природная маслянистая горючая жидкость. Непосредственно сырая нефть практически не применяется. Для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке.

В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности, потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.

Железная руда.

Глина-пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.  Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. Глина является основой гончарного, кирпичного производства. Производство цемента. Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Полезные ископаемые

Край богат полезными ископаемыми. Это – уголь, железная руда, цветные и редкие металлы, поваренная соль, тугоплавкая  глина, нефть, газ. Наиболее известные бассейны и месторождения: угля – Канско-Ачинский, Минусинский, Таймырский; железных руд – Тейское, Абаканское, Ирбинское; меди, никеля, кобальта – Норильское; свинца и цинка – Горевское. В Красноярском крае заслуживает внимание крупное Ушканское месторождение розовато-оранжевых крупнозернистых гранитов. В крае числится 5 месторождений известняков. Разрабатываются 2 месторождения известняка – Мазульское и Торгашинское,.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

6. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Руда)

7.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

8.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

9. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

10.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Источник