Полезные ископаемые это 3 класс газ
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
– Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
– Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
– Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
– Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
– Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
– Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
– А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
– Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
– Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? – У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
– Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
– Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
– Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
– Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Природный газ представляет собой полезное ископаемое, которое человек использует в качестве топлива. Этот ресурс имеет очень большое значение для развития промышленности, а его месторождения есть во многих регионах планеты. Однако в бытовых условиях с газом нужно быть очень осторожным.
Что такое природный газ
Природный газ – это, по сути, смесь газов, в которой основная доля приходится на метан, а остальные газы – водород, сероводород, гелий, азот – представлены в небольших концентрациях. Образуется он в результате разложения органических веществ в недрах Земли.
Природный газ является полезным ископаемым, который может находиться под землей в двух состояниях:
- в виде отдельных газовых скоплений;
- в растворенном виде в воде или нефти.
В чистом виде природный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Чтобы с легкостью определять место его возможной утечки, в него добавляют специальные вещества с неприятным резким запахом – одоранты.
Рис. 1. Залежи природного газа.
В природе существует много разновидностей природного газа. В зависимости от состояния и месторождения он бывает сжиженным, болотным, нефтяным, угольным, сланцевым, коксовым.
Добыча и использование
Перед тем, как приступить к добыче природного газ, проводят разведку – магнитную, гравитационную геохимическую или сейсмическую. Однако на сегодняшний день по-прежнему единственно верным способом узнать, есть ли в залежах земли газ, является бурение скважины.
Газ располагается глубоко под землей – на глубине не менее одного километра. Его добывает при помощи сильного давления в скважине, которая буквально «всасывает» его, как пылесос.
Рис. 2. Скважины для добычи газа.
Добытый газ подготавливают к транспортировке, охлаждая его при повышенном давлении. Так газ сжижается и его транспортируют газопроводами, железнодорожными цистернами, специальными танкерами-газовозами.
Природный газ имеет самый широкий спектр применения.
Его используют:
- как высокоэкономичное топливо для электростанций;
- в качестве сырья для стеклянной и цементной промышленности;
- в черной и цветной металлургии;
- для производства строительных материалов;
- для получения различных органических соединений.
Осторожно – газ!
Газ существенно облегчает жизнь человеку, но вместе с тем он несет в себе большую угрозу:
- во время утечки он может скопиться на кухне и взорваться;
- газом можно отравиться.
Чтобы этого не произошло, очень важно правильно и с большой осторожностью обращаться с газовыми приборами и соблюдать правила безопасности.
- Никогда не оставлять без присмотра включенную конфорку.
- Не читать или делать уроки на кухне, при включенной газовой плите.
- Следить за тем, чтобы закипающая жидкость (суп, молоко, вода) не заливала работающую конфорку.
Нужно помнить, что огонь и газ – несовместимы, и газ из открытого крана может взорваться даже при включении электрического света.
Рис. 3. Газовая служба.
Почувствовав резкий запах газа, нужно в первую очередь проверить, закрыты ли краны на плите. Затем нужно открыть все окна в квартире, и ни в коем случае не включать свет или зажигать спичку, даже если дома темно. После этого следует позвонить в газовую службу по телефону 04, и лучше всего при этом покинуть опасное помещение.
Что мы узнали?
При изучении темы «Газ» по окружающему миру 3 класса мы узнали, что представляет собой природный газ, в каком виде он находится в природе, как его добывают и как используют. Также мы узнали, насколько важно соблюдать правила безопасности при использовании газа и что делать в случае его утечки.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Дмитрий Финашин
3/5
Айдар Якупов
5/5
Оценка доклада
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 100.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?
3 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
4 слайд
Описание слайда:
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.
5 слайд
Описание слайда:
Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
Назовите горючие полезные ископаемые.
7 слайд
Описание слайда:
Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.
8 слайд
Описание слайда:
Угольная шахта В шахте Полезные ископаемые Месторождения Каменный уголь Карагандинское, Экибастузское, Ленгерское месторождения (Южный Казахстан)
9 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Нефтегазоносные провинции Территория Каспийского шельфа, полуостров Мангыстау, Прикаспийская низменность.
10 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти
11 слайд
Описание слайда:
Добыча газа
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Назовите руды чёрных металлов.
15 слайд
Описание слайда:
Железная руда (магнитный, красный и бурый железняки).
16 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Железная руда Соколовско – Сорбайское месторождение, Сарыарка, северное Приаралье.
17 слайд
Описание слайда:
Название руд чёрных металлов Магнитный железняк Бурый железняк Красный железняк а) цвет; чёрный тёмного цвета с вишнёво-красным оттенком латунно-жёлтого цвета б) плотный/рассыпчатый/мягкий; плотный плотный плотный в) состоит/не состоит из отдельных зёрнышек; мелкозернистый мелкозернистый мелкозернистый г) притягивается/не притягивается магнитом; притягивается магнитом не притягивается магнитом не притягивается магнитом е) прочный/непрочный. прочный прочный прочный
18 слайд
Описание слайда:
Назовите руды цветных металлов.
19 слайд
Описание слайда:
Медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото.
20 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Медь Жезказган, Конырат.
21 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Свинец, цинк Рудный Алтай (Риддер)
22 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Алюминий Аркалыкское месторождение Костанайской области
23 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Золото ВКО (Месторождения -Суздальское, Бакырчик), СКО (Васильковское).
24 слайд
Описание слайда:
Золото в кварце
25 слайд
Описание слайда:
Название металлов Из какой руды получают Какие изделия изготавливают Медь Медный колчедан Детали электрических машин и приборов Алюминий Бокситы Ложки, вилки, посуда, самолёты, провода, кабели. Свинец Полиметаллическая руда Оболочки кабелей, пластины аккумуляторов. Цинк Полиметаллическая руда Оцинкованные вёдра, тазы, ванны, трубы.
26 слайд
Описание слайда:
Назовите нерудные полезные ископаемые.
27 слайд
Описание слайда:
Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Добыча мрамора
30 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Асбест Месторождение Жетыкар Костанайской области.
31 слайд
Описание слайда:
Хризотил – асбест
32 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Известняк Полуостров Мангыстау.
33 слайд
Описание слайда:
Известняк
34 слайд
Описание слайда:
Мел Ракушечник
35 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Соль Северное Приаралье
36 слайд
Описание слайда:
Добыча соли
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
•Что такое полезные ископаемые?
•Что такое месторождение?
•Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
•Как они используются человеком?
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.
Этот ресурс возник в результате разложения органических веществ в недрах Земли. Экологи признают природный газ самым чистым видом органического топлива.
Характеристики и виды природного газа
Характеристика природного газа зависит от его состава. Он легче воздуха в 1,8 раза, температура самовозгорания 650°C. Сухой газ имеет плотность от 0,68 кг/м3 до 0,85 кг/м3, а жидкий 400 кг/м3. Смесь газа с воздухом от 5% до 15% объёма – является взрывоопасной. Удельная теплота сгорания от 8-12 квт-ч/м3. При использовании природного газа в двигателях внутреннего сгорания октановое число равняется от 120 до 130.
Большая часть природного газа – это смесь газоподобных углеводородов. Основную часть составляет метан (СН4- до 98%), а также тяжелые углеводороды – этан С2Н6, пропан С3Н8, бутан С4Н10. В состав входят и другие неуглеродные вещества: водород Н2, сероводород Н2S, диоксид углерода СО2, азот N2, гелий Не.
В чистом виде природный газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для облегчения определения места утечки, к нему подмешивают одоранты, вещества с неприятным запахом.
Виды природного газа:
- сжиженный (СУГ);
- болотный;
- нефтяной;
- угольный;
- газовые гидраты;
- сланцевый;
- светильный;
- коксовый;
- компримированный или сжатый (КПГ);
- попутный нефтяной;
- по ярусам и подъярусам земляного пласта мелового периода, откуда он добывается сегодня – туронский, сеноманский, валанжинский, ачимовский.
Месторождение природного газа
В основном, залежи природного газа находятся в осадочной оболочке земной коры. Огромными запасами природного газа владеет Россия (Уренгойское месторождение), в Европе – Норвегия, Нидерланды, большинство стран Персидского залива, Иран, Канада, США, большие залежи есть в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении и Казахстане. Газовые гидраты в огромном количестве присутствуют на большой глубине под морским дном, также и под землей.
Добыча природного газа
Перед проведением добычи, сначала проводят разведку – гравитациоанную, магнитную, сейсмическую или геохимическую. Однако единственный достоверный способ выяснить, есть ли под вами запас газа, – бурение скважины. Природный газ находится на глубине от одного километра. В недрах Земли газ находится в микроскопических порах, которые соединены между собой каналами – трещинами, по них под высоким давлением этот важный ресурс проникает в поры более низкого давления до тех пор, пока не окажется внутри скважин. Все это осуществляется в соответствии с законом Дарси – фильтрации газов и жидкостей в пористой среде. Газ выходит из недр в результате того, что в скважинах он находится под давлением, что в несколько раз превышает атмосферное.
Газ добывают с помощью скважин, которые равномерно распределяют по всей площади месторождения. Это делается для равномерного падения пластового давления в залежи. Добытый газ подготавливают к транспортировке. Транспортируют газ трубопроводами, специальными танкерами-газовозами, железнодорожными цистернами.
Использование природного газа
Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд. Источник энергии для мегаполисов, моторное топливо, краска, клей, уксус, аммиак – все это мы имеем благодаря природному газу.