Полезные ископаемые краснодарского края их использование презентация
Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»
Цели урока:
образовательные – обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;
воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;
развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.
Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»
Ход урока.
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы урока.
1. Определение темы урока.
– Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
10. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
– Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)
– Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?
2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?
3. Где они применяются?
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)
– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)
– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)
1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.
2. Нефть, природный газ – горючие.
3. Железная руда – рудные (металлические)
2. Работа по карте. (Слайд 5-8)
– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)
– Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).
– В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края – на Азово-Кубанской равнине)
3.Чтение текста учебника (стр.75)
4. Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)
– О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.
IV. Практическая работа. Песок и глина.
– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
– Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.
Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?
– Какое строение имеет песок? Глина?
– Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
– В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.
– В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.
Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?
– А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)
– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?
– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины – «рана» на поверхности земли.)
Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.
– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.
V. Закрепление. Тест на изученную тему.
– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?
– Из чего образуется в природе песок и глина?
– Где применяют глину и песок?
VI. Итог урока. Релаксация.
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.
– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание
– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.
Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по кубановедению на тему “Полезные ископаемые Краснодарского края”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Горючие ископаемые: На территории районов Апшеронска, Абинска и Славянска – на – Кубани добывают НЕФТЬ. Её перерабатывают на двух нефтеперерабатывающих заводах – Краснодарском и Туапсинском. При этом из неё получают не только горючее (керосин, бензин), но и сырьё, которое используется в химической промышленности. Нефти всегда сопутствует ГАЗ, который называется ПОПУТНЫМ ГАЗОМ и применяется в народном хозяйстве. Кроме нефтяного попутного газа наш край располагает большими запасами ПРИРОДНОГО ГАЗА, который применяется в быту и на производстве.
4 слайд
Описание слайда:
Строительные материалы: Наш край богат и материалами, которые применяются в строительстве такие как: гипсовый и известняковый камень, песчаник, ракушечник и мергель. Перерабатывая мергель, мы получаем цемент. Запасы мергеля очень велики, целые горы протянулись от п. Верхнебаканского до г. Сочи. В окрестностях Гулькевичей и Армавира имеются карьеры гравия и песка, необходимые для изготовления бетона. Среди богатств Кубани лес занимает важное место, т.к. имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России.
5 слайд
Описание слайда:
Нерудные полезные ископаемые: В Мостовском районе имеются большие запасы каменной соли. Мощность пластов соли превышает сто метров. Также производят добычу формовочного песка, который необходим для металлургических заводов. У станицы Варениковской, которая расположена рядом с нашим районом, добывают кварцевый песок.
6 слайд
Описание слайда:
Целебные источники: В предгорьях Краснодарского края, а также на Черноморском побережье обнаружены минеральные источники. Минеральные источники – солёные или горько – солёные, порой невкусные. Но они являются лекарством и очень полезные. Ими лечат различные заболевания желудочно – кишечного тракта и опорно – двигательного аппарата.
7 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-287360
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
1
Полезные ископаемые Краснодарского края.
2
Полезное ископаемое
3
Полезное ископаемое вещество, которое добывают люди в земле и используют в хозяйственной деятельности.
4
5
Карта
6
Горючие полезные ископаемые нефть газ
7
Нерудные полезные ископаемые. Каменная соль формовочный песок кварцевый песок химическое сырьё
8
ПЕСЧАНИК – КВАРЦИТ
9
Целебные источники.
10
ТОРФ
11
12
УГОЛЬ
13
ГРАНИТ – ГНЕЙС
14
ИЗВЕСТНЯК
15
ПЕСОК
16
17
ГЛИНА
18
Автор :Богуш Е.А. Г.Краснодар МОУ СОШ73
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к уроку кубановедения “Полезные ископаемые Краснодарского края.Мергель.”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Мергель Работу выполнил ученик 4 класса Кучма Тимур
2 слайд
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Описание и свойства мергеля Мергель – порода, относящаяся к доломитам, глинам и известнякам.
5 слайд
Описание слайда:
Можно встретить слоистую и не слоистую разновидность.
6 слайд
Описание слайда:
Окрас может быть разный, но преимущественно светлый. Обладает алевритовой и псаммопелитовой структурой.
7 слайд
Описание слайда:
Состав мергеля определяет его физические характеристики. В сухом виде откосы этой породы довольно прочные, если примеси глины содержится не 50%. При её большем содержании, показатели падают. Свойства слоя напрямую зависят от процента его влажности. Чем больше глины, тем ярче выражена эта связь. При большом содержании влаги, устойчивость глинистых слоёв мергеля значительно снижается. Если порода содержит в достаточном количестве карбонатный цемент и кремний, то вода ей не страшна.
8 слайд
Описание слайда:
Месторождения мергеля Мергель порода невзрачная, и декоративной ценности совершенно не имеет, но некоторые её виды крайне востребованы в производстве строительных материалов и сельском хозяйстве, в виде качественного удобрения.
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Мегрель добывают открыты способом , в карьерах
11 слайд
Описание слайда:
Использую тяжелую технику
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
1911 год Цемзавод Новороссийского товарищества портланд-цементного производ…
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Применение мергеля
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1682812
Вам будут интересны эти курсы: