Полезные ископаемые краснодарского края практическая работа
Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»
Цели урока:
образовательные – обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;
воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;
развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.
Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы.
Ход урока.
I. Организация начала урока
– Чтоб узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок кубановедения, вам нужно отгадать загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
3. Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
10. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
– Как назвать все эти отгадки одним словом? (Полезные ископаемые)
– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?
2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?
3. Где они применяются?
1. Работа по теме урока.
1. Вступительная беседа.
– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)
– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)
1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.
2. Нефть, природный газ – горючие.
3. Железная руда – рудные ( металлические)
2. Работа по карте
– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)
– Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).
– В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? ( на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края – на Азово-Кубанской равнине)
3.Чтение текста учебника (стр.75)
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
4. Беседа по прочитанному.
– О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.
– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
Практическая работа. Песок и глина.
– Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.
Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?
– Какое строение имеет песок? Глина?
– Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
– В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.
– В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.
Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?
– А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)
– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?
– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)
Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина- белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.
– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.
II. Закрепление
– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?
– Из чего образуется в природе песок и глина?
– Где применяют глину и песок?
III. Итог урока
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.
– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?
IV. Домашнее задание
– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.
Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
1.Организацион-ный этап
– Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке.- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Урок наш пройдёт в форме деловой игры.
Я желаю интересного урока.
Проверяют готов-ность уроку, слу-шают учителя, желая хорошего настроения.
2. Актуализация опорных знаний
– Как называется край, в котором мы живём? ( Краснодарский). Какова площадь нашего края. ( 76 000 м2). Посмотрите на карту.
– Богата и разнообразна природа нашего края . Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.
– Для того чтобы вспомнить как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи…
Правильно! (Геолог ).
– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!
-На прошлом уроке мы с вами знакомились с полезными ископаемыми Краснодрского края.
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми и должны будем ответить на проблемный вопрос.
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
(ответы детей)
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.
4. Формирование новых знаний
– В крае существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.
Сообщение о полезных ископаемых « Знатаков ».
(презентация)
Мергель (Кугаевская Д.)
Песок (Гаспарян Д.)
Глина (Снурницина А.)
Нефть(Бабенко С.)
Известняк (Цуркан Е.)
(Показать месторождение полезных ископаемых на карте и соотнести таблички по группам)
Задавались ли вы вопросом, на какие группы можно разделить эти «полезные ископаемые»?
Горючие Рудные Строительные
Отвечают на поставленные вопросы.
Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
5.Физминутка
– Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследователь-ской работе и проведем физкультминутку.
Повторяют движения
6. Практическая работа
Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.
– Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.
– Каждая группа получит образц полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.
(дети выполняют задание 2-3 мин.)
– У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, нужно со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”
(Обобщают высказывания каждой группы).
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской
работы.
Осуществляют исследование по инструкции.
Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.
7. Первичное закрепление
-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам .
Работа по тетради
Разгадывание кроссворда .( с.14)
Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение полезного ископаемого.
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Как надо охранять полезные ископаемые?(ответы детей)
- Экономично использовать
- Оберегать от пожаров
- Соблюдать правила перевозки
- Заменять по возможности искусственными материалами.
Выполнение теста на оценку(раздать)
Выполнение теста по теме « Полезные ископаемые».
Тест.
1. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
— кислород;
— песок;
— нефть.
2. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.
— песок;
— торф;
— уголь.
3. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д.
— пластилин;
— глина;
— песок.
4. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?
— торф;
— известняк;
— чугун.
5. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом?
— природный газ;
— нефть;
— уголь.
6. Для чего используют гранит?
— для изготовления посуды;
— для строительства;
— для очищения воздуха.
Проверка ответов.
Отвечают отгадывают кроссворд.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
8. Рефлексия деятельности
на уроке
– Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
Ископаемые. Полезные, нужные. Находят, добывают, используют.
Необходимы челове-ку во все времена. Недра.
9. Домашнее задание
– В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:
– Нанести на контурную карту месторождения полезных ископаемых Краснодарского края.(поможет учебник) и урок.
Сочинить сказку как поспорили полезные ископаемые кто из них полезнее.стр.15
– Ответить на вопрос: «Что можете сделать вы для охраны полезных ископаемых?
Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»
Цели урока:
образовательные – обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;
воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;
развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.
Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»
Ход урока.
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы урока.
1. Определение темы урока.
– Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
10. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
– Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)
– Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?
2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?
3. Где они применяются?
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)
– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)
– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)
1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.
2. Нефть, природный газ – горючие.
3. Железная руда – рудные (металлические)
2. Работа по карте. (Слайд 5-8)
– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)
– Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).
– В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края – на Азово-Кубанской равнине)
3.Чтение текста учебника (стр.75)
4. Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)
– О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.
IV. Практическая работа. Песок и глина.
– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
– Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.
Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?
– Какое строение имеет песок? Глина?
– Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
– В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.
– В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.
Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?
– А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)
– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?
– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины – «рана» на поверхности земли.)
Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.
– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.
V. Закрепление. Тест на изученную тему.
– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?
– Из чего образуется в природе песок и глина?
– Где применяют глину и песок?
VI. Итог урока. Релаксация.
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.
– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание
– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.
Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна
Краснодарский край – область на юге страны, омываемая черноморскими водами. Территория имеет сложное геологическое строение, благодаря чему здесь найдено большое количество разнообразных полезных ископаемых. Основу минерально-сырьевой базы составляют углеводороды, но есть и металлические и минеральные ресурсы.
Геологическая характеристика Краснодарского края
Полезные ископаемые Краснодарского края напрямую связаны с геологической структурой фундамента этого района. Территория находится на стыке нескольких тектонических зон, что обеспечивает разнообразие минерально-сырьевой базы. Северная часть образована кристаллическим фундаментом Азовского выступа. Он появился примерно 1,7 миллиарда лет назад и относится к додекамбрийскому периоду. Большая часть сложена породами метаморфического происхождения. Эта структура благоприятна для образования металлических руд, гранитов и других минеральных полезных ископаемых.
Пригорная часть области относится к Скифской плите (платформе), которая является самым молодым тектоническим районом. Здесь залегают породы вулканического и осадочного происхождения девонско-каменноугольного периода. Главными полезными ископаемыми этого образования являются нефть и природный газ. Также в этом регионе можно обнаружить соли (каменные и калийные), ракушняк, известняки, гипс. Также встречаются отложения мелового периода.
Южная территория сложена северо-западной частью альпийской геосиклинарной зоны Большого Кавказа. Это значит, что большая часть полезных ископаемых является породами метаморфического и магматического происхождения. Здесь на территории области ведется поиск ресурсов, но они еще не вырабатываются. Южная часть перспективна в поиске нерудных полезных ископаемых. В состав Северной части территории Краснодарского края входит часть украинского кристаллического щита. Его строение схоже с западным регионом, а основным полезным ископаемым является природный газ.
Нефть и природный газ
С Краснодарским краем напрямую связана история развития нефтяной промышленности в России. Именно здесь началась первая промышленная разработка «черного золота». Этому способствовали хорошие климатические характеристики региона, близость ее залегания к поверхности и несложная геологическая структура. Очень важно учитывать и тот факт, что в то время добыча нефти была рискованным делом, ведь без новейшего оборудования, которое может доказать наличие сырья без бурения, геологи действовали почти наугад.
На территории Кубани поиск нефти длился до 2 лет, пока не забил первый фонтан, что и положил начало углеводородной промышленности России. Случилось это в феврале 1866 года. Первая скважина, пробуренная в Краснодарском крае, сейчас является историческим достоянием, и носит имя ее первооткрывателя – А.Н. Новосильцева.
Сейчас большинство месторождений Краснодарского края находится на пригорной полосе от Северска до Абинска. Главными являются:
- Калужское;
- Новодмитриевское;
- Холмское;
- Крымское.
Несмотря на то, что добыча нефти ведется на территории области уже больше 2 веков, запасы все еще обширны. Здесь находится 154 месторождений газа и нефти, а запасы исчисляются в 2 миллионов тонн углеводородов. Нефть высокого качества, низкосернистая с плотностью 0,8 – 1,0 г/см3.
Проведенный статистический анализ показывает, что сейчас в Краснодарском крае стремительно растет добыча и продажа продуктов нефтепереработки. Это положительно влияет на развитие экономики этого района. Большинство предприятий области показывают хорошую динамику. Влияет на этот показатель и выгодное геополитическое расположение, выход к морю и наличие технологичного трубопровода. В дальнейшем планируется еще больше увеличить выработку углеводородов на территории Кубани, внедрение новых технологий и привлечение инвесторов.
Благодаря такому подходу, выработка полезного сырья за 5 лет увеличилась с 12,6 до 25 миллионов тонн в год. Чистая прибыль от реализации нефти в Краснодарском крае составляет 50,22 миллиардов рублей.
Нерудные полезные ископаемые
Еще один важный ископаемый ресурс в Краснодарском крае – мергель. Это горная порода, которая используется для производства строительных материалов. В его состав входят кальциты и доломиты, которые характерны для западного региона области. Мергель является осадочной породой морского происхождения, что соответствует тому периоду, когда эта территория еще была частью большого океана. Важность ископаемого в том, что он его применяют в изготовлении цемента.
В этом регионе добывается мергель различного состава:
- 75% кварцита;
- 25% глинистых частиц;
- 1-2% ила.
Больше всего запасов находится в поселке Верхнебаканском, в окрестностях г. Сочи. Добывается это сырье открытым карьерным способом и вывозится в другие страны. Большое месторождение находится Азово-Кубанской впадины.
Но это не все минеральные отложения, которыми сложены породы Краснодарского края. Возле Гулькевичей и Армавира добываются гравий и песок, применяемые для изготовления бетона. Учитывая морское происхождение фундамента области, вблизи морского побережья в Краснодарском крае добывается ракушняк – легкий минерал, образовавшийся в результате спресовки ракушек животных. Он также используется в строительстве и отлично поглощает звуки.
Добываются также фосфориты и апатиты – Маркопиджское месторождение Краснодарского края. Это сырье используется не только в строительной, но и в химической промышленности. Существуют на территории области и отложения соли. Больше всего запасов находится недалеко от речек Белая и Урупа. Сейчас они не разрабатываются, из-за того, что более крупные месторождения полностью покрывают потребности страны в этом сырье, но находятся в резерве.
Известен Кубанский край и выработкой йода на Славянско-Троицком месторождении. Разнообразием драгоценных и поделочных камней Кубань похвастаться не может. В промышленных масштабах здесь добывают только яшму и жадеит. Они используются для внутренней облицовки при строительстве и декоративных украшений. Одним из самых интересных полезных ископаемых Краснодарского края можно считать морскую ракушку. Ее добывают открытым образом для изготовления удобрений и строительных материалов.
Рудные полезные ископаемые
Рудные полезные ископаемые Краснодарского края не представляют большой ценности из-за небольших запасов сырья. Месторождения железной руды были найдены на Таманском полуострове. Там обнаружено небольшое количество гематита и бурого железняка, относятся руды к средним и бедным по содержанию Fe. Также на территории Краснодарского края находилось огромное месторождение ртути – Сахалинское. По данным оно обеспечивало почти 100% потребностей страны в этом металле. Сырье добывалось в виде руды – киноварь. Сейчас Сахалинские копи заброшены, из-за низкой рентабельности выработки. Большая часть полезного сырья уже была выработана.
В резерве находятся 3 месторождения ртути:
- Белокаменное,
- Дальнее
- Каскадное.
В прошлом веке Сочинские пляжи использовались для добычи россыпного золота. В песке находили небольшие вкрапления металла. В районе поселка Головинка было организовано несколько приисков, где мыли песок, для поиска самородков. Находили сырье для производства драгоценного металла на реках Ореховка и Ожек. Пик золотодобычи на этой территории приходится на 30 – 40е года.
Сейчас добыча золота на реках и морских побережьях осталась туристам и старателям любителям. Все промышленные запасы желтого металла опустошены, а новые поиски являются не рентабельными. Самый крупный самородок, найденный во время масштабной разработки сочинских пляжей, весил 250 грамм.
Существуют истории о том, что на этой территории была найдена крупная золотая жила одним из ученых-геологов. Но, из-за разногласий с правительством, он так и не открыл ее местоположение.
Заключение
На территории Краснодарского края находится до 210 месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых. Главным сырьем, которое активно вырабатывается в этой области, считается нефть и природный газ. Территория также богата ресурсами для строительной промышленности. Рудное производство области не развито, а большинство известных месторождений сейчас не имеют промышленной ценности или находятся в резерве. Есть на территории и минеральные полезные ископаемые: доломиты, мергели, известняки, яшма. Также на побережьях области добывают сырье для удобрений – морскую ракушку.