Полезные ископаемые каменный уголь для детей
Тема: Каменный уголь.
Цели:
- развивать наблюдательность, практические
умения и навыки учащихся; - развивать познавательный интерес к родной
природе, любознательность; - привести знания детей в систему;
- расширить и углубить знания о каменном угле;
- создать условия для формирования чувства
гордости за родной край.
I. Работа с «Дневником наблюдения»
а) Рассказ о феврале.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Наступил февраль, то верно.
Февраль – снежень, бокогрей, лютый.
1 февраля – какова в этот день погода,
таков будет и весь февраль.
Ну, природа есть природа.
А какая же на улице погода?
б)*Характеристика погоды:
Облачность.
Осадки.
Температура.
Ветер.
*Работа в группах (сообщить).
II. Проверка домашнего задания
а) Игра «Собери слова»
еыпзноел киесыоапем | полезные ископаемые |
– Что такое полезные ископаемые?
б) Отгадать загадки:
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
в) Задания группам: найти карточку с условным
знаком, соответствующим:
глине;
граниту;
песку;
и подчеркнуть их свойства.
Глина | Гранит | Песок |
твёрдое; | очень крепкое; | чёрного цвета; |
плохо пропускает воду; | вязкое; | сыпучее; |
чёрного цвета; | сыпучее; | горючее; |
пластичное; | жёлтого цвета; | жёлтого, белого цвета; |
красного, белого, голубого, серого цвета; | белого, серого, красного цвета; | хорошо пропускает воду; |
сыпучее; | хорошо полируется; | имеет запах; |
вязкое; | зернистое ископаемое; | отдельные песчинки округлой формы; |
Где применяется? | ||
строительство; | строительство; | строительство; |
изготовление кирпича; | отделка; | стекло; |
глиняная посуда; | в быту; | |
плитка, черепица; |
III. Работа над новым материалом
а) Отгадать загадку:
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
б) Применение каменного угля в хозяйстве
**Вводная беседа
- Дети, потрогайте батареи отопления – горячие!
Почему? - Откуда пришла в батареи горячая вода?
- Чем нагревают воду в котлах?
**Демонстрация
Щелчок выключателя – загорелись электролампы
– мы получили свет.
- Почему загорелись электрические лампы?
- Откуда поступает ток?
- Где ещё, кроме освещения, применяется
электричество?
**Из каменного угля делают: краски,
пластмассы, резину, лекарства
Вывод: Каменный уголь – источник
тепла и энергии, важное химическое сырьё.
– Как связаны между собой слова: каменный
уголь, батареи отопления, электричество?
в) Свойства каменного угля
Работа в группах с каменным углем.
Заполнить таблицу в тетради, опираясь на тексты
учебников:
- З.Клепинина «Природоведение», стр.49-50.
- «Естествознание», стр.205-206.
Демонстрация
Свойства:
Цвет – чёрный.
Твёрдость – сломать руками.
Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой
бумаге).
Растворение в воде – стакан с водой (нет).
Горение – главное свойство каменного угля.
Итог: Каменный уголь чёрного цвета,
блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не
растворяется, хорошо и ярко горит.
Образовался из отмерших древних растений.
г) Добыча каменного угля
1. Отгадывание ребусов (работа в
группах)
- шахта
- шахтёр
- разрез
- ?
*Какого слова не достаёт? Почему? (Горняк)
2. Рассказ учителя
Каменный уголь в основном залегает под землёй,
но бывает. Что его слои выходят и на поверхность,
поэтому уголь находили давно… в оврагах, по
берегам рек. Люди из любопытства бросали его в
огонь, но при горении уголь сильно коптит и
выделяет резкий запах (много углекислого газа),
поэтому в кострах уголь не применяли.
До нас дошло предание, что 250 лет назад русские
войска шли в поход на Азов под руководством Петра
Первого.
Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках
– войска шли знойными степями. Чтобы избежать
пожара в степи и не оставить животных без пищи
(травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на
привалах обкладывать костры камнями. На одном из
привалов солдаты обложили костёр чёрными
камнями, найденными в овраге, когда костёр
разгорелся – загорелись и камни.
Пётр Первый, когда ему показали эти странные
камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам,
то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими.
Сейчас уголь добывают, в зависимости от его
залегания, или в карьерах, или в шахтах.
Показать устройство шахты (рисунок) и труд
шахтёра.
Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в
ладони и под ногти въелась угольная пыль. При
бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на
респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью.
Она попадает в лёгкие, и человек много дней
отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из
лёгких).
Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью,
образованной при бурении пласта, ведь не везде
лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в
лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает
силикозом – профессиональным заболеванием
шахтёров.
Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в
шахтах большие и умные машины, помогающие
шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины
применяют там, где пласт угля имеет толщину около
1 метра и больше, но во многих шахтах уголь
добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см,
здесь машину не применишь. И шахтёр работает,
согнувшись, или даже лёжа тяжёлым отбойным
молотком (иногда можно видеть отбойный молоток
на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток
издаёт звук, похожий на стрельбу из пулемёта, и
сильно трясётся). Удержать его в руках целую
смену может только очень сильный человек.
Представляете, как болят у шахтёра руки после
смены?
К сожалению, несмотря на все старания, в нашей
стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На
каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две
человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет
шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн
(1400 человек). В среднем 4 человека в день.
Сколько детей становится сиротами – теряют
отцов, чтобы у нас в классе и дома было тепло,
ходили поезда, работали станки, горел свет.
Помните об этом, не ленитесь выключать лишний
свет – тогда меньше на электростанциях
понадобится угля, и может чей-то папа придёт
домой с работы живым.
*Сейчас уголь добывают, в зависимости от его
залегания, или в разрезе, или в шахте.
Чем отличается?
*Рассматривание фотографий разреза в г.Коркино.
3. Месторождения каменного угля
Месторождение – что это?
Месторождения каменного угля
на карте обозначаются чёрным
квадратом. Работа с физической картой России, с
атласами.
В России много месторождений каменного угля.
Самые крупные из них:
*Печорское – около города Воркута на
Севере – восточнее реки Печора.
Интересна история открытия Печорского
месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор
Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля
в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку
в Москву. Посланная экспедиция геологов
обнаружила богатейшее месторождение, здесь
вырос город шахтёров Воркута. В.Я.Попов был
награждён орденом Ленина. Это месторождение
находится на далёком Севере, здесь безлесная
суровая тундра, долгая и суровая зима.
*На Дону.
*Кузбасс – около города Новокузнецка в
Сибири.
РК.
Работа с картой Челябинской области.
«Нет во всём мире земли, где бы хранилось
столько богатств, где бы были так могучи силы
недр…»
А.Ферсман
В Челябинской области месторождение каменного
угля – г. Бреды.
4. Образование каменного угля
Рассказ учителя, демонстрация отпечатков,
картина (леса карбона).
Каменный уголь – замечательный чёрный камень,
в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как
горит уголь в печке, – зрелище завораживающее.
Откуда же взялся каменный уголь?
Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на
отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это
доказывает, что уголь образовался из остатков
растений давно-давно.
Специальные приборы умеют определять возраст
угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на
земле и людей-то не было).
По отпечаткам установили, что растения тогда
росли совсем другие, чем сейчас, только
папоротник есть сейчас в лесах.
Умирая, растения (трава, деревья) образовывали
слои, которые спрессовывались и без доступа
воздуха обугливались, а не сгнивали.
Но главное чудо в другом – ведь эти растения
законсервировали в себе свет и тепло Солнца,
которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда
мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и
чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле
миллионы лет назад.
И неважно, где мы греемся, у печки или батарей
отопления.
Вот так и получается, что «уголь – солнечные
консервы» – чудо-консервы.
IV. Итог урока
По таблице «Каменный уголь», (см. Сухарев
«Природоведение»)
– Кто может сам изложить материал?
– Что интересного о каменном угле вы
расскажете дома?
V. Домашнее задание
Дополнительный материал (с вопросами).
Текст учебника (пересказ), в помощь – таблица.
*Сочинение о труде шахтёров – членов семьи.
*Рисунок, ребус, кроссворд по теме.
Приложение
Программное содержание:
- познакомить детей со свойствами каменного угля
(имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара
рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как
дерево, тяжёлый, бугристый, как дерево, тонет в
воде, не растворяется в воде и ни в какой из
жидкостей); - закреплять умение исследовать предмет с
помощью сравнения с другими предметами (вата,
перо, кора, камень), называть его свойства и
особенности, используя модели; - испытать радость от экспериментирования,
открывать новое в знакомом; - развивать интерес и любовь к родному краю,
формировать бережное и ответственное отношение
к миру природы.
Материалы к занятию: посылка с
каменным углём, кассета с записью письма Хозяйки
медной горы, загадка про уголь в конверте в
посылке, подносы с каменным углём на каждого
ребёнка, лупы по количеству детей, стаканчики с
водой и палочки (по количеству детей), молоток,
влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь
для рисования, листы бумаги, мольберты, магниты,
камень, визитки по количеству детей и
воспитателю, шапочки в лабораторию по количеству
детей, модели (твердый, черный, тяжелый,
прочнее, чем уголь, пачкает, не растворяется в
воде), карта «Полезные ископаемые», картинки с
изображением шахтеров и шахты, плакат зоны,
книга-энциклопедия «Динозавры».
Предварительная работа: беседы на
тему «Полезные ископаемые», «Что находится
внутри шахты»; чтение произведений
художественной литературы о неживой природе;
загадывание загадок.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: Мне передали посылку. Как
проверить, действительно ли она предназначена
нам? (Высказывания детей).
– Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего
детского сада? Кто помнит номер нашего детского
сада?
– Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в
посылке? (Открывает посылку, показывает детям,
в посылке достаёт кассету, включает запись)
«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы
много знаете о природе. Вот и решила отправить
вам посылку с предметом неживой природы. А что
это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку,
которая находится в конверте. Желаю удачи.
«Хозяйка Медной горы».
– Что ж, слушайте загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.
Воспитатель: Догадались, о каком камне
идёт речь? Вот он какой, каменный уголь. А хотите
послушать сказку о каменном угле?
« В одной деревне жил доктор. Однажды он собрался
к больному, но кого-то надо было оставить
сторожить дом, а собаки у него не было. Тогда
доктор попросил это сделать уголёк-замарашку,
который жил у него возле печки. Когда он ушёл, в
дом ворвался злой разбойник, чтобы похитить все
вещи доктора. А уголёк громко зарычал на
разбойника».
– Может ли так быть на самом деле? А в сказке
такое может быть? Ведь в сказке, как вы знаете,
возможно, всё. Каким образом ещё уголёк может
прогнать грабителя и спасти вещи доктора? (Высказывания
детей: можно обжечь руку, прыгнуть на грабителя,
одежда затлеет, может так звали кошку).
Воспитатель: Мы говорим об угле. А
что же это такое? Уголь – полезное ископаемое
неживой природы. Он образуется, в основном, в
болотистых местах. Каменный уголь образовался из
торфа, только произошло это очень давно, задолго
до того, как появились первые динозавры.
(Показать книгу про динозавров с растительностью
той эпохи). На земле тогда, было очень тепло и
влажно. Деревья старели, умирали нередко
оказывались в болоте. Со временем их
накапливались все больше и больше, они
постепенно изменялись и, в конце концов,
превращались в каменный уголь. Сейчас я покажу
вам свойства торфа.
Торф: Если его сжать в руке, он мягкий,
рыхлый, рассыпается, если опустить в воду он
плавает, значит, он легкий, если на него полить
водой, сухой торф впитывает воду.
Мы поговорили с вами о торфе, это тот материал,
из которого образуется каменный уголь. Наша
земля имеет много неровностей: горы, склоны,
овраги, равнины. Если посмотреть на плакат, то
видно, что деревья, травы, растения растут по
склонам, возвышенностям и когда они погибают, то
падают вниз к подножью, где перегнивают,
превращаются в торф, а потом в каменный уголь. Но
для этого должно пройти не одно тысячелетие.
Воспитатель: Хозяйка же Медной
горы прислала нам уже готовую породу – уголь,
чтобы мы исследовали его свойства, узнали его
полезность и другим рассказали. Вы хотите
проделать опыты с каменным углём? Тогда закройте
глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую
научную лабораторию для проведения опытов. (Дети
открывают глаза, видна надпись «Детская научная
лаборатория»). В лаборатории все имеют
визитки, для вас тоже они заготовлены. Пройдите к
столам, найдите визитку со своим именем,
прикрепите её к одежде и займите своё рабочее
место (можно привлечь к участию помощницу,
гостей). Если вы согласны, то я буду вашим научным
руководителем. (Себе визитку прикрепляю).
Одеваем шапочки.
– А сейчас, чтобы нам дружно работалось,
поиграем. Вставайте все в круг:
Мы топаем ногами, мы хлопаем руками
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами, топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками, хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем и побежим кругом.
А теперь все отправляемся за свои рабочие места.
Воспитатель: Посмотрите, что у вас на
столе, это то, что нам нужно для проведения
опытов. В тарелочках каменный уголь, который
прислала нам хозяйка Медной горы.
Воспитатель: Какого цвета уголь? (Он
чёрный). В работе нам будут помогать модели,
вот первая модель. (Черный)
Воспитатель: Уголь твёрдый или
мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный
уголь твёрдый?
– Пробовали надавить на него или сжать в руке (модель
выставить). (Твердый)
Воспитатель: Как думаете, что
произойдёт, если ударить молотком по камню? (Предположения
детей).
– Давайте проверим (ударяю по камню, с ним
ничего не происходит, показываю детям результат,
они делают вывод).
Дети: Камень прочнее, чем уголь (выставить
модель). (Камень без изменений)
Дети: Каменный уголь твёрдый, но не
такой прочный, как камень. Я для сравнения ударю
молотком по камню, что с ним произошло. (Ничего)
Воспитатель: Как вы думаете, каменный
уголь прочный? (Ответы детей выслушать).
Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы
смотрите, что произойдёт (ударяю по куску
каменного угля молотком – он рассыпался на
несколько мелких кусочков).
– Какой вывод можно сделать? (Хрупкий, легко
ломается, много мелких кусочков)
Воспитатель: Посмотрите на свои руки,
что можно сказать про уголь? Он пачкается (выставить
модель). Положите уголь и вытрите руки
салфеткой. (Пачкает руки)
Воспитатель: Возьмите лупу и
рассмотрите его. Что вы видите? (Ответы детей)
Дети: Он бугристый, как дерево. (Модель)
Воспитатель: Итак, каменный уголь –
это не простой камень, это полезное ископаемое.
Его основу составляют остатки погибших древних
растений, которые разлагаются, гниют,
превращаются в торф, а из него через много-много
лет образуется каменный уголь.
Воспитатель: Как вы думаете, что
произойдёт, если мы опустим каменный уголь в
воду? (Предположения).
– Давайте опустим его в стакан с водой. Что
происходит? (Появляются пузырьки).
Дети: Во всех камнях есть воздух, в
пористых его больше. При опускании в воду воздух
вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь
утонул.
Воспитатель: Почему?
Дети: Он тяжёлый (выставить модель).
Воспитатель: Как вы думаете, он
растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать
воду палочкой).
– Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь
или нет?
Дети: Не растворяется. (Поместить
модель).
Воспитатель: Запомните, каменный
уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
Какой вывод мы можем сделать на основе
проделанных опытов? (В этом нам поможет модель)
Дети: Уголь чёрный, он твёрдый, но при
ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается,
он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не
растворяется в воде и других жидкостях.
Воспитатель: Какое настроение у
вас от проделанной работы?
– Что вас больше всего порадовало во время
работы?
– Какие слова вы бы хотели сказать угольку?
Воспитатель: Как по-вашему, люди
используют уголь?
Дети: Уголь используют в качестве
топлива. Шахтёры добывают его из земли. Большую
часть угля добывают близко от поверхности, но
некоторые угольные шахты расположены очень
глубоко. Земные ресурсы не бесконечны, люди
должны бережно относиться к тому, что им даёт
природа.
Воспитатель: Ребята, наша работа в
лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в
группу. Но сначала надо навести порядок на ваших
рабочих местах. (Дети наводят порядок на
столах).
Воспитатель: Людей, которые добывают
уголь, называют шахтерами. Уголь добывают в
шахтах, глубоко под землей. Для этого используют
отбойные молотки. Уголь загружают в вагонетки и
вывозят из шахты. Вот на плакате показано, а можно
отвальным способом, как у нас на Ирша-Бородинском
разрезе. Для этого снимают большой слой земли,
потом пускают вот такой шагающий экскаватор,
который огромным ковшом берет породу и грузит
вот в такие огромные машины.
Воспитатель: Как, по вашему мнению,
используют уголь и для чего он нужен?
Дети: Для того чтобы его сжигать в
печах и в домах было тепло.
Воспитатель: Правильно каменный
уголь используется в качестве топлива, как в
быту, так и в промышленности. Каменный уголь был
первым ископаемым материалом, который люди стали
использовать как топливо. В прошлые века много
угля использовалось для транспорта. А еще из
каменного угля производят краски, пластмассу,
линолеум и в резиновой промышленности. Уголь
используется для плавки металлов, а значит, для
производства машин и механизмов. Из него делают
даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь
ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении
духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из
угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и
разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
Воспитатель: Мне показалось, что в
посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь уголь,
давайте нарисуем угольком картинки, потом
сделаем выставку, лучшие картины отправим в
подарок для Хозяйки Медной горы.
(Дети рисуют углём, включить запись
музыки о шахтерах).
Литература:
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В.
«Почемучка». Изд: Пионер, М – 1998. - Л. И. Грехова, «В союзе с природой». Изд:
Детство-Пресс, 2001.