Полезные ископаемые и их обозначения 4 класс
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
На географических картах внимательный читатель наверняка замечал кружочки, квадратики, ромбики и другие значки. Эти условные обозначения показывают, какие полезные ископаемые встречаются на данной территории. Информацию об основных обозначениях вы найдете в данной статье.
Следует уточнить, что карты полезных ископаемых постоянно меняются и дополняются, ведь геологи регулярно открывают новые месторождения, а информацию об их расположении наносят на карты.
Виды полезных ископаемых
Большинство полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но есть и такие дары недр Земли, которые представляют собой жидкость или газ (рисунок 1).
Для каждого вида ископаемого предусмотрен свой значок. Часто их отмечают цветом (черным или красным), в зависимости от магматического или осадочного происхождения породы.
Все полезные ископаемые бывают:
- Рудными: к ним относятся черные, цветные и драгоценные руды и породы, которые используются в промышленности и ювелирном деле.
- Нерудными: к данной категории относят полудрагоценные, драгоценные и недрагоценные камни.
- Жидкими: кроме нефти, к полезным ископаемым относят и минеральные воды, которые обладают выраженными целебными свойствами.
- Газообразными: в данную категорию входят различные газы, в том числе и природный.
Рисунок 1. Все полезные ископаемые делят на рудные, нерудные и топливные
Все полезные ископаемые формируются глубоко под землей. Часть из них образуется в результате гниения органики без доступа кислорода. Условные обозначения используются, чтобы точно показать расположение конкретной породы. Если бы все виды полезных ископаемых помечали буквами, разобраться в этой мешанине было бы чрезвычайно сложно.
Неметаллические
Группа неметаллических полезных ископаемых считается одной из самых многочисленных (рисунок 2).
Рассматривая условные обозначения для данной группы, можно заметить некоторую закономерность. Например, соль обозначают трехгранным кубом. Если это обычная каменная соль, куб не закрашивают, а если калийная – чистой оставляют только переднюю грань. Глауберова соль имеет свое обозначение, схожее с торфом.
Запомнить все обозначения будет проще, если выделить несколько закономерностей:
- Для обозначения минералов обычно используют квадрат с различными сочетаниями линий и закрашенных секторов. Например, для обозначения слюды квадрат делят пополам по диагонали (от правого верхнего до левого нижнего угла) и закрашивают черным верхний сектор. Для глины используют аналогичное обозначение, но линия проходит от левого верхнего до правого нижнего угла, а закрашивают нижний сектор.
- Полудрагоценные породы обозначают закрашенным кругом. Например, для обозначения апатитов используют такой круг, но по центру располагают толстую белую полоску, напоминающую дорожный знак «кирпич», а для фосфоритов эту полоску располагают вертикально.
- Треугольником обозначают многие минералы. Например, для серы он будет наполовину закрашен, а полностью черный треугольник используют для йода и брома, а для гранита – два треугольника, формирующих ромб с горизонтальной полоской по центру.
Рисунок 2. Неметаллические ископаемые и их обозначения
Есть и более оригинальные обозначения. Знак графита внешне напоминает обрезанный на верхушке карандаш, а месторождения асбеста обозначают греческим крестом, напоминающим обычный плюс.
Металлические
Условные обозначения для металлических полезных ископаемых создают по тому же принципу, но одна особенность все же есть. Значок может быть не черным, а красным, если ископаемое имеет не осадочное, а магматическое происхождение (рисунок 3).
Все железные ископаемые обозначают равносторонним треугольником, а на тип породы указывают дополнительные значки. Например, для никеля используется знак черного треугольника с основой вверху, а внутри находится перевернутый белый треугольник.
Урановые руды, алюминий и вольфрам обозначают квадратами, а такие металлы, как ртуть и золото – кругом. Оригинальный знак у олова: это овал с утолщенным черным контуром и белой серединой.
Рисунок 3. Так обозначают металлические (рудные) ископаемые
Горючие
К горючим ископаемым относятся сланцы, торф, бурый и каменный уголь, нефть и природный газ (рисунок 4).
Запомнить условные обозначения для этих ископаемых достаточно просто:
- Значок угля – это квадрат. Для каменного он полностью закрашен черным, а для бурого – полосатый.
- Горючие сланцы обозначают параллелепипедом, полностью закрашенным в черный цвет.
- Торф обозначают тремя прямоугольниками. Два формируют основание, а третий находится сверху. Они не закрашены, в отличие от глауберовой соли.
- Нефть и газ обозначают высокой призмой. Для нефти она закрашены черным, а для газа – прозрачная. Если в какой-то местности встречаются оба полезных ископаемых, призму просто делят пополам вертикальной линией, и закрашивают только одну половину.
Рисунок 4. К группе горючих ископаемых относят нефть, газ, уголь, торф и сланцы
Драгоценные
Драгоценные полезные ископаемые встречаются нечасто, поэтому и условных обозначений для них не так уж много (рисунок 5).
Знак алмаза напоминает остроконечную шестеренку. Этим же знаком обозначают сапфиры, рубины и изумруды. Дело в том, что химический состав этих камней примерно одинаковый, а отличаются они исключительно по цвету.
Рисунок 5. К драгоценным дарам недр Земли относят не только золото, серебро и платину, но и драгоценные камни
Для обозначения золота используют круг, разделенный пополам вертикальной линией. Правая половина закрашена. Серебро тоже обозначают кругом, но внутрь него вписаны треугольники. Похожий знак и у платины, но в круг вписаны не треугольники, а звезда.
Условные обозначения полезных ископаемых на географических картах
Месторождения полезных ископаемых обозначают не только на геологических, но и на общегеографических и экономических картах.
Раньше школьников заставляли заучивать наизусть эти обозначения, но сейчас к этим знаниям относятся весьма лояльно, ведь большинству эта информация вряд ли пригодится в будущем. При этом следует знать, что все обозначения являются общепринятыми, и используются во всех странах мира. Также значки являются внемасштабными, то есть, размер обозначения не отображает объем месторождения.
Карта полезных ископаемых России
Россия – самая большая страна мира, а на ее территории сосредоточено огромное количество полезных ископаемых (рисунок 6).
Если внимательно рассмотреть карту, можно сделать вывод, что в каждом конкретном регионе встречается свой вид ископаемых.
Рисунок 6. Россия – очень богатая полезными ископаемыми страна
Например, на Урале разведаны огромные месторождения медных, железных, марганцевых и других руд, поделочных камней, золота и платины. На Алтае много ртути и полиметаллических руд, а в регионе Забайкалья есть месторождения золота и урана.
В Прикаспийской низменности и на предгорьях Урала добывают калийные соли, которые активно используются в промышленности, а в Западной Сибири много нефти и газа. Несмотря на то, что на территории России уже разведано много месторождений, ученые считают, что большая их часть до сих пор скрыта в недрах Земли.
Больше информации о полезных ископаемых и их обозначении на картах вы сможете узнать из видео.
УМК «Гармония»
Урок по окружающему миру на тему:
Полезные ископаемые. Их добыча.
Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;
познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами
их добычи;
познакомить с условными знаками полезных ископаемых;
развивать познавательную активность; умение характеризовать
объекты окружающего мира; экологическое мышление;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому,
Внимание мое растет
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться,
Я готов к работе
Работаю …
2. Введение в тему урока:
– Из чего построена школа, в которой вы учитесь?
– С помощью чего можно приготовить обед?
– На каком топливе работает двигатель автомобиля?
– Чем выложены дороги?
– Из чего сделаны украшения?
– Где человек взял необходимые ему в быту материалы?
3. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1.
– Что же называют полезными ископаемыми?
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, – это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.
Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.
4.Работа по учебнику.
– На какие группы могут делиться полезные ископаемые?
– А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.
Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.
– Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?
Слайд №2
– какие полезные ископаемые относятся к твердым?
Слайд №3
– какие полезные ископаемые относятся к жидким?
Слайд №4
– какие полезные ископаемые относятся к газообразным?
Слайд №5
-Давайте рассмотрим рисунок ,(Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.
5. Физминутка.
6. Как находят полезные ископаемые?
– Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?
Слад №7.
– Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.
– Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)
7. Условные знаки полезных ископаемых.
– Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.
Слайд №8.
– Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.
8. Как добывают полезные ископаемые.
Слайд №9.
-Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?
( песок, глину, нефть, природный газ)
9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.
– О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.
– уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.
– нефть
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах – нефтеналивных танкерах.
– природный газ
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.
10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.
– А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.
Слайд №10. (проверка)
11.Экологические проблемы. Слайд №11.
– Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие же экологические проблемы возникают
– при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);
– при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);
– при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).
Все эти экологические проблемы решают экологи.
12. Итог урока.
– Что называют полезными ископаемыми?
– На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
– Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.
В классе висят условные знаки:
– нефть
– природный газ
– каменный уголь
– железные руды
– золото
– медные руды
– Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)
13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их
добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.
14. Рефлексия.
– Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?
Все замечательно, можно двигаться дальше |
Усвоил хорошо |
Еще испытываю затруднения |
Образовательные
цели:
1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.
3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.
4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.
Воспитательные
цели:
1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.
2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.
Развивающие цели:
1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.
Ход урока
1.
Постановка цели урока
– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.
– Какие вы полезные ископаемые знаете?
– Почему их называют полезными ископаемыми?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.
Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.
Полезные –
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.
– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…
– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?
1.Горючие полезные ископаемые.
2. Рудные
полезные ископаемые.
3. Строительные полезные ископаемые.
– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.
…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.
Приложение
1
– Что образуется при разрушении гранита из кварца?
Песок.
–
О песке нам расскажет…
Во
что превращается полевой шлам и слюда?
В
глину.
–
О глине нам расскажет…
–
Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.
–
Об известняке нам расскажет…
В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.
О железной руде расскажет…
Приложение 2
–
Кто же добывает полезные ископаемые?
–
Прочитаем о геологах.
–
Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…
Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).
Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.
Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.
О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…
– По опорному листку расскажет…
Приложение 3
В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).
– О нефти расскажет…
– По ЛОС расскажет…
Приложение 4
Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).
В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.
Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.
На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Физкультминутка
Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.
–
Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.
Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным
гранит
песок
глина
известняк
к
рудным полезным ископаемым?
железная
руда
и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?
каменный
уголь
нефть.
Физкультминутка
–
Поработали, пора и отдохнуть.
Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)
2.
Викторина
– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.
Приложение 5
3.
Кроссворд
Отгадаем кроссворд
Приложение 6
По горизонтали
1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.
5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
По
вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.
4.
Беседа по прочитанному
– Для чего добывают полезные
ископаемые?
Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.
Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
– Прочитаем об этом на с.51 …
Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
5. Письменный опрос
а)
Тест «Полезные ископаемые».
Приложение
7
На листочках у детей.
1.
1)
2)
3)
2.
1)
2)
3)
3.
1)
2)
3)
4.
1)
2)
3)
5.
1)
2)
3)
–
Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»
Проверка с доски
– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?
– Молодцы!
б)
Фронтальный письменный опрос.
– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.
1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.
2 вариант – свойства нефти и железной руды.
На листочках
1 вариант.
каменный уголь: 1, 4, 5,
7
песок: 2, 4, 6,10, 9;
2
вариант.
нефть:
1, 3, 8,11
железная
руда: 2, 4, 5, 14.
6. Составление таблицы
На парте полезные ископаемые.
–
Показывают образцы полезных ископаемых.
– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.
(показывают гранит)
Как называется это полезное ископаемое.
Основные его свойства?
(зернистый, твердый и прочный)
– Где используется?
(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).
Каменный уголь
– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.
– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.
Нефть
– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.
– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.
Железная руда
– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.
– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…
Песок
– В виде крупинок, сыпучий.
– Дороги, стекло.
(Приложение 8, Приложение 9)
7. Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых