Полезные ископаемые краснодарского края конспект урока 4 класс
Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»
Цели урока:
образовательные – обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;
воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;
развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.
Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»
Ход урока.
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы урока.
1. Определение темы урока.
– Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
10. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
– Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)
– Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?
2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?
3. Где они применяются?
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)
– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)
– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)
1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.
2. Нефть, природный газ – горючие.
3. Железная руда – рудные (металлические)
2. Работа по карте. (Слайд 5-8)
– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)
– Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).
– В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края – на Азово-Кубанской равнине)
3.Чтение текста учебника (стр.75)
4. Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)
– О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.
IV. Практическая работа. Песок и глина.
– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
– Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.
Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?
– Какое строение имеет песок? Глина?
– Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
– В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.
– В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.
Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?
– А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)
– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?
– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины – «рана» на поверхности земли.)
Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.
– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.
V. Закрепление. Тест на изученную тему.
– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?
– Из чего образуется в природе песок и глина?
– Где применяют глину и песок?
VI. Итог урока. Релаксация.
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.
– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание
– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.
Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна
Конспект урока
ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «Б»
Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»
Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»
Тип урока: Комбинированый
Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.
Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.
Формировать УУД:
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока
Этап урока,
время этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Мотивационно-целевой этап
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
Садитесь.
Орешек знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли отступать!
Ученику всегда поможет
Простой девиз:
«Хочу все знать!!»
На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.
Приветствие.
Хочу все знать.
Ориентировочный этап
-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
-Можно ли назвать водоемы богатством земли?
-Что еще относится к природным богатствам?
– Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
– Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй – отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
– Я – соль земли, – говорит соль, – без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?
– Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – Интересуется уголь? – Без топлива в этом деле не обойтись.
– Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.
– Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
-Что же полезного есть в земле?
– Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Какая цель нашего урока?
Давайте составим план нашего урока
Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.
Разнообразие полезных ископаемых.
Полезные ископаемые нашего края.
Свойства полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.
Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.
Полезные ископаемые.
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Поисково-исследовательский этап
– Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.
-Что нового необычного увидели на карте?
-Кто знает, что они обозначают?
-Все ли значки одинаковые? Почему?
– Какие полезные ископаемые уже знаете?
-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?
– А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?
-Почему?
– Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?
-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.
-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.
Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.
– А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.
-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.
Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.
-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.
Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем
– Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.
Значки
Полезные ископаемые
Нет, они разные
Нет
Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.
Затрудняются ответить.
Оценивают.
Ответы детей
Практический этап
– Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?
– Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.
В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!
-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого. На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.
Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
Выступление детей 1 группа
1. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
По трубе течет,
пироги печет. (Газ)
Выступление 2 группы
2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)
Выступление 3 группы
3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)
Выступление 4 группы
4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
Выступление 5 группы
5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Выступление 6 группы
6.Белый камушек растаял.
На доске следы оставил. (Мел)
-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.
Геологи
Работа в группах, заполнение таблиц.
Рефлексивно-оценочный этап
-Какова была цель урока?
– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
– На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
– Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?
-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с.149-159 учебника.
2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.
Для любознательных
Придумать сказку о полезных ископаемых.
-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.
-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?
-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.
-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?
-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?
-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?
-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?
-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых
Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.
Да.
Да.
Хлопок
Хлопок
Хлопок
Нет
Хлопок
Хлопок
Хлопок
Хлопок
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.
Как ни лепи песок, он все рассыпается.
На песке дом не построишь.
Глину не мять — горшков не видать.
Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
Печаль точит человека, как ржавчина железо.
Железом добывают золото, а золотом железо.
Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
Москва, что гранит, — никто Москву не победит.
Урок кубановедения в 4 классе
Тема урока: Природные зоны Краснодарского края, их экологические проблемы.
Цель урока: обобщить знания учащихся о природных зонах Краснодарского края; развивать память, мышление; прививать практические умения и навыки работы с картой; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карта природных зон России, карта природных зон края, видеоматериал «Кавказ», компьютер, фотоматериал.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Изучение, осмысление.
Ребята, мы разделимся на две группы. Каждая из групп представит нам свою природную зону. Мы мысленно совершим путешествие по правобережной степной Кубани и левобережной предгорной и горной.
(1 группа учащихся представляет степь)
(Рассказ сопровождается показом гербарных образцов, картин природы, фотографий)
Растительность края распределяется по зонам. Здесь ярко выражена широтная и вертикальная (высотная) зональность. В недалеком прошлом это была разнотравно-типчаково-ковыльная степь. Сейчас она почти вся распахана и превращена в поля, где выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник.
В составе растительности края 2880 высших растений, кроме того, на Кубани много водорослей, грибов, лишайников.
Вдоль берегов, дорог, по склонам балок можно встретить дикорастущие травянистые растения: пырей ползучий, лютик дикий, донник желтый, полынь горькая, подорожник, зверобой, лебеда — а так же кусты терна. На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся массив Красного леса. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани. Вся равнинная часть Кубани лежит в полосе степей. Основу сообществ образуют дерновидные злаки: типчак, ковыль, тонконог.
2й ученик: (рассказывает о животном мире степей)
В северной части края распространены степные животные. Здесь встречаются зайцы, лисицы, ежи. ласки, кроты. Из птиц – жаворонки, перепела, серые куропатки, луни.
В камышах плавней и лиманов, дельте Кубани водятся дикие кабаны и лисицы, много птиц: пеликаны, утки, гуси.
3й ученик:
Особую группу животных составляют обитатели рек и морей. в морях и реках нашего края водятся осетровые (осетр, белуга, севрюга), сельдь, тюлька, хамса, лещ, кефаль, судак, сазан. Только в Черном море насчитывается 170 видов рыб. Из крупных животных есть дельфины.
2 группа представляет предгорную и горную часть края.
1й ученик: По мере повышения рельефа, степь переходит в лесостепь – в лесную зону. Лесостепь занимает сравнительно неширокую полосу в левобережье Кубани. Леса занимают около 5 млн. гектаров и располагаются в основном в горной части.
Растительность в горах образует три пояса: лесной, субальпийский, альпийский.
Лесная зона подразделяется на два пояса: широколиственных и хвойных лесов. Растут дуб, граб, ясень, груша, яблоня, кизил.
Разнообразна растительность Черноморского побережья.
2й ученик: Среди сказочного кавказского леса живут и необычные представители животного мира. В горах и предгорьях – дикие кабаны, бурые медведи, косули, кавказские олени, серны, туры, куница.
Отдельного разговора заслуживает охрана природы в крае. В 1924 году правительством принято постановление о Кавказском биосферном заповеднике. Здесь сохраняется нетронутая природа Кавказа, его животный и растительный мир. Он находится в юго-восточной части края.
Кроме него в крае ряд заказников: Головинский, Приазовский, Новоберезанский, Горячеключевской, Даховский… Всего их 9.
Делая вывод из сказанного, характеризуя растительный и животный мир края, можно сказать, что флора Кубани чрезвычайно разнообразна. Лес – это гигантский фильтр, он очищает воздух, является местом обитания многочисленных животных.
В нашем крае уделяется внимание охране природы. Сейчас в крае организован комитет по охране природы.
Наше путешестие расширило познания о растительном и животном мире края, показало их взаимосвязь.
III. Подведение итогов.