Полезные ископаемые мира презентация 10 класс
Слайд 1
География мировых природных ресурсов 1.Взаимодействие общества и природы. 2. Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность . 3. Минеральные ресурсы. Презентацию подготовила Васильева В.В., у читель географии МБОУ « Краснохолмская сош №2 им. С. Забавина »
Слайд 2
Основные понятия темы: Природа Географическая среда Антропогенные ландшафты Окружающая среда Природные ресурсы Ресурсообеспеченность Виды природных ресурсов
Слайд 3
Географическая среда – это та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности. Географическая среда Среда обитания человека Источник ресурсов, духовных сил, энергии
Слайд 4
Антропогенное влияние на природную среду Состояние природной среды бывает: е стественное – не измененное хозяйственной деятельностью человека; р авновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие; к ризисное – скорость восстановления ниже, чем воздействие; к ритическое – начало деградации экологических систем; к атастрофическое – труднообратимый процесс деградации; с остояние коллапса – необратимая деградация.
Слайд 5
Антропогенные ландшафты – 60% земной суши. -сельскохозяйственные пашни, пастбища лесохозяйственные вторичные леса водные каналы, пруды , вдхр . городские города, поселки; – п ромышленные заводы, ш ахты.;
Слайд 6
Антропогенные ландшафты
Слайд 7
Обмен веществ между обществом и природой ОБЩЕСТВО ПРИРОДА с редства к существованию отходы
Слайд 8
Проблемы взаимодействия общества и природы 2. Охрана окружающей среды от загрязнения. 1.Рациональное использование природных ресурсов.
Слайд 9
Природные ресурсы – совокупность природных объектов, п ригодных для использования человеком. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ = ————————————— ВЕЛИЧИНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РАЗМЕРЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Р выражается: 1- количеством лет , на которые хватит данного вида ресурсов 2-запасами ресурса на душу населения ______________________ Общегеологические запасы Добыча в год ________________________ Общегеологические запасы ЧН
Слайд 10
Главные виды п риродных ресурсов Водные ресурсы суши Биологи- ческие Земельные Ресурсы Мирового океана Климатические и космические Минеральные Рекреационные
Слайд 11
Минеральные ресурсы Используется 200 видов топливные рудные стройматериалы х имическое сырье Драгоценные, п олудрагоценные, поделочные камни Поиски «вглубь» и «вширь» Создание ТПК Комплексная переработка сырья
Слайд 12
План характеристики вида ресурсов 1. Вид ресурса, его особенности. 2. Значение данного вида ресурса. 3.Запасы. 4.Размеры использования. 5. Распространение по странам и регионам мира. 6. Проблемы использования. 7. Перспективы использования. 8. Ключевые понятия. Подготовить доклады, презентации
Слайд 13
Процесс опустынивания
Слайд 14
16 июля 2010 года ООН объявила о начале Десятилетия, посвященного пустыням и борьбе с опустыниванием . С 2010 по 2020 год должны быть активизированы меры по повышению информированности общественности о необходимости защитить земли от деградации и улучшить качество засушливых территорий, на которых проживает треть населения мира. Опустыниванием в той или иной степени затронуто 3,6 млрд.га земли во всем мире. Сегодня риску деградации подвержены земли в более чем 100 странах. Ежегодно в результате опустынивания теряется 12 млн.га земли.
Слайд 19
Опустынивание в районе Аральского моря
Слайд 22
Ветры сносят песок в океан
Слайд 24
Ресурсы пресной воды
Слайд 26
Опреснение морской воды
Слайд 27
Несложный и недорогой в производстве пластиковый шар Solarball можно легко переносить с места на место. В его нижнюю часть, выкрашенную в чёрный цвет для лучшего поглощения солнечных лучей, заливается грязная вода. Испаряясь внутри шара, она оседает на его стенках и стекает в отдельную ёмкость. Поскольку во время этого процесса загрязняющие вещества отделяются, образуется пригодный для питья конденсат. За сутки Solarball производит три литра питьевой воды.
Слайд 28
Фильтры питьевой воды в пустыне
Слайд 31
Тайга Сельва
Слайд 32
Лесные пожары
Слайд 33
Распространение очагов пожаров в Сибири (космический снимок)
Слайд 34
Освоение бразильской Амазонии
Слайд 35
Лес, пострадавший от кислотных дождей
Слайд 36
Солнечная электростанция. США.
Слайд 37
Солнечная электростанция. Япония.
Слайд 38
Чехия – один из лидеров по использованию солнечной энергии
Слайд 39
Использование энергии Солнца в офисном здании. Китай
Слайд 40
Исполь з ование в етровой энергии
Слайд 41
Агроклиматическая карта мира Проанализируйте данные агроклиматической карты атласа. Выявите регионы и страны, в которых соотношение тепла и влаги оптимально для произрастания сельскохозяйственных культур.
План конспект урока по географии в 10 классе по теме: «Мировые природные ресурсы. Минеральные, водные, земельные, биологические ресурсы».
Цель: Формировать представление о географической среде, видах природных ресурсов отдельных стран и регионов мира, природопользовании
Задачи:
Образовательные: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов (минеральных, водных, земельных), выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Развивающие: Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.
Тип: изучение нового материала
Ход
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Повторение материала прошлых уроков. Карточки с заданиями «Современная политическая карта мира» (Приложение №1).
Задание №1.
Многообразие стран современного мира
С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.
1) По площади территории Италии____________Великобритании, но ______________Франции.
2) _______________- самая большая по площади страна в Зарубежной Азии.
3) Самая большая по площади территории страна Зарубежной Европы – _________________, а самая маленькая _________________.(не рассматривая микрогосударства)
Задание №2.
Многообразие стран современного мира
Используя “визитной карточки” стран, находящиеся на форзацах 1 и 2 учебника, а так же атлас для 10 класса (карта “Численность населения стран мира”), заполните таблицу по выбранным регионам мира.
Задание №3.
Многообразие стран современного мира
Используя атлас для 10 класса, определите к какому типу стран относятся ниже перечисленные страны, по особенностям их географического положения (островное, полуостровное, внутриматериковое, приморское).
Пример: Италия – полуостровное государство.
Мадагаскар – _____________________________________________________
Беларусь -________________________________________________________
Индия – _________________________________________________________
Бразилия -________________________________________________________
Колумбия -_______________________________________________________
Исландия -_______________________________________________________
Задание №4.
Многообразие стран современного мира
Определите страну, выделенную на контурной карте в данной карточке. С помощьювизитной карточки” стран, находящиеся на форзацах 1 и 2 учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна______________________________
Столица_____________________________
Региональная принадлежность__________
_____________________________________
Форма правления_____________________
_____________________________________
Государственное устройство__________
3. Изучение нового материала.
А). Просмотр видеоматериала. Определение темы. Беседа по просмотренному видеоматериалу:
– Какую тему раскрывает видеоматериал? (Природные ресурсы)
– Какими новыми терминами вы ознакомились? ( Природные ресурсы, классификация природных ресурсов, ресурсообеспеченность отдельных стран, классификация стран по ресурсообеспеченности).
Б). Работа методом Кейса. (Отдельным учащимся заранее дается домашняя работа: подготовить материал по природным ресурсам: Минеральные, водные, земельные, биологические ресурсы» по плану.)
План характеристики природных ресурсов:
– Что входит в состав выбранного вида ресурсов.
– Запасы его на Земле.
– География распространения.
– Хозяйственное использование.
– Проблемы и пути их решения.
Учащиеся дома готовят презентацию по определенным ресурсам по данному учителем плану и демонстрируют ее другим учащимся. Остальные учащиеся конспектируют материалы выступления. Время выступления каждого учащегося – 5 минут. (за урок можно прослушать 4-5 человека)
1-ый ученик:
2-ой ученик:
3-ий ученик
4-ый ученик:
3. Закрепление работа с карточками (Приложение 2)
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Саудовская Аравия
35,8
440
Россия
20
350
Ирак
15,1
130
Сопоставив полученные данные, сделать вывод – какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?
2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:
Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?
4. домашнее задание.Прочитать стр. 31-45 учебника
Написать краткий конспект по данному плану следующим ресурсам:
Ресурсы мирового океана;
Климатические и космические ресурсы;
Рекреационные ресурсы.
Слайд 1
1 преподаватель: Головина Е.А. Добро пожаловать! География природных ресурсов мира
Слайд 2
преподаватель: Головина Е.А. 2 Цель занятия: Сформировать понятие «ресурсообеспеченность» территорий. Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов. Научиться давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов
Слайд 3
преподаватель: Головина Е.А. 3 Мы узнаем: Классификацию природных ресурсов и понятие ресурсообеспеченности; Земельные ресурсы: два противоположных процесса; Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды; Ресурсы Мирового океана: океан «болен».
Слайд 4
преподаватель: Головина Е.А. 4 Что есть что Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уровне технического и технологического развития могут быть использованы для производства материальных благ. Главное свойство природных ресурсов – расходуемость ( т.е. запасы имеют определенную величину) и возможность изъятия из природной среды.
Слайд 5
преподаватель: Головина Е.А. 5 Классификация природных ресурсов
Слайд 6
преподаватель: Головина Е.А. 6 По происхождению: Полезные ископаемые (минеральные ресурсы); Климатические ресурсы ; Водные ; Земельные (почвенные); Биологические ; Ресурсы Мирового океана.
Слайд 7
преподаватель: Головина Е.А. 7 По исчерпаемости: Исчерпаемые: Невозобновимые ( минералы, руды цветных металлов, сера и т.п.); возобновимые ( земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические); Неисчерпаемые: энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов и отливов, течений.
Слайд 8
преподаватель: Головина Е.А. 8 По применению: Для промышленности: Топливно-энергетические; Металлургические; Химическое и прочее сырьё. Для сельского хозяйства: Земельные; Почвенные; Агроклиматические. Для отдыха и туризма: Рекреационные ресурсы.
Слайд 9
преподаватель: Головина Е.А. 9 Ресурсообеспеченность Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования . Она измеряется либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения. На показатель ресурсообеспеченности влияют: Богатство или бедность территории природными ресурсами; Масштабы их извлечения (потребления). Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – эти государства обеспечены практически всеми природными ресурсами.
Слайд 10
преподаватель: Головина Е.А. 10 Земельные ресурсы мира
Слайд 11
преподаватель: Головина Е.А. 11 Земельные ресурсы: два противоположных процесса Земельные ресурсы – это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности . Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом. Земля – источник жизни; Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами. Составляет 13,1 млрд.га.
Слайд 12
преподаватель: Головина Е.А. 12 Сельское хозяйство мира
Слайд 13
преподаватель: Головина Е.А. 13 Сельское хозяйство мира Все страны мира различаются размерами пашни, степенью распаханности территории и показателями обеспеченности пахотными угодьями на душу населения . В целом по миру обеспеченность уменьшилась в 2 раза. На неё воздействуют 2 процесса: Расширение земель; Ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов : эрозия почв, заболачивание, опустынивание. Пустыня – географическое, равнинное или гористое пространство, лишённое растительности.
Слайд 14
преподаватель: Головина Е.А. 14 Пустыня
Слайд 15
преподаватель: Головина Е.А. 15 Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? Сегодня к ногам человечества Сложена вся таблица Менделеева Акад. А.Е.Ферсман Особенности всех видов минеральных ресурсов – их невозобновимость, хотя их образование происходит непрерывно.
Слайд 16
преподаватель: Головина Е.А. 16 Минеральные ресурсы мира
Слайд 17
преподаватель: Головина Е.А. 17 Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям: Топливные ПИ – имеют осадочное происхождение и сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам; Рудные ПИ – сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям (Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский, оловяно-свинцовый пояс – в Китае, Вьетнаме).
Слайд 18
преподаватель: Головина Е.А. 18 Топливно – энергетические ресурсы
Слайд 19
преподаватель: Головина Е.А. 19 Топливно – энергетические ресурсы Лучше всего человечество обеспечено угольными запасами . Известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, основная часть которых находится в северном полушарии. Из 600 разведанных нефтегазовых бассейнов разрабатываются 450 в 95 странах мира. Россия – ведущая газовая держава .
Слайд 20
преподаватель: Головина Е.А. 20 Драгоценные камни и металлы
Слайд 21
преподаватель: Головина Е.А. 21 Драгоценные камни и металлы Месторождения драгоценных камней часто являются вторичными. Благодаря процессам выветривания первичных месторождений драгоценные камни, более устойчивые, накапливаются в рыхлых отложениях рек и прибрежной полосы океанов и морей – откуда их легко можно добыть промывкой.
Слайд 22
преподаватель: Головина Е.А. 22 Драгоценные камни и металлы Намывание золота Золотые самородки платина
Слайд 23
преподаватель: Головина Е.А. 23 Водные ресурсы суши: проблема пресной воды
Слайд 24
преподаватель: Головина Е.А. 24 Водные ресурсы суши: проблема пресной воды. Ресурсы пресной воды , составляющие только 25% от общего объёма гидросферы отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности суши. В ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках находится «неприкосновенный запас». Речные (русловые) воды составляют 40 тыс.км 3 . Потребление пресной воды растёт и превышает 4 тыс. км 3 в год. В экономически развитых странах городской житель использует 300-400 л. в сутки.
Слайд 25
преподаватель: Головина Е.А. 25 Главные потребители пресной воды Сельское хозяйство; Промышленность; Электроэнергетика; Коммунально-бытовые службы.
Слайд 26
преподаватель: Головина Е.А. 26 Питьевая вода уже стала стратегическим ресурсом. Объясняется это нехваткой пресной воды ввиду неравномерности распределения её запасов и возрастающих объёмов потребления, резким ухудшением качества поверхностных вод в результате хищнического отношения. 1,5 миллиона человек лишены возможности пить чистую воду. Ежегодно 3 млн. человек умирают от инфекций (тиф, холера, дизентерия), приносимых грязной водой.
Слайд 27
преподаватель: Головина Е.А. 27 Растительные ресурсы
Слайд 28
преподаватель: Головина Е.А. 28 Главный вид растительных ресурсов – лесные – самые большие, самые сложноорганизованные и самосохраняющиеся экосистемы. Они покрывают около 30% земной поверхности ( 3866 млн.га). Главными характеристиками лесных ресурсов служат размеры лесной площади и запасы древесины на корню. Важен показатель площади сохранившихся лесов. Более 80% таких лесов приходится всего на 15 государств : РФ, Канаду, Бразилию, США и т.д.
Слайд 29
преподаватель: Головина Е.А. 29 Мангровые леса Тропические леса Бутылочное дерево
Слайд 30
преподаватель: Головина Е.А. 30 Ресурсы Мирового океана
Слайд 31
преподаватель: Головина Е.А. 31 Главный ресурс – морская вода Запасы – 1370 млн. км 3 или 96,5%; На каждого жителя планеты приходится – 270 млн. м 3 океанской воды; «живая вода» – это 75 химических элемента таблицы Менделеева; 1 км 3 воды содержит – 37 млн. тонн растворённых веществ: соли – 20 млн.т., серы – 6 млн.т., много соды, брома, алюминия, кальция, натрия, меди, тория, золота и серебра.
Слайд 32
преподаватель: Головина Е.А. 32 Минеральные ресурсы дна океана На континентальном шельфе – нефть и газ: 1/3 от общей мировой добычи. Мексиканский залив – 57 действующих скважин; Северное море – 37; Персидский залив – 21; Гвинейский залив – 15. Глубоководное ложе океана – железомарганцевые конкреции; Сокровища затонувших кораблей.
Слайд 33
преподаватель: Головина Е.А. 33 Энергетические ресурсы дна океана Приливные электростанции – суммарная мощность приливов – 1-6 млрд.кВт*ч, что превышает энергию всех рек земного шара. Возможности имеются в 25-30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Самыми большими ресурсами приливной энергетики обладают : Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США . Волновые электростанции , использующие энергию морских течений.
Слайд 34
преподаватель: Головина Е.А. 34 Биологические ресурсы дна океана Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах. Основную часть биомассы составляет фитопланктон и зообентос. Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки (свыше 1 млрд.т).
Слайд 35
преподаватель: Головина Е.А. 35 Хозяйственное использование вод Мирового океана Самые продуктивные акватории – это северные широты: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США (моря: Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов). Мировая добыча рыбы и морепродуктов = 110 млн.тонн в год.
Слайд 36
преподаватель: Головина Е.А. 36 Океан «БОЛЕН» В него ежегодно попадает 1 млн.тонн нефти ( от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов). Отходы промышленности : тяжёлые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки .
Слайд 37
преподаватель: Головина Е.А. 37 Рекреационные ресурсы
Слайд 38
преподаватель: Головина Е.А. 38 Рекреационные ресурсы Основа отдыха туризма . Это как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые могут использоваться для отдыха, туризма и восстановления здоровья. Рекреационные ресурсы делятся на 4 главных типа: Рекреационно-лечебные (например, лечение минеральными водами); Рекреационно-оздоровительные (купально-пляжные местности); Рекреационно-спортивные (горнолыжные базы); Рекреационно-познавательные (исторические памятники).
Слайд 39
преподаватель: Головина Е.А. 39 К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озёр, горы, лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы: зелёные зоны городов, заповедники и заказники, национальные парки. К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности : Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия) и др. Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии, Египте и других странах мира.
Слайд 40
преподаватель: Головина Е.А. 40 Спасибо за внимание!