Полезные ископаемые крымского полуострова конспект урока

Полезные ископаемые крымского полуострова конспект урока thumbnail

Урок по крымоведению в 5 классе

Тема: Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Цели: 

Образовательные:  обобщить и закрепить знания о ранее изученных полезных ископаемых.

Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас;

Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, карточки с таблицами полезных ископаемых.

Тип урока: обобщение знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Начинается урок,     

Думаю, пойдёт он впрок!

Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок крымоведе- ния. Улыбнитесь друг другу!

Слайд

– Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ, которая так прекрасна!

Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!

– А без чего невозможна жизнь на Земле? (Без солнца, воды, воздуха, почвы).Слайд

– Деревья, цветы, животные, птицы, рыбы – это какая природа? (Живая)

– Солнце, вода, воздух, почва, камни – это какая природа?   (Неживая).

– Полезные ископаемые относятся к живой или неживой природе? (неживой)

2. Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы с вами изучали разные виды полезных ископаемых.

– Сейчас я вам загадаю загадки на эту тему, а вы слушайте внимательно и отгадывайте (ученик, отгадавший загадку, выходит к доске, показывает на карте Крыма месторождение зтого полезного ископаемого и рассказывает об его использовании).

Он черный, блестящий,  
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Этот мастер белый – белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел, известняк)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

– Молодцы! Я очень рада, что вы хорошо знаете полезные ископаемые.

– Что такое полезные ископаемые?

– Что такое месторождение?

3. Работа по заполнению таблицы «Свойства полезных ископаемых».

– Ребята, а сейчас мы с вами будем заполнять таблицу о свойствах полезных ископаемых. На прошлых уроках мы говорили об этом. Давайте еще раз посмотрим на нашу коллекцию полезных ископаемых и определим их цвет, свойства, и вспомним, какую пользу они приносят людям, где применяются.

(На столе лежит коллекция полезных ископаемых. Ученики работают по одному и коллективно, в случае затруднения, комментируют. Учащиеся заполняют таблицу на карточках).

– Назовите полезные ископаемые твёрдые, жидкие?

– Какое из них самое твёрдое?

– Какие из них горючие?

– Какое самое рыхлое?

Физминутка ( видео )

4. Просмотр презентации «Полезные ископаемые»

-беседа по содержанию.

5. Самостоятельная работа (на раздаточных листах ) записать использова-ние полезных ископаемых.

– Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь внимательно послушайте сказку и ответите на мои вопросы.

6. Сказка   «КТО ГЛАВНЕЕ?»

Жили-были на земле полезные ископаемые. Вот как-то собрались они на уик-энд: мистер Каменный уголь, мистер Торф, мистер Газ, миссис Нефть и мисс Железная руда. Выехали они на природу, расположились на лужайке, и целый день веселились и танцевали. Под вечер у них случился спор. Начали спор мужчины.

Мистер Каменный уголь доказывал мистеру Торфу, что он главнее его, кричит: «Я тепло даю!». А тот ему в ответ: «Я тоже из горючих материалов». А тут еще Нефть не выдержала, вмешалась: «Я не только горю, я еще бензин даю, смазку, даже пластмассу из меня делают!» Тут и Руда заговорила: «Если бы не я, то вас без железа и добывать нечем было бы».

Долго спорили они, а за спором не заметили, как подошел к ним живущий в горах отшельник-Булыжник. Слушал-слушал их и говорит: «Глупцы, нашли из-за чего спорить! В этом мире мы все главные. Ведь даже я, Булыжник, нужен для стройки дорог!»

Застыдились тут полезные ископаемые, поняли свою ошибку, пожали друг другу руки и весело отправились по домам.

– Вам понравилась сказка?

– Назовите всех героев сказки.

– О чём спорили герои этой сказки?

– Какие герои этой сказки обладают горючими свойствами?

– Какое полезное вещество можно получить из железной руды?

– Какую пользу приносит людям отшельник-Булыжник?

– Ну и кто же оказался главнее всех?

6. Итог урока

– Ребята, какое задание для Вас было самым интересным?

– Что больше всего Вам понравилось?

– Оценка знаний учащихся с комментарием.

8. Домашнее задание: нарисовать в тетради предметы, и указать из каких полезных ископаемых они изготовлены ( стакан, ложка).

Источник

Крымоведение 6 класс

Тема: Характерные минералы и горные породы Крыма. Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Цель урока: углубить знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых, рассмотреть их классификацию.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие терминов «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; познакомить с наиболее распространёнными  горными породами, слагающими земную кору; закрепить знания учащихся о полезных ископаемых Крымского полуострова.

Развивающие: развитие памяти, внимания, любознательности, расширение кругозора; умение работать в группе; способствовать развитию товарищеских отношений и взаимопонимания при групповой работе.

Читайте также:  Вакансии в алдане обогатитель полезных ископаемых

Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых); воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока по форме проведения: нетрадиционный

Формы работы: фронтальная, групповая

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование: карта Крыма, атлас, практическая тетрадь, фишки, светофоры, бортовой журнал, значки полезных ископаемых, раздаточный материал, коллекция минералов и горных пород.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Устное  сообщение  учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть вас на нашем уроке крымоведения, но на урок вы пришли с разным настроением – отразите его, подняв «Смайлик – настроения» ( красный-хорошее настроение, зелёный– не очень хорошее, а может даже грустное). Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке.

Учащиеся открывают тетради и записывают число.

  1. Мотивация учебной деятельности

Эпиграфом нашего урока я взяла слова К.Г. Паустовского «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни».

Прослушайте отрывок из сказки П. Бажова «Медной горы хозяйка» и определите тему нашего урока.

«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..

—… А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы…

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный, а на нем цветки медны…».

? Как звучит тема сегодняшнего урока?

Учащиеся определяют тему и характеризуют цели урока. Записывают тему в тетрадь.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде чем мы с вами побываем в царстве камней, давайте проверим домашнее задание и выясним, что же мы с вами уже знаем по теме «Формы земной поверхности. Основные формы рельефа Крымского полуострова».

Вы разделились на 2 команды. Выберите капитана, который будет руководить вашей работой, вести бортовой журнал, куда запишет фамилии членов команды и будет отмечать заработанные вами баллы. За ответы вы будете получать жетоны с определенным количеством баллов. Та команда, которая наберет наибольшее количество баллов, станет «Знатоком рельефа».

Оценку «отлично» получит тот, кто наберет больше жетонов, оценку «хорошо» получит тот, кто по количеству жетонов будет на 2 месте и оценку «удовлетворительно» получит тот, кто по количеству жетонов окажется на 3 месте.

При выполнении всех заданий о готовности отвечать вы семафорите светофорами, т.е принцип «Знаешь ответ – подними светофор».

Капитанов прошу заполнить журнал и доложить о готовности команд.

1 задание. Зашифрованное слово

Инструктаж. Я читаю ряд слов. Ваша задача – очень внимательно слушать их и запоминать в том же порядке, в котором я их называю. После окончания чтения ряда можете записывать эти слова и только по первым буквам этих слов у вас выйдет зашифрованное слово, например, яблоко, дорога, река, орбита – ядро.

Та команда или ученик, который первый расшифрует слово получает 3 б., при этом первым подняв светофор.

Слова: река, альбом, вода, нарцисс, исток, нитка, айсберг – равнина.

Горизонт, озеро, радуга, алмаз – гора.

? Что это за слова (формы рельефа).

2 задание. Прием «Закончи предложение».

Давайте вспомним, что такое равнина (для 1 команды), горы (для 2-й). Из предложенного перечня выберите характеристики, отвечающие вашим формам рельефа. Характеристики лежат на столе, учащиеся прикрепляют их на доску. Каждый правильный ответ приносит команде и ученику 2 б.

Характеристики: обширные по площади, с незначительными колебаниями высот, плоские и холмистые, 55% поверхности Земли, высоко поднятые над равнинами, имеющие значительные колебания высот, имеющие линию подошвы, 45 % поверхности Земли.

3 задание. Дополни схему (для капитанов)

1 команда- «Горы по высоте», 2 команда – «Равнины по высоте». Мах баллов – 6б.

4 задание. «Перепутанка».

Буквы в словах перепутаны. С помощью перестановки букв, определите слово и дайте ему определение. Слово без определения – 1 б., с определением – 3 б.

Знаешь ответ – подними светофор.

Слова: л я а й (яйла), с ы у т к э (куэсты), ф е л е р ь (рельеф).

5 задание. Игра «Интеллектуальный хоккей».

На бумаге изображены хоккейные ворота, площадь которых разбита на 12 квадратов, которые зашифрованы номерами. Под каждым номером содержится вопрос. В центре ворот вопросы легче, а в углах – тяжелее. Соперники задают один одному вопрос, указывая на номер в площади ворот. Если ответ неверный, соперникам зачитывается гол и у другой команды есть возможность ответить на этот вопрос (в скобках указано количество баллов, которое команда получит за правильный ответ).

Хоккейные ворота

1 (4б)

2 (2б)

3 (2б)

4 (5б)

5 (1б)

6 (3б)

7 (5б)

8 (1б)

9 (3б)

10 (5б)

11 (2б)

12 (2б)

1. Перечислите формы рельефа Равнинного Крыма.

2. К каким горам по высоте относятся Крымские горы.

Читайте также:  Чем полезен зеленый грецкий орех с сахаром

3. Какой рельеф имеет Керченский полуостров.

4. Показать на карте ЮБК, назвать города Южного берега Крыма.

5. Назовите высшую точку Крымских гор.

6. Перечислите гряды крымских гор.

7. Какие формы рельефа вы пересечете, если будете ехать автомобилем из Джанкоя в Первомайское.

8. Назовите самые высокие горы мира, и их высоту.

9. Какая высота высшей точки Крымских гор.

10. Какие формы рельефа вы пересечете, если будете ехать автомобилем из Алушты в Симферополь.

11. На сколько километров протянулась Главная гряда.

12. Как называется возвышенность Крымского полуострова.

6 задание. Картографический практикум.

Название форм рельефа Крымского полуострова прикрепить в соответствующее им место на общегеографической карте.

Ученики каждой команды по очереди выходят к доске и прикрепляют карточку с названием формы рельефа на карту.

Номенклатура: Тарханкутская возвышенность, Центрально-Крымская равнина, Северо-Крымская низменностью, Керченское холмогорье, Крымские горы, г. Роман-Кош.

Учитель подводит итог. Капитаны подсчитывают количество баллов членов команды. Выставляются оценки.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, мы с вами ходим по земной коре. А задумывались ли вы, когда ни будь, что находится у нас под ногами? (Ответы учеников)

Дорогие ребята, природа наделила Землю неоценимым богатством, подарив нам более 2 тыс. минералов и более 1,5 тыс. горных пород. Что же это за природные тела? Начнем с минералов.

Рабочая тетрадь стр. 23 – ученики зачитывают определение (отмечают V, дома записывают в обычную тетрадь).

Т.е., минералы – это природные тела, состоящие из одного вещества.

Минералами являются вода (самый драгоценный минерал на Земле), золото, графит, полевой шпат, кварц, слюда и многие др. (демонстрирует коллекцию горных пород).

Угадайте, о каком минерале идет речь: открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом, что означает «несокрушимый» (Алмаз) (фото).

Опережающее задание – сообщение ученика о минералах Крымского пол-ва.

? Какими же минералами богаты недра Крымского пол-ва.

Учитель: Настоящей минеральной жемчужиной называют древний вулкан

Кара-Даг, который находится на юго-восточном побережье Крыма (в районе Коктебеля, Феодосия).

Рабочая тетрадь стр. 24, задание № 2 – учащиеся выполняют по ходу объяснения материала учителем.

Задание. Назовите с помощью учителя самые известные минералы на Кара-Даге.

На территории Кара-Дага добывают драгоценные и полудрагоценные камни: яшму, агаты, сердолик, который является самым известными популярным ювелирным камнем Крыма, аметисты, горный хрусталь и др. (объяснение сопровождается показом фото минералов). Но их так мало, что запасы этих камней не подсчитывают и промышленную добычу не ведут.

? Что же такое горная порода. Давайте выясним, чем горные породы отличаются от минералов.

Рабочая тетрадь стр. 24 – ученики зачитывают определение (отмечают V, дома записывают в обычную тетрадь).

Т.е., горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве.

Н-р, в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк ((объяснение сопровождается показом фотом горных пород и демонстрацией коллекции пород). Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др. (фото)

Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.

Рабочая тетрадь стр. 25, задание № 4 – учащиеся заполняют таблицу по ходу объяснения материала учителем. На столах у учащихся лежат листы опорных сигналов (шпаргалка).

Ребята, а вы любите сказки? (ответ)

Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?», из которой мы с вами подробнее узнаем о горных породах недр Земли.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Был у него сын – удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись – «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.

? – Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» – спрашивает царевич. «Есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» – спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», – отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняки, нефть, уголь, торф. Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы.

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

Читайте также:  Формула коэффициента полезного действия источника тока

? – Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?

(ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура).

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими. Из одних пород образуются другие:

песок – песчаник – кварцит – кварц; известняк – мрамор; гранит – гнейс; графит – алмаз.

Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!»

– Ребята, поможем отгадать загадки Ивану – Царевичу?

  1. Без нее не побежит ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

  1. Белый, как сахар, но не сладкий.

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберешься. (Мел)

  1. Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами проведем Царевича домой и сделаем физкультминутку.

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места)

Учитель: Люди еще в древности научились применять многие минералы и горные породы для своих нужд.

Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми.

Рабочая тетрадь стр. 25 – ученики отмечают V определение, дома записывают в обычную тетрадь.

По характеру использования все п/и делятся на три группы: топливные (горючие) – используются как топливо; рудные (металлические) – из которых выплавляют металлы; нерудные (неметаллические), которые делятся на 2 группы: сырье для химической промышленности и строительное сырье.

Задание «Почта». Работа с атласом стр. 3 (подсказка).

Необходимо названия п/и оправить в соответствующий адрес, т.е. в группу, в которую оно входит. На доске прикреплены 3 конверта с надписями групп п/и.

Учитель показывает значок, а учащиеся называют его и говорят, в какой конверт его положить.

? Какие п/и залегают в недрах Крымского полуострова.

Работа с атласом стр. 10

По ходу объяснения материала учитель прикрепляет на общегеографическую карту значки п/и в местах добычи, учащиеся отмечают их на к/к в практической тетради стр.22

Топливные:

нефть(Керченский п-ов)

? Назовите месторождения (Акташское и Семеновское).

газ(Джанкойское и Стрелковое месторождения), на шельфе Черного моря (Голицынское, Штормовое и Архангельское месторождения) и Азовского моря (Восточно-Казантипское месторождение).

Рудные:

железные руды (Керченский п-ов).

Нерудные: а) строительное сырье

известняк (в предгорном Крыму, степном, на Керченском п-ве);

глина (в предгорном Крыму-Симферополь, Белогорск, Старый Крым);

песок(ю-з часть, в долинах рек Альма и Кача);

гипс (Керченский п-ов).

б) химическое сырье:

каменная соль (залив Сиваш, оз. Сасык).

Богат Крым лечебными грязями и минеральным водами.

V. Закрепление изученного материала.

Прием «Верю – Не верю». Ученики работают со светофорами.

  1. Верите ли вы, что вода – это горная порода (нет, минерал);

  2. Верите ли вы, что минеральной жемчужиной Крыма является Керченский

полуостров (нет, влк. Кара-Даг);

  1. Верите ли вы, что горные породы состоят из минералов (да);

  2. Верите ли вы, что к топливным п/и относится известняк (нет);

  3. Верите ли вы, что в Крыму добывают газ на шельфе Черного моря (да);

  4. Верите ли вы, что к осадочным горным породам относится песок, глина (да).

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

* Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

* Поднимите правую руку те, кто сможет назвать п/и, которые добывают на Крымском полуострове.

* Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

Я очень рада за вас и говорю спасибо.

Учитель аргументирует оценки за урок.

Учитель: Вернувшись домой, Иван-Царевич прислал нам грамоту, и вот, что он в ней пишет:

Грамота:

Друзья, мои! Спасибо за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам не известны!

VII. Дома потрудитесь:

– выучите конспект урока,

– значки п/и,

– выполните в рабочих тетрадях задание № 3 на стр. 26,

– подготовьтесь к контрольной работе по теме «Рельеф, п/и Крымского п-ва».

*Творческим ребятам я предлагаю написать рефераты на тему: «Драгоценные и полудрагоценные минералы Крыма».

Желаю всем здоровья и упорства.

Царь Иван.

Учитель: Спасибо за урок. До свиданье!

Источник