Полезные ископаемые калининградской области презентация 3 класс
Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Программное обеспечение:курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина УМК «Планета знаний»
Тема: Полезные ископаемые (глина, песок, известняк, гранит).
Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Задачи урока:
1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;
2.Познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка .
3. Формировать общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;
4.Формировать умение работать в парах, развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Предметные результаты:
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых.
Оборудование: презентация, образцы полезных ископаемых (глины, известняка, песка, гранита), стаканы, воронки, цветной песок, столовый уксус,
Технологическая карта урока
1.Организационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Проверяют свою готовность к уроку
Быстрое включение учащихся в деятельность
2. Актуализация знаний
Цель: актуализация изученных способов действий.
Наш урок мы начнем с повторения.
– Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
Вспомним материал прошлого урока в форме игры «Верно – неверно» (карта№1)
Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
Горные породы залегают только в горах.
Горные породы состоят из минералов.
Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
Вода – горная порода.
Самопроверка домашнего задания.
Приём «Верно – неверно».
Учащиеся ставят «+» или «-» напротив высказываний
Фронтальная проверка с помощью интерактивной доски.
Оценивание
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.
Контролируют правильность ответов.
3. Самоопределение к деятельности
Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.
3.1 Создание проблемной ситуации
В уральских сказах нашего земляка П. П. Бажова рассказывается о Хозяйке Медной горы — хранительнице драгоценных пород и камней, иногда предстает она перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите узнать разгадать тайны сокровищ Хозяйки Медной горы?
Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок, известняк и гранит.
– Что же это за сокровище? Оно блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать эти горные породы и минералы сокровищем.
Можем ли мы отнести эти горные породы к полезным ископаемым?
3.2. Формулирование цели и учебных задач урока.
Работа в карте №2
Запишите в 1 столбик, что вам известно о полезных ископаемых. А во 2 – й столбик, что вы бы хотели о них узнать.
Проверка записей – определение темы и задач урока.
Учащиеся заполняют карты (ЗХУ), определяют задачи урока
1.Что такое полезные ископаемые?
2. Какие горные породы и минералы можно отнести к полезным ископаемым?
3. Какими свойствами обладают некоторые полезные ископаемые?
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.
Умение использовать знания в нестандартной ситуации.
Умение формулировать учебную задачу.
Выделение существенной информации и ее обоснование.
4. Открытие нового знания.
Цель: изучение свойств полезных ископаемых
Как вы думаете, чтотакое полезные ископаемые?
Предлагаю проверить ваши версии в учебнике
с. 60, 1 абзац.
Что такое месторождение полезных ископаемых?
Практическая работа (Работа в группах.)
Теперь вернёмся к сокровищам Хозяйки Медной горы. Вам предстоит доказать полезные свойства некоторых полезных ископаемых.
Вы будете работать в группах. Каждая группа – это опытная лаборатория.
Давайте повторим правила работы в группе.
1группа
Определить цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
2 группа
Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
3 группа
Проверьте вязкость песка и глины. Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.
Проверьте, что лучше сохраняет форму?
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
4 группа
Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
5 группа
Определите прочность известняка и гранита (ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани).
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
6 группа
Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
Ответы, предположения детей
Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. Они необходимы для жизни и деятельности людей.
Места, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.
Выполняют опыты по инструкции и результаты заносят в таблицу (р.т.с.25.
58)
Каждая группа выступая, заносит результат в общую таблицу на ИД, а учащиеся – в тетради.
Сравним свойства песка и глины , гранита и известняка.
Назовите похожие свойства, отметьте, чем различаются эти полезные ископаемые.
Умение строить понятные для собеседника высказывания.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение формулировать собственное мнение.
Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.
Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы
Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.
5.Физ.минутка.
6.Усвоение и закрепление новых знаний
Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение творческой работы
Теперь, зная свойства гранита, известняка, песка и глины, можете ответить, являются ли эти ископаемые полезными или нет.
Где используется гранит, известняк? (слайды)
Какие свойства гранита и известняка используют люди в своей деятельности?
Творческое задание группам.
1-3 группы постараются вылепить из куска глины предмет посуды (чашку).
– Какое свойство глины помогло вам выполнить задание?
4-6 группы с помощью песка и клея создадут коллективное панно.
– Какое свойство песка помогло вам выполнить задание?
Гранит, известняк, песок и глина полезные – это ископаемые?
Отвечают на вопросы, делая выводы по слайдам.
Выполняют творческое задание
Участвуют в обсуждении выбора нужной информации
Умение формулировать собственное мнение.
Анализ результатов жизненного опыта
Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности
В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль
7.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Проверьте себя. Самостоятельно выполните задание. Затем проверим.
На ИД появляются правильные варианты ответа.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Найдите ошибку.
гранит сыпучий, из крупинок,
хорошо пропускает воду
песок состоит из песчинок, прочный, не имеет запаха,
не пропускает воду
глина прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение.
известняк пластичная, сырая имеет запах.
(Один ребенок выполняет такую работу у доски, остальные проверяют с места.)
оценивание
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.
8.Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: Инициировать психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».
Вернитесь к карте №2 и заполните 3 столбик (что узнали на уроке о полезных ископаемых)
Расскажите, что нового узнали на уроке?
Заполняют 3 столбик в картах №2 (ЗХУ)
Устно подводят итоги.
Развитие у школьников способности к оценочным действиям.
9.Домашнее задание.
С. 61 – 62 пересказ, р.т. с.24, №56,57
Приложение
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта №2 Карта №2
Карта №2 Карта №2
1группа
Определите цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.
1.Рассмотрите песок и глину, определите цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).
2.Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
2 группа
Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.
Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку насыпьте песок, в другую –
размельчённую глину. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
3 группа
Проверьте вязкость песка и глины.
Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.
Проверьте, что лучше сохраняет форму?
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58
4 группа
Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
5 группа
Определите прочность известняка и гранита
Ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
6 группа
Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.
Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку поместите известняк, в другую – гранит. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
Сделайте вывод.
Инфоурок
›
Окружающий мир
›Презентации›Презентация “Полезные ископаемые Калининградской области”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Калининградской области я Подготовила презентацию Ученица 3 «Б» класса МАОУ «СОШ № 2 г. Немана» Айтхалинова Карина
2 слайд
Описание слайда:
Нефть В 1968 году было открыто месторождение промышленной нефти – Красноборское. Глубина залегания продуктивного горизонта 1930-2470 м. Сегодня область располагает двенадцатью месторождениями нефти.
3 слайд
Описание слайда:
Каменная соль Калининградская область расположена в пределах восточной части обширного главного солеродного бассейна Западной Европы. Соляной пласт на севере и северо-востоке распространен до государственной границы с Литвой, на юге – уходит в Польшу. Предусмотрена добыча методом подземного выщелачивания.
4 слайд
Описание слайда:
Янтарь Промышленную добычу янтаря в регионе ведут с середины XIX века. В районе пос. Янтарный (Пальмникен) янтарь издавна добывали шахтным способом, а в начале XX века севернее поселка был заложен первый карьер, который действовал вплоть до 1972 года. Большая его часть реализуется на внутреннем рынке России,
5 слайд
Описание слайда:
Бурый уголь Геологи причисляют его к молодым породам. Бурому углю на Земле примерно 50 000 000 лет. уголь – это разложившаяся растительность. В эпохи, когда она была буйной, а стволы деревьев гигантскими, она оседала на дне болот. Там, в условиях дефицита кислорода, органика начинала разлагаться. Использование бурого угля – это оседание копоти на дымоходе, языки пламени, едкий дым. Розжиг облегчают летучие вещества, коих в буром угле около 10%. Еще 30% приходятся на воду, азот, кислород, серу. Для топлива все это лишнее.
6 слайд
Описание слайда:
Пески стекольные Пески неогеновых озер тонкозернистые, хорошо сортированные, мономинеральные кварцевые, иногда с примесью органики, по ГОСТу соответствуют стекольным. Они могут рассматриваться как база для становления местного производства стекла и стеклянной посуды.
7 слайд
Описание слайда:
Торф Заболачивание территории области началось после отступления ледника. Скорость роста торфяников сейчас – 2-3 см/год. Они распространены на побережье Калининградского и Куршского залива. обладает теплотворной способностью 5500 ккал и выше, что позволяет использовать его как топливо
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1286212
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Презентация на тему: Полезные ископаемые Калининградской области
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Полезные ископаемые Калининградской области Автор презентации: Соловьева Людмила Владимировна, учитель географии МОУ СОШ № 44 г. Калининграда
№ слайда 2
№ слайда 3
Описание слайда:
Нефть Поиски нефти в Калининградской области начались в 1955г. В мае 1968г. В 36 км восточнее г.Калининграда открыто первое и самое крупное промышленное месторождение нефти Красноборское. Оно все еще эксплуатируется, хотя запасы значительно исчерпаны.
№ слайда 4
Описание слайда:
Месторождения нефти и газа
№ слайда 5
Описание слайда:
В феврале 2010 года исполнилось тридцать пять лет со дня начала в Калининградской области добычи нефти на Красноборском месторождении. Нефть месторождения имеет высокое качество.
№ слайда 6
Описание слайда:
В настоящее время нефть добывают на 18 из 26 разведанных месторождений. В 1983г. Страна получила 1,5млн.т Калининградской нефти. С середины 80х годов добыча нефти из- за естественной выработки начала падать и к 2003г. Снизилась до 750 тыс.т
№ слайда 7
Описание слайда:
Каменная соль В настоящее время разведано два месторождения каменной соли- в районе г. Гусева и пос. Романово. Огромные пласты мощностью до 150-200м залегают в широтном направлении вдоль всей центральной части области, проходящей вдоль долины реки Преголя.
№ слайда 8
Описание слайда:
Месторождения строительных материалов
№ слайда 9
Описание слайда:
С 1963г. Началось исследование нефтеносности Балтийского моря. Скоро было выявлено два месторождения: западнее Балтийска(С-9) и западнее Куршской косы(Д-6). Открытое месторождение Д-6 названо Кравцовским.
№ слайда 10
Описание слайда:
Месторождение соли
№ слайда 11
Описание слайда:
Наибольшей мощности пласты каменной соли достигают у пос.Нивенское. Запасы каменной соли достигают сотен млрд. т, но находится она на большой глубине- от 760 до 1225м, что затрудняет добычу.
№ слайда 12
Описание слайда:
Романовское месторождение расположено ближе к основному потребителю, а качество соли и мощность пластов здесь превосходят Гусевское месторождение, то район Романово является предпочтительнее для добычи пищевой соли и строительства солезавода. Размыв подземных солевых пластов можно осуществлять морской водой. В море же следует сбрасывать технические рассолы. Такой проект имеется и был положительно оценен специалистами Госкомитета по экологии.
№ слайда 13
Описание слайда:
Потребность Калининградской области в каменной соли способен полностью удовлетворить Романовский завод. Значительная часть сырья может быть направлена на экспорт.
№ слайда 14
Описание слайда:
Торф На 1.01.1980г. Разведанные запасы составили 282месторождения площадью 64553га с запасами 1906 млн. куб.м. Имеется еще 239 месторождений (53410га). Добыча торфа ведется в сельскохозяйственных целях – на удобрение и подстилку скоту, а также для отопления.
№ слайда 15
Описание слайда:
Месторождения бурого угля и торфа
№ слайда 16
Описание слайда:
В нашей области месторождений торфа, пригодного для топлива,- более 50, и их эксплуатацию можно вести многие десятки лет. Торф низкокалориен, сильно загрязняет воздух при сжигании, поэтому его использование неэффективно.
№ слайда 17
Описание слайда:
Месторождения минеральных вод и лечебных грязей
№ слайда 18
Описание слайда:
Сапропель Сапропель- гнилостный серовато- коричневый ил, который, уплотняясь, преобразуется в сапропелит- уголь с высоким содержанием летучих компонентов и водорода.
№ слайда 19
Описание слайда:
Применение сапропеля. Сапропель- важное химическое сырье, хорошее удобрение. Ценная минерально- витаминная подкормка для скота. Применяется в медицине. Добывают сапропель из болот Горелое, Свиное, Клюквенное. Используют на курортах области как целебные грязи для лечения радикулита.
№ слайда 20
Описание слайда:
Янтарь Янтарь- ископаемая смола древних хвойных деревьев. В природе встречается в виде зерен и кусков размером от 1 до10-20 см в поперечнике, находят и куски весом до 10кг, форма различна.
№ слайда 21
Описание слайда:
Месторождения янтаря
№ слайда 22
Описание слайда:
В прозрачных кусках янтаря обнаруживаются включения ископаемых насекомых и остатки растительности. Их изучение позволяет воссоздать условия формирования камня и восстановить природную обстановку, в которой произрастали янтарные леса.
№ слайда 23
Описание слайда:
Раньше янтарь ловили сачками с лодок, откапывали из неглубоких колодцев и небольших карьеров. В сер. ХХв. в районе пос. Пальминикен был заложен первый карьер для добычи янтаря, эксплуатация его продолжалась до 1972г.
№ слайда 24
Описание слайда:
Добыча янтаря ведется открытым способом. Для удаления 60-см слоя пустой породы используются гидромониторы и землесосная техника, сбрасывающая размытую породу- пульпу- по трубопроводу в море.
№ слайда 25
Описание слайда:
На западном побережье Калининградского полуострова вблизи пос. Янтарный сосредоточено >90% мировых запасов этого ценного самоцвета. Янтарь содержится в песчано- глинистых отложениях с примесью ярко- зеленого минерала- глауконита.
№ слайда 26
Описание слайда:
«Голубая земля» извлекается многоковшовым экскаватором, подающим ее на транспортер, который доставляет янтароносную породу на обогатительно- сортировочную фабрику. Затем он, в зависимости от размеров кусочков и качества, поступает в ювелирный, прессовочный и лакокрасочный цеха.
№ слайда 27
Описание слайда:
Обычно янтарь встречается в породе отдельными кусочками различной формы размерами от 2-3 до 8-10мм,но иногда их величина значительно больше- в Калининградском музее янтаря экспонируются куски весом до 4,2кг
№ слайда 28
Описание слайда:
Использование янтаря. На изготовление ювелирных изделий идет ок.10% янтаря. Кроме поделочного, в ювелирном деле используют и прессованный янтарь, который получают из мелких низкосортных кусочков после размалывания и последующей технической обработки.
№ слайда 29
Описание слайда:
Глауконит Глауконит является комплексным сырьем, которое может использоваться как бесхлорное калийное удобрение, дешевый краситель, сорбент, смягчитель жесткой воды.
№ слайда 30
Описание слайда:
Прессованный янтарь применяется в радиотехнике для производства изоляторов. Производят янтарную кислоту для изготовления некоторых лекарств, янтарного масла и янтарного лака.
№ слайда 31
Описание слайда:
Фосфориты Фосфориты- ценнейшее минеральное удобрение, элемент «жизни и мысли». Фосфор поглощается плодами растений. И с каждым урожаем выбирается из почвы. Поэтому необходимо фосфор вносить в возделываемые земли.
№ слайда 32
Описание слайда:
Фосфориты распространены в западной части Самбийского полуострова. На участке, отведенном под строительства Приморского карьера. Запасы фосфоритов составляют 4 млн.т, а в районах Пионерского, Могайкино и Романово 2,9; 2,4;2,4млн.т.
№ слайда 33
Описание слайда:
Глауконитовые породы, как и фосфатные, распространены на западе Самбийского полуострова. Добыча фосфоритов и глауконитов на удобрения возможна лишь как попутное сырье в карьерах Янтарного комбината.
№ слайда 34