Полезные ископаемые это 3 класс плешаков
МАОУ Селятинская сош № 2
Наро-Фоминский район Московская область
Учитель начальных классов
Афанасьева Наталья Георгиевна
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Полезные ископаемые.
УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.
Цели:
1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.
2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка проблемы на уроке:
– Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.
1) Фронтальная беседа:
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
2) Работа по учебнику и тетради.
– Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.
3) Беседа.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо?
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).
Физкультминутка.
4) Практическая работа. Работа в группах.
(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)
– А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, атлас-определитель «От земли до неба». Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 26 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Масса.
6. Состав, однородный или нет.
7. Где можно использовать, применить.
Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.
– А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу, тетрадь стр. 26, № 3.
Проверка.
4. Добыча полезных ископаемых.
1) Чтение по учебнику (с. 50) с комментированием.
2) Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;
в шахте – уголь, руду;
в скважине – нефть, природный газ.
3) Словарная работа: месторождение, геолог.
4) Работа в тетрадях (с. 28 № 5).
5. Работа с картой.
Посмотрите на карту Московской области. Здесь обозначены основные известные месторождения (показывает сам учитель).
6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).
7. Закрепление изученного материала. (Можно провести разными вариантами, в зависимости от оставшегося времени на уроке).
Можно дать вопросы по группам.
1) – С чем мы познакомились на уроке?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– На какие группы делятся полезные ископаемые?
– Где их применяют?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Проверка ответов.
3) Можно дать группам задания повышенной сложности.
Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.
* Можно дать одинаковое количество времени на работу. Это хороший соревновательный игровой момент на уроке. За каждый правильный ответ команда получает балл. Максимально можно получить 5 баллов.
Задание на отдельных листах для каждой группы:
Найди ошибки в следующих утверждениях.
- Большинство полезных ископаемых жидкие.
- Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
- Нефть добывают в карьерах.
- Как удобрение для растений используется каменный уголь.
- Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.
Ответы:
- Жидкие твёрдые
- Хранят залегают
- В карьерах в недрах земли
- Каменный уголь торф
- Биологи геологи
8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:
– Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
– А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?
9. Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру. 3 класс. Полезные ископаемые.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Тема урока: «Полезные ископаемые» 3 класс учитель начальных классов Мокеева И.А. МАОУ СОШ № 1, г. Когалым, ХМАО-Югра -2016- ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
2 слайд
Описание слайда:
КАПИТАЛ ТРУД Железная руда Гранит Каменный уголь ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА ЭКОНОМИКА
3 слайд
Описание слайда:
1. К природным богатствам относятся: А) одежда и обувь Б) полезные ископаемые В) игрушки Г) книги 2. К природным богатствам не относятся: А ) воздух Б) почва В) вода Г) завод 3. В каком утверждении содержится ошибка? А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, учитель. Б) Умственным трудом занимаются архитектор, писатель, учёный.
4 слайд
Описание слайда:
КОРЗИНА ИДЕЙ
5 слайд
Описание слайда:
значение термина ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ГЕОЛОГ
6 слайд
Описание слайда:
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
7 слайд
Описание слайда:
Физминутка Мы геологами станем Да? – да! Будут все гордиться нами Да? – да! Что же ждёт нас впереди? ….
8 слайд
Описание слайда:
Практическая работа Работа по группам (у каждой группы коллекция) – отгадай загадку; – определи № полезного ископаемого; – выбери его свойства; – способы добычи; – применение. 2. Проверка (анализ ошибок). 3. Итоги. Приём «Шесть шляп».
9 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 1 группа Ответ: УГОЛЬ 1, 2, 4, 5, 7, 16 в шахте, топливо
10 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 2 группа Ответ: НЕФТЬ 1, 3, 5, 8, 11 буровые установки топливо
11 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 3 группа Ответ: ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА 2, 4, 14, 16, 17 в шахте, в карьере изготовление металла
12 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 4 группа Ответ: ГЛИНА 4, 6, 15, 16, 17, 13 в карьере, строительство
13 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 5 группа Ответ: ГРАНИТ 2, 4, 16, 18 карьер, строительство
14 слайд
Описание слайда:
ПРОВЕРКА 6 группа Ответ: ПЕСОК 2, 4, 6, 10, 13 в карьере, строительство
15 слайд
Описание слайда:
Итоги «ШЕСТЬ ШЛЯП»
16 слайд
Описание слайда:
Викторина «Дом знаний» 1. Он нужен на кухне. 2. Без неё пища безвкусна. 3. Его найдёшь в болоте. 4. Из неё делают металл. 5. Он нужен для печи. 6. Его найдёшь в песочнице. 7. Из неё делаю посуду. 8. Без неё не поедут машины. 9. Из него делают метро, ступеньки. 10. Из него делают известь.
17 слайд
Описание слайда:
Дом знаний газ соль торф руда уголь песок глина нефть гранит известняк П Р О В Е Р К А
18 слайд
Описание слайда:
«Лови ошибку» Для выплавления металла используют гранит. В строительстве используют каменный уголь. Из глины делают ножи, ложки, вилки.
19 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Я узнал, что … Мне было интересно … У меня получилось …
20 слайд
Описание слайда:
Оценивание Я всё понял! Я не всё понял! Я ничего не понял!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-509304
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
– Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
– Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;