Полезные ископаемые иркутской области для детей

Полезные ископаемые иркутской области для детей thumbnail

Ноябрь: Тема недели: «Наш край – Сибирь». «Богатства нашего края». Продолжительность недели: 05.11.- 08. 11. 2019г.   Гюльмалиева Е.В. Кормилицина Е.Л.

Цель: дать представление  о полезных ископаемых и об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Время

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

7.00- 7.50.

Трудовые поручения детям: протереть игрушки влажной тряпкой и расставить их по местам. Навести порядок на книжной полке.

Календарь природы: наблюдения за погодой. Фиксация наблюдений.

Работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон региона; изучение поверхности земной коры.

 Цель: дать детям представление о Сибири – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.

Работа в уголке природы: «Опрыскивание, рыхление  и полив растений»

Цель: обогащать представления детей об операциях по уходу за комнатными растениями, поддерживать познавательный интерес.

Рассматривание  иллюстраций и фото с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

Цель: познакомить со способами добычи полезных ископаемых.

Речевое развитие

Цель: учить детей составлять описательные рассказы о полезных ископаемых, используя план-схему. Правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать умение связно, последовательно описывать         изображение на картине. Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине

Рассматривание настоящих ювелирных украшений и украшений на картинах знаменитых портретистов, рассматривание журналов и каталогов с фотографиями ювелирных украшений.

Цель: расширить представления о разнообразии драгоценных камней.

Исследовательская деятельность.

– цвет полезного ископаемого;

– какой он на ощупь.

– можно ли  нанести царапины на нем?          

Цель: познакомить со свойствами и качествами полезных ископаемых.

Рассматривание фотографий гербов городов, на которых изображена соль (Энгельса (бык везет чашу с солью), Солигалича (три ступки с солью), Усолье-Сибирское (кубики соли).

Ситуация для общения.

«Свойства песка, глины и камня».

Цель: закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камень для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов.

Исследовательская деятельность.

Опыт: «Почему говорят: крепкий, как камень?».

Цель: дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.

7.50-

Утренняя гимнастика. Комплекс №   25 (упражнения с предметами)

8.05-8.10

Подготовка к завтраку: умывание, дежурство (воспитание КГН, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

Завтрак, полоскание рта после еды (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование представлений о ЗОЖ)

8.50-9.00

Создание мотивации к НОД: организация стимулирующей обстановки, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций

9.00- 10.35.

15.50. – 16.15.

Занятия

Познавательно – исследовательская деятельность. (Ф.Ц.К.М.)

Тема: «  Кладовая природы»

Цель: познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (соль и уголь) добываемыми в Иркутской области. Показать их применение в жизни человека.

Музыкальная деятельность

( см. план музыкального руководителя)

Занятия

Познавательно-исследовательская деятельность (Ф.Э.М.П. / конструирование)

Колесникова Е. В.

Занятие №8 (повторное)

Тема: «Числа и цифры 4, 5, 6»

Цель: продолжать учить:

– устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

– решать логическую задачу на установление закономерностей;

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Изобразительная деятельность (лепка)

Тема: «Малахитовые бусы»

Цель: познакомить детей с поделочным камнем – малахитом. Развивать умение детей подбирать пластилин по цвету, правильно смешивать его, чтобы получить тот или иной цвет малахита; вылепить бусы разной формы, используя знакомые приемы лепки.

Двигательная деятельность

( см. план инструктора)

Занятия

Изобразительная деятельность (аппликация)

Тема: «Малахитовые бусы»

  Цель:  учить различать круг и овал («кругленькая», «длинненькая»), правильно называть форму («овальная»). Учить вырезывать круглую и овальную форму из квадрата и прямоугольника, закругляя углы при срезании.

Наклеивать бусы разной формы и цвета в чередовании.

Коммуникативная деятельность (ситуации общения)

Рассказ воспитателя: «Люди, которые добывают уголь»

Цель: познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля, с машинами, которые помогают людям.

Музыкальная деятельность

( см. план музыкального руководителя)

Занятия

Коммуникативная деятельность (восприятие художественной литературы)        

 «Сказка про каменный уголь», сказки Яны Баклыковой «Сказ о соли»

Речевое развитие

Цель: учить детей составлять описательные рассказы о полезных ископаемых, используя план-схему.

 Правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать умение связно, последовательно описывать         изображение на картине. Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине

Изобразительная деятельность (рисование)

Рисование по сюжету сказки «Серебряное копытце»

 Цель: научить создавать композицию сюжета сказки, совершенствовать умение работать гуашью, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность при работе, прививать любовь к народному творчеству

Двигательная деятельность /улица/

Закрепление основных видов движений.

Цель: закреплять навыки бросания предметов в цель двумя рукой.

Занятия

Коммуникативная деятельность (подготовка к обучению грамоте и руки к письму) / ситуации общения с педагогом психологом.

 Занятие №8(итоговое)

Тема: «Деление слов на слоги и составление слов из слогов»

Цель:  упражнять детей в делении слова на слоги;

• закреплять умение составлять слова из слогов;

• развивать мелкую моторику.

Двигательная деятельность

( см. план инструктора)

9.20-11.40

Прогулка

Карточка №

Наблюдение: «Что такое заморозок»

Цель: формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.                                  

Очистка участка  от мелкого мусора.

Цель: формировать умение выполнять коллективные поручения, договариваться с помощью воспитателя о распределении работы.

Прогулка

Карточка №

Наблюдение:   «Ветер воет на просторе»

Цель: формирование интереса у детей наблюдать за изменениями силы ветра. Обогащение словаря: ветер, ветерок, ветрище.

Уборка на участке.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь в уборке участка; формировать соответствующие трудовые навыки, продолжать учить пользоваться детскими граблями, метлой.

Прогулка

Карточка №

Наблюдение: «Какая сегодня погода?»

Цель: формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно. Учить детей (с помощью взрослого) пользоваться уличным термометром.

Трудовая деятельность: Собери песок вокруг песочницы.

Цель: воспитывать желание содержать участок в чистоте.

Прогулка

Карточка №

Наблюдение за птицами

Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питания.  Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.

Трудовые поручения: подметание асфальтных дорожек.

Цель: поощрять желание поддерживать порядок на территории участка.

Прогулка

Карточка №

Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

                                                                                                                                           Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.    

Трудовая деятельность:

наведение порядка на игровой площадке

 Цель:  учить детей собирать после игры игрушки в назначенное место, формировать осознанное отношение к порядку.

12.00-12.25

Подготовка к обеду, обед (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

12.25- 15.00

Подготовка к дневному сну, дневной сон (воспитание КГН, навыков самообслуживания, сохранение психофизического здоровья)

15.00-15.10

Подъем, закаливание, гимнастика после сна,     (сохранение психофизического здоровья, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

15.15- 15.25

Полдник (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование первоначальных представлений о ЗОЖ)

15.35- 16.00

Индивидуальная работа:

Даниил, Илья, Саша, Иван М.

Д/и ««Подбери фигуру»

Цель: закреплять  умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Чтение сказок Бажова «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»

 Цель: познакомить детей с героями сказок народов Урала. Развивать художественный вкус, чувство языкового ритма.

Индивидуальная работа:

Ангелина М, Лера Д,  Кирилл,  

Миша, Арина, Леня С.

Математическая игра: «В поисках маленького соболенка».

Цель: уточнить представление о пространственных отношениях: «вверху», «внизу», «на», «над», «под».

Игры на развитие мелкой моторики – пазлы, мозайки

Цель: развитие творческого воображения.

Индивидуальная работа: Даша, Леня Н, Артем, Александра,  Даниил, Лера Л, Даша.

Д/ игра: «Про что я говорю» (с мячом)

Воспитатель называет свойство полезного ископаемого, а ребенок называет его.

Д/игра: «Подбери игрушку»

 Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Индивидуальная работа: Ангелина М,  Костя, Илья,  Рома,

Саша К, Оля.

Д/игра: «Разложи образцы».

( по цвету, прозрачные непрозрачные, тяжелые – легкие).

Цель: продолжать учить определять свойства и качества предмета.

Работа с ножницами: «Вырезывание изображений по шаблону»

 Цель: закреплять умение работать с шаблоном: придерживать заготовку левой рукой, обводить карандашом по контуру, аккуратно вырезать.

Индивидуальная работа: Рома Ярослав Аня Ангелина М Настя.

Д/игра по ФЭМП: «Чиним одеяло»

Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

Развитие связной речи

Д/игра: «Кто больше заметит небылиц?»

Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

16.00- 17.00

Прогулка

Карточка №

 Упражнение: «По камушкам».

Цель: упражнять в беге, равновесии в ходьбе по «камушкам» (кирпичики), умении быстро действовать по сигналу.

Прогулка

Карточка №

П/и: «Ловишки – перебежки»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увертыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость.

Прогулка

Карточка №

 Развитие движений: «Прыжки вверх с места»

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

Прогулка

Карточка №

 П/и: «Шалтай-Болтай».

Цели: выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.

Прогулка

Карточка №

Элементы спортивных игр.

Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

17.10- 17.30

Подготовка к ужину, ужин (воспитание КГН, навыков самообслуживания, культуры поведения за столом, формирование представлений о ЗОЖ)

17.40- 19.00

Прогулка, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Источник

На территории Иркутской области добываются бурый и каменный уголь, железная руда, золото, каменная соль, цементное и облицовочное сырье, огнеупорные глины, каолин, гипс и др. Горнодобывающая промышленность в структуре промышленной продукции Иркутской области занимает 11 %. В структуре стоимости продукции горнодобывающей промышленности золото занимает 47%, уголь — 28%; железная руда — 18%, прочие полезные ископаемые — 7%. Иркутская область занимает четвёртое место в России по добыче золота. Его добыча ведётся из россыпей, 95% золота добывается в Бодайбинском районе. Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 2,6 млрд т, газа — 7,5 трлн кубометров. Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Основной объем добычи производится на трёх месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском. На территории области расположены Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение, Иркутский угольный бассейн, месторождение золота Сухой Лог.

Геология Иркутской области

Особенности геологического строения региона обусловили нахождение в Иркутской области широкого разнообразия месторождений полезных ископаемых. В платформенной части открыты и разведаны месторождения ископаемого угля, каменной и калийной солей, углеводородного сырья, огнеупорных глин, широкого спектра сырья для производства строительных материалов, железных руд, гидроминерального сырья. В складчатых областях на территории Иркутской области расположены уникальный Ленский золотоносный район, Мамско-Чуйская слюдоносная провинция, Восточно-Саянская редкометальная провинция, различный комплекс горнорудного и горнохимического сырья: талька, цементных известняков, облицовочного камня, камнесамоцветного сырья, нерудного сырья для металлургии и другие.

Имеются серьезные основания для выявления месторождений марганца, алмазов, полиметаллов, олова, самородной серы, а также для существенного улучшения минерально-сырьевой базы традиционных полезных ископаемых.

В настоящее время на территории Иркутской области в значительных объемах добываются бурый и каменный уголь, железные руды, золото из россыпей, каменная соль, цементное, облицовочное сырье, огнеупорные глины, стекольные и формовочные пески, гипс, цветные камни, минеральные строительные материалы. Горнодобывающий комплекс в выпуске промышленной продукции области составляет 11%. В структуре стоимости производимой горнодобывающим комплексом продукции на долю золота приходится- 47%, угля – 28%; железной руды – 18%; прочих полезных ископаемых – 7%, в том числе нефти и газа – менее 1%.

Углеводородное сырье

На сегодня Восточная Сибирь по величине прогнозных ресурсов нефти и газа относится к числу потенциально наиболее благоприятных геологических объектов в материковой части России.

Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов только в пределах Иркутской области составляет: по нефти – 2050 млн. т., по газу – 7,5 трлн.м³. Разведанные запасы нефти и газа в пределах Сибирской платформы на сегодня позволяют рассматривать Восточную Сибирь, как один из перспективных регионов для создания нового центра добычи углеводородного сырья. В Иркутской области открыты крупные месторождения – Ковыктинское (газ), Верхнечонское, Ярактинское, Дулисьминское (нефть, газ).

Открытые и разведанные в Иркутской области месторождения нефти и газа уже в ближайшее время могут стать реальными эксплуатационными объектами.

Промышленная добыча углеводородного сырья в перспективе может стать одной из базовых отраслей в горнодобывающем комплексе Иркутской области. Эффективность разработки месторождений может быть существенно повышена за счет комплексного использования и попутных компонентов: гелия, конденсата, других легких углеводородных компонентов, а также попутных высокоминерализованных рассолов.

В Иркутской области к началу 2006 года открыто 11 месторождений углеводородного сырья, доказанные запасы газа составляют 2,27 триллиона кубометров, начальные суммарные ресурсы газа составляют более 11 триллионов м³.

Доля минерально-сырьевого комплекса в региональном валовом продукте в 2009 составляла только около 9%

Уголь

Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, южной части Тунгусского бассейнах, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Ресурсы ископаемых углей в области на 01.01.2000 года – 46 млрд. тонн, из которых балансовые запасы по кат. А+В+С1 составляют 8.2 млрд. тонн, запасы кат. С2 – 6.2 млрд. тонн.

Основная часть учтенных запасов (96%) сосредоточена в Иркутском бассейне на юге области, здесь же добывается основная масса угля: каменного и бурого. Иркутский бассейн располагает углями от зрелых бурых (БЗ-18%), длинно-пламенных (Д-44%) до газовых жирных (Г6-ГЖ-38%). Основная масса добываемого малосернистого угля используется в энергетике.

Основной объем добычи производится на трех месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском.

Иркутский угленосный бассейн простирается с юго-востока на северо-запад, от Иркутска до Нижнеудинска. На его территории выявлено около 40 месторождений: Черемховское, Тулунское, Азейское, Мугунское, Каранцайское, Ново- Meтeлкинскоe, Базойское, Ишuдейское и. др. Общие геологические запасы угля составляют 180 млрд. т.

Канско-Ачинский угленосный бассейн находится на западе области и является восточной оконечностью Канско-Ачинского бассейна, основная часть которого сосредоточена в Красноярском крае. Угли бурые, высокозольные, залегают пластами среди юрских образований, неглубоко от земной поверхности. Изучены три месторождения: Урало – Ключевское, Кантарское и Шиткинское. Общие геологические запасы 1,1 млрд. т и балансовые – 100 млн. т.

Тyнгyсский угленосный бассейн в основном находится в Красноярском крае, на территорию, нашей области заходит его восточная часть с рядом месторождений в Усть-Илимском (Жеронское, Зелендuнское) и в Ербогаченском районах.

Золото

Иркутская область по добыче золота традиционно занимает третье-четвертое место в России (10% от общероссийской добычи), золото до настоящего времени извлекается исключительно из россыпей. Более 95% золота области добывается в Бодайбинском районе, за 150 лет из его недр извлечено порядка 1200 тонн учтенного металла.
Государственным балансом запасов на территории Иркутской области учтено 320 россыпных и 6 рудных объектов. По подготовленным запасам рудного золота область занимает первое место в стране, велик ресурсный потенциал и россыпного золота, что позволяет рассматривать Иркутский регион как один из наиболее привлекательных для инвестирования развития золотодобычи.

Иркутская область обладает крупнейшей в России рудного золото, включающей разведанные месторождения Сухой Лог, голец Высочайший, Вернинское, Первенец, оцененные Догалдынское, Центральное, Юбилейное, Невское, Кавказ, Ергожу, Гурбей и около 40 перспективных рудопроявлений.

Ленская золотоносная область занимает значительную часть Патомского нагорья. Наибольшую известность и хозяйственную значимость приобрел Бодайбинский золотоносный район. Среди метаморфических сланцев, прорванных разнообразными интрузивными породами, находится коренное золото, а в древнечетвертичных и современных отложениях – россыпное. Эксплуатация золотоносных россыпей в Бодайбинском районе ведется беспрерывно с 1843 г.по настоящее время. Здесь были – найдены самородки золота весом 12,337 кг; 10,103 кг; 6,5 кг и менее, хранящиеся в Алмазном фонде России. Перспективы Бодайбинского золотоносного района связаны с развертыванием работ по добыче коренного золота.

Объем добычи золота в 2002 году в Иркутской области составил 16 тонн, что является рекордным показателем за весь период добычи золота

Железные руды

Разведанные и подготовленные к промышленному освоению запасы железных руд области составляют 1895582 тыс.т кат. В+С1; 16273958 тыс.т кат. С2 прогнозные ресурсы по состоянию на 01.01.1998 годы равны 13585 млн.т.

Месторождения железных руд сосредоточены в четырех рудных районах: Ангаро-Илимском, Ангаро-Чунском (центральная часть Иркутской области), Ангаро-Катском и Иркутно-Китойском (соответственно север и юг Иркутской области).

Железная руда, сосредоточена в Ангарской железорудной провинции и Байкальском железорудном бассейне. В Ангарской провинции открыто свыше 30 месторождений, объединенных в Присаянский, Чунский, Ангаро-Илимский и Ангаро-Катский районы. Общий запас железной руды – 4,5 млрд. т. Содержание железа в руде колеблется от 30 до 70% (в среднем 35-40%), примеси серы и фосфора невелики. Месторождения находятся вблизи железной дороги, Братской и Усть-Илимской ГЭС.

Другие полезные ископаемые

Из широкого круга неметаллических полезных ископаемых на территории Иркутской области в эксплуатации находятся месторождения огнеупорных глин, магнезита, формовочных и стекольных песков, каменной соли, талька, гипса, облицовочных камней, слюды-мусковита, полудрагоценных и поделочных камней и минеральных строительных материалов.
Калийная соль находится в Непском калиеносном бассейне, обнаружена геологами во время поиска нефти. Калиеносный бассейн занимает площадь в 20 тыс. км2, в нем сосредоточено свыше 70 млрд. т высококачественной калийной соли. Эта самый крупный калиеносный бассейн не только в России, но и в мире.

Гипс. В области установлено около 40 месторождений гипса с промышленными запасам и около 400 млн. т. Особое место занимает Унгинский гипсоносный район в треугольнике
Тыреть – Разъезд – Делюр -Первомайск, где ведется разработка гипса. Он залегает в виде пластов, линз и гнезд среди нижнекембрийских доломитов и известняков. Мощность пластов колеблется от 1 до 25 м. Bтopoe кpyпнoe месторождение Заларинское. Здесь прослеживается два пласта гипса: верхний мощностью 10-18 м и нижний 5-8 м. Гипс используется, в строительстве, медицине, в сельском хозяйстве, в химической промышленности.

Тальк. Онотское месторождение талька относится к числу крупнейших в стране. Запасы достигают 4 млн. т. Месторождение находится верхней части бассейнов рек Онота и Малой Белой. Тальковые жилы расположены по горизонту доломитов и магнетитов докембрия.
На базе месторождения работает рудник, продукция которого вывозится за границу.

Графит. Ботогольское месторождение графита в Восточном Саяне между реками Уриком и Китоем является лучшим в России. Открыто финским промышленником Алибертом в 1848 г. который начал его добывать является лучшим в России. Открыто финским промышленником Алибертом в 1848г., который начал его добывать и вывозить в Германию на карандашную фабрику Фабера. Кроме Ботогольского месторождения графита имеются месторождения на реках Нижней Тунгуске и Курейке. Всего в области известно 18 месторождений графита.

В области имеются Малобыстринское месторождение лазурита, открытое в 1820-1851 гг. Пермикиным , и месторождение нефрита в Восточном Саяне, открытое С.С.Щуркиным.

Известняки имеют широкое распространение на берегу, Байкала от мыса Кадильного до Бугульдейки, в долинах Иркута, Олхи, Тойсуке, Малой Ерети и др. Они используются для изготовления цемента, производства соды, карбида кальция.

Мрамор. Наиболее известным является Слюдянское месторождение мрамора, на базе которого работает горнодобывающее предприятие АО «Перевал». Олхинский известковый завод из слюдянского мрамора нужно отметить Ольхонское, Цаганходинское, Тюменское.

Глины. имеют широкое распространение, используются для производства кирпича, черепицы облицовочной плитки. Наибольший интерес представляют Трошковское и Каменское месторождения огнеупорных глин, являющиеся базой для Хайтинского фарфоро -фаянсового завода и Ангарского завода керамических изделий.

Гравийно-песчаные смеси. Как и глины, широко распространены, они лежат в аллювиальных отложениях островов и речных трасс. На базе Тулунского месторождения кварцевых песков работает Тулунский стекольный завод. Кварцевые пески, Харгино (побережье Байкала): использовались бывшим Тальцинским стекольным заводом.

Приведенное описание полезных ископаемых не исчерпывает всего их разнообразия. Предстоит их детальное изучение и открытие новых.

Иркутская область располагает практически всеми видами минерального сырья, что позволяет развивать, в больших масштабах промышленно производство, направленное на улучшение социальных условий населения.

Область является одним из важнейших районов страны по подготовленным к освоению запасам и прогнозным ресурсам редких металлов и особенно ниобия и тантала, лития и рубидия. Среди месторождений Саянской редкоземельной провинции выделяются Белозиминское и Вишняковское, крупные прогнозные ресурсы некоторых редких металлов (литий, цезий и др.) содержатся в высокоминерализованных рассолах Ангаро-Ленского солеродного бассейна.

Ссылки

  1. Минеральные ресурсы // Портал Иркутской области
  2. Наука Сибири

Источник