Полезные ископаемые драгоценные камни 4 класс

Полезные ископаемые драгоценные камни 4 класс thumbnail
  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Алмаз полезное ископаемое

Алмаз – это полезное природное ископаемое, которое находится глубоко в недрах земной коры, от всех камней он отличается особой прочностью. Цена данного ископаемого дорогостоящая, но на самом деле он не чем не отличается по составу от простого угля. Тайна происхождения алмаза заключается лишь в том, при каких условиях был сформирован камень.

Археологи до настоящего момента не определили причину появления драгоценного камня. Так как он появляется из углерода, то есть природного газа. Доказано лишь, то что на газ действует большое атмосферное давление и он из-за этого сжимается и начинается процесс кристаллизации. По окончанию процесса появляется твердый камень. Для того чтобы найти кристалл приходится раскапывать целые шахты.

Преимуществом алмаза, является твердость, что означает, его не так – то просто поцарапать, но он довольно хрупкий и при неправильном обращении легко расколоть. Свойства его заключаются в использовании в изготовлении ювелирных украшений.

Необработанный драгоценный камень выглядит не приглядно и не вызывает особого интереса. По ощущениям у него не ровная и шероховатая поверхность, данный внешний вид напоминает обычное стекло. Характерный окрас желтый, зеленый, матовый, голубой и редкий красный.

Добытые алмазы подлежат дальнейшей сортировке, и камни без особых изъянов и дефектов, идут на изготовление ювелирных изделий. После всех этапов обработки он приобретает блеск и называется бриллиантом. Алмазы с дефектами называются техническими и применяются в промышленности, медицине и т.д.

Для технических целей стараются применять более дешевый вариант, чем природный алмаз, выращенный в химической лаборатории. По составу, который не чем не уступаем природному кристаллу, но гораздо дешевле имеет себестоимость и в состав входит порядком меньшее количество различных примесей.

От природного драгоценного ископаемого, такого как алмаз, одни преимущества.

Вариант 2

В недрах земли содержится большое количество самоцветных камней, однако алмаз среди них особенно выделяется. Это один из самых твердых минералов, чьи характеристики обусловлены очень плотным строением кристаллической решетки.

Помимо эстетического, алмаз имеет и очень важное практическое значение. Алмазное напыление используют для изготовления самых прочных сверл, шлифовальных кругов. При помощи алмазных инструментов можно проводить обработку твердых пород камня, резать стекло, не раскалывая его при этом. На основе природных кристаллов алмаза создан особый лазер, широко использующийся в медицинском направлении, особенно в лазерной хирургии.

Для того, чтобы широко использовать алмаз в технических целях, специально выращивают искусственные кристаллы. Они практически не отличаются от природных алмазов по своим свойствам, однако имеют несравнимо более низкую стоимость.

Наибольшим количеством месторождений алмазов располагают Россия и Канада, также их очень много на африканском континенте.

Удивительно, но алмаз обладает тем же химическим строением, как обыкновенный уголь или графит, используемый в качестве пишущей части простого карандаша. Разница обусловлена лишь особыми условиями, в которых формируются алмазы.

Алмазы относятся к минералам, формирующимся глубоко в недрах земли, где возможно поддержание соответствующей температуры и давления. Основой формирования драгоценного камня является высокая концентрация природного газа – углерода. Под воздействие огромного давления под толщей земных недр газ способен сжиматься до таких размеров, при которых образуется твердый драгоценный минерал.

Из глубин земных недр на поверхность алмазы попадают с магматическими потоками при извержении вулканов. Чаще всего их добывают в очень глубоких шахтах, но нередки и случаи, когда алмаз можно найти на поверхности.

Главное свойство алмаза – его прочность. При этом сам минерал не отличается твердостью и может быть довольно хрупким. То есть, например, кристалл можно расколоть, а вот поцарапать его чрезвычайно сложно.

Обработанный должным образом и ограненный алмаз называют бриллиантом. В этой форме его используют при изготовлении роскошных ювелирных изделий, которые очень высоко ценятся. Тем не менее, далеко не из любого алмаза может получиться полноценный бриллиант, на самом деле весь цикл обработки для становления ювелирным изделием проходят не более 20% всех добытых алмазов.

Сообщение про Алмазы

Алмаз является драгоценным камнем и полезным ископаемым. Это самый твердый минерал во всем мире. Название такое получил алмаз при помощи перевоплощения слова Адамас, что с древнегреческого значит «нескорушимый», что подтверждает его крепость.

Алмаз имеет следующие характеристики: по шкале Мооса алмаз занимает 10 ступень твердости, вместе с этим камень очень хрупок. Алмаз может быть замечательным проводником тепла. Он наиболее подходит для этого из всех твердых материалов, но электрической ток он проводить не может. Температура, при которой алмаз плавится составляет 4000 градусов, а сгорает при 1000 градусов. Так же камень люминесцентен.

Такие способности алмаз имеет из-за 98% содержания углерода, остальные примеси лишь придают оттенок камню. Самые распространенные цвета алмаза это желтоватый и коричневый, но помимо этих цветов бывают редкие красные, синие, голубые и черные алмазы. В ювелирных магазинах алмазы не имеют цвета из-за предварительной обработки. Но есть особенные бриллианты, которые не теряют цвет, но они высоко ценятся на рынке, например, Дрезденский имеет зеленый цвет, бриллиант Тиффани желтого цвета и Портер-Родс – голубой.

Существует способ определения подлинности алмаза. Для этого берется жирный черный фломастер и проводится по поверхности минерала. Если линия осталась сплошной без разводов, то камень настоящий, а если размылась и распалась на капли, то поддельный.

Алмазы добывают на каждом континенте, кроме Антарктиды. Больше всего их можно найти в дырах земной коры, образованные от взрыва газов. В таких дырах содержится 90% всех алмазов планеты. Самые богатые залежи минералов находятся в России, Канаде, Австралии, ЮАР. Каждый день на земле добывается около 30 тонн алмазов. Россия добывает 29% всех запасов.

Используются алмазы в основном в ювелирном деле. 70% всех камней идут на переработку и превращаются в украшения. На данный момент на рынке существуют две крупные ювелирные компании, владеющие алмазными камнями и впуском украшений из них. Промышленность так же нуждается в минералах для ядерной, часовой промышленности. Так же для изготовления квантовых компьютеров, производство микроэлектроники, абразивов. Алмаз не только красивый, но и очень полезный камень.

Окружающий мир. 4 класс

Картинка к сообщению Алмаз полезное ископаемое

Алмаз полезное ископаемое

Популярные сегодня темы

  • Гигиена зрения

    Большую часть информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Хорошо ориентироваться в пространстве, избегать множества опасностей, читать, наслаждаться природой и произведен

  • Известные люди Кубани

    Кубань прославилась на в страну благодаря своему народу : деятели науки, выдающиеся таланты в области искусства, спортсмены и многие другие. Предлагаю сегодня уделить внимание самым важным лю

  • Патриотическое воспитание дошкольников

    Дошкольный возраст самый подходящий для обучения. Ребёнок с раннего детства должен знать, что у него есть родная сторона, где его всегда будут любить и ждать. Понятие патриотизм имеет глубоко

  • Извержение вулкана

    Наиболее распространенный тип извержения вулканов происходит, когда магма (термин лавы, когда она находится ниже поверхности Земли) высвобождается из вулканического вентиля. Извержения могут

  • Полиция России

    По сохранившимся данным, возникновение полиции как отдельного государственного органа, берет начало с 16 века. Всё началось с того, как великий князь Иван Васильевич дал указ, разъезжать по г

  • Модест Петрович Мусоргский

    Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) относится к великим русским композиторам, чье музыкальное наследие входит в классическую шкатулку мирового творчества.

Источник

Алмазы образовывались глубоко под землей, и в течение миллионов лет выталкивались на поверхность вулканами. Внутри земной коры их содержится немало и сегодня, но промышленная добыча этих камней ведется на ограниченном количестве месторождений. В докладе об алмазах как полезном ископаемом основное внимание нужно уделить свойствам этого материала и способам его добычи.

Физические свойства алмаза

Эти камни, пожалуй, одни из самых дорогих ценностей нашей планеты. Например, алмаз ювелирного качества Куллинан весом 621,35 грамм является самым большим в мире и стоит 200 миллиардов рублей. За него можно купить 4 тысячи автомобилей Bugatti или 5 тысяч самых лучших квартир в центре Москвы.

Среди драгоценных камней этот минерал является единственным, который состоит из одного элемента. Слово «алмаз» произошло от греческого «адамас» — «неодолимый», «непобедимый» или, по арабской версии, «элма», означающий «очень твердый».

Алмаз на самом деле является одним из самых твёрдых природных минералов. Его показание по шкале твердости равно 10. А вот рубин с твердостью равной 9 при шлифовании в 140 раз мягче алмаза, а по шкале Мооса мягче почти в четыре раза. Под твердостью понимается свойство материала сопротивляться внедрению более твердого тела. Обычно это царапанье или шлифование.

Удивительно, но этот минерал тверд только к истиранию и царапанью. Оказывается, что он довольно хрупок и его можно расколоть даже легким ударом. Об этом не следует забывать всем, кто обращается с изделиями из бриллиантов. В то же время любые кислоты и изменения температуры в обычных условиях этому камню нипочем.

Прозрачные, без каких-либо включений алмазы гранятся и являются драгоценными камнями первого порядка. Оценка качества полученных бриллиантов требует колоссального опыта. Необходимо знать цвет, чистоту, совершенство огранки и массу камня в каратах. В ювелирных целях используется не более двадцати процентов, всех добываемых минералов. Очень большой редкостью являются минералы в сотни и тысячи каратов.

Основные месторождения минерала

Выдающиеся бриллианты, обретшие всемирную известность благодаря своей красоте и различным историям, носят собственные имена. Список самых известных бриллиантов:

  • «Куллинан» (или «Звезда Африки») — крупнейший алмаз в мире. Масса 621,35 грамма. Найден в январе 1905 года на шахте Южной Африки.
  • «Куллинан-I» или «Большая звезда Африки» — 530,2 карата.
  • «Наш свет» — бесцветный прозрачный алмаз массой 221,8 г.
  • «Эксельсиор» — найден в ЮАР 30 июня 1893 года, вес 194,2 г.
  • «Великий Могол» — крупнейший алмаз, найденный в Индии. Масса 787 карат.

Россия лидирует в деле алмазодобычи. Она стала мировым лидером с 2010 года. И это неслучайно, ведь в мире совсем немного стран, которые могли бы похвастаться такими богатыми месторождениями.

Главными производителями алмазов помимо России являются:

  • Австралия;
  • Ботсвана;
  • Канада;
  • ЮАР;
  • Ангола.

Главный вклад в эту победу внесла Якутия, где в городе Мирном добывается основная доля российских алмазов. И хотя добыча драгоценных кристаллов в Якутии ведется не только в Мирном, но именно этот город считается алмазной столицей российского государства.

Началась добыча российских алмазов не в Якутии, а на Урале в Пермской губернии в 1829 году. Первые 22 якутских минерала были найдены 7 августа 1949 года на косе Соколиная в 135 километрах от города Мирного. Их нашли геологи под руководством Григория Хаимовича Файнштейна — геолога, чье имя также вошло в историю мировой алмазодобычи.

Самый крупный алмаз, добытый в России, — «Двадцать шестой съезд КПСС», 342,57 карата. Он добыт в 1980 году. Сегодня считается, что алмазы сформировались 300 миллионов лет назад на глубинах 20−25 километров.

По трещинам в земной коре магма продвигалась на поверхность, и когда вышележащие слои уже не в состоянии были препятствовать давлению горных пород, происходил взрыв и образовывались вертикальные геологические тела, называемые кимберлитовыми трубками взрыва.

Первая такая трубка была обнаружена в провинции Кимберли на юге Африки, откуда и пошло это название. Сейчас в Якутии найдено полторы тысячи кимберлитовых трубок.

Процесс добычи руды в Якутии

Кимберлитовая трубка «Мир» была открыта 13 июня 1955 года, а разработка началась в 1957 году. Её глубина составляет 525 метров, что немного недостает до высоты Останкинской телебашни. За период с 1957 по 2001 год здесь добыли алмазов на семнадцать с половиной миллиардов долларов. До 2001 года добыча алмазов в нём велась открытым способом, а сейчас шахтным, то есть под землей.

Подземным способом идет добыча и в кимберлитовой трубке «Интернациональная», которая находится в 15 километрах от Мирного. Она славится очень высоким качеством алмазов. Добыча идет на глубине примерно одного километра. Протяженность всех выработок составляет 37 километров. С этого рудника началась добыча минералов подземным способом в Якутии, несмотря на то, что месторождения находятся в зоне вечной мерзлоты.

Работа на шахте ведется в три смены без выходных и праздников. За сутки добываются полторы тысячи тонн породосодержащей руды. Пустой руды тут быть не может потому, что возможности месторождения специалисты просчитывают заранее, чтобы не было убытков.

Добытую породу отправляют на обогатительную фабрику, где извлекают сами алмазы. Этот процесс довольно длительный и многоэтапный. Щёковая дробилка работает круглосуточно. За 24 часа через нее проходит шесть тысяч тонн сырья, добытого в карьерах и шахтах.

С дробилки по ленточному конвейеру сырье перемещается внутрь огромной мельницы диаметром в 7 метров. Тут измельчение происходит при помощи воды, с которой смешивается алмазосодержащий материал, далее он попадает на так называемые грохоты.

Камни просеивают как муку, пропуская через сито. В процессе они делятся на группы в зависимости от размера. В сепараторе происходит выделение крупных кристаллов. Алмаз имеет свойство светиться в рентгеновских лучах и затем некоторое время после облучения он еще продолжать светиться. Фотоэлемент видит это свечение и отсекает крупные камни.

Всех этих процедур может оказаться недостаточно, и в итоге среди алмазов иногда могут попадаться обычные камни. Отделить драгоценный материал окончательно и бесповоротно могут только люди. Они вручную заканчивают то, что начали машины.

Оценка формы, качества и цвета

В специальном центре сортировки алмазов решается судьба каждого отдельно взятого камня — куда он пойдет на технические нужды или на ювелирные. Задача вибрационного щитового грохота — разделить мелкие кристаллы в зависимости от их размера на классы. Для этого применяется от 4 до 8 сит. За один раз в агрегат помещается полторы тысячи камней.

Вибрационный грохот делит на группы самые мелкие кристаллы, камни, что побольше, — это удел развесочных аппаратов, ну а сортировкой самых крупных минералов занимаются люди. Общая задача — классифицировать камни по размеру и весу.

Разработано 16 размерно-весовых групп алмазов, позже к ним добавляются 10 видов форм камней, 5 вариантов качества и 10 цветовых классов. В итоге получается 8 тысяч позиций.

Определением формы, качества и цвета кристаллов занимаются оценщики. Для этого они используют микроскопы и лупы. Через руки этих специалистов за час проходят десятки алмазов, а когда речь заходит о мелких экземплярах, тогда они исчисляются сотнями. Причем каждый камень эксперты оценивают по три раза, ошибки тут недопустимы.

Плохих и ненужных алмазов не бывает — в дело идут все. Еще в древности китайцы активно использовали эти камни для полировки своих ритуальных топоров, которые были сделаны из корунда — менее твердого природного материала. Сегодня 60% добываемых алмазов идет для промышленных целей, а 40% — на ювелирные.

Для производства ювелирных изделий камни после долгого и сложного отбора оказываются на гранильном заводе. Здесь они меняют свой внешний вид и название — они становятся бриллиантами.

Огранка на гранильном заводе

Прежде чем приступить к работе, камни взвешивают на особенных каратных весах. Карат — это стручок рожкового дерева, семена которого в древности служили мерой массы драгоценных камней или жемчуга на базарах Ближнего Востока. Один карат соответствует 200 миллиграмм.

Сначала камень визуально изучают на наличие дефектов, и определяют цвет. Затем при помощи специальной программы получают 3D модель камня, позволяющей определить какой будет максимальный выход бриллианта. Лазером наносится метка будущей площадки бриллианта.

В цехе распиловки каждый камень закрепляется и распиливается в том месте, где была нанесена лазерная метка. На это уходит от трех часов до недели. Для распилки камней используются тонкие медные пластины, которые смазываются алмазной пастой, состоящей из технического масла и алмазного порошка.

Распиленные алмазы в итоге оказываются у огранщиков. В одном цехе работают автоматы, а в соседнем помещении — люди. И те и другие для работы используют ограночный круг, покрытый тонким слоем алмазной пыли. Конечно, качество ручной работы отличается в разы и ценится гораздо выше. Главная задача в этом деле — получить камень максимальной стоимости, то есть огранщики должны свести к минимуму потери при обработке.

В среднем теряется от 30 до 70 процентов веса. Качество работы огранщиков проверяется технологами. Экспертная оценка заключается в сравнении камня с другими бриллиантами. Она проводится по четырём параметрам (4″С»):

  • определение массы камня в каратах;
  • определение цвета бриллианта и его интенсивности при стандартном освещении;
  • чистота камня, выявление всех его внутренних несовершенств (дефектов);
  • качество огранки и финишной обработки.

Классическая форма огранки круглая — 57 граней или фасет. Формула классической огранки была выведена в начале ХХ века при помощи специальных расчетов и была признана идеальной, потому как позволяла показать всю красоту камня.

На последнем этапе — ювелирном заводе ограненные алмазы или бриллианты обретают свое место жительства в кольцах, сережках кулонах или часах.

Таким образом, значение алмазов в жизни человека трудно переоценить. С древних времен его считали камнем сильных людей. По многим поверьям он придает силу, отвагу, мужество и доблесть. Без него невозможно представить ювелирное дело, а также работу промышленности в сфере оптики, электроники и других отраслях.

Предыдущая

Окружающий мирНаблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)

Источник

Познание мира 4 класс урок Дата «__________»

Тақырып. Что такое полезные ископаемые?

Мақсаттар: расширить представления о полезных ископаемых; находить на карте основные месторождения полезных ископаемых; развивать умение работать с книгой; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

Көрнекілігі: карта полезных ископаемых Казахстана, оценочные листы, критерии к выполнению заданий, статьи, учебник.

Күтілетін нәтиже:

  • Знать классификацию полезных ископаемых

  • Уметь находить на карте полезные ископаемые

  • Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Создание коллаборативной среды.

Деление на группы

В классе расклеяны стикер трёх цветов, на которых написаны слова: вода, воздух, земля.

Дети становятся в кружок, учитель читает стихотворение.

Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

– о каких кладах природы говорилось в стихотворении?

– каждый из вас возьмёт стикер, который ему нравиться.

– соберитесь в группы в зависимости от клада природы (вода, воздух, земля).

Рассаживайтесь за парты в соответствии с указателем на парте.

  1. Актуализация знаний.

– объясните, почему воду, воздух считают кладовыми Природы? (ответы учеников)

– дайте объяснения, почему землю считают кладовой?

3. Постановка темы урока и цели

– вы привели верные объяснения, как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Сегодня на уроке мы с вами ответим на такой вопрос «Что такое полезные ископаемые?».

– Какова цель нашего урока? (расширить представление о полезных ископаемых)

– каких критериев успеха мы должны достигнуть на уроке? (критерии вывешиваются на доску)

  • (Знать, классификацию полезных ископаемых

  • Уметь находить на карте полезные ископаемые

  • Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.)

Когда мы начали изучать полезные ископаемые?

В прошлом году мы получили представления о полезных ископаемых. Каждый из нас владеет определённой информацией. Я предлагаю обменяться идеями о полезных ископаемых, для этого мы воспользуемся корзинами идей.

Прием “Корзина идей”

На доске вывешивается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос « что вам известно по теме полезные ископаемые.»

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Для чего мы выполняли это задание?

  1. Работа по теме урока

  • «Корзина идей» заполнена, теперь нам необходимо проверить насколько точны наши предположения, для этого вы самостоятельно поработаете с текстом, используя приём Инсерт

При чтении текста учащиеся на полях расставлят пометки карандашом у каждого рбзаца. Пометки рассталяются следующие

  • – уже знал

+ – новое

? – не понял, есть вопросы

Что такое полезные ископаемые?

Песок, глина, известняк, гранит, мрамор, нефть и газ – такие разные по внешнему виду и по свойствам, называются одинаково – полезные ископаемые. Полезные – потому что служат человеку, ископаемые потому что их добывают из недр земли. Их ищут, находят, определяют количество. Места разработки полезных ископаемых называются месторождениями.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

Одно из главных богатств Казахстана – это его полезные ископаемые. Из 110 элементов, известных людям, в его недрах выявлены 99, разведаны 70.

Казахстан – одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. По запасам вольфрама наша страна занимает первое место в мире. Второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвёртое по запасам свинца и молидбена.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Полезные ископаемые бывают рудными, нерудными и горючими. Рудные полезные ископаемые делятся на чёрные и цветные металлы. Нерудные полезные ископаемые используются в основном в естественном виде. К нерудным отнсятся минералы (каменная соль, песок, известняк, мрамор , глина). К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, каменный уголь и торф.

Заполните таблицу

+

?

Проверка заполнения таблицы

  • Что вам было известно?

  • Отметили ли вы для себя новую информацию?

  • Что вас заинтересовало?

Где возникли вопросы?

  • Проверим свои предположения по «Корзине идей»

Зачитываются идеи, в соответствии с текстом, даются и проверяются ответы.

  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (на доске состаляется кластер)

Полезные ископаемые

рудные нерудные горючие

минералы

  1. Включение нового в систему знаний и повторение

Каждому учащемуся раздаётся карточка. Материал самостоятельно изучается учащимися, с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.

  • Работая в группах, вы раскроете понятия полезные ископаемые по их видам, опираясь на карточку помощник и текстовое сообщение. Время на работу вам отводится 10 минут.

  • Посмотрите внимательно на вопросы, сформулированные в вашей карте-помощнике, и составьте критерии оценивания выступления группы.

чтобы указать месторождение на карте, вам необходимо на карту прикрепить знак обозначения полезного ископаемого.

Карточка для первой группы учащихся:

Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

Учебник

географическая карта Казахстана,

  1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

  2. Что относится к горючим полезным ископаемым?

  3. Как обозначаются на карте горючие полезные ископаемые?

  4. Указать месторождения горючих полезных ископаемых на территории Казахстана.

  5. Применение горючих полезных ископаемых.

Карточка для второй группы учащихся:

– Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

учебник

географическая карта Казахстана,

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным полезным ископаемым?

3. Как обозначается на карте рудные полезные ископаемые ?

4. Указать месторождения рудных полезных ископаемых на территории Казахстана.

4. Применение рудных полезных. ископаемых.

Карточка для третьей группы учащихся:

Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

Учебник

географическая карта Казахстана,

1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к нерудным полезным ископаемым?

3. Как обозначаются на карте нерудные полезные ископаемые?

4. Указать месторождения нерудных полезных ископаемых на территории Казахстана.

5. Применение нерудных полезных . ископаемых.

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Горные породы , которые содержат металллы, называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, аллюминий, золото и другие металлы.

В руде металлы находятся вместе с пустой породой. Руду нужно обогатить , т.е. оттделить пустую породу от металла. Это делается в доменных печах на металлургических заводах. Пустую породу вывозят за пределы завода. Бывают руды чёрных и цветных металлов.

К горючим полезным ископаемым относятся уголь, нефть, газ и торф. Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Нефть — особо ценное жидкое топливо. Нефть содержится в пустотах горных пород, находящихся в глубоких слоях земли. Ее добывают бурением. Вместе с нефтью из недр земли выходит горючий газ. Горючий газ в недрах земли может иметь и свои отдельные месторождения.

Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Некоторые полезные ископаемые используются как строительный материалы, технические и драгоценные камни, а также для производства удобрений. Из них не выплавляют металлы. Песок, глина, глина, гранит встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в том виде, в каком они находятся в природе, поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.

Оценивание ответов учащихся с опорой на критерии составления ответа. – Возвращение к корзине идей.

-Какие идеи из нашей корзины получили подтверждение?

– что нам дало выполнение этого вида заданий?

  1. Итог

о чём вы можете рассказать своим родителям?

– Что вам этот урок дал для жизни?

– Чему вы научились?

7. Составление синквейна или

Полезные ископаемые

Рудные, нерудные

Выплавляют, строят, горят.

Полезные ископаемые нужно расходовать бережно.

Кладовая земли

Рефлексия Продолжи предложения

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

  1. Домашнее задание. Составить синквейн о полезных ископаемых или подготовить рассказ о полезных ископаемых Казахстана

Источник