Полезные ископаемые это недвижимость или нет

Исходя из п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ, к самостоятельным недвижимым вещам по-прежнему относятся участки недр. Между тем Г.Ф. Шершеневич приравнивает правовое положение недр, минералов и других полезных ископаемых к правовому положению древесно-кустарниковой растительности, которая, по мнению ученого, является частью земельного участка. В данном случае необходимо различать недра, как совокупность земных пород и участки недр, имеющие четкие пространственные границы. Статья 1.2 Закона РФ “О недрах” относит недра и содержащиеся в них полезные ископаемые к государственной собственности и устанавливает, что участки недр не могут быть предметом сделок по отчуждению. Допускается лишь переход права пользования недрами и только в той мере, в какой это предусмотрено федеральными законами. В то же время, полезные ископаемые могут находиться в частной собственности Закон РФ «О недрах» от 21. 02.1992 N 2395-1 (ред. от 06. 12. 11) // СПС «Консультант Плюс». Согласно п.2 и п.3 ст.261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется только на поверхностный (почвенный) слой. Все, что расположено под почвенным слоем, не является составной частью участка, но собственник может использовать эти объекты в соответствии с законодательством о недрах. Одновременно согласно пдп.1 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать расположенные на земельном участке полезные ископаемые. В соответствии со ст. 19 Закона РФ “О недрах” собственник участка может осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах своего участка на глубину не более пяти метров. Резюмируя приведенные нормы, получаем следующую ситуацию. Земельные участки, которые включают в себя только почвенный слой, могут находиться как в публичной, так и в частной собственности. При этом все, что находится под почвенным слоем, принадлежит на праве собственности публичным субъектам. Однако в определенных случаях частные лица – собственники участков – могут данное право ограничивать путем добычи полезных ископаемых. Нетрудно заметить некоторую непоследовательность. Участок недр может быть выделен и, соответственно, индивидуализирован только путем выделения соответствующего земельного участка, поскольку недра – это все то, что расположено под почвенным слоем. Для того чтобы выделить участок недр в натуре, его необходимо будет выкопать, но тогда это уже будет совокупность грунта или полезных ископаемых, то есть движимые вещи. Таким образом, недра (включая полезные ископаемые) являются недвижимостью до тех пор, пока они являются частью земли. Индивидуализировать участок недр можно только путем установления границ земельного участка, под которым данные недра расположены. Следовательно, недра должны быть отнесены к составной части земельного участка, а не выделяться в качестве самостоятельного объекта недвижимости. Выделяя участки недр в качестве недвижимых вещей, российское законодательство, как представляется, руководствуется особой значимостью данного объекта. Полезные ископаемые являются богатством и достоянием Российской Федерации, обеспечивая один из самых основных и стабильных источников дохода бюджета. Было бы по меньшей мере нерационально признавать недра частью земельного участка, а, следовательно, и собственностью обладателя такого участка. Таким образом, несмотря на то, что de facto недра следует признать частью земельного участка, de iure невозможно не закрепить их самостоятельный характер в силу особой общественной значимости данного объекта.
Источник
Россия – достаточно богатая страна в плане наличия природных ресурсов. Большинство доходов, которые получает бюджет РФ, формируются от реализации нефти, газа и т.п. Но возникает вопрос, кому на самом деле эти ресурсы принадлежат: государству, народу или частным лицам?
Пока что уровень жизни в России находится не на высоте, учитывая огромные запасы природных ресурсов. Попробуем разобраться, что говорит закон по этому поводу и кому на самом деле принадлежат природные ресурсы нашей страны.
Природные ресурсы в России
Огромные ресурсы, которыми обладает наша страна, принято называть национальным богатством России. К ним относятся газ, нефть, древесина, уголь, полезные ископаемые, драгоценные металлы и т.п. Нефтегазовая деятельность приносит значимый доход в бюджет нашей страны. Доход бюджет получает благодаря налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также налогам от прибыли нефтегазовых корпораций.
Таким образом, среди политиков популярно мнение о том, что природные ресурсы принадлежат государству, а государство тратит деньги на народ, т.е. природные ресурсы принадлежат именно народу, поскольку полученные деньги государство тратит на народ – развивает инфраструктуру, реализует государственные программы, выплачивает зарплаты бюджетникам и т.п.
Но на самом деле, такое мнение не совсем верно, ведь государство получает доход в виде налогов, а не полную прибыль от продажи природных ресурсов. А что указано в законодательстве нашей страны по этому поводу?
Кому принадлежат природные ресурсы по закону
В соответствии с ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальных и иных формах собственности. Таким образом, законодательно не запрещено нахождение природных ресурсов нашей страны в частной собственности.
Таким образом, с точки зрения закона, природные ресурсы явно не принадлежат народу, поскольку предусмотрены возможности для различных форм собственности.
Теоретически, ресурсы могут принадлежать народу, но при условии, что будет сформировано право формы собственности. Однако на данный момент, такого понятия, как «гражданская» или «народная» собственность в законодательстве РФ не существует.
Так же, в ст. 36 Конституции РФ указано, что
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно…»
Таким образом, из закона усматривается, что природные ресурсы России принадлежат именно собственнику, а не народу в целом. Таким образом, основные доходы получает небольшая группа лиц, которая фактически и является собственниками природных ресурсов в нашей стране, ведь нахождение природных ресурсов в частной собственности не запрещено законом. А собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т.е. в данном случае – природными ресурсами.
Резюме
Подводя итог, стоит признать, что национальное богатство нашей страны на самом деле народу не принадлежит. При этом государство получает в бюджет часть доходов от реализации природных ресурсов. Формально часть денег действительно достается народу, так как из бюджета выделяются средства на социальные нужды, развитие инфраструктуры и т.п., но это все достаточно условно и серьезно на уровень жизни наших граждан не влияет.
Поэтому ответ на вопрос, почему в России, где так много природных ресурсов, бедное население, достаточно прост – основные доходы от реализации природных богатств России идут собственникам этих ресурсов.
Про три налога из прошлого, которые хотят вернуть, можете узнать здесь (подробнее).
Благодарю за внимание!
Источник
С точки зрения возможностей использования ресурсы недр можно подразделить на две основные группы: полезные ископаемые (так называемое минеральное сырье) и другие полезные свойства недр, дающие недропользователю материальные или нематериальные (эстетические и т.п.) блага. Первая группа по своей значимости является определяющей. В мировой практике добытые полезные ископаемые по общему правилу во всех правовых системах обычно считались и считаются собственностью недропользователя. При этом следует отметить, что это право, как правило, не носит исключительного характера, поскольку при хранении, транспортировке и реализации недропользователь обязан был сохранять добытую продукцию, выполнять требования охраны окружающей природной среды и т.п. Серьезным ограничением права недропользователя распоряжаться добытой продукцией является требование государства продать ему часть добытой продукции. Следует отметить, что такая практика характерна для всех ресурсодобывающих и ресурсопроизводящих государств. Государство, как собственник природных ресурсов, переданных в пользование, имеет право получить их часть. При этом основным условием, которое соблюдается и заранее оговаривается в условиях или договоре на пользование недрами, является определение таких поставок и их условий заранее, до момента заключения договора о недропользовании. Условия удовлетворения нужд государства определяются народнохозяйственными потребностями. Квоты удовлетворения таких потребностей, как правило, в определенной пропорции распределяются между всеми недропользователями страны или региона. Может фиксироваться доля добытой продукции, подлежащая поставкам по заявке государства, поставки по льготным ценам и т.п. Подобные ограничения, естественно, ложатся дополнительным грузом на недропользователя. Однако при обсуждении условий недропользования он может обосновать и получить ту или иную форму компенсации (снижение налоговых ставок, освобождение от пошлин и т.п.). В российском законодательстве не содержится норм и механизмов, регулирующих подобные ситуации. Они обычно регламентируются условиями конкретных лицензионных соглашений или СРП. Определенные проблемы возникали при определении прав собственности на добытую продукцию при разработке одного месторождения двумя или несколькими недропользователями.
Все полезные ископаемые подразделяются по своим свойствам на три большие группы: твердые, жидкие и газообразные. Твердые полезные ископаемые в пластовых условиях неподвижны. Подземное местоположение ствола шахты легко фиксируется с поверхности. Проникнуть в чужую зону незаметно нельзя. Жидкие и газообразные полезные ископаемые в процессе добычи мигрируют, стекаются к забою скважины из достаточно обширной зоны (так называемой зоны дренажа).
В России Закон РФ ?О недрах? (ст. 1.2), установив, что недра, а соответственно, и их ресурсы в естественном состоянии могут находиться только в государственной собственности, определил, что использование недр может осуществляться предприятиями и организациями любой формы собственности, предусмотренной законодательством, и, соответственно, добытые из недр полезные ископаемые, а также результат использования других ресурсов недр (энергетических и др.) и их полезных свойств, могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Учитывая специфику предмета своего регулирования, ФЗ ?О драгоценных металлах и драгоценных камнях? дал более развернутое определение и установил, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с
участием этих субъектов.
Форма собственности на добытую продукцию определяется и является одним из основных условий права пользования недрами. При этом в лицензионном договоре или в СРП должен быть четко определен момент перехода прав собственности на ресурсы недр, включая использование их любых полезных свойств, от государства к владельцу лицензии. Для жидких и газообразных полезных ископаемых моментом или точкой перехода права собственности может быть, например, забой или устье скважины. Специфически решается этот вопрос в случае соглашений на условиях раздела продукции. Вся добытая продукция считается государственной, пока она не достигнет по технологической цепочке (извлечение, очистка, первичная обработка, хранение, внутрипромысловый транспорт) так называемой ?точки раздела?. Именно в этой точке и происходит раздел продукции между государством и владельцем лицензии. Владелец лицензии становится собственником только той части добытый продукции, которую ему государство передало по условиям соглашения в точке раздела. Все технологические операции, которые владелец лицензии или его оператор осуществляет до точки раздела, т.е. извлечение полезного ископаемого и др., он осуществляет в качестве подрядчика государства. В качестве точки раздела обычно устанавливается задвижка: на выходе с месторождения на входе в магистральный трубопровод, на входе в экспортный терминал, на входе на нефтеперерабатывающий завод.
При использовании других полезных свойств недр возникновение права собственности недропользователя на продукцию или некоторый полезный результат обычно относится к моменту начала производственного цикла.
Источник
Всех граждан просто бесит реклама о богатейших недрах России со словами: «Это достояние народа». На деле никакого достояния ни у каких рядовых граждан нет. Есть многомиллиардная прибыль кучки олигархов, которые почему-то единовластно управляют этими недрами. И в преддверии голосования по новому проекту Конституции всех нас волнует – будет ли что-то конкретное прописано в ней по принадлежности недр населению страны?
Как деформировалось понятие народное достояние
Россия – самая большая по площади страна в мире – 17 125 191 кв. км. И у нас большая часть мировых запасов природных ресурсов.
Россия по разведанным данным занимает 1-е место в мире по запасам газа, серебра и алмазов. 3-е по запасам угля и золота, по запасам нефти и урана РФ занимает 7-е место.
И что? Народ как был ни с чем, так и остался без недр и природных богатств.
В Конституции СССР было четко прописано, что все это – государственная собственность, имущество народа, а не отдельных лиц.
Вопрос, чтобы присвоить определенные природные богатства частным лицом, вообще не поднимался. Все было как по умолчанию, во власти народа.
Но в редакции 2019 года статья 9 Конституции РФ уже звучала по-иному:
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Получается, что народное достояние вполне себе может принадлежать частным физическим лицам. Но неужели этого не знает президент, который еще будучи премьер-министром заявлял нам с телеэкранов: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам – и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации. Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это – общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства». Но ведь в ныне действующем основном документе однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности. Так будут ли изменения в новой редакции Конституции о принадлежности недр всему народу?
Пока еще есть закон «О недрах»
Закон РФ «О недрах» был принят в 1992 году и пока действует в нашей стране. В нем в статье 1.2. указано: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации”.
Но аналитики склонны предполагать, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями – добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами…
Уже сейчас участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Верните народу недра!
А мы постепенно утрачиваем свои права. Поэтому наше главное требование — вернуть в Конституцию России положение о том, что земля и недра принадлежат народу, а доходы, получаемые от их использования, гарантированно направляются в государственную казну.
То же самое недавно заявил глава КПРФ Геннадий Зюганов в эфире телеканала “Россия 24”, который, в частности, сказа: «Земля, недра, леса, природные ресурсы должны принадлежать народу, а не полутора десяткам упырей, которые их захватили и не хотят платить нормальные налоги. Это самый принципиальный вопрос, решения которого требует общество».
“Мы единственная страна, в которой в Конституции можно распродавать недра”, — подчеркнул Зюганов. Но мы не раз уже слышали пламенные речи Геннадия Андреевича. Так он смело называл пенсионную реформу – геноцидом против своего народа. И что? Геноцидная реформа воплощается в жизнь. Поэтому красивые речи совсем не значат дополнения в основной закон страны.
И пока такой поправки вообще нет в новой редакции. Недр нет, но вы держитесь… Зато есть 22 другие, которые в основном касаются расширения полномочий Госдумы и Совета Федерации, статуса Госсовета, сроков президентства. А насколько это все важно рядовым жителям страны? И стоит ли вообще идти 22 апреля и выражать свое мнение по этим 22 пунктам – не очень понятным и не всегда принципиальным для народа. И еще один вопрос – как можно одним скопом выразить мнение по нескольким совершенно разным статьям? К примеру, я за индексацию пенсий, но против расширения полномочий Госсовета? Так как мне голосовать? И вообще – как можно пустить оптом и в одну линию совершенно разные статьи новой Конституции? А ведь нам обещали референдум – и он просто необходим, ведь сейчас страна стоит на пороге принятия основного его закона, а потом нам будут говорить – вы же сами за него проголосовали – и нечего роптать.
Источник