Полезные ископаемые его свойства 3 класс
В недрах Земли хранятся природные богатства – полезные ископаемые, которые имеют большое значение для человека. С их помощью люди решают почти все свои хозяйственные нужды: строят, отапливают помещения, ездят на транспорте, создают много полезных бытовых вещей. Давайте узнаем названия и свойства полезных ископаемых, без которых жизнь не была бы столь удобной и комфортной.
Горючие ископаемые
Ископаемые, которые можно использовать для получения тепла и энергии, называют горючими. К ним относятся природный газ и нефть.
Рис. 1. Добыча нефти
Это одни из самых важных ископаемых, с помощью которых люди научились вырабатывать и правильно использовать энергию. Подобный навык привел к изобретению множества промышленных отраслей.
Без горючих ископаемых трудно представить современную жизнь, ведь за счет их энергии мы отапливаем помещения в холодное время года, готовим еду, ездим на автомобилях.
Также к горючим природным веществам относится торф, сланец, бурый и каменный уголь, антрацит.
Рудные ископаемые
Рудные или металлические ископаемые – одни из первых, которые освоил древний человек. Без металла невозможно представить себе промышленность, ведь в каждом доме, у каждого человека обязательно найдется металлический предмет.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
В зависимости от свойства и области применения все металлы делятся на несколько основных групп:
- черные – это железо и все его сплавы – применяется в строительстве различной техники, судов, самолетов, машин;
- цветные – алюминий, медь, никель и многие другие – активно используются в космонавтике, электротехнике, авиастроении, различных точных приборах;
- благородные – серебро, золото, платина, палладий – обладают уникальным свойством – они не вступают в химические реакции, к тому же имеют высокую ценность как драгоценные металлы, из которых изготавливаются ювелирные украшения;
Рис. 2. Золото – благородный металл
- радиоактивные – уран, плутоний, радий и другие – способны без посторонней помощи излучать радиацию.
Нерудные ископаемые
Нерудные или неметаллические ископаемых – это мягкие и твердые группы горных пород и минералов. На сегодняшний день известно более сотни таких природных соединений, и все они нашли свое применение в различных хозяйственных и промышленных отраслях.
Рассмотрим краткое описание свойств нерудных ископаемых:
- горнорудное сырье – асбест, известняк, слюда – горные породы, без которых невозможно представить строительную сферу;
- химическое сырье – апатит, сера, калийные соли – используются в химической промышленности, при производстве минеральных удобрений, керамики, резины;
- строительные материалы – мрамор, гипс – используются в самых различных областях;
- самоцветные камни – изумруды, рубины, топазы – обладают красивым внешним видом, используются для создания ювелирных украшений.
Рис. 3. Алмаз – самый твердый минерал на Земле
Практически все месторождения полезных веществ постепенно истощаются. Если люди не научатся бережно и рационально использовать природные богатства, наше потомство может остаться без столь ценного сырья.
Что мы узнали?
Мы изучили тему «Свойства полезных ископаемых» (3 класс) по Окружающему миру, какое значение они имеют для человечества. Все полезные ископаемые можно разделить на 3 разряда: рудные, нерудные и горючие. Каждый из этих природных веществ имеет свое место в различных отраслях промышленности.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 136.
Источник
Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и показать
необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых
и некоторыми их свойствами, способами их добычи; - Организовать исследование школьниками
основных свойств полезных ископаемых; - Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе
анализа строить гипотезы, выводы,
доказательства. - Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных
ископаемых; - Поддерживать осознание причастности каждого
школьника в результат совместной учебной
деятельности. - Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально
– групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый,
исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,
гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический
настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте
товарищу хорошего рабочего настроения на весь
урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам
желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и
разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства
находятся на поверхности Земли, другие спрятаны
глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах
пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
(слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной
теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где
находятся? Как люди используют в своей жизни? Как
надо охранять полезные ископаемые? Как их
добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему
полезные ископаемые играют большую роль в жизни
человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных
ископаемых? Как будем работать? (работая в
группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в
группах надо сделать, чтобы найти ответы на все
поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
– Исследование. Что такое “полезные” и
“ископаемые” (слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать
определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства,
которые люди добывают из глубины земли и её
поверхности и используют). (слайд7).
– Если мы знаем, что такое полезные
ископаемые, то чтобы знать как их использовать,
где применять, как вы думаете, что еще мы должны о
них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким-
либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем
выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое тяжелый | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9). Исследование. Показ
учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля.
Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого
свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых,
используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
Определите, какого цвета и из чего состоит?
Подумайте, на какой фрукт похож и почему
называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Выводпо таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
мы теперь можем узнать? (где используют и как
добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
Конверт №2. (см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами –
разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
через несколько минут расскажите нам о способах
добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание.
Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
геологи только что вернулись с экспедиции….” В
помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и
поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и
на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения)
(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую
схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без
природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей
жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по-
хозяйски использовать богатства подземных
кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые не возможно
восстановить. А как мы с вами будем бережно
использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока
узнать больше о полезных ископаемых и
подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
предлагаю приготовить сообщение о любом
полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый
и его долгое время считали камнем. А на самом деле
уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных
ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой
маслянистой коричневатой жидкости. Например,
чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД,
содержащих различные металлы. Из руд чёрных
металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
Как правило, изделия изготавливают не из чистых
металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки,
кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы.
Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из
мельчайших частиц. Это продукт разрушения
твердых пород. Незаменим в стекольном
производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный
материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных
горных пород. В воде она намокает, становится
вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными
слоями. Обыкновенный камень белого или серого
цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
Белят стены. Используют при строительстве домов.
Источник
Урок по окружающему миру
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
5. Тип урока: практическая работа
6. Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель урока:изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых и минералах, о месторождениях в Московской области.
2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора, гранита и их использовании.
УУД:Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы;правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач, умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование: мультимедийная система, коллекция полезных ископаемых, коллекция кристаллов, материал для опытов на каждую группу учеников (образцы полезных ископаемых, стеклышки, гвозди, стеклянные пробирки, воронки, стаканы с водой, фильтры, белая бумага, лупы; нетбуки, микроскопы.
Дидактические материалы: презентация, план изучения полезного ископаемого; памятки по подготовке сообщения, карточки-инструкции по технике безопасности, оценочные листы. Учебник, хрестоматия, карта Московской области.
(1 сл.) До урока.
Ход урока
(2 сл. Пустой)
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
Уч. Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2 Психологический настрой
– Ребята, сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.
– Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
– Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!
– Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!
– Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.
Молодцы!
Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир».
Прежде чем начать работу, мне хотелось бы представить нашим гостям председателя клуба, главного помощника всех ребят, самого ответственного героя всех наших школьных учебников – Костю Погодина. Костя, как и ребята, в этом учебном году, стал учеником третьего класса, он активно изучает вместе с нами на уроках самые сложные темы программы. Этот мальчик много трудится, поэтому много знает, и, конечно же, ребята стремятся быть похожим на него. Вот и сегодня Костя готов нам многое рассказать и во многом помочь разобраться нашим ученикам.
Теперь можно начинать работу.
(3 сл.)
Посмотрите на нашу Землю, ребята. Удивительной красоты природа нашей планеты. Всё живое на земле существует благодаря свету и теплу, приходящим к нам солнечным лучам.
Костя. Но существует ещё и внутреннее тепло земли, которое образуется в ёё недрах. Это тепло и есть тот могучий преобразователь земной поверхности, который «распоряжается» морями и горами, землетрясениями и вулканами.
(4 сл.)
Уч. Ребята, напомните, по какой теме мы сейчас работаем на уроках окружающего мира? (Полезные ископаемые)
Что же такое полезные ископаемые? Почему они так называются?
Ответы детей.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность. Обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
(5 сл. Пустой)
Какие полезные ископаемые вы знаете? (Песок, глина, гранит, мрамор, каменная соль, каменный уголь и др.)
Молодцы, совершенно верно.
Уч. Дополнительные вопросы.
На какие две группы делят все полезные ископаемые? (Магматические и осадочные)
Какие магматические породы вы знаете? (Гранит, базальт)
Какие вы знаете осадочные горные породы? (Каменный уголь, торф, известняк).
Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (В состав горных пород входят минералы)
Какие вы знаете минералы? (Гранит, кварц, слюда, графит).
(6 сл.)
Костя. Хочется вам сказать, что меня тема «Полезные ископаемые» заинтересовала ещё в прошлом учебном году, когда я начал собирать свою первую коллекцию минералов. Вы уже, отвечая на вопросы Ольги Александровны, сказали, что в состав горных пород входят минералы. Если рассмотреть под лупой или микроскопом излом каждого камня, то можно увидеть разноцветные зёрна, это и есть минералы.
В этом учебном году, полученные знания на уроках, ещё больше заинтересовали меня. Должен вам сказать, что мир камней и кристаллов по истине удивителен. И вот что я узнал, когда начал подробно изучать эту тему.
(7 сл.)
Минералы являются составной частью не только горных пород, но и руд, метеоритов.
Сегодня минералы окружают нас повсюду.
Грифель карандаша – это графит.
Мел – это известняк.
Ювелирные изделия, глина, песок…
Минералы входят в состав даже МЕТЕОРИТОВ.
Они были обнаружены на Луне и Марсе!
(8 сл.)
Изучением минералов занимается наука минералогия. В настоящее время установлено около 4900 минеральных видов. Однако лишь несколько десятков минералов (около 100) пользуются широким распространением.
Нужно отметить, что минералы обладают различными свойствами.
Важнейшие свойства минералов, позволяющие их определять, следующие:
(9 сл.)
Габитус кристаллов – внешний вид, т.е. какие грани он имеет: ромбовидные, кубические и пр.
(10 сл.)
Блеск — световой эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал. Зависит от отражательной способности минерала.
Металлический блеск;
Неметаллический блеск:
Алмазный блеск;
Стеклянный блеск;
Перламутровый блеск; и др.
(11 сл.)
Твердость. Определяется по шкале Мооса.
По этой шкале, самым твёрдым эталонным минералом является алмаз (10 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1600, может резать стекло), а самым мягким является тальк (1 по шкале Мооса, с абсолютной твёрдостью 1, царапается ногтем). Твёрдость минерала не всегда постоянна для каждой из его сторон. Примером такого минерала является кианит имеющий твёрдость 4.5 по шкале Мооса в одном направлении и твёрдость 6 в другом.
(12 сл.)
Хрупкость — прочность кристаллов, можно обнаружить при механическом раскалывании.
Хрупкость иногда путают с твёрдостью, что неверно. Иные очень твёрдые минералы могут с лёгкостью раскалываться, то есть быть хрупкими (например, алмаз).
(13 сл.)
Интересно
У каждого знака зодиака есть свой камень, который приносит удачу.
Также есть камни для дней недели.
И есть камни с определенными лечебными свойствами.
Это- то немногое, что мне удалось узнать о минералах, ребята.
Думаю, Ольга Александровна, что сегодня мы продолжим изучение полезных ископаемых. Я вижу, ребята, что вы заинтересованы.
Голубой агат – горло, поможет нам сдать сегодняшний экзамен!!!
(14 сл. Пустой)
Уч. Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой полезные ископаемые. Нам предстоит, ребята, сделать маленькие, но очень важные для нас открытия. Сегодняшний наш урок мы проведем как урок-исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением природных богатств.
Скажите, ребята, люди какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?( Это геологи).
(15 сл.)
Кто такие геологи? (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).
– И вы, ребята на сегодняшнем уроке становитесь геологами.
(16 сл.)
Костя. Отгадайте, разгадывая кроссворд, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
С известняком он родственник.
Бывает серый, желтый, белый …
В метро, дворцах, использован умело. (Мрамор)
По горизонтали
4. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
По вертикали:
Костя. Хорошо. Молодцы.
Костя. Ребята, вы сейчас разгадали названия тех горных пород, которые человек научился использовать с древних времен. Это известняк, мрамор, гранит, песок, глина.
(17 сл.)
Уч. Мы уже знаем, что такое минералы, какими свойствами они обладают, как их используют. Чтобы ответить на вопрос: «Как использовать, где применять полезные ископаемые?», какую проблему мы для себя сегодня должны поставить? (Изучить свойства П.И. Мы должны узнать – какими свойствами обладают полезные ископаемые).
(18. сл.) С переключением.
Тема урока: «Свойства полезных ископаемых»
Какие задачи для себя поставим? (Узнать свойства П.И.; где применяют П.И.)
– Для чего нам необходимо это знать? (ответы детей)
– Как будем узнавать свойства полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).
(19 сл.) Пустой.
Уч. Прежде чем вы приступите к выполнению задания, давайте немного отдохнём, так как геологи, ребята, должны быть не только умными, но и физически закаленными.
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
20. сл.
Уч. Давайте составим план нашей работы.
План работы
Распределить роли в группе (организатор, секретарь, информаторы).
Напомнить правила работы в группе (организаторы по очереди зачитывают правила).
Вспомнить правила по технике безопасности (Зачитывает Костя).
Исследовать основные свойства полезных ископаемых (организаторы вскрывают конверты, все инструкции у вас есть, ведется работа по изучению свойства полезного ископаемого, заполняются исследовательские карточки). На выполнение задания вам даётся 7-10 минут. (Большие песочные часы или сигнал).
Подготовить краткое сообщение по свойствам полезного ископаемого.
Познакомиться с полезными ископаемыми Московской области.
(21 сл. Пустой)
Уч. -Каждая группа получила:
– план проведения опытов (Приложение №1),
– памятку по составлению сообщения (Приложение №2),
– таблица для заполнения (Приложение №3),
Приступайте к выполнению задания.
(Ребята, в случае слишком активного обсуждения при проведении исследования, вас предупредит об этом колокольчик).
Дети занимаются изучением под музыку.
Выступления детей (с выводами на экране).
1 гр. Известняк
2 гр. Мрамор.
3 гр. Гранит
4 гр. Песок и глина
Уч. (Вопросы ко всем)
1. Скажите, какое свойство известняка и мрамора и гранита дает возможность использовать их так многогранно? (твёрдость)
2. Где чаще используют? (в строительстве)
3. Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок? (Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить).
– Ребята, а когда – то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Может кто – то догадывается о чем идет речь? (Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее).
Рефлексия
Уч. Ребята, какая проблема стояла перед нами в начале урока? (Изучить, какими свойствами обладают полезные ископаемые).
Как вы думаете, ребята, справились мы на уроке с поставленной задачей? (Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины).
Какая задача была самой сложной для каждой группы, назовите?
Для чего мы ставили для себя такую задачу? (Чтобы знать – где человек может использовать и как применять полезные ископаемые в жизни).
Что вам помогло в сегодняшней работе?
5. Какие открытия вы для себя сделали?
– Рада за всех участников заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.
Оценочный лист.
Оцени свою работу в группе
Активно работал в группе
Был организатором работы в группе
Слушал мнение каждого участника группы
Доказывал свое мнение
Смог бы представить результаты работы группы перед классом
Представлял результаты работы группы перед классом
Изученные нам свойства полезных ископаемых позволили сделать такой вывод: такие полезные ископаемые как известняк, мрамор, гранит относятся к твёрдым горным породам и активно применяются человеком в строительстве. Песок – сыпучее вещество, глина – пластичное. Данные свойства позволяют так же активно использовать эти полезные ископаемые в строительстве.
Костя. Минералы Московской области…
Уч. Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
22 сл.
Домашнее задание.
1.Практическое задание (по желанию). Продолжаем исследование (напечатать на карточке)
Попробуй выяснить, какие материалы были использованы для строительства нашей школы. Пройдись по школе с тетрадью и карандашом. Проверь наличие указанных в (списке А)строительных материалов. Проведи линии от названий материалов к тем местам, где ты их обнаружил (список Б).
2.
Творческое задание (по желанию). Мы с вами сегодня изучали свойства тех полезных ископаемых, которые применяются в строительстве. Подготовить доклад на тему: «Какие полезные ископаемые широко применяются в архитектуре и скульптуре Московской области».
23 сл.
Дополнение к уроку
Учитель: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионов лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Костя. Занимаясь изучением данной темы, мне удалось узнать, что благодаря работам минералогов, кристаллографов и специалистов в области электроники удалось создать новое направление -кристаллография — выращивание искусственных (синтетических) кристаллов. В настоящее время уже существуют целые заводы синтеза и выращивания искусственных (синтезированных) алмазов.
24 сл.
Подобно тому и мы с вами, ребята, в прошлом году, работая над проектом «Магия кристаллов», искусственным путём создали свою коллекцию кристаллов. Теперь можем гордиться своим исследовательским проектом.
Уч. Ребята, скажите, так все-таки можно заменить полезные ископаемые, выращиванием искусственных или нужно беречь? (ответы детей)
Почему надо беречь полезные ископаемые – это тема нашего следующего урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Известняк (уч.с.8)
2.
Рассмотрите под лупой образец известняка. Частицы этой породы больше или меньше частиц сыпучего песка?______________________
3.
Какого цвета эти частицы?______________________________________
4.
Твёрдое или жидкое ______________________________________________________________
(будем считать породу мягкой, если на ней можно оставить след ногтем; твёрдой, если её можно поцарапать гвоздём; и очень твёрдой, если следа от гвоздя не остаётся).
5.
Тяжелее или легче воды?__________________________________________________________
(Опустите кусочек известняка в воду. Он плавает на её поверхности или тонет? Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее).
6.
Горючее или не горючее?_______________________________________
7.
Применение___________________________________________________ (в строительстве, топливо, для получения металлов)
8.
Ведётся ли добыча данного полезного ископаемого в Московской области?_______________________________________________________
Нужно: Известняк, песок, стакан с водой, микроскоп, листочек, тряпочку, нетбук.
Название полезного ископаемого: Гранит(уч.с.7,с.12, с. 21)
2.
Рассмотрите под микроскопом образец гранита. Какого цвета?_________________________________________________________
3.
Из чего состоит?_______________________________________________
Подумайте, почему называется гранит? От какого слова произошло это название?______________________________________________________
4.
Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)
Вывод:_______________________________________
5.
Горючее или не горючее?_______________________________________
6.
Применение___________________________________________________ (в строительстве, топливо, для получения металлов)
7.
Ведётся ли добыча данного полезного ископаемого в Московской области?_______________________________________________________
Нужно: гранит, известняк, уголь, стекло, микроскоп, листочек, тряпочку, нетбук.
2.
Рассмотрите под микроскопом образец мрамора. Какого цвета? (красный, серый, чёрный, жёлтый, белый)_________________________________________________________
3.
Определите, какой у него блеск (металлический, стеклянный, смолистый, матовый)______________________________________________________
4.
Убедитесь в особой прочности мрамора.
Проведите по стеклу мрамором. Если оставит след или царапину на стекле – значит твёрдое вещество. Вывод:_______________________________________________________
5.
Сравните его твёрдость с твёрдостью известняка __________________________________________________________
(будем считать ту породу более твёрдой, которую можно поцарапать гвоздём и следа от гвоздя не остаётся).
6.
Применение___________________________________________________ (в строительстве, топливо, для получения металлов)
7.
Ведётся ли добыча данного полезного ископаемого в Московской области?_______________________________________________________
Нужно: Мрамор, известняк, стекло, микроскоп, листочек, тряпочку, нетбук.
2.
Какая порода лучше сохраняет форму: песок или глина?Какая порода более вязкая?_____