Полезные ископаемые и бережное отношение к ним
К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.
Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.
Содержание:
- Опасность исчезновения природных богатств
- Пути сохранения
Опасность исчезновения природных богатств
По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.
Различают следующие виды скоплений ископаемых:
- жилы;
- штоки;
- пласты;
- гнезда;
- россыпи;
- иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).
По своему назначению добытые материалы делятся на:
- Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
- Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
- Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).
Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.
Полезные ресурсы служат для различных целей:
- Сырье для изготовления бытовых предметов.
- Строительные материалы или главная их составляющая.
- Основа для создания важной промышленной продукции.
- Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.
Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.
Пути сохранения
Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…
развивать воображение, наглядно-образное мышление;
продолжить развитие общеучебных умений и навыков:
– готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;
– ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;
-выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.
воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.
Планируемые результаты урока
Предметные знания и умения
Личностные качества, метапредметные УУД
Сформированность основных понятий урока:
– неисчерпаемые запасы, альтернативные источники, искусственные материалы, долговечные материалы, рациональное использование;
– осознавать ограниченность запасов полезных ископаемых, необходимость их рационального использования, важность бережного отношения к ресурсам своей Родины.
Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения (ЛУУД).
Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения (ПУУД, КУУД).
Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств (ПУУД).
ИОС урока
Учебно-методическое обеспечение
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы сети Интернет)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (мультимедийная презентация, ПК, проектор, экран)
Учебник – с. 98 – 100
Структура урока
Подготовка к уроку.
Познавательные:
– осознанное и произвольное построение высказывания.
Регулятивные:
– умение оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса.
Коммуникативные:
– умение слушать и слышать учителя;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
– готовность открыто выражать свою позицию на уроке.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
– Полезные ископаемые – это богатство Земли. Являетесь ли вы знатоками богатств, мы сейчас выясним. Для каждого из вас на столе лежит персональная карточка.
Впишите верное понятие.
Скопление полезных ископаемых в земле называют __________(месторождение)
Что сооружают для добычи каменного угля? _______________ (шахты)
Каменный уголь обладающий самыми высокими теплопроводными свойствами, – _________ (антрацит)
Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________(нефть)
Полезное ископаемое, образованное из отмирающих болотных растений, которые опускаются на дно болот – это __________ (торф)
Тест
Подчеркни верный ответ.
Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
а) археологи, б) геологи, в) строители.
В шахтах добывают:
а) каменный уголь; б) песок; в) нефть
На танкерах перевозят:
а) гранит; б) известняк; в) нефть
Какое из перечисленных веществ не обладает горючестью:
а) торф; б) железная руда; в) уголь.
От месторождений к местам потребления по трубопроводам предают:
а) гранит и мрамор; б) калийную соль и фосфаты; в) торф и каменный уголь; г) нефть и газ.
(Подпишите Ф. И., 2 минуты на работу, оцените себя, проверьте своего соседа, сдайте работы)
– Итак, что называют полезными ископаемыми?
– Как и где их использует человек?
– Послушайте стихотворение С. Михалкова «Стон Земли»
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллионы лет,
Я так устала, плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
– От чьего имени написано стихотворение?
– Что вы «услышали» в строчках этого произведения?
– Что автор хотел сказать этими строчками? или
Какой смысл вкладывал автор в эти строчки?
– На ваш взгляд полезные ископаемые являются природными богатствами?
– Как вы думаете, это неисчерпаемый источник? Почему?
– Действительно, ещё совсем недавно месторождения полезных ископаемых казались людям неисчерпаемыми.
Однако темпы извлечения и использования их так резко возросло в XX веке, что человечество серьёзно озабочено проблемой: хватит ли полезных ископаемых на Земле грядущим поколениям? Учёные предполагают, что запасы нефти, газа, золота, серебра, меди будут исчерпаны уже к середине XXI века.
– Что вас удивило?
– Как мы должны выйти из создавшейся ситуации?
– На Земле есть территории, где существует дефицит чистой питьевой воды, и люди там отдают даже свои жизни, чтобы добыть хоть немного воды для выживания. В одном из африканских племен, где помимо дефицита воды случается еще и засуха, женщины сутками копают землю, чтобы добраться до влажного песка, из которого маленькими ложками черпают воду. Количество воды, набранное за день, ужасает – всего 2 литра на все племя, после длительных и тяжелых раскопок. Помимо этого в добытой воде содержаться множество бактерий, опасных для жизни человека. В 77% случаев жители таких племен умирают из-за инфекции, которую получили, потребляя воду.
Недостаток пресной воды на сегодняшний день испытывает 1/3 населения планеты. Нехватка воды привела к тому, что в Голландии и Японии чистую воду везут из Норвегии, а затем продают ее в магазинах. В Гонконг доставляют воду танкерами. Развитые страны могут позволить себе покупку чистой пресной воды, и готовы тратить деньги на ее перевозку и доставку.
Источники тепла, энергии заканчиваются из-за нерационального потребления природных ресурсов.
Работа в паре.
– Посмотрите на рисунок, что на нем изображено?
– Посоветуйтесь с соседом, почему они расположены парами? Выясните, по какому принципу произошло деление?
– А из чего получают бензин?
– Бензин и другие виды топлива мы получаем из нефти. Как выяснили её запасы небезграничные. Как быть человеку в этой ситуации?
– На сегодняшний день это актуальная проблема, которая стоит перед человечеством. Перемещаясь по улицам нашего города, кто заметил необычные светофоры?
– Где вы их видели? Назовите улицу.
– Почему о них сказала необычные светофоры?
– Посмотрите на слайд.
– От чего работают эти светофоры?
– Что можете сказать о работе стандартных светофоров?
– На ваш взгляд, какие лучше? Почему?
– Какие предметы были ещё усовершенствованы людьми и вошли в нашу жизнь?
Работа по карточкам.
Полезные ископаемые – это горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.
Ответы обучающихся.
Чтение наизусть стихотворения ученицей.
Стихотворение написано от имени Земли.
Ответы обучающихся.
Быть хорошими хозяевами своей земли. Рационально использовать природные ресурсы.
Да.
Ответы обучающихся.
Почему неисчерпаемые ископаемые заканчиваются?
Бережно относится к природным богатствам.
Предметы быта.
Ручная дрель, мясорубка, велосипед работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. Электродрель, электромясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счет бензина.
Из нефти.
Изобрести другие машины, искать новое топливо…
Ответы обучающихся.
От солнечной энергии.
Ответы обучающихся.
Автомобили.
Постановка учебной цели и задач урока.
– Как думаете, чему посвятим наш урок?
Тема урока
Бережное отношение людей к полезным ископаемым. Альтернативные источники энергии.
– Как понимаете значение слова «альтернативные»?
Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений.
– Какую цель поставим на уроке?
– Какие задачи нам предстоит решать?
Ответы обучающихся.
Познавательные:
– решать задачу известным способом.
Регулятивные:
– умение аргументировать свое мнение и позицию.
Коммуникативные:
– коллективное обсуждение, умение слушать собеседника;
– умение слушать и слышать учителя, ученика.
Личностные:
– установление связи между целью деятельности и ее мотивом.
Первичное восприятие и усвоение нового материала. (Поиск решения)
– Сегодня вы выступите в роли ученых. Будете каждый исследовать свою проблему.
1 группа – статистики.
2 группа – аналитики.
3 группа – геологи.
4 группа – химики и физики.
5 группа – экологи.
6 группа – эксперты.
Номер вашей группы указан на бейдже. Задание и план работы прописаны в карточке.
1 группа
Проанализируйте прогнозы ученых из статьи учебника на с.98 по добыче полезных ископаемых.
Как можно решить данную проблему?
2 группа
На с.99 учебника рассмотрите диаграмму. Выясните, какими запасами полезных ископаемых обладает Россия. Составь рейтинг полезных ископаемых (определи место, например: нефть – 1 место и т. д.)
Что можно сделать, чтобы сохранить данный запас?
3 группа
Какую работу ведут геологи?
Какой проблемой озабочены горные инженеры?
Мини-проект «Альтернативные источники энергии» (презентация)
4 группа
Какую работу ведут химики и физики, чтобы сохранить железную руду?
Какие конкретные идеи, планы нашли применение в жизни?
5 группа
Какие мероприятия разработаны экологами?
Какой совет может дать?
6 группа
Прочитайте статью учебника с.98 – 100.
Внимательно прослушайте выступление каждой группы. Сделайте выводы.
Определите главную мысль. Сделайте вывод.
Результаты своей работы отобразите в виде творческого отчета.
Работа обучающихся в группе.
Выступление обучающегося.
Познавательные:
– проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия и формирую понятие.
Регулятивные:
– принимают и сохраняют учебную цель и задачу;
– осуществляют самоконтроль.
Коммуникативные:
– осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
Первичное закрепление.
(Выступление каждой из групп.)
– Пожалуйста, 1 (2, 3, 4, 5) группа поделитесь своими выводами, заключениями о проделанной работе.
6 группа
Проанализировав ответы своих одноклассников, статью учебника, мы пришли к выводу:
статистики утверждают, что …
аналитики тоже указывают эту проблему;
геологи видят и решают проблему, но говорят о том, что …
мини-проект помогает …
химики и физики стараются решать проблему, но …
экологи обращаются с просьбой …
Таким образом, мы пришли к выводу, что альтернативные источники энергии …
Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.
Представитель каждой группы презентует свою работу перед обучающимися класса.
Эксперты делают выводы.
Познавательные:
– уметь доносить до слушателя необходимую информацию
Регулятивные:
– уметь работать по коллективно составленному плану.
Коммуникативные:
– формулировать свое собственное мнение и позицию.
Физминутка (релаксация «Мир в капле росы»)
– Сколько красоты, прелести в том, что нас окружает. Дорожите и любите свою Родину.
– Какому полезному ископаемому был посвящен видеосюжет?
– О чем мы должны помнить, когда пользуемся водой?
Просмотр видеосюжета обучающимися.
Воде.
О рациональном использовании пресной воды.
Регулятивные:
– умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей;
– умение работать самостоятельно;
– самооценка и самоконтроль процесса и результата деятельности
Коммуникативные:
– умение высказывать свою точку зрения и слушать собеседника.
Первичный контроль.
Игра «Да – нет».
Запасы полезных ископаемых к середине 21 века будут полностью исчерпаны.
Уже существуют альтернативные источники энергии. Это солнечные батареи, ветряные мельницы,
Экологи озадачены вопросом по очистке и сохранению питьевой воды.
Чем больше мы потребляем полезных ископаемых, тем лучше.
Солнце, ветер, вода не являются источниками энергии.
– Проверьте по эталону. Оцените свою работу, опираясь на таблицу.
– Сдайте карточки.
Обучающиеся самостоятельно выполняют работу.
Обучающиеся проверяют свою работу по эталону.
Обучающиеся оценивают свою работу и выставляют оценку.
Итог урока.
– Попробуйте в одном предложении сказать, что нового узнали на уроке? Начните свое высказывание со слов:
«Альтернативный источник энергии – это …»
Ответы обучающихся.
Личностные:
– готовность открыто выражать свою позицию
Познавательные:
– умение сформулировать вывод по всему уроку.
Регулятивные:
– самооценка деятельности на уроке
Коммуникативные:
– умение формулировать собственное мнение
Рефлексия.
Ископаемые
Исчерпаемые, неисчерпаемые
Горят, греют, светят
Человеку не прожить без них
Польза.
Домашнее задание.
С.98-100 учебника, пересказ
– В рамках недели энергосбережения подготовить для учащихся школы рисунок или памятку по экономии энергоресурсов в школе и дома.
Регулятивные:
– формулирование вопросов для организации собственной деятельности.
13
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
БЕРЕЖНОЕ отношение к полезным ископаемым
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА КОСТИНА ВИОЛЕТТА,
УЧЕНИЦА 4 «А» КЛАССА ГИМНАЗИИ № 1 Г. ЛИПЕЦКА
Слайд 2
Слайд 3
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.
Слайд 4
Гранит одно из наиболее известных полезных ископаемых
Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн.
Слайд 5
Известняк мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями
Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел.
Слайд 6
Песок и глина очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла
Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы.
Слайд 7
Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми.
Слайд 8
Пути сохранения месторождений полезных ископаемых
Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.
Слайд 9
Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.
Слайд 10
Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:
ЭКОНОМИЧНЫЙ РАСХОД. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ СЫРЬЯ. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.
Слайд 11
СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСОВ. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.
ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».
Слайд 12
В Липецкой области известны месторождения…
На территории Тербунского и Воловского районов известны месторождения мела, трепельных глин с уникальными керамическими свойствами, а также кварцевых песчаников. Добываются в области и доломиты. Доломит — минерал с примесями железа, марганца, кобальта, свинца, цинка. Самое крупное из месторождений — Данковское. Находится оно примерно в полутора километрах севернее Данкова (районный центр), на левом берегу Дона. Это месторождение разрабатывается с 1929 года. Вначале местный материал шёл для щебня на железную дорогу, а с 1960 года его стали применять в качестве флюсов и огнеупоров в чёрной металлургии, в том числе и для Новолипецкого металлургического комбината. Запасы Данковского месторождения неоднократно доразведывались и переоценивались. По данным 2001- 2003 годов, здесь сосредоточено примерно 700 миллионов тонн доломита, и это месторождение принято считать одним из крупнейших в России.
Слайд 13
В Липецкой области известны месторождения известняков. Применяются они в строительном деле при производстве извести и цемента, в металлургии и агрономии. Разведанные запасы приближаются к 2 миллиардам тонн. Самые крупные месторождения — Сокольско-Ситовское, Донское и Черкасское.
Но это ещё не всё. С 1996 года в области специалистами ведутся работы по поиску золота. Результаты изысканий положительны — россыпное золото развито в различных породах от четвертичного до каменноугольного возраста.
Золотосодержащие пласты имеют мощность от 1 до 10 метров. Площадь их развития — от посёлка Лев Толстой до станции Захаровка Тербунского района. Наиболее крупная россыпь — Волчинская. Среднее содержание здесь рудных материалов — от 50 до 100 килограммов на метр кубический.
Интересен тот факт, что, помимо золота, здесь обнаружены и мелкие алмазы.
Слайд 14
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ПРИРОДЫ И ЕЕ БОГАТСТВ.
ПОМНИ ОБ ЭТОМ
И БЕРЕЖНО ОТНОСИСЬ К НИМ!!!