Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

Полезные ископаемые и минералы для 5 класса thumbnail

ФИО: Рушнова В.Б.

Должность: учитель географии.

Предмет: география.

Класс: 5 класс.

Тема урока:  Литосфера – твердая оболочка Земли. Горные породы,  минералы и полезные ископаемые.

      Цель урока:  Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.

–  обучающая:  формировать знания обучающихся о   видах горных пород и минералов, их практическом применении;

– развивающие:  продолжить развивать формы речевой деятельности учащихся, формировать навыки  правильного изложения информации, способствовать  развитию познавательной активности школьников,  работать в группе с учебником, дополнительной литературой;

– воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе,  бережно относиться к природе и красоте минерального мира.

 Формы работы учащихся: индивидуально – групповая.

 Необходимое  оборудование: настенная карта, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка,  презентация.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Организационный этап

Учитель приветствует  учащихся, проверяет  готовность учащихся к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя,  готовятся  к уроку.

Формирование ответственного отношения к учению

Владение элементарными практическими умениями

Владение основами самоконтроля, умение организовывать свою деятельность

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Давайте вспомним:

– Что такое литосфера?

– Что называется внутренними силами Земли?

– Какие процессы происходят под воздействием внешних сил?

Учащиеся вспоминают изученный материал

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Владение основами самооценки, способность к самостоятельному приобретению новых знаний

Сообщение темы, постановка цели и задач урока

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос:

– Что, по вашему мнению, еще необходимо выяснить, чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы с вами еще упустили?

Ответы учащихся.

– Да, нам нужно выяснить состав литосферы, то, из чего она состоит и как используется человеком. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Теперь, с помощью учебника выясним, что называют горными породами и минералами.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов  на заданные вопросы, проговаривают тему урока, работают с учебником на стр 71, выясняя что называется горными породами и что такое минералы, записывают тему и определения в тетрадь.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение географическими знаниями

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учебе

Актуализация знаний

– Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

– Где еще можно встретить горные породы?

– Сколько минералов может входить в состав горных пород?

Учащиеся предлагают варианты ответов.

– Чтобы более точно ответить на эти вопросы,  знакомимся с текстом учебника на стр. 71

Учащиеся читают текст учебника, предлагают ответы на заданные вопросы.

Формирование мотивации к обучению и познанию

.Формирование умения работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Введение новых знаний

Учитель обращается к учащимся:

– Ребята, перед вами лежат коллекция горных пород и минералов,  которую вы можете подробно рассмотреть. Кроме этого, я предлагаю вам посмотреть презентацию на тему: «Горные породы и минералы»

Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Камни рождаются  и умирают, они восхитительны по форме, красоте и прочности.

– Как вы считаете, в чем  причина разнообразия  горных пород в природе?

Ответы учащихся.

– Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород  и  разнообразие зависит от их происхождения. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Для этого поработаем в группах с учебником на стр 72.

1 группа – магматические породы

2 группа – осадочные породы

3 группа – метаморфические породы

Каждая группа получает план, по которому необходимо составить устный отчет и озвучить его.

Учащиеся рассматривают коллекцию горных пород и минералов, знакомятся с презентацией «Горные породы и минералы», отвечают на вопросы, заданные учителем, работают в группе с учебником и составляют отчет по представленному плану.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной  и учебно-исследовательской деятельности

.Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах, представлять себя, вести дискуссию.

Воспроизведение знаний и овладение учащимися  способами деятельности

– Итак, ребята, давайте послушаем отчет  каждой группы о разных видах горных пород. Затем сделаем выводы и результаты  запишем в тетрадь.

Далее нам, ребята, предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трех групп. Для этого проведем практическую работу «Определение горных пород» (см. приложение № 1)

Учитель объясняет ход проведения практической работы.

Учащиеся представляют устный отчет о том, что нового они узнали из текста учебника, делают выводы,  результаты записывают в тетрадь.

Далее учащиеся выполняют практическую работу «Определение горных пород».Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы

Овладение  географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью

Оперирование знаниями в новых ситуациях

– А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?

– Обратимся к тексту учебника на стр.72 – 73. Запишите  в тетрадь что называют полезными ископаемыми, месторождением полезных ископаемых и какие бывают полезные ископаемые. Далее выполните задание № 8 на стр. 73 учебника. Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек использует в своей хозяйственной  деятельности. Добывая их человек должен помнить: 1. Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все  нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры)

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, знакомятся с текстом учебника на стр. 72 – 73, выполняют задание № 8 на стр. 73, формулируют выводы и записывают их в тетрадь.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и  оценки разнообразных явлений и процессов

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Обобщение и систематизация знаний

Для  обобщения материала учитель предлагает  игру «В гостях у хозяйки Медной горы».

Задание: догадайся о какой горной породе идет речь?  (см. приложение №2)

Учащиеся отвечают на вопросы, обобщая и закрепляя полученные знания по новой теме

Овладение  географическими знаниями, умениями и навыками, применение их в различных жизненных ситуациях

Умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок

Учитель предлагает закончить мысль:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен….

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…

Творческое задание «Человек из горной породы»

– Представьте, что горная порода  вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные при изучении данной горной породы. Обсуждение и выставление оценок.

Учащиеся пытаются сформулировать окончания предложений и выполняют творческое задание. Затем обсуждают допущенные ошибки и свои оценки за урок.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Владение основами географических знаний

Умение оценивать свои поступки и поступки других людей

Определение и разъяснение домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание: & 21, ответить на вопросы  1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками географической информации, умение применять географические знаний в повседневной жизни

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

1. название

2.  происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная) 10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках).

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация к уроку географии в 5 классе на тему”Горные породы, минералы, полезные ископаемые”

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Описание слайда:

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

2 слайд

Известно более 3000 минералов

Описание слайда:

Известно более 3000 минералов

3 слайд

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

Описание слайда:

Гранит Кварц Слюда Полевой шпат

4 слайд

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гра

Описание слайда:

В начале возникли Породы из магмы, Они первородные самые как бы, Тяжелый гранит В глубине остывал, Базальт на поверхности Лавою стал. Породы весьма симпатичные, Увесистые, …. магматические

5 слайд

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разруш

Описание слайда:

Но прочность – не вечность, И вот что случается: Породы выветриванием Разрушаются, Дробятся на глыбы, Обломки, пески, Выносятся водами Быстрой реки Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает

6 слайд

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Ког

Описание слайда:

А там, где горячие воды струятся, Там в них минералы Совсем растворятся. Когда же раствор остывает, То соль из него оседает

7 слайд

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А

Описание слайда:

А в толще морской Или в темном болоте Вы массу остатков Животных найдете, А также растений Отмерших остатки, Они образуют Породы-осадки. Все то, что разрушено, Переотложено, Осело солями, Остатками сложено

8 слайд

Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

9 слайд

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте

Описание слайда:

Но вот под давлением магма опять, Стремится земную кору разорвать, И в месте такого вторжения Наметятся вдруг превращения. Сыпучий песок превратился в кварцит, Был мел очень мягкий, вдруг мрамор лежит, Такие породы, весьма специфические, Зовутся геологами… метаморфическими мрамор гнейс кварцит

10 слайд

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происх

Описание слайда:

Пользуясь материалом параграфа, приведите примеры горных пород разного происхождения

11 слайд

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельн

Описание слайда:

Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности называются ПОЛЕЗНЫМИ ИСКОПАЕМЫМИ. Можно ли их разделить на группы? Если да, то по какому признаку? Железная руда Каменный уголь Нефть Природный газ Калийная соль Поваренная соль Золото Алмазы

12 слайд

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, изв

Описание слайда:

Найдите «лишнюю» горную породу и объясните свой выбор 1. Гранит, базальт, известняк 2. Гранит, базальт, обсидиан 3. Мрамор, янтарь, нефть Какие ошибки содержатся в следующих суждениях? 1.По своему происхождению горные породы делятся на магматические и осадочные 2.Осадочные породы делятся на химические, органические и метаморфические 3. Среди горных пород выделяют магматические, осадочные и обломочные 4. Среди топливных полезных ископаемых различают уголь, каменный уголь и торф 5. В хозяйстве человек использует строительные полезные ископаемые, торф, нефть и каменный уголь

13 слайд

Самоанализ 1. На уроке я работал	 активно / пассивно 2. Своей работой на урок

Описание слайда:

Самоанализ 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным Я узнал: Я был удивлен: Я открыл для себя: Я еще раз убедился: Я пришел к выводу: Я все же не понял:

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Полезные ископаемые и минералы для 5 класса

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В презентации представлены таблицы, схемы, стихи, иллюстрации к теме “Горные породы, минералы, полезные ископаемые”. В качестве закрепления изученного материала в конце презентации даются вопросы на анализ и синтез изученного материала, а также вопросы для самоанализа в соответствии с требованиями ФГОС.

Общая информация

Номер материала:

ДБ-763135

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок географии в 5 классе

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Цели:

  • сформировать представление о минералах и горных породах;
  • раскрыть особенности происхождения горных пород;
  • начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
  • сформировать понятие «полезные ископаемые»

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
  • называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования;
  • приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности);
  • уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения;
  • объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
  • давать краткое описание горной породы;
  • понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности;
  • раскрывать значение охраны земных недр.

метапредметные:

  • давать определения понятиям;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
  • владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.

личностные:

  • формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;
  • формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Когнитивный компонент:

  • горные породы: магматические, метаморфические, осадочные;
  • полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные

Деятельностный компонент:

  • понять отличие горных пород от минералов;
  • классифицировать виды горных пород;
  • описывать горные породы по внешним признакам;
  • сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Эмоционально-ценностный компонент:

  • показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
  • раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Проверка домашнего задания (Слайд 2)

  • Выбрать верные утверждения:
    • Материковая земная кора тоньше океанической.
    • Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
    • Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
    • Строение литосферы везде одинаково.
  • Как происходит движение литосферных плит?
  • Назвать особенности строения земной коры под материками и океанами.
  • Раскрыть взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Изучение нового материала.

Эпиграф (Слайд 3)

“Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…”

К. Паустовский

Беседа:

  • Как вы думаете, о чём говорил автор?
  • Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
  • Нужны ли нам эти знания?
  • Что вы хотите узнать на уроке?

Что мы знаем о горных породах (Слайд 4, 5)

    Чтение текста учебника. Беседа:

    • Что такое горные породы?
    • Из чего состоят горные породы?
    • Какими свойствами обладают горные породы?
    • Каково происхождение горных пород ?

    Какие бывают горные породы (Слайд 6)

      Чтение текста учебника. Беседа:

      • В чём причина разнообразия горных пород?
      • Как образуются горные породы разных групп?

      Что такое полезные ископаемые (Слайд 7)

        Чтение текста учебника. Беседа:

        • Что называют полезными ископаемыми?
        • Что такое месторождение полезных ископаемых?
        • На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
        • Приведите примеры полезных ископаемых. Как они используются?

        Практическая работа «Определение горных пород» (Слайд 8)

          2-3 образца горных пород. Изучить свойства, записать в таблицу, обсудить результаты.

          Использовать Приложения 1и 2.

          План/Название

             

          Плотность

             

          Вес

             

          Цвет

             

          Прозрачность

             

          Блеск

             

          Твёрдость

             

          Структура

             

          Происхождение

             

          Использование

             

          Полезные ископаемые родного края (Слайд 9)

          • Предположите, какие полезные ископаемые могут быть в недрах нашего края

          Обозначение полезных ископаемых на картах (Слайд 10)

          • Легенда карты
          • Работа с физической картой полушарий
          • Работа с картами атласа

          Выполнение заданий по теме

          Ответить на вопросы (Слайд 11)

          • Из чего состоит земная кора?
          • Какие горные породы вы знаете?
          • Какие вы знаете полезные ископаемые?
          • Почему необходимо рационально использовать полезные ископаемые?

          Закончить предложения (Слайд 12)

            • В нашей области добывают полезные ископаемые:
            • Они используются:

            Выбрать верные утверждения (Слайд 13)

              а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения

              б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления

              в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими

              г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические

              д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушиться

              Загадки о полезных ископаемых (Слайд 14)

                Без неё не побежит

                Ни такси, ни мотоцикл,

                Не поднимется ракета.

                Отгадайте, что же это?

                (нефть)

                На кухне у мамы

                Помощник отличный,

                Он синим цветком

                Расцветает от спички.

                (природный газ)

                Она варилась долго

                В доменной печи,

                Чтобы потом нам сделали

                Ножницы, ключи.

                (железная руда)

                Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

                А сделать миску или вазу –

                Она понадобится сразу.

                (глина)

                Он очень нужен детворе,

                Он на дорожках во дворе,

                Он на стройке и на пляже.

                И он в стекле расплавлен даже (песок)

                Покрывают им дороги,

                Улицы в селении,

                А ещё он есть в цементе.

                Сам он – удобрение.

                (известняк)

                По доске он бегает,

                Нужное дело делает.

                Порешал, пописáл,

                Раскрошился и пропал.

                (мел)

                Без неё, ребята,

                Повар просто как без рук,

                И становится вся каша

                Несъедобной вдруг!

                (поваренная соль)

                Он очень прочен и упруг,
                Строителям – надежный друг:
                Дома, ступени, постаменты
                Красивы станут и заметны.

                (мрамор)

                Рефлексия (Слайд 15)

                • Что узнали на уроке?
                • Что вызвало интерес? Почему?
                • О чём хотелось бы узнать больше?
                • На каком этапе вы смогли проявить свои способности?
                • Где можно применить полученные знания?

                Домашнее задание (Слайд 16)

                • § 21; задания 2, 5, 7; 8;
                • творческое задание «Камни-талисманы» (по желанию)

                Приложение 1. Описание горной породы

                Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горный породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

                Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

                Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

                Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.

                Твердость. Способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твёрдости, куда входят 10 минералов.

                Шкала твёрдости (шкала Мооса)

                минерал

                твёрдость

                тальк

                1

                гипс

                2

                кальцит

                3

                флюорит

                4

                апатит

                5

                ортоклаз

                6

                кварц

                7

                топаз

                8

                корунд

                9

                алмаз

                10

                Для определения твёрдости минералов можно пользоваться распространёнными предметами: твёрдостью 1 обладает графит; 2 – 2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твёрдые предметы встречаются редко.

                Приложение 2. Определитель горных пород

                Пёстрые тяжёлые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов, хорошо различимых на глаз

                Чёрные или тёмно-серые плотные породы; кристаллы на глаз неразличимы

                Пористые породы, состоящие из остатков организмов

                Белые или очень светлые серые (розовые, голубоватые) породы, состоящие из одного минерала

                Породы, состоящие из сыпучих или скреплённых между собой мелких обломков минералов

                Светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок

                Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристалликов чёрного и белого цвета – гранит

                Плотная тяжёлая порода; иногда видны мелкие полости и пустоты. Твёрдая: царапает стекло – базальт

                Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – известняк

                Бесцветная прозрачная (или белая, сероватая, буроватая – из-за примесей) порода. Растворяется в воде, имеет солёный вкус – каменная соль

                Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песок

                Порода легко впитывает воду и становится при этом пластичной. Если скатать смоченный водой образец в жгу (шнур), из него можно сделать кольцо – глина

                Порода чаще всего сероватого или розового цвета; наблюдается чередование разноцветных прослоек разных минералов – гнейс

                Лёгкая, мягкая; не царапает стекло; на матовой стороне фарфоровой пластинки оставляет чёрную или бурую полосу – уголь

                Бурая или чёрная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений, – торф

                Белая или розоватая (сероватая) порода со стеклянным блеском, очень мягкая: царапается ногтём – гипс

                Плотная твёрдая порода, состоящая из скрепленных («склеенных») обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песчаник

                 
                   

                Белая (серая, красноватая) порода, состоящая из мелких зёрнышек минералов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – мрамор

                  

                Источники:

                • География 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. организаций/ [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
                • География Калининской области. Учебное пособие для учащихся средних школ. /Сост. и отв. ред. А.В.Гавеман. М.: «Московский рабочий», 1972.
                • Методическое пособие по курсу «География». 6 класс. Региональный компонент/ Н.В. Болотникова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
                • Николина В.В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций