Полезные ископаемые глина и песок 1

Полезные ископаемые глина и песок 1 thumbnail

11

Тема: Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк.

Цель:

Сформировать у учащихся представления о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.

Задачи урока:

I. Предметные.

– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»

– формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка.

II. Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

– формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты.

– формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы;

2. Регулятивные УУД:

– формировать умение концентрировать внимание

– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты

3. Коммуникативные УУД:

– формировать умение работать в группе, в паре

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы

– формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

III. Личностные

– формировать положительную мотивацию к обучению.

– развивать познавательную активность, мышление и речь детей

– формировать чувство уважения к товарищу.

Ход урока.

  1. Орг. момент (вхождение в день).

– Давайте представим, что мы проводим урок не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Пожелаем друг другу удачи.

  1. Актуализация знаний.

1) Давайте вспомним материал прошлого урока.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какое слово лишнее?

Гранит

Песок

Стекло

Глина

Известняк

Нефть

Природный газ

– Почему стекло лишнее?

– Давайте его уберем.

– Как можно назвать эти вещества? (Горные породы)

– А что такое горные породы? (Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры)

2) Из чего состоят горные породы?

Из минералов; одни горные породы из одного минерала, другие из нескольких. Большинство горных пород состоят из нескольких минералов. Но есть, которые, состоят только из одного минерала, например, вода, нефть.

3) Расскажите, как залегают слои горных пород?

Горных пород очень много. Одни, например, песок, глина залегают под почвой, другие можно найти на глубине 2-3 км. Иногда слои горных пород лежат ровно, а иногда они располагаются наклонно, стоят отвесно или сжаты в волнистые складки

  1. Определение темы и цели урока.

Ответив на мой вопрос, вы сможете назвать тему урока.

– Как еще можно назвать горные породы? (полезные ископаемые)

О каких полезных ископаемых пойдёт речь на уроке?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Тема сегодняшнего урока

«Полезные ископаемые. Песок. Глина. Гранит. Известняк».

Используя незаконченные предложения, попробуйте сформулировать цели урока.

  1. Мы узнаем … что такое полезные ископаемые и почему они называются полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выясним… какими свойствами обладают названные нами полезные ископаемые

Девизом нашего урока будет высказывание

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

  1. Работа над темой урока.

  1. Что же такое полезные ископаемые? ( Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев Земли)

Откройте учебник на стр. 60

Найдите ответ в учебнике.

А почему полезные, как вы думаете? Попробуйте подобрать синоним к этому слову ( нужные , необходимые)

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в строительный материал, топливо или разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

– Почему ископаемые ?

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Ребята, найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос «Как называются места, где залегают подземные ископаемые?» /месторождения/

Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах. В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк. Шахта-это закрытый способ. Так добывают уголь, руду.

Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

Люди, какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

Геологи постоянно заняты поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Раньше главные орудия геолога – геологический молоток, компас. Теперь геологи пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск полезных ископаемых можно вести даже через космические спутники. 

Горные породы представляют большую ценность. Есть горные породы, из которых получают металлы. Их называют рудами.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые самые распространённые?

Действительно, самые распространённые полезные ископаемые – песок и глина. Они залегают в Земле громадными слоями. В одних местах они находятся глубоко в толще Земли, а в других прямо на поверхности.

Ребята, какие три состояния веществ вы знаете?

(Жидкое, твердое, газообразное)

– Давайте заполним таблицу:

(Таблица на интерактивной доске, дети по очереди выходят и маркером «перетаскивают» полезное ископаемое в нужный столбик)

Гранит

Песок

Природный газ

Глина

Известняк

Нефть

– Веществ, в каком состоянии больше всего? (в твердом)

– Можно сказать, что все вещества в твердом состоянии будут одинаковыми по составу и свойствам.

– Что бы ответить на этот вопрос нужно провести важные исследования.

  1. РАБОТА В ГРУППЕ.

Сейчас практическую работу вы будете выполнять, работая в группе. На столе у вас песок, глина, лупа. Рассмотрите речной песок и глину. Определите их свойства по плану.

Описание горных пород

План

1.Название

2.Плотная, рыхлая, сыпучая

3.Структура частичек горных пород (из чего состоит?)

4.Цвет

5.Блеск, запах

Проверка выполнения.

Давайте по порядку: назовите свойства песка.

ПЕСОК Рыхлый, состоит из отдельных песчинок, которые не соединены между собой. Бывает жёлтого, белого, красного и серого цветов. Не имеет запаха. Сыпуч.

Песок образуется при разрушении гранита из кварца. Вода переносит и образует скопления песка, образуя месторождения, месторождения песка обычно бывают на поверхности земли. Песок добывают в карьерах или со дна рек.

Песок широко применяется в быту, в строительстве и при изготовлении стекла.

А теперь назовите свойства глины.

ГЛИНА. Плотная горная порода. Состоит из мельчайших частиц, которые скреплены между собой и чтобы их отделить её надо растолочь. Глина бывает разного цвета.

  1. ОПЫТ № 1

Установим, как глина впитывает воду. Для этого проведём опыт. (Опыт проводит учитель )

Кусочек сухой глины немного смочим водой. Мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. И если мы подольём ещё воды она опять исчезнет.

СДЕЛАЙТЕ вывод… глина хорошо впитывает в себя воду.

Ребята, а если мы будем подливать чаще, глина станет вязкой, мягкой и пластичной, Глина, в отличие от других горных пород, обладает пластичностью. Из такой глины можно лепить. А если изделие из глины обжечь оно станет твёрдым. Глина нашла свое применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из нее делают разнообразную посуду, игрушки другие изделия.

Научившись обжигать глиняные изделия – люди научились делать из глины искусственные камни – кирпичи, из которых легко строить дома.

Кирпич – крепкий предмет, и дома из него могут служить очень долго Из глины делают: черепицу – пластины для крыш – она не пропускает дождь, и под ней прохладно в жару.

Из белой глины делают фарфоровые изоляторы на столбах электролиний. Они не пропускают ток.

Из особых сортов глины делают огнеупорный кирпич для доменных печей.

В Японии даже некоторые детали машин делают из глины и обжигают.

  1. ОПЫТ №2

Кто из вас хочет сам провести опыт? Этот опыт нам уже знаком, мы его проводили, когда говорили, как образуются родники.

У нас два одинаковых стакана с воронками. В одной на фильтре насыпан песок, а в другой глина. Давай … нальём одинаковое количество воды и понаблюдаем.

Какой вывод мы сделаем? /Песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает/

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

  1. ЗНАКОМСТВО С ГРАНИТОМ

А что за горная порода у меня в руке. /гранит/

– Из чего состоит гранит? (Он состоит из трёх минералов: полевого шпата, кварца, слюды)

– Рассмотрите его. Что мы отчётливо можем различить в нём? Отдельно крупные или чуть менее крупные зёрна.

– Гранит обозначает зернистый. От своего зернистого строения. Гранит бывает разных цветов: серый, белый, розовый. Цвет придаёт именно полевой шпат. Некоторые зёрна прозрачные – это кварц.

Это лёгкая или тяжёлая порода? (тяжёлая) Попробуйте его разломить.

Важное свойство гранита – прочность.

Если поверхность отполировать, то она станет гладкой и красивой. Гранит не пропускает воду и не имеет запаха. Гранит распространён в природе. Залегает обычно глубоко в земле, но иногда образует горы.

Гранит встречается на Земле повсеместно. Граниты встречаются только на нашей планете. Среди геологов существует выражение “Гранит – визитная карточка Земли”. Самые древние залежи природных ископаемых содержат гранит.

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Гранитом отделывают мосты и тротуары, площади и автомобильные дороги. В руках архитектора гранит может превратиться в произведения искусства, которые будут жить вечно.

Очень большие залежи месторождений гранита в Украине. Через всю территорию протянулся кристаллический гранитный щит. Ширина его 200 км, а протяжённость около 1000 км.

На территории России находится более полусотни мест добычи гранита. Одно из них в соседней Воронежской области.

Ребята, прочитайте вопрос №3 на стр. 63 Речной песок – это разрушившийся гранит. Он блестит потому, что в нём содержаться частички кварца и слюды.

  1. ЗНАКОМСТВО С ИЗВЕСТНЯКОМ

А вот сейчас отгадайте, что за камень у меня в руке? (известняк)

А вот этот? (мрамор) А этот – мел. Мел и мрамор это тоже разновидности известняка. Известняк хрупкий. Мел легко разламывается. Самый твёрдый из известняков – мрамор. Он оставляет царапину даже на обычном меле. Мрамор бывает самых разных цветов: белого, розового, чёрного, золотистого. Это очень красивый камень, особенно если его отполировать.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.

Много лет назад Москву называли белокаменной. Здания, да и сам кремль были построены из известняка.

Известняки очень легко определяются, так как они имеют свойство вскипать от кислоты. Хотите посмотреть?

Демонстрация опыта №3

На мел, мрамор капнем небольшое количество кислоты. Что произошло? Послышится шипение и появятся пузырьки углекислого газа.

  1. РАБОТА В ПАРЕ. Положите перед собой карточку.

Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

гранит сыпучий, из крупинок,

хорошо пропускает воду

песок зернистый, прочный, не имеет запаха,

не пропускает воду

глина прочный, если капнуть уксусом,

то послышится шипение

известняк пластичная, сырая имеет запах

и не пропускает воду.

Давайте проверим. Слайд

А как сейчас вы ответите: все вещества в твердом состоянии одинаковые по составу и свойствам. Конечно, нет!

  1. Дополнительный краеведческий материал о полезных ископаемых Липецкой области подготовил…

Липецкая область богата различными строительными полезными ископаемыми. Всего 300 месторождений полезных ископаемых: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в России. Значительны залежи торфа.

Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

К древним кристаллическим породам приурочены рудные полезные ископаемые. Примером служат крупнейшие залежи железных руд. Железные руды являются важнейшим сырьем для Новолипецкого металлургического комбината.

Минерал доломит – природный карбонат кальция и магния. Похож на известняк.

  1. Закрепление учебного материала. Самостоятельная работа.

Приготовили тестирующие устройства.

  1. Горные породы встречаются только в горах. /нет/

  2. Глина рыхлая горная порода. /нет/

  3. Месторождение – это место, где полезные ископаемые залегают в больших количествах./да/

  4. Мел, мрамор –это разновидности известняка. /да/

  5. Песок плохо пропускает воду. /нет/

  6. В Липецкой области крупнейшие залежи железных руд./да/

  7. Поиском месторождений занимаются геологи. /да/

  8. Гранит легко разломить. /нет/

  9. Вода относится к горным породам. /да. Вода часто залегает в Земле большими массами, по этому признаку учёные относят её к горным породам./

  10. Речной песок – это разрушившийся гранит./да/

  1. Обобщение. Итоги урока.

Давайте подведём итог уроку.

  1. Мы узнали … что такое полезные ископаемые и почему они полезные; как называются места, где залегают полезные ископаемые

  2. Мы выяснили… какими свойствами обладают глина, песок, гранит, известняк

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Это такие богатства, которые нельзя восстановить. Это говорит о том, что действительно нужно быть внимательнее к природе.

  1. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Давайте оценим свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто успешно справлялся с заданиями на уроке, для кого урок прошёл удачно.

Поднимите руку, кто испытывал незначительные затруднения, но всё же справился с заданиями.

Поднимите руку, для кого задания оказались слишком трудные, кому нужна помощь.

Я очень рада, что урок прошёл для вас с пользой ! Мне хочется отметить…за активную работу на уроке.

Много разных полезных ископаемых на земле. Я предлагаю вам приготовить дома небольшое сообщение о любом полезном ископаемом.

Урок окончен.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 Красноармейского района Волгограда

Районный конкурс «Здравствуйте, дети!»

Авторская методическая разработка

урока окружающего мира

Тема урока: ««Полезные ископаемые. Песок и глина».

4 класс

Автор методической разработки

учитель начальных классов МОУ Лицей № 1

Волкова Елена Валерьевна

Волгоград, 2018

Класс: 4

Тема урока: «Полезные ископаемые. Песок и глина»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: создать благоприятные условия для формирования исследовательских умений, стимулировать интерес к изучению полезных ископаемых России.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами;

Развивающая:

  • развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интереса к урокам окружающего мира и исследовательской деятельности.

  • Проявлять бережное отношение к природным ресурсам России;

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  • Проводить исследование полезных ископаемых России

  • Оформлять результаты исследования в таблице.

Метапредметные:

регулятивные –

  • выполнять учебное действие в соответствии с целью;

  • контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в условиях групповой работы.

познавательные –

  • раскрывать значение понятия: «свойства полезных ископаемых» и использовать его в активном словаре;

  • определять и объяснять особенности полезных ископаемых и обосновывают свое мнение.

коммуникативные

  • формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

  • учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога при выполнении учебного задания в группе;

  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению темы, осознавать личностный смысл;

  • проявлять желание изучать, исследовать окружающий мир, справляться с трудностями.

Основные понятия: «песок», «глина», «гранит», «выветривание», «экология», «памятник природы».

Формы организации деятельности: фронтальная работа, групповая работа.

Технологии: технология развивающего обучения, технология активного обучения ,социо-игровая, группового обучения.

Оборудование: таблицы-инструкции, коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, воронки, банки, одинаковое количество песка и глины. дидактический материал «Полезные ископаемые», физическая карта Волгоградской области.

Интерактивный материал: презентация по теме.

Использованные источники:

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

https://geographyofrussia.com/://География Волгоградской области

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

    Мотивация к учебной деятельности

    Эмоциональное начало урока

    Цели:

    – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Мотивирует учащихся к учебной деятельности с помощью социо-игрового упражнения.

    – Встаньте в конец класса те, кто любит изучать окружающий мир?

    – Встаньте к доске те, кто не любит?

    – Объясните своё отношение. Какие советы дадим тем, кто не любит урок окружающего мира?(«Чтобы полюбить, нужно познать»)

    Объясняют, для чего нужно изучать окружающий мир. При этом звучат качества ученика, его задачи, правила поведения на уроке.

    Коммуникативные:

    уметь оформлять в устной форме свои мысли о мотивах учения, школьных правилах и следовать им.

    II. Формулирование темы урока, постановка цели

    Цели:

    – организовать формулирование темы урока учащимися;

    – организовать постановку цели урока учащимися.

    Учитель проводит социо-игровое упражнение «Кубики», которое помогает организовать совместное планирование, целеполагание. Организует совместный выбор видов работ на уроке.

    На полу лежит лист ватмана, расчерченный на квадраты. Внутри квадратов записаны ключевые фразы:

    • «наблюдение»

    • «опыты»

    • «исследование»

    • «деловая игра».

    – Я думаю, нам удастся выполнить все ваши пожелания. Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование полезных ископаемых песка и глины.

    Работа со словариком.

    откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория.

    (лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).

    -А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы)на практике.

    Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).

    – какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь?

    (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

    Распределение ролей в группах по 4 человека.

    Координатор, докладчик, секретарь, художник

    – Какие законы мы должны соблюдать при работе в группах?

    • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

    • Все друг другу помогают.

    • Конфликты решаются мирным путем.

    • Когда один говорит, все внимательно слушают.

    Участвуют в совместном планировании и целеполагании.

    Выбирают и ставят кубик на вид работы, важный для себя лично, объясняют свой выбор.

    Формулируют тему и цели урока. Тема урока-исследования «Песок и глина» Цель: узнать свойства и определить, на какие свойства опирается человек при их использовании.

    – определять свойства полезных ископаемых

    Регулятивные : уметь определять и формулировать цель с помощью учителя.

    Познавательные:

    раскрывать понятия «свойства песка и глины»

    Коммуникативные:

    использовать его в активном словаре;

    — комментировать действия
    в рамках учебного диалога.

    III. Актуализация опорных

    знаний.

    Цели:

    – создать условия для актуализации изученных знаний.

    Организует повторение изученного.

    – Что вы знаете о песке и глине?

    – Где их используют?

    Повторение пройденного материала

    – Почему говорят, что песок и глина – «дети» гранита, стакан и чашка – его родные «внуки»?

    Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.

    Повторяют тему «Гранит», «Как разрушаются скалы»

    Предметные умения:

    — знать состав и свойства гранита.

    — иметь представление о процессе выветривания.

    Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

    IV.Формирование новых знаний и способов действий.

    Цель:

    -Организовать работу по формированию умения проводить микроисследования на основе проведения деловой игры.

    – организовать анализ и запоминание свойств песка и глины в группах.

    Организует исследование, затем коммуникативное взаимодействие в группах.

    Организует работу, помогает, дает советы группам.

    Организует работу по осмыслению учебного материала.

    Создаёт условия для обобщения представлений, фиксацию полученных результатов в таблице.

    Практическая работа.

    Инструкция:

    Опыт 1. Установление сыпучести.

    Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

    (вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

    Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

    Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

    Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

    Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

    (Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

    Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

    Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

    (Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина – хуже).

    Организует проверку самостоятельной работы,

    сравнение свойств.

    Организация исследования отличий свойств песка и глины.

    Организует постановку проблемы отличия свойств песка и глины.

    Предмет исследования: песок и глина.

    Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.

    Предположение (гипотеза): Причина отличия свойств:

    А) строение частиц

    Б) размер частиц

    В) расположение частиц.

    План исследования:

    1. Изучим внешний вид песка и глины.

    2. Изучим строение песка и глины при помощи лупы.

    3. Проведем моделирование.

    4. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

    Результат исследования:

    1. Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.

    2. Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой

    Организует моделирование.

    Песок Глина

    б) Моделирование частиц из пластилина.

    Вывод:

    1. песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.

    2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.

    3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.

    4. 4. строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

    Выполняют практическую работу в граппах, выполняют опыты, оформляют результы в таблице.

    Выполняют проверку результатов исследования ,

    Сравнивают свойства песка и глины.

    Формулируют проблему, гипотезу, составляют план исследования.

    Исследуют отличия свойств песка и глины.

    Моделируют частицы песка и глины из пластилина., делают вывод.

    Предметные умения:

    -рассказывать:

    — о полезном ископаемом и его свойствах;

    – проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице;

    Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;

    Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывать свои действия с партнером, вступать в групповое учебное сотрудничество, строить речевые высказывания.

    – использовать речевые средства для представления результата деятельности;

    Личностные:

    проявлять интерес к теме , осознавать личностный смысл.Регулятивные умения:

    — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

    — выбирать вариант выполнения задания;

    V. Формирование практических навыков и способов деятельности.

    Цель:

    -Организовать работу по обобщению представлений, закреплению полученных знаний.

    Создаёт условия для обобщения представлений, закреплению полученных знаний.

    Тест:

    1.Песок

    2.Глина

    А.Водопроницаемость

    Б. Сыпучесть

    В. Вязкость.

    Ключ : 1-А,Б, 2-В

    Экологическая страничка. Работа с картой Волгоградской области, обозначениями полезных ископаемых на карте. Рассказ учителя о месторождении и способах добычи, использовании полезных ископаемых (используется мультимедийная презентация):

    Пески и глины – важный строительный материл, широко распространен в Волгоградской области.

    Наиболее крупные месторождения песков Чапурниковское, Латашинское, Гумракское, Орловское, Себряковское

    Стекольные пески Камышинского месторождения не содержат примесей.

    • Чтобы добыть песок и глину роют карьеры. Этим нарушают поверхность почвы

    • Если экономно расходовать добытые полезные ископаемые, потребуется меньше новых карьеров и сохранится больше земель

    Выступление ученика:

    Памятник природы Волгоградской области Голубинские пески.

    – Необычный уголок природы Волгоградской области свое название получил от реки Голубой.

    Песчаные долины никогда не зарастают. Здесь могут наблюдаться настоящие барханы, которые можно увидеть в пустынях. Высота пустынных гряд достигает 14 м, а длина до 300м.

    Определяют сходство и различия свойств.

    Предметные умения Определять сходство и различия свойств.

    Используют приобретённые знания.:

    -рассказывать:

    — о

    месторождении и способах добычи полезных ископаемых, их использовании человеком;

    Личностные умения:

    — проявлять интерес к изучению полезных ископаемых;

    — проявлять бережное отношение к природным ресурсам.

    Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий «месторождение», «песок», «глина»,;

    — определять полезные ископаемые по его описанию;

    — определять свойства полезных ископаемых.

    Регулятивные умения:

    — выполнять учебное задание, используя план;

    Коммуникативные умения:

    — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель:

    – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Организует рефлексию.

    Напоминает критерии оценки успешности (3 ступеньки «Лесенки успеха»).

    Не понял свойства песка и глины и не могу объяснить.

    – Понял, но не могу объяснить.

    – Понял свойства, могу перечислить свойства песка и глины и объяснить.

    Оценка работы групп:

    – Как работала ваша группа?

    – Какая атмосфера была в группе во время работы?

    – Все ли дети участвовали в работе?

    – Доволен ли ты своей работой в группе?

    Проводят рефлексивный анализ учебной деятельности. Выполняют самооценку на «Лесенке успеха».

    Выражают и аргументируют свое мнение и оценку событий урока

    Фиксируют затруднения и определяют направления будущей деятельности

    Личностные умения:

    оценивать результат собственной деятельности,

    понимать успешность при изучении темы.

    Регулятивные умения:

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Источник