Полезные ископаемые горные породы и минералы

Полезные ископаемые горные породы и минералы thumbnail

Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Описание[править | править код]

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.

Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.

Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:

  • Горное дело
  • Горные науки.

Виды полезных ископаемых[править | править код]

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
  • Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)

Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].

Признаки полезных ископаемых[править | править код]

Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:

  • Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
  • Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
  • Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
  • Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности

При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

См. также[править | править код]

  • Полезные ископаемые России
  • Разубоживание
  • Месторождение

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
  2. Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.

Литература[править | править код]

  • Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
  • Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
  • Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
  • Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
  • Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.

Ссылки[править | править код]

    Источник

    Слайд 1

    Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна учитель биологии МБОУ «СОШ №7», г.Когалыма

    Слайд 2

    Земля состоит из ядра, ______, ______ ______. Ядро состоит в основном из никеля и ________. Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _________________________. Твёрдая верхняя оболочка Земли – _____ ______. Неровности земной поверхности называют _______. Земная кора состоит из _______ _______.

    Слайд 3

    Земля состоит из ядра, мантии, земной коры . Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом . Земная кора состоит из горных пород .

    Слайд 4

    Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.

    Слайд 5

    МЕЛ

    Слайд 6

    Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже .

    Слайд 7

    ПЕСОК

    Слайд 8

    Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

    Слайд 9

    НЕФТЬ

    Слайд 10

    Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением.

    Слайд 11

    ТОРФ

    Слайд 12

    Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.

    Слайд 13

    ГЛИНА

    Слайд 15

    Узнать о внутренних оболочках Земли Познакомиться с разными группами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление

    Слайд 16

    Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Минералы – это природные тела, из которых состоят горные породы. Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

    Слайд 17

    Горные породы магматические осадочные метаморфические

    Слайд 18

    Осадочные горные породы Известняк Каменная соль Песчаник Формируются на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Мел Глина

    Слайд 19

    Магматические горные породы Магматические горные породы – это породы образовавшиеся из магмы при ее остывание и затвердевании. излившиеся базальт, андезит , липарит, пемза. габбро, диорит, гранит .

    Слайд 20

    Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Метаморфические горные породы мрамор кварцит глинистый сланец гнейс

    Слайд 21

    Метаморфические горные породы Мрамор Гнейс Яшма Глинистый сланец

    Слайд 22

    Определение горных пород. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

    Слайд 23

    Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

    Слайд 24

    Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Что называют полезными ископаемыми?

    Слайд 25

    Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми?

    Слайд 26

    Определение горных пород. Горные породы – это то, из чего состоит земная кора. Что называют минералами? Минералы – это то, из чего состоят горные породы. Как классифицируют горные породы? Плотные и рыхлые. Осадочные, магматические, метаморфические. Что называют полезными ископаемыми? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек.

    Слайд 27

    Вопросы для повторения 1. Породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании………….. . магматические 2. Породы, формирующиеся на поверхности Земли при разрушении пород и минералов, а также в результате жизнедеятельности или отмирания организмов ………….. . осадочные 3. Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород … ……….. . метаморфические

    Слайд 28

    Стр. 56-61 Приготовить сообщения о полезных ископаемых , добываемых в ХМАО-Югре

    Слайд 29

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    Источник

    В развитии человеческого общества непреходящее значение имеют горное дело и сельское хозяйство, являющиеся источниками естественного сырья. Комплекс технологических процессов по его переработке направлен на приспособление природных богатств к потребностям человека.

    Природные химические соединения встречаются в земной коре (литосфере) в виде образований (минералов), приблизительно однородных по своему составу, внутреннему строению и физическим свойствам. Подавляющее число минералов – твердые кристаллические вещества.

    Горными породами называют естественные минеральные агрегаты более или менее постоянного состава и строения, слагающие литосферу в виде самостоятельных геологических тел. Горные породы состоят из одного (например, толща гипса, каменной соли) или нескольких минералов.

    По происхождению горные породы подразделяют на магматические, или изверженные (гранит, диорит, базальт и др.), осадочные (известняк, глины, пески, песчаники и др.) и метаморфические (гнейс, кристаллические сланцы, мрамор и др.).

    Магматические горные породы возникают при остывании и отвердении магмы и лавы; осадочные образуются посредством накопления (осаждения) продуктов разрушения земной коры на дне водоемов и водотоков; метаморфические представляют собой глубоко измененные осадочные и магматические породы под влиянием высоких давлений и температур.

    Природные минеральные вещества, которые могут быть использованы человеком для его нужд, называют полезными ископаемыми (минеральным сырьем). Породы, имеющие полезные ископаемые, заключенные в их толще в виде прослоев, прожилков и не используемые в народном хозяйстве, считают пустыми породами.

    Полезные ископаемые бывают газообразными (природный газ), жидкими (нефть) и твердыми. Настоящая дисциплина рассматривает только вопросы добычи твердых полезных ископаемых.

    Различают полезные ископаемые: металлические (рудные) – сырье для производства черных, цветных, благородных, редких и радиоактивных металлов; неметаллические –сырье для металлургической (доломит, магнезит и др.), химической (сера, бор, фосфориты и др.) и других отраслей промышленности; горючие (уголь, горючие сланцы, торф и др.); строительные горные породы (граниты, мраморы, гравий, глины и др.).

    Совокупность свойств, определяющих степень пригодности и экономической эффективности использования, называют качеством полезного ископаемого. Одни качественные свойства относят к полезным (например, теплоту сгорания угля, содержание извлекаемых металлов для руд), другие – к вредным, (например, зольность угля, высокую влажность, содержание примесей, затрудняющих плавку руд).

    Естественные скопления полезных ископаемых в земной коре называют месторождениями. Месторождение будет промышленным, если его разработка целесообразна в данных экономических и географических условиях при современном уровне техники и технологии. В противном случае его считают непромышленным.

    Массу или объём минерального сырья, заключенного в недрах на определенной площади, считают запасами полезных ископаемых. По народнохозяйственному значению выделяют запасы: балансовые, использование которых экономически целесообразно, и забалансовые, которые могут явиться объектом промышленного освоения, но использовать их в настоящее время экономически невыгодно. К промышленным относят часть балансовых запасов, за исключением проектных потерь. Проектные потери – это часть балансовых запасов, проектируемая к безвозвратному оставлению в недрах. Уровень развития и экономический потенциал государства зависят от производства и потребления минерального сырья.

    По расчетам экономистов, среди природных ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей общества, минеральные вещества составляют 80 %, а потребляемую энергию производят на 90 % за счет тепла, получаемого при сгорании полезных ископаемых: нефти, газа, угля, торфа. Достаточная обеспеченность общественного хозяйства минерально-сырьевыми ресурсами – непременное условие высоких темпов его развития и национальной безопасности государства.

    Источник

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Школа № 78»

    Методическая разработка учебного занятия в 6 классе

    «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

    Учитель географии: Козлова С. А.

    Цель: – Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».

    – Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом, иллюстрациями учебника, физической картой, коллекцией по плану; умения выбирать и самостоятельно использовать различные способы выполнения заданий.

    – Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к миру.

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    1.Знать понятия горная порода, минерал, полезные ископаемые;

    2.Иметь представления о механизмах образования горных пород;

    3.Уметь характеризовать горные породы по плану ;

    • 1.Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить:

    2.Оценивать достижения на уроке;

    3.Оценивать работу одноклассников

    4.Высказывать суждения, подтверждая ее фактами;

    5.Работать с текстом, презентацией, коллекцией;

    Учащийся должен обладать:

    1.Ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    2.Опытом участия в социально значимом труде;

    3.Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

    4.Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

    общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

    Ресурсы урока: учебник, коллекция: графит, школа твердости, раздаточный материал горных пород, презентация

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    I. Мотивационно-ориентировочный ( _10 _ мин)

    Перед вами кучка песка?

    Как выдумаете, что – это? (Горная порода).

    Чем горные породы отличаются друг от друга?

    Породы делятся по происхождения на три вида (найдите в тексте).

    Давайте дадим характеристику этим породам (слайды).

    Отвечают на вопросы

    ( работая с текстом учебника)

    Работа с текстом учебника, анализ, синтез.

    II. Операционно-исполнительский т ( __20__ мин)

    Объяснение нового материала.

    Рассмотрим механизм образование метаморфических пород. Горных пород состоят из минералов. Работа с коллекцией « Гранит».

    Все породы и минералы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми. Давайте поработаем с коллекцией горных пород и определим свойства их и попытаемся определить область применения этих пород.

    Практическая работа.

    Описать по плану горную породу

    План:

    1. название

    2. происхождение

    3. плотная, рыхлая, сыпучая

    4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

    5. Цвет

    6. Прозрачность

    7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

    8. твердый (мягкий)

    9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

    10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках).

    Анализируют схему.

    Работают с коллекцией « Гранит».

    Оценивают себя

    Выполняют практическую работу.

    Работают с коллекцией. Взаимоконтроль – учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения практической работы

    III.Проверка понимания ( __7__ мин)

    Игра «В гостях у хозяйки Медной горы»

    1. Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей. (Графит)

    2. Болотное богатство. Его используют как горючий материал. (Торф)

    3. Из нее изготовляют рубли. (Медь)

    4. Незаменимая рубашка для консервов. (Олово)

    5. Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины. (Золото)

    6. Кто сперва в воде родится, а потом воды боится. (Соль)

    Отвечают на вопросы

    IV. Рефлексивно-оценочный ( __5__ мин)

    Оцените свою работу в классе

    Оценивают свою работу

    V. Домашнее задание ( __2__ мин)

    Подготовиться по § 21 учебника.

    Записывают д/з: Прочитать §21, приготовить сообщение по теме: «Минералы».

    Источник

    Цель урока: Сформировать у учащихся представление о составе твердой
    оболочки Земли.

    Задачи урока:

    • Сформировать понятия “минерал”, “горная порода”, “круговорот горных
      пород”, “полезные ископаемые”;
    • Сформировать представление об основных группах горных пород и их
      происхождении;
    • Начать формирование умения определять горные породы по внешним
      признакам, описывать их свойства и классифицировать;
    • Показать многообразие минералов и горных пород; раскрыть значимость
      полезных ископаемых в жизни человека и необходимость их рационального
      использования;
    • Формирование бережного отношения к объектам природы.

    Планируемый результат.

    Учащиеся должны знать / понимать:

    • Основные понятия урока;
    • Основные виды горных пород и минералов;
    • Неоднородность состава твердой оболочки Земли;
    • Круговорот горных пород.

    Учащиеся должны уметь:

    • Определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород
      разного происхождения;
    • Объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их
      свойствами;
    • Давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности,
      происхождению, свойствам;
    • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
      при характеристике горных пород своей местности.

    Основные термины и понятия: минералы, горные породы: магматические,
    осадочные, метаморфические; магма; круговорот горных пород; полезные ископаемые.

    Оборудование и материалы:

    • Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “География. Начальный курс. 6
      класс”.
    • Н.А. Никитина “Поурочные разработки по географии”(физическая география 6
      класс).
    • Г.Н. Элькин “Справочно-информационные материалы к урокам географии. 6
      класс”.
    • К.С. Лазаревич “Я иду на урок географии”.
    • Коллекции горных пород и минералов.
    • Раздаточный материал.
    • Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
    • Презентация “Горные породы и минералы”.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Вид урока по форме проведения: нетрадиционный.

    Форма организационной деятельности: индивидуально-групповая.

    Время проведения – 45 минут.

    Перед началом урока класс разбивается на несколько групп (по 4 человека в
    каждой) для проведения практической работы по определению свойств горных пород и
    минералов.

    По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу № 1 и пишут конспект урока.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний:

    • Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
    • Что такое литосфера?
    • Каково внутреннее строение Земли?
    • Для чего изучают внутреннее строение Земли?
    • Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
    • Из каких слоев состоит земная кора?
    • Как изучают земную кору?

    III. Изучение нового материала.

    Слайд 1, 2.

    Мы с вами продолжаем изучение литосферы– каменной оболочки Земли. Сегодня вы
    познакомитесь с вещественным составом земной коры. На 80% земная кора образована
    тремя химическими элементами – кислородом, кремнием и алюминием. Химические
    элементы образуют природные соединения-минералы, а из минералов, в свою очередь,
    образуются горные породы.

    Таким образом, верхняя, твердая оболочка Земли состоит из разнообразных
    минералов и горных пород.

    Слайд 3.

    Минерал (от лат. – руда) – это природное тело, приблизительно однородное
    по своему химическому составу и физическим свойствам, входящее в состав
    вещества, слагающего земную кору.

    В природе известно около 3000 минералов и горных пород. Они отличаются друг
    от друга по цвету, форме, плотности и твердости, составу. Есть минералы, которые
    представляют собой самородные элементы, то есть простые вещества, состоящие из
    атомов одного элемента, – золото, платина, сера и др. Есть жидкие(самородная
    ртуть) и даже газообразные минералы(углекислый газ, сероводород).

    Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов.

    Ребята! Обратите внимание на гранит(в руках учителя – образец гранита, на
    парте у групп учащихся – коллекции горных пород). Гранит – это горная порода, а
    кварц, полевой шпат и слюда – минералы, из которых эта горная порода состоит.
    Горные породы сильно различаются по своим свойствам: сыпучий песок, вязкая
    глина, твердый и прочный базальт. Состав и свойства горных пород определяются
    составом и свойствами минералов, из которых они состоят, и зависят, прежде
    всего, от того, где, на какой глубине и в каких условиях они образовались.

    Горные породы различны по своему происхождению.

    Слайд 4.

    По происхождению горные породы делятся на: магматические, осадочные и
    метаморфические.

    Зарисуйте в тетрадь следующую таблицу, которую вы должны будете заполнить по
    ходу урока.

    Таблица №1.

    Магматические
    горные породы
    Осадочные
    горные породы
    Метаморфические горные
    породы
    глубинные излившиесянеорганические органические 
      обломочныехимические   
          

    Слайд 5.

    Магматические горные породы – это породы, образовавшиеся непосредственно
    из магмы в результате ее охлаждения и застывания. Минералы и горные породы,
    образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые и твердые. В зависимости от
    условий застывания различают интрузивные (глубинные) и эффузивные
    (излившиеся) горные породы.

    Слайд 6–8.

    Глубинные магматические горные породы образуются на глубине из медленно
    остывающей магмы. Структура (внутреннее строение) образующейся породы зависит от
    скорости остывания магмы. Из-за медленного остывания образуются крупные
    кристаллы, они хорошо видны в породе.

    Например, гранит, имеющий зернистое строение. Он образуется на большой
    глубине, где застывание магмы идет долго, поэтому гранит – крупнокристаллическая
    порода. По внешнему виду граниты очень разнообразны. Цвет гранита зависит от
    цвета входящих в него кристаллов полевого шпата (розового, красного или серого),
    кварца (молочно-белого) и слюды(черного). В зависимости от их состава может быть
    красным, розовым, серым и пр. Это самая распространенная на Земле глубинная
    магматическая горная порода. Граниты обладают высокой прочностью и стойкостью к
    разрушению, хорошо полируются. Благодаря этим свойствам граниты издавна
    использовали в строительстве и скульптуре.

    Магматические горные породы могут образовываться на поверхности Земли.
    Такие горные породы называются излившимися, потому что они
    образуются из остывшей лавы. Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на
    земную поверхность, застывает быстрее. Поэтому излившиеся магматические породы
    состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом; либо
    представляют собой стекловидную массу (базальт, обсидиан и др.). Если расплав
    магмы содержит воду, то, когда он достигает земной поверхности, давление
    уменьшается и вода превращается в пар. Водяной пар раздувает еще не остывший
    расплав, и в нем образуется множество пор. Такая излившаяся застывшая горная
    порода называется пемзой.

    Слайд 9.

    Осадочные горные породы. Эти породы, в отличие от магматических,
    образуются только на поверхности Земли в результате оседания под действием силы
    тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. В основном они мягкие и
    легко разрушаются. Осадочные горные породы бывают органические и
    неорганические
    .

    Слайд 10–12.

    Органические осадочные горные породы состоят в основном из остатков
    растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов.
    Это горючие полезные ископаемые (каустобиолиты) – торф, каменный уголь, нефть,
    природный газ, а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов
    морских животных. Для этих пород характерна слоистость. В пластах можно найти
    остатки и отпечатки растений и животных.

    Слайд 13.

    Неорганические осадочные горные породы разделяются на обломочные и
    химические.

    Обломочные горные породы состоят из обломков различных пород. Их
    происхождение связано с процессом разрушения твердых пород (выветривание,
    размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом
    обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий,
    песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше.

    Слайд 14.

    Химические горные породы образуются из водных растворов минеральных
    веществ (калийные и поваренные соли, гипс и др.):

    В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ;

    При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне
    водоемов;

    Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.

    Слайд 15.

    Метаморфоза– превращение (с греческого).

    Метаморфические горные породы образуются втолще земной коры в
    результате изменения (метаморфоза) осадочных или магматических горных пород.
    Благодаря движениям земной коры осадочные и магматические горные породы могут
    подвергаться воздействию высокой температуры, большого давления и различных
    газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться и приобретают новые
    свойства. Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Например, из мягкого
    мела и известняка образуется более твердый мрамор, а сыпучие кварцевые пески и
    рыхлый песчаник превращаются в прочную зернистую горную породу – кварцит, гранит
    – в гнейс.

    Слайд 16, 17. Примеры образования
    метаморфических горных пород.

    В природе происходит непрерывный процесс превращения одних горных пород в
    другие. Этот процесс называется круговоротом горных пород.

    Слайд 18.Вещественный состав земной
    коры.

    Слайд 19.Искусственные минералы.

    Слайд 20.

    Полезные ископаемые – это природные минеральные вещества земной коры,
    которые при современном уровне развития техники могут быть использованы в
    народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной обработки.
    Количество минералов и горных пород, которые люди причисляют к полезным
    ископаемым, увеличивается с каждым годом.

    Классификация полезных ископаемых по агрегатному состоянию:

    • Твердые

    (руды, песок, уголь и т.п.);

  • Жидкие
  • (нефть, подземные воды и т.п.);

  • Газообразные
  • (природные газы).

    Слайд 21.

    Классификация полезных ископаемых по составу и особенностям их использования:

    • Топливные (горючие)

    – ископаемые угли, торф, горючие сланцы и т.п.

  • Металлические (рудные)
  • – руды черных, цветных, благородных и
    радиоактивных металлов.

  • Неметаллические (нерудные)
  • – строительные материалы, разнообразные
    драгоценные и поделочные камни, горно-химическое сырье, металлургическое
    сырье и т.п.

    Слайд 22–24.
    Геологические(тектонические) закономерности залегания горных пород.

    Слайд 25.

    Способы добычи полезных ископаемых:

    • Открытым способом в карьерах.
    • Сооружение шахт.
    • Бурение скважин.

    Слайд 26, 27.

    Использование полезных ископаемых:

    • Производство строительных материалов.
    • Производство металлов.
    • Добыча минерального топлива.
    • Производство минеральных удобрений.
    • Производство ювелирных изделий.
    • Производство посуды, предметов обихода.
    • Создание произведений искусства.
    • Производство предметов декоративного искусства, сувениров.
    • Медицина.

    Бывают ли ископаемые бесполезными?

    Да, бывают – до тех пор, пока человек не знает, как их использовать. Но
    знания о свойствах разных пород накапливаются, и бесполезные ранее породы
    становятся полезными. Например, еще сто лет назад вольфрам считался
    бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках
    освещают квартиры на всем земном шаре. Уже два века назад был открыт уран,
    но породы с этим минералом считались пустыми, а сейчас – это ценное сырье
    для атомной энергетики.

    Слайд 28.

    На Южном Урале в знаменитых Ильменских горах находится “минералогический
    рай”, единственный в своем роде по богатству и разнообразию ископаемых недр. В
    1920 г. здесь был создан первый в мире заповедник
    минералов. Разнообразные богатства Ильменских гор насчитывают около 200
    минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь.

    Слайд 29.

    Когда любишь камни, хочется видеть их в полном блеске возможного
    совершенства, а где же, как не в музее, собраны известные шедевры минералогии.
    Это Московский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

    Слайд 30–39.

    Мир камня удивителен. Вот уже много веков он не оставляет людей равнодушными.

    III. Обобщение и закрепление знаний.

    Мы с вами познакомились с многообразием горных пород и минералов. Теперь мы
    можем проверить заполнение таблицы №1: учащийся зачитывает магматические
    глубинные горные породы, другой – магматические излившиеся горные породы и т.д.,
    а остальные ученики сверяют свои записи.

    Практическая работа № 5:

    “Изучение свойств горных пород”.

    Итак, перед вами горные породы, с которыми вы сейчас будете работать по
    группам:

    Группа № 1 – поваренная соль.
    Группа № 2 – мрамор.
    Группа № 3 – песок.
    Группа № 4 – известняк.

    Вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства.

    Задание № 1.

    Опишите горную породу, которая у вас имеется, по этому плану (может совпадать
    2–3 признака).

    План описания горной породы:

    1. Рыхлая, сыпучая.
    2. Слабо связанная, легко ломается руками.
    3. Прочно связанная, руками не разламывается.
    4. Вся порода или отдельные слои (полосы) состоят из основной массы и
      каких-либо включений.
    5. Полосчатая, слоистая. Отдельные слои имеют однородное строение.
    6. Однородная.

    Задание № 2.

    I. Охарактеризуйте горную породу и определите, к
    какой группе она относится.

    План характеристики.

    1. Плотная или рыхлая горная порода?

    2. Кристаллическая или зернистая?

    3. Структура(размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери
    подходящее:

    • Крупнозернистая – более 2 мм;
    • Среднезернистая – 1-2 мм;
    • Мелкозернистая – 1 мм(пыль).

    4. Текстура(строение породы).Выбери подходящее:

    • Массивная;
    • Слоистая;
    • Со следами течения;
    • Волокнистая.

    5. Твердость: твердая или мягкая?

    6. Масса: легкая или тяжелая.

    7. Наблюдаются ли остатки организмов?

    II. С помощью определителя выявите, к какой группе
    относится ваша горная порода.

    IV. Итог урока.

    Давайте подведем итог урока. Что нового вы узнали сегодня? С какими горными
    породами и полезными ископаемыми познакомились?

    Горные породы.
    Hу, вот и остыла земная кора,
    Ее разделять научиться пора.
    По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,
    По цвету, его забывать не пpистало,
    Все это, скажу с уважением,
    Зависит от пpоисхождения.
    В начале, возникли поpоды из магмы,
    Они пеpвоpодные самые как бы,
    Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
    Базальт на повеpхности лавою стал.
    Поpоды весьма симпатичные,
    Увесистые, магматичные.
    Hо пpочность – не вечность,
    И вот что случается:
    Поpоды выветpиванием pазpушаются,
    Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
    Выносятся водами быстpой pеки,
    Река их по pуслу таскает,
    Обкатывает, отлагает.
    А там, где гоpячие воды стpуятся,
    Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
    Когда же pаствоp остывает,
    То соль из него оседает.
    А в толще моpской или в темном болоте,
    Вы массу остатков животных найдете,
    А также, pастений отмеpших остатки,
    Они обpазуют поpоды-осадки.
    (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
    Осело солями, остатками сложено.)
    Hо вот, под давлением, магма опять,
    Стpемится земную коpу pазоpвать,
    И в месте такого втоpжения,
    Hаметятся ,вдpуг, пpевpащения:
    Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
    Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.
    Такие поpоды, весьма специфические,
    Зовутся геологами метамоpфические.

    V. Домашнее задание:

    § 17; выучить новые понятия; нанести на контурную карту России основные
    месторождения полезных ископаемых.

    Литература:

    1. Учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой “География. Начальный
      курс . 6класс”, – М.: Дрофа, 2005.
    2. Учебник А.А.Лобжанидзе “Планета Земля”, – М.:Просвещение,2008.
    3. Минералогическая энциклопедия.– Ленинград: Недра, 1985.
    4. Энциклопедия для детей: Геология.– М.: Аванта +, 1995.
    5. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова
      М.: Аванта+, 2003.
    6. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.– М.: Слово, 2001.
    7. Максимов Н.А. “За страницами учебника географии”. – М.:
      Просвещение, 1981.
    8. Ферсман А.Е. “Занимательная минералогия”. – Ленинград, 1975.
    9. Муталов М.Г. “Волшебные минералы”. – Уфа, 1988.
    10. Филатова Е.В. “Минералы и горные породы” слайд-альбом серии
      “Географическая картина мира”. – М.: Центр ПЛАНЕТАРИУМ, 2006.
    11. Интернет.

    Источник