Полезные ископаемые это 4 класс ответ

Полезные ископаемые это 4 класс ответ thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Образовательные
цели:

1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.

Воспитательные
цели:

1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.

Ход урока

1.
Постановка цели урока

– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

– Какие вы полезные ископаемые знаете?

– Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.

Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.

Полезные
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.

– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные
полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

Приложение
1

– Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Песок.


О песке нам расскажет…

Во
что превращается полевой шлам и слюда?

В
глину.


О глине нам расскажет…


Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.


Об известняке нам расскажет…

В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.

О железной руде расскажет…

Приложение 2


Кто же добывает полезные ископаемые?


Прочитаем о геологах.


Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.

О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…

– По опорному листку расскажет…

Приложение 3

В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

– О нефти расскажет…

– По ЛОС расскажет…

Приложение 4

Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Физкультминутка

Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.


Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

гранит

песок

глина

известняк

к
рудным полезным ископаемым?

железная
руда

и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?

каменный
уголь

нефть.


Физкультминутка


Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)

2.
Викторина

– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

Приложение 5

3.
Кроссворд

Отгадаем кроссворд

Приложение 6

По горизонтали

1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.

5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

По
вертикали

1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

4.
Беседа по прочитанному

– Для чего добывают полезные
ископаемые?

Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

– Прочитаем об этом на с.51 …

Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

5. Письменный опрос

а)
Тест «Полезные ископаемые».

Приложение
7

На листочках у детей.

1.
1)
2)
3)

2.
1)
2)
3)

3.
1)
2)
3)

4.
1)
2)
3)

5.
1)
2)
3)


Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

Проверка с доски

– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?

– Молодцы!

б)
Фронтальный письменный опрос.

– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.

2 вариант – свойства нефти и железной руды.

На листочках

1 вариант.

каменный уголь: 1, 4, 5,
7

песок: 2, 4, 6,10, 9;

2
вариант.

нефть:
1, 3, 8,11

железная
руда: 2, 4, 5, 14.

6. Составление таблицы

На парте полезные ископаемые.


Показывают образцы полезных ископаемых.

– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.

(показывают гранит)

Как называется это полезное ископаемое.

Основные его свойства?

(зернистый, твердый и прочный)

– Где используется?

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).

Каменный уголь

– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.

Нефть

– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.

Железная руда

– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.

– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

Песок

– В виде крупинок, сыпучий.

– Дороги, стекло.

(Приложение 8, Приложение 9)

7. Итог

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

Источник

1. По карте на с. 58 — 59 определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Каждому полезному ископаемому на карте соответствует свой особенный условный значок. Например, нефть показывается чёрной пирамидкой, уголь — чёрным квадратиком, железные руды — чёрным треугольником, а золото — чёрно-белым кружком.

В нашем крае добывают несколько видов полезных ископаемых. Это каменный уголь, железные руды, торф, апатиты, золото.

Практическая работа

1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.

Учитель выдал нам образец каменного угля. Это кусок камня, чёрного цвета, блестящий на сколах, твёрдый и хрупкий.

2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.

К основным свойствам каменного угля относятся:

Состояние плотное, твёрдое. Цвет чёрный, непрозрачный, блестит. Каменный уголь горючий, очень хрупкий.

3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.

Каменный уголь используют как топливо и как сырьё для химической промышленности.

4. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.

Каменный уголь добывают на востоке Новосибирской области, на Колыванском угольном разрезе.

5. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану:

Вариант 1

Описание полезного ископаемого “Каменный уголь” по плану для 4 класса

1) название — каменный уголь

2) условное обозначение на карте — чёрный квадрат

3) основные свойства — твёрдый, чёрного цвета, непрозрачный, горит.

4) применение — топливо и сырьё для химической промышленности.

5) места и способы добычи в нашем крае — Колыванский разрез, добыча открытым способом.

Вариант 2.

Учитель выдал образец нефти. Это густая маслянистая жидкость тёмного цвета.

К основным свойствам нефти относятся:

Жидкое состояние, цвет чёрный, отсутствие блеска, но резкий запах. Нефть — горючее вещество.

Нефть используют для получения топлива, пластмасс, химического волокна.

В Тюменской области нефть добывают на севере, в Ханты-мансийском автономном округе.

Описание полезного ископаемого “Нефть” по плану для 4 класса

1) название — нефть

2) условное обозначение на карте — чёрная пирамидка

3) основные свойства — жидкая, чёрная, непрозрачная, горит, резко пахнет.

4) применение — топливо, получение пластмасс, химических волокон.

5) места и способы добычи в нашем крае — Ханты-мансийский автономный округ, добыча из скважин.

6. Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Рассказ о подземных богатствах для 4 класса

Подземные богатства бывают неорганическими, то есть изначально являвшимися объектами неживой природы. Таковы гранит, железные руды, золото и многие другие горные породы и минералы.

Но есть подземные богатства, которые были образованы из останков живых существ, обитавших на нашей планете миллионы лет назад. Эти существа давно умерли, их останки стали торфом, углем, нефтью, а мы до сих пор используем эти подземные богатства в своих целях.

Это показывает, какой глубокой может быть связь между природой и человеком.

Проверь себя

1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.

Важнейшими полезными ископаемыми Московской области являются: гранит, известняк, кварц, торф

2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).

Описание полезного ископаемого “Гранит” для 4 класса

Это твёрдая горная порода, состоящая из зёрен шпата, кварца и слюды. Гранит очень твёрдый, непрозрачный, блестит.  Негорючий. На карте обозначается тремя крестиками.

Добывается гранит в разрезах, открытым способом. Месторождение находится в Волоколамском районе.

Применение гранита — строительство.

3. Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно?

Полезных ископаемых много, но их запасы не безграничны. И если тратить их бездумно, расточительно, то очень скоро запасов полезных ископаемых на планете не останется.

Задания для домашней работы

1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?

В нашей семье используются:

Поваренная соль для приготовления пищи. Используются пластмассы, масла, бензин для автомобиля — это продукты переработки нефти. Мы пользуемся металлической посудой и инструментами — это продукты переработки железных и цветных руд. Мы пользуемся карандашами, в которых стоят стержни из графита. Мы используем электронику, электропроводку, электроприборы, в которых используются медь, алюминий, кремний, золото, серебро. Мы используем стекло, которое является продуктом переработки песка и кварца. Даже наш дом сделан из кирпича, цемента, бетона, железа.

2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?

В нашем крае много месторождений железной руды. Её перерабатывают на металлургических предприятиях, комбинатах. Там из железной руды сперва получают чугун, потом сталь, из которой делают много полезных вещей.

А также у нас в крае есть месторождения нефти, которую перерабатывают на химических предприятиях, где получают пластик, ткани, лекарства, бензин, бытовую химию.

3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Этот рассказ учит нас бережно относиться к объектам неживой природы, в частности к камням и скалам. Камни-валуны являются свидетелями древнего оледенения, они часть истории нашего края. Скалы — красивы сами по себе, а разные надписи на них только портят эту чистую природную красоту.

На следующем уроке

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Почва — это верхний тонкий слой поверхности планеты. Её главное свойство — плодородие.

Источник