Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс thumbnail

Минеральные ресурсы России представлены различными видами полезных ископаемых, их месторождения располагаются во всех регионах. В статье представлен материал о минеральных богатствах страны.

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

Полезные ископаемые России

Классификация полезных ископаемых базируется на их промышленном применении. В соответствии с ней выделяются следующие виды ископаемых: горючие, рудные и нерудные.

Разберем, что такое полезные ископаемые России.

  • Горючие – нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф – по объему запасов газа страна занимает 1-е место в мире, по нефти 7-е, по углю 3-е.
  • Рудные, то есть соединения металлов – Россию сравнивают с таблицей Менделеева, говоря о том, что в стране имеются месторождения всевозможных металлов.
  • Нерудные делятся на несколько типов: строительные материалы, самоцветы, драгоценные камни, сырье для химической промышленности, подземные воды.

Горючие полезные ископаемые концентрируются на равнинах (от низменностей Европейской части до плоскогорий Сибири), рудные – в горных регионах.

Горючие полезные ископаемые

Таблица горючих ископаемых

Название

Местоположение основных центров добычи

Нефть

Западная и Восточная Сибирь, Европейский Север, Поволжье, Прикаспийская низменность, Сахалин, северный и восточный шельф

Газ

Уголь

Подмосковье, южный Урал, южная Якутия, Таймыр, Прибайкалье, юг Сибири, Европейский Север, российская часть Донбасса

Торф

Западная Сибирь, Северо-Западный район

Горючие сланцы

Европейская часть, Якутия

Терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики»

Рис. 1. Терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики».

Рудные полезные ископаемые

Таблица основных рудных ископаемых

Название

Местоположение основных центров добычи

Железные руды

Европейская часть, горные регионы Сибири

Титановые руды

Соединения меди

Алюминий

Урал, горные регионы Сибири, Кольский п-ов

Вольфрам, молибден

Кавказ, горные регионы Сибири

Никель, кобальт

Норильск, Европейский Север, Урал

Олово

Горные регионы Сибири

Полиметаллы (комплексные руды цинка, меди, свинца)

Урал, горные регионы Сибири

Уран

Забайкалье

Золото

Восточная Сибирь, Дальний Восток

Серебро

Дальний Восток, Якутия

Редкие металлы (тантал, бериллий, ниобий, германий)

Урал, Кавказ, Сибирь, Кольский п-ов

Многие месторождения не разрабатывались из-за их расположения в труднодоступных районах и отсутствия дорог, сейчас началось их освоение; например, на Удоканском месторождении меди (Забайкальский край), открытом в середине ХХ века, стартовало строительство обогатительного комплекса, проложена дорога до БАМа, протягивается ЛЭП.

Забайкалье, добыча золота

Рис. 2. Забайкалье, добыча золота.

Нерудные полезные ископаемые

Встречаются по всей территории страны. Месторождения алмазов – в Якутии, Архангельской области, в Пермском крае. Самоцветные камни (яшма, чароит, нефрит и другие) – в горных областях.

Песчаный карьер

Рис. 3. Песчаный карьер.

Что мы узнали?

Мы узнали классификацию и места полезных ископаемых в России, поняли, какие природные богатства залегают в ее недрах. На вопрос «Каких полезных ископаемых нет в России?» можно смело ответить «таких нет».

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 102.

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Читайте также:  Корень солодки полезные свойства для женщин

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды – Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды – Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Читайте также:  Полезна ли кровянка если да то чем

Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ – север Западной Сибири.

Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы – Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды – (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор –  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов – (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков – появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Читайте также:  Чем полезен топинамбур или земляная груша

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник

Инфоурок

География
›Презентации›Презентация по географии “Минеральные ресурсы России” (8 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ минеральные ресурсы России.pptx

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2

Описание слайда:

Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые Минеральные ресурсы карта 1 2 3 вопросы тест задания выход ресурсы Пономаренко Г.Н., учитель географии МБОУСОШ №12 г.Североморск

2 слайд

выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий

Описание слайда:

выход Далее 8.К каменноугольным бассейнам относятся: А.Печорский Б.Кузнецкий В.Канско-Ачинский Г.Подмосковный В.Донецкий 9. Перспективным нефтегазоносным бассейном является: А. Западно-Сибирский Б.Северо-Кавказский В.Волго-Уральский Г. Шельф Северного Ледовитого океана 10. Крупные запасы бокситов и нефелинов находятся в: А. Красноярском крае Б.Дальнем Востоке В. Карелии Г. Якутии

3 слайд

Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматичес

Описание слайда:

Нефть Природный газ Каменный уголь Золото Железные руды Осадочные Магматические и метаморфические Медные руды Алмазы Оловянные руды .. Никелевые руды Апатиты Бурый уголь Бокситы Назад .. Молибденовые руды ..

4 слайд

С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и поле

Описание слайда:

С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми складчатых областей выход Рудные полезные ископаемые Руды черных металлов Железная руда Марганцевая руда ( иногда к черным металлам относят Хромовые руды) Руды цветных металлов Бокситы (Al) Медные Полиметаллические Цинковые Золото

5 слайд

Месторождения - скопления полезных ископаемых. Бассейны - большие площади ра

Описание слайда:

Месторождения – скопления полезных ископаемых. Бассейны – большие площади распространения полезных ископаемых. Уренгойское месторождение Западносибирский нефтегазоносный бассейн Далее выход

6 слайд

Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее место

Описание слайда:

Главные бассейны полезных ископаемых России Золото: Якутия, крупнейшее месторождение – Бодайбо. Алмазы: Мирный (Якутия), Архангельская область. выход

7 слайд

Полезные ископаемые - минеральные образования земной коры, которые могут эфф

Описание слайда:

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Далее выход

8 слайд

Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим

Описание слайда:

Чехол Щит Далее С помощью карты установите соответствие между тектоническим строением и полезными ископаемыми платформ Чехол платформ – полезные ископаемые осадочного происхождения: горючие (нефть, газ, уголь, торф); химическое сырьё Щит- рудные полезные ископаемые: железная руда, руды цветных и редких металлов выход

9 слайд

выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, релье

Описание слайда:

выход Задание Установите взаимосвязь между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми. Сформулируйте вывод. Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые Западно-Сибирская плита Балтийский щит Областьгерцинской складчатости

10 слайд

Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg-

Описание слайда:

Ресурсы https://www.vedtver.ru/data/uploads/2014-04/page/34842/119018631.jpg- минерал на ладони https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8e6cad74dba3e93d0b7e346af8fa7e5c-11-144&n=24- нерудное сырье https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=768c61f6ecbce99c044c535fb1690947-04-144&n=24- полезные ископаемые https://www.tepka.ru/geografiya_8/18.jpg- область складчатости https://s2.bizwiz.ro/?mmid=4741513487470e00e8- добыча нефти https://f2.live4fun.ru/small_pictures/img_20221559_2771_1.jpg – апатит https://img-fotki.yandex.ru/get/4707/81324443.5b/0_74544_d04ab0b4_XL – известняк выход https://school.xvatit.com/images/3/36/Pict8.12-8.jpg- карта минеральных ресурсов РФ Схема «Строение платформы» – из презентации Безноговой О.Н. Тектоника

11 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

12 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

13 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

14 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

15 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

16 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

17 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

18 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

19 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

20 слайд

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

Полезные ископаемые и их месторождение по географии 8 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Разработка предназначена для изучения минеральных ресурсов России в курсе географии 8 класса.

 Раскрыты понятия “полезные ископаемые”, “месторождения”, “бассейны полезных ископаемых”.

На основе уже сформированных ранее знаний о происхождении полезных ископаемых и анализе карты “Тектоническое строение и минеральные ресурсы России”, выявляются закономерности их размещения.  Изучаются главные месторождения и бассейны полезных ископаемых России.

Для закрепления и контроля материала предусмотрены вопросы,тест, практическое задание.

Полученные знания являются базовыми для изучения межотраслевых комплексов в географии 9 класса.

Оставьте свой комментарий

Источник