Полезные ископаемые их разведка и добыча

Полезные ископаемые их разведка и добыча thumbnail

Добыче полезных ископаемых предшествует колоссальный труд геологоразведочных экспедиций, исследующих недра в любой точке планеты, зачастую в труднодоступной местности и в условиях сурового климата. Принятию решений любой сырьевой компании об освоении месторождений предшествуют не столько расчёты экономистов или мнения акционеров, сколько окончательный вердикт геологов.

Цели и основные направления геологоразведки

Геологоразведочные работы — это мероприятия, направленные на выявление и подготовку к освоению в промышленных масштабах месторождений полезных ископаемых. В процессе выполнения таких работ в том числе изучается размещение пластов ископаемых, условия их образования и состав. Кроме того, изучаются компоненты, сопровождающие залежи полезных ископаемых, в том числе редкие металлы, попутный газ, сера и т. д., выясняется возможность их извлечения или же утилизации.

Геологоразведка сопряжена с анализом условий природы и климата в районах работ, социально-экономических предпосылок для реализации конкретных проектов. Она предусматривает изучение возможных способов добычи ископаемых при условии рациональной эксплуатации блоков и минимизации возможного вреда окружающей среде. Результатами осуществления работ по геологоразведке является расчёт и утверждение запасов полезных ископаемых, оценка их количественных ресурсов, в том числе прогнозная.

В случае, если залежи полезных ископаемых получают положительную оценку в результате поисково-оценочных мероприятий, проводится непосредственно разведка открытого месторождения. В её ходе выясняются геологическое строение участка, размеры, условия залегания и пространственное расположение залежей. Кроме того, вычисляются качество и количество ископаемых, технологические факторы, которые будут определять условия эксплуатации блока.

Сейсмическая, электрическая и гравитационная разведка

Одним из самых эффективных и популярных методов первичных геологических исследований месторождений, в основном залежей нефти и газа, является сейсморазведка. Её принцип базируется на регистрации сейсмических волн, которые создаются искусственным путём при помощи специального источника волн, в роли которого обычно выступает взрывчатка. Тротил размещается в неглубоких скважинах. Для инициирования как продолжительных, так и коротких импульсных колебаний могут применяться автомобильные вибраторы.

Вибрационная установка Nomad-65

С помощью источника в породе создаётся избыточное давление и распространяются колебания периодического типа. Эти волны наталкиваются на слои с разными показателями упругости, после чего меняют не только направление, но и амплитуду, а также создают новые колебания. По пути следования волн размещаются датчики-приёмники, которые фиксируют колебания и передают операторам полученные сигналы. Сейсмокомплексы представляют собой типовые системы, в состав которых входит один источник и до 300 приёмников, расположенных через 25–50 метров друг от друга. Если оператор правильно выбирает схему, это позволяет исследователям получать необходимую информацию без избыточных затрат.

Сейсмическая разведка: 1 — передающая система; 2 — приёмная система; 3 — сейсмоприёмники; 4 — сейсмическая волна; 5 — отражённая сейсмическая волна; 6 — нефтеносный пласт

В зависимости от того, как расположены друг относительно друга источники и приёмники колебаний, различают такие виды сейсморазведки:

  • совмещённые источник и приёмник — 1D;
  • расположение источника и приёмников на одной линии — 2D;
  • расстановка приёмников на параллельных линиях по площади участка — 3D;
  • периодическое повторение 3D-разведки при разработке месторождения — 4D.

После регистрации и записи колебаний проводится их анализ с целью определения особенностей распространения и свойств волн. В частности, извлекается геологическая информация о границах сейсмики. Полученные сейсмограммы требуют серьёзной обработки, поскольку они в условиях полевых работ обычно включают помехи. Что касается полезных волн, то они зачастую сложны для интерпретации. Для анализа данных применяется современная компьютерная техника.

Сигналы усиливаются, фильтруются, очищаются от нежелательных колебаний и конвертируются в цифровой формат, после чего поступают на сейсмостанцию для наблюдений. По результатам обработки геологи получают материал для дальнейшего толкования. Если на полученных геологических разрезах идентифицируются аномальные зоны распространения волн, то, как правило, это является свидетельством наличия залежей полезных ископаемых.

При наличии значительного преимущества — высокой точности измерений, сейсморазведка обладает рядом существенных недостатков. В частности, геологи не в состоянии определить качество залежей полезных ископаемых, не могут применять сейсморазведку на сложном рельефе местности. Кроме того, при наличии солевых горизонтов такая разведка неэффективна. Применение взрывчатки, в свою очередь, может негативно влиять на экосистему исследуемого района.

Закладка взрывного источника сейсмических колебаний

Ещё одним популярным видом геологоразведки является разведка электрическая. Данное направление включает способы исследования недр, которые применяются для изучения как верхних слоёв породы, так и для глубинной разведки. В свою очередь, они делятся на две большие группы.

Методы электрической разведки:

  • Индукционные методы.
  • Методы сопротивлений.

Исследование недр индукционными методами предусматривает создание электромагнитного поля за счёт эффекта магнитной индукции под влиянием переменного электрического поля или же магнитного поля. При обладании информацией о параметрах источника поля оператор может свободно измерить магнитные и электрические составляющие индуцированного поля и, следовательно, восстановить параметры среды их возникновения.

Магниторазведка

В свою очередь, методы сопротивлений основываются на пропускании через грунт электродов с постоянным током. Измеряется напряжение, которое вызвано данным током, поступающее от первой ко второй группе электродов. При наличии информации о напряжении и силе тока можно вычислить показатель сопротивления среды, через которую пропускается электричество. Благодаря конфигурации электродов точно устанавливается участок пространства, в которой меняется сопротивление.

Принципиальная схема электроразведки методами сопротивлений: 1 — питающая линия; 2 — измерительная линия; 3 — измерительные заземления; 4 — питающие заземления; 5 — область исследования; 6 — линии тока

Электроразведочная станция для вертикального электрического зондирования

Поиск возможных залежей полезных ископаемых производится в том числе способом гравитационной разведки. Он основан на принципе измерения показателя ускорения свободного падения. Последнее зависит не только от параметров планеты в целом, но и от аномальной плотности пород в районах поисков. Таким образом, неоднородность плотности подземных горизонтов легко вычисляется в гравитационном поле.

Гравиразведка

Поиск залежей твёрдых ископаемых

Хотя конкретные способы разведки месторождений зависят от возможности применения определённых технических средств в конкретных условиях, для выявления залежей твёрдых полезных ископаемых (руд, минералов и т. д.) соответствующие мероприятия, как правило, проводятся в шесть типовых стадий:

1. Геофизические и геолого-съёмочные работы. Данный этап включает исследование крупных геологических структур, в которых, вероятно, присутствуют полезные ископаемые. Перспективные площадки по завершению данной стадии передаются на специализированные поисковые работы.

2. Поиск месторождений. Геологи работают над обнаружением запасов определённых видов полезных ископаемых. Работы осуществляются в несколько промежуточных этапов. Вначале проводится поиск общего характера с целью выявления границ зоны потенциального размещения ископаемых. После этого обустраиваются горные выработки или скважины для выполнения структурно-геологических исследований. По результатам оценивается потенциальное промышленное значение месторождений. Если исследования оказались продуктивными, в этом случае осуществляется подсчёт ресурсов в категории C2. Составляются прогнозы добычи в количественном плане, а также разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) продолжения геологоразведки.

3. Предварительная разведка. Геологи определяют промышленное значение участка, параметры месторождения, технологические свойства и размеры формаций полезных ископаемых, условия залегания. Составляется предварительная характеристика условий освоения блока. Результатами этой работы являются расчёт запасов не только в категории C2, но и C1, а также ТЭО на проведение детальной разведки. На этапе предварительной разведки применяется бурение (глубокое, колонковое или ударно-канатное). При изучении месторождений цветных металлов обустраиваются штольни, небольшие шахты, шурфы с целью отбора проб.

4. Детальная разведка. Данный этап работ проводится исключительно на участках с доказанной промышленной ценностью запасов. Осуществляется дополнительный подсчёт запасов в категориях A и B. По завершению этого этапа должны быть собраны данные, достаточные для начала промышленной эксплуатации месторождения согласно требованиям к изученности исследуемой зоны, в соответствии с классификацией запасов и прогнозными ресурсами.

Читайте также:  Что лучше всего есть полезного в дороге

5. Доразведка. Проводится на участках, которые были в недостаточной степени изучены на предыдущих этапах работы. Кроме того, она осуществляется в пределах флангов, обособленных участков, в глубоких горизонтах горных отводов. На этой стадии проводится последовательный перевод ресурсов из категорий C1 и C2 в более высокие классы, подсчитываются новые выявленные запасы. На ряде объектов при этом строятся глубокие шахты как разведочного, так и эксплуатационно-разведочного назначения.

6. Эксплуатационная разведка. Такой вид разведки проводится одновременно с проходческой работой, направленной на подготовку выработок. Мероприятия по разведке реализуются до момента начала очистных работ с целью обеспечения добычи на текущем этапе, а именно для уточнения информации о залежах, полученной на стадиях детальной разведки. Речь идёт о данных относительно качества, условий залегания, строения и морфологии пластов. На этапе эксплуатационной разведки проходка вертикальных, горизонтальных и наклонных выработок является основным методом работ. Кроме того, возможно обустройство перфораторных — безкерновых — или же колонковых скважин для получения керна.

Особенности разведки нефтегазовых месторождений

Специфика геологоразведки нефтегазовых месторождений обусловлена особенностями залегания и природными свойствами этих полезных ископаемых. Отличительной чертой нефти и газа является то, что их залежи находятся обычно в одних и тех же районах. Газ может быть как растворён в нефти, так и образовывать газовые шапки в верхней части пространства, занимаемого «чёрным золотом».

Накопление углеводородного сырья происходит в осадочных оболочках планеты. В общей сложности в мире выявлено порядка шести сотен нефтегазоносных бассейнов. Нефть и газ находятся на глубинах от одного до нескольких километров и распределены по микроскопическим пустотам. Около 85% запасов сконцентрированы в алевритовых песчаных породах с глиняной прослойкой, остальные ресурсы — в породах карбонатного типа. Огромны запасы шельфовых месторождений, однако степень их изученности крайне мала. Пронедра писали ранее, что, по данным Минприроды, более 90% площади арктического шельфа не разведаны.

Геологические экспедиции, которые занимаются изучением нефтегазовых месторождений, выполняют комплекс работ по исследованию структуры блоков, выделению продуктивных пластов, вычислению предполагаемых дебитов нефти, газа и конденсата, давления в залежах. Все эти данные используются для составления проектов эксплуатационных работ, а также для расчётных обоснований промышленной разработки участков.

Стартует геологоразведка по стандартной схеме — со съёмки и составления геологических карт. В дальнейшем применяется гравитационная разведка. Выявление запасов по данной методике обусловлено отличительной особенность пород, насыщенных нефтью и газом — их плотность меньше, соответственно, и меньшим будет ускорение свободного падения. Нефтегазовые ресурсы выявляются в том числе с применением специфической аэромагнитной разведки, направленной на выявление антиклиналей — геологических ловушек для углеводородов мигрирующего характера на глубинах до семи километров.

Аэромагнитная съёмка выполняется с помощью магнитометров, расположенных в хвостовом коке самолёта

Особенностью же проведения сейсморазведки является то, что такой вид исследования при поиске нефтегазовых запасов осуществляется не только для выявления залежей, но и с целью определения оптимальных мест для бурения скважин разведочного назначения. Одним из эффективных методов обнаружения ресурсов «чёрного золота» и «голубого топлива» является низкочастотное сейсмическое зондирование. Данный способ основан на анализе аномального изменения спектра естественного сейсмического фона в районе размещения залежей на частотах до 10 герц.

Оборудование для сейсморазведки

Нефть и газ также выявляются при помощи методики геохимической разведки. Геологи анализируют состав подземных вод на предмет содержания органических компонентов и газов. Рост концентрации таких элементов в единице объёма пробы воды может указывать на близость пласта. Тем не менее, самым достоверным и эффективным способом разведки углеводородов в настоящее время является непосредственное бурение скважины для выявления степени достаточности их объёмов для промышленного освоения месторождения. В среднем только в трети случаев после бурения обнаруживаются такие запасы.

Бурение разведочной скважины «Шахринав-1п», Таджикистан

В современной России геологоразведка нефтегазовых ресурсов производится не только с целью немедленной разработки конкретных блоков, но и для общего прироста количества углеводородов в соответствии с требованиями Энергетической стратегии, рассчитанной до 2020 года. Напомним, что, по мнению Владимира Путина, геологоразведка крайне важна для экономики России. Открытие и изучение новых месторождений — это работа на перспективу, поскольку выявленные ресурсы фактически являются сырьевым вкладом в будущее страны.

Источник

Урок по теме: Полезные ископаемые, их разведка и добыча.

Цель: реализация деятельностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Коммуникативные УУД:

Проявлять интерес к исследовательской работе, понимание важности научных знаний, готовности сотрудничать с одноклассниками.

Регулятивные УУД:

Умение высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.

Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и умений, оценивать свои успехи по освоению УУД.

Личностные УУД:

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ХОД УРОКА

1.Организация урока.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

М. Пришвин

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»

– Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.

2. Операционно-содержательный этап.

Коллективная работа.

-Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “недра”?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»

Скажите, что означает выражение “разработка недр”? (Добыча полезных ископаемых. )

-Ребята, как добывают полезные ископаемые?

-Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? (Когда человек спускается в шахту).

– Как вы думаете, почему? (В шахте может произойти обвал. )

-Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»

Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами – бригадами

Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

-Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

3.Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

4. Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная Руда)

5.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

6.Покрыают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Читайте также:  Занятие на турнике это полезно или нет

Сам он удобрение. (Известняк)

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

3.Работа в группах

-А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых

Геологи Слайд 5 «Геологи»

– А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

2) отваливая землю, делать углубления

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

-Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

-Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.

Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.( Глина)

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ). (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

4.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)

5.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

6.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

7.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

Металлы: железная руда, золото.

8.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

9. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений (Золото).

Картинный диктант

-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд 6 Исследователи

–А можем ли мы назвать себя исследователями?

-Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)

–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

-Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в печатной тетради стр. 36-37

– Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

– Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными.

ФИЗМИНУТКА

Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

5. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Тест

– А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку. Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»

На доске правильные ответы.

6. Рефлексия

7. Домашнее задание

Стр 88-91, т.№14

Я геолог

Читайте также:  Полезные свойство спатифиллум в домашних условиях

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. _______________________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.

Я геолог

4.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

5.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

6.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

7.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

_________________________________

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово, так чтобы описание подходило

8.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду

Я геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

9. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления дорогостоящих украшений.

Ф И________________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

Ф И _____________________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

Ф И ____________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

Ф И _____________________________________

Самостоятельная работа.

1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем собирают металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами.

hello_html_ced2a68.png

Источник