Полезные ископаемые география таблица 8 класс география

Конспект урока по географии для 8 класса

Разработала: Матвеева Д.В.

Тема урока: минеральные ресурсы России.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: устный опрос, письменный опрос

Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.

  Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель выводит на экран слайды 10 объектов рельефа одновременно показывает их на физической карте учащиеся должны написать их географические названия

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 10 правильных ответов – «5»; 8-9 правильных ответов –«4»;  6-7 правильных ответов –«3»;  менее 6 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Индивидуальный опрос:

1)  Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2)  Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3)  Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4)  Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.

Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы, связанные с их добычей.

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.

(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов полезных ископаемых)

        По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I.     Горючие, или топливные, – уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II.   Металлические – руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III.Неметаллические – строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение – это скопление полезных ископаемых.

Бассейн – это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

   Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3)   Определите основные месторождения угля и нефти.

4)   Определите размещение месторождений железных руд.

5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

 Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой).

Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит, Ангарские месторождения.

Читайте также:  Для чего полезен льняное масло для женщин

Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.

Медные руды – Урал, Забайкалье.

Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.

Алюминиевые руды – Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.

Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).

Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).

Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о. Сахалин.

Газ – север Западной Сибири.

Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны.

Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.

Алмазы – Якутия, Архангельская область.

Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов.

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

   55 

Железные руды

14

Природный газ

   28

Руды цветных металлов

13

Алмазы

   26

Нефть

12

Никель

   22

    Каменный уголь

12

Калийные соли

   16  

 Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во- первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают причинно-следственные связи (записать в тетради):

1.Открытая добыча руды – (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта).

2.Водооткачка и водозабор –  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта

3.Добыча строительных материалов – (образование карьеров)

Закрепление. Самостоятельно назвать:

1.Месторождение золота. (Бодайбо)

2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак)

3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс)

4. Месторождение железной руды. (КМА)

5. Месторождение газа. (Уренгой)

6.Остров-нефтяное месторождение. (Сахалин)

7.Полуостров апатитов. (Кольский)

Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Для тех, кто хочет знать больше.

Растения помогают геологам

Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим

растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.

Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.

При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков – появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску.

Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Источник

Минеральные ресурсы России представлены различными видами полезных ископаемых, их месторождения располагаются во всех регионах. В статье представлен материал о минеральных богатствах страны.

Полезные ископаемые география таблица 8 класс география

Полезные ископаемые России

Классификация полезных ископаемых базируется на их промышленном применении. В соответствии с ней выделяются следующие виды ископаемых: горючие, рудные и нерудные.

Читайте также:  Какой витамин полезен после 40 лет

Разберем, что такое полезные ископаемые России.

  • Горючие – нефть, газ, уголь, горючие сланцы, торф – по объему запасов газа страна занимает 1-е место в мире, по нефти 7-е, по углю 3-е.
  • Рудные, то есть соединения металлов – Россию сравнивают с таблицей Менделеева, говоря о том, что в стране имеются месторождения всевозможных металлов.
  • Нерудные делятся на несколько типов: строительные материалы, самоцветы, драгоценные камни, сырье для химической промышленности, подземные воды.

Горючие полезные ископаемые концентрируются на равнинах (от низменностей Европейской части до плоскогорий Сибири), рудные – в горных регионах.

Горючие полезные ископаемые

Таблица горючих ископаемых

Название

Местоположение основных центров добычи

Нефть

Западная и Восточная Сибирь, Европейский Север, Поволжье, Прикаспийская низменность, Сахалин, северный и восточный шельф

Газ

Уголь

Подмосковье, южный Урал, южная Якутия, Таймыр, Прибайкалье, юг Сибири, Европейский Север, российская часть Донбасса

Торф

Западная Сибирь, Северо-Западный район

Горючие сланцы

Европейская часть, Якутия

Терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики»

Рис. 1. Терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики».

Рудные полезные ископаемые

Таблица основных рудных ископаемых

Название

Местоположение основных центров добычи

Железные руды

Европейская часть, горные регионы Сибири

Титановые руды

Соединения меди

Алюминий

Урал, горные регионы Сибири, Кольский п-ов

Вольфрам, молибден

Кавказ, горные регионы Сибири

Никель, кобальт

Норильск, Европейский Север, Урал

Олово

Горные регионы Сибири

Полиметаллы (комплексные руды цинка, меди, свинца)

Урал, горные регионы Сибири

Уран

Забайкалье

Золото

Восточная Сибирь, Дальний Восток

Серебро

Дальний Восток, Якутия

Редкие металлы (тантал, бериллий, ниобий, германий)

Урал, Кавказ, Сибирь, Кольский п-ов

Многие месторождения не разрабатывались из-за их расположения в труднодоступных районах и отсутствия дорог, сейчас началось их освоение; например, на Удоканском месторождении меди (Забайкальский край), открытом в середине ХХ века, стартовало строительство обогатительного комплекса, проложена дорога до БАМа, протягивается ЛЭП.

Забайкалье, добыча золота

Рис. 2. Забайкалье, добыча золота.

Нерудные полезные ископаемые

Встречаются по всей территории страны. Месторождения алмазов – в Якутии, Архангельской области, в Пермском крае. Самоцветные камни (яшма, чароит, нефрит и другие) – в горных областях.

Песчаный карьер

Рис. 3. Песчаный карьер.

Что мы узнали?

Мы узнали классификацию и места полезных ископаемых в России, поняли, какие природные богатства залегают в ее недрах. На вопрос «Каких полезных ископаемых нет в России?» можно смело ответить «таких нет».

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 107.

Источник

Урок по теме «Минеральные ресурсы России», 8 класс

Цели урока для учащихся:

1.Изучить состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

2.Уметь работать с текстом учебника, картами атласа.

Задачи урока для учащихся:

1.Совершенствовать навыки работы с технологической картой.

2.Осуществлять разные виды контроля.

3.Учиться работать в парах.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Технологии: элементы технологии развивающего обучения(проблемное обучение, решение развивающих задач)

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, учебники, коллекция полезных ископаемых, атлас 8 класс, технологические карты урока, тетради.

УЭ;

время

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ -0

(1 мин.)

Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами вы должны знатьсостав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых; сформироватьпредставления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование: физическая и тектоническая карты России, атласы, учебники, коллекция полезных ископаемых, презентационный материал, технологические карты урока.

Внимательно прочитайте цели урока

УЭ – 1

(10мин.)

Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.

Географический диктант.

1.Наука о строении земной коры и формировании тектонических структур.

2.Выход на поверхность фундамента платформы.

3.Древний устойчивый участок земной коры.

4.Молодая платформа.

5.Молодые горы России.

6.Возрожденные горы России.

7.Эра новой жизни.

8.Карта, на которой показаны части земной коры.

9.Карта с информацией о возрасте пород.

10.Горы расположены в ….. областях.

11.Им соответствуют равнины.

12.Горы, образовавшиеся в альпийскую складчатость.

Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

12 правильных ответов – высокий уровень знаний – «5»;

10-11 правильных ответов – средний уровень знаний – «4»;

6-7 правильных ответов – низкий уровень знаний – «3»;

Менее 6 правильных ответов – очень низкий уровень знаний – «2».

Проанализируйте ошибки.

Работайте

самостоятельно

Ответы у учителя

(приложение №1)

УЭ – 2

(3 мин.)

Стр.40 учебника

Цель: сформулировать понятия «полезные ископаемые», «месторождения полезных ископаемых», «бассейн».

Max оценка – 3 балла.

Читайте также:  Вкусная и полезная пища для 3 класса

Работайте в паре

УЭ – 3

(5 мин.)

Стр.40-41 учебника

Тектоническая карта России в атласе и карта полезных ископаемых

Цель: изучить состав полезных ископаемых и сформировать представление о связях между полезными ископаемыми и тектоническими структурами.

I.Задание: составить схему деления полезных ископаемых на группы и отметить к каким тектоническим структурам они приурочены (платформам или складчатым областям)

Полезные ископаемые

?

в магматических г.п.

?

в осадочных г.п.

на платформе

железные, никелевые руды

?

медные, полимет-ие, алюм-ие

?

?

II. Проверьте правильность заполнения схемы по приложению №2.

III. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 5 баллов.

Работайте в паре

Работа в тетради

УЭ – 4

(12мин.)

Стр.42-43 учебника

(карта)

Цель: изучить особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.

I.Задание: по карте полезных ископаемых (рис. 16 учебника) и тексту учебника определите в каких районах России добывают те или иные полезные ископаемые.

II.Полученные сведения зафиксируйте в таблице:

Полезные ископаемые

УЗ

на карте

Районы добычи

1

Железные руды

2

Никелевые руды

3

Полиметаллические

4

Медные

5

Алюминиевые

6

Апатиты

7

Калийные соли

8

Поваренная соль

9

Нефть

10

Газ

11

Каменный уголь

12

Бурый уголь

13

Алмазы

14

Золото

III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению №3.

IV. Оцените работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 10 баллов.

Делайте записи в таблице (№ 1 -7)

Слайд 1 – 7

УЭ – 5

(5мин.)

Стр.45

Цель: сформировать знания об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых.

I.Прочитайте текст учебника.

II. Установите причинно-следственные связи:

1.Открытая добыча руды …

2.Водооткачка и водозабор ….

3.Добыча строительных материалов – …

III. Оцените работу по приложению №4 (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе ошибка – 0 баллов)

Max – 3 балла.

Работайте индивидуально

УЭ – 6 (5 мин.)

Настенная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»

Цель: закрепить знания по теме «Минеральные ресурсы России»; уметь самостоятельно применять полученные знания.

I.Работа по карте:

1.Месторождение золота.

2.Озеро в Поволжье.

3. Месторождение каменного угля.

4. Месторождение железной руды.

5. Месторождение газа.

6.Остров.

7.Полуостров апатитов.

II. . Проверьте правильность ваших ответов по приложению №5.

III. Оцените вашу работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6 правильных ответов –«4»; 4-5 правильных ответов –«3»; менее 4 правильных ответов – к сожалению, вы плохо знаете тему.

Все закрыть

Работайте индивидуально

(значки на карте)

Проведите взаимопроверку

УЭ -7

(3 мин.)

Цель: подведение итогов.

Выходной контроль: занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 40 баллов и более, то, значит, работали отлично – итоговая оценка 5.

Набрали 34-39 баллов – работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.

Рефлексия:

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?

Работа в сводной ведомости

Устно

УЭ – 8

(1мин.)

Д/З:1) п.7, вопросы и задания, модуль в тетрадях;

2)закончить таблицу (№7-14)

2) задание на к/к.: нанести месторождения полезных ископаемых на контурную карту.

Приложение №1:

1.Геотектоника.

2.Щит.

3.Платформа.

4.Плита.

5.Кавказ.

6.Алтай, Урал.

7.Кайнозой.

8.Тектоническая.

9.Геологическая.

10.Складчатых.

11.Платформы, плиты.

12.Молодые горы.

Приложение №2:

Полезные ископаемые

Нерудные

(неметаллические)

в осадочных г.п.

Рудные (металлические)

в магматических г.п

на платформе (в фундаменте)

железные, никелевые руды

в складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые руды

химическое сырье (соли):

апатиты, калийные соли, поваренная соль

горючие:

нефть, газ, уголь

Приложение №3:

Полезные ископаемые

УЗ на карте

Районы добычи

1

Железные руды

КМА, Кольский пол-ов, Алданский щит, Ангарское месторождение

2

Никелевые руды

См.

Кольский пол-ов, район Норильска

3

Полиметаллические руды

карту

Алтай, Северный Кавказ, Приморский край

4

Медные

минер.

Урал, Забайкалье

5

Алюминиевые

ресурсов

Северный Урал, Красноярский край

6

Апатиты

Кольский пол-ов

7

Калийные соли

Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения)

Приложение №4:

1.Открытая добыча руд образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль, обрушение и просадка грунта.

2.Водооткачка и водозабор – иссушение территории, обрушение и просадка грунта.

3.Добыча строительных материалов – образование карьеров.

Приложение №5:

1.Бодайбо.

2.Баскунчак.

3.Кузбасс.

4.КМА.

5.Уренгой.

6.Сахалин.

7.Кольский.

«Географический диктант»

Количество баллов.

Полезные ископаемые и тектонические структуры.

Особенности размещения рудных и нерудных полезных ископаемых.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Закрепление изученного материала.

Полученные баллы.

Сводная ведомость.

Источник